Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.
ВОПРОС №38
Виды мышления и развитие мышления в онтогенезе
В психологии распространена следующая простейшая и условная классификация видов мышления:
1.Наглядно-действенное - мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом. В преддошкольном возрасте (до 3х лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как с ними практически взаимодействует именно с целью выяснить, «что там внутри».
2.Наглядно-образное возникает преимущественно у дошкольников (4-7 лет). Связь мышления с практическими действиями хоть и сохраняется, но не является такой тесной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенку во многих случаях не требуется практическое манипулирование с объектом, но во всех случаях ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят только наглядными образами и еще не владеют понятиями.
3. Отвлечённое (т.е мышление в форме абстрактных понятий) развивается в школьном возрасте. Мышление выступает здесь не только в виде практических действий и не только наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
Развитие отвлеченного мышления у школьников вовсе не означает, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышления перестают развиваться или исчезают. Наоборот, эти первичные формы мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться. Например, у инженеров, техников и конструкторов особенно более совершенствуется наглядно-действенное мышление, у писателей, художников –наглядно-образное(конкретно-чувственное) мышление.
Этапы развития мышления:
В наст. время существуют различные теории, которые пытаются определить основные этапы и механизмы развития мышления человека в его онтогенезе. Ряд теорий противоречат друг другу. Тем не менее, есть общепринятые точки зрения в отношении закономерностей развития мышления.
Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.
В большинстве существующих в наст. время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка не отделимы от его практической деятельности: мы видим, как ребенок совершает одни и те же действия со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни малыша. Причем проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку сам процесс мышления для ребенка имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи.
Например, ребенок в возрасте 1 года и 1месяца в состоянии догадаться, что для того, чтобы достать орехи со стола, необходимо к столу поставить скамейку. другой пример – мальчик в возрасте 1 года и 3 месяцев, для того, чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию.
Во всех вышеприведенных примерах ребенок опирался на опыт, уже полученный им ранее. Причем следует учитывать, что этот опыт ребенка не всегда является его личным опытом. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми.
Следующий этап развития мышления ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и очень легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значение первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя к ним слово. Вполне естественно, что этот признак, существенный для ребенка, на самом деле является далеко не существенным. Например, слово «яблоко» детьми весьма часто сопоставляется со всеми круглыми предметами.
Другим весьма значимым этапом развития мышления ребенка является этап, в процессе которого малыш может один и тот же предмет назвать несколькими словами. Это явление наблюдается, как правило, в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании у ребенка такой умственной операции, как сравнение. На данном этапе развития мышления в сознании ребенка происходит процесс обнаружения сходства или различия между предметами и явлениями реального мира. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к 3-3,5 годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.
Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в возрасте 2-6 лет является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». Например, когда ребенку в возрасте 4-5 лет предлагают определить, что общего и в чем различие между грушей и яблоком, то он существенно быстрее проделывает эту операцию, когда держит их в руках, и испытывает серьезные затруднения, когда ему предлагают сделать это мысленно.
Другая характерная особенность детского мышления – это его наглядность, которая проявляется в конкретности мышления. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта и наблюдений за другими. Например, на вопрос «почему нельзя пить сырую воду» – ребенок отвечает, опираясь на конкретный факт – «один мальчик пил сырую воду и заболел».
ВОПРОС №39
Дата: 2019-02-02, просмотров: 406.