Цели и задачи просветительской работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российское законодательство предусматривает ряд профилактических мер в области охраны здоровья граждан. Несомненно, что частью проводимых работ является и медико-просветительская деятельность.

Для изменения отношения и стратегии поведения людей в сфере здоровья проводят мероприятия как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Врачи работают персонально с каждым пациентом, а целью общественного здравоохранения становится работа с отдельными социально-экономическими группами населения. медико-просветительская деятельность представлена на двух разных уровнях. Уровень, соответствующий целям общественного здравоохранения, требует участия врачей в коммуникационных программах, направленных на продвижение идеи здоровья. Здесь они могут выступать как разработчики, эксперты и методисты. Уровень персонального общения с пациентом предполагает, что врач владеет тактикой проведения тематических бесед. Причем слушателями могут быть не только пациенты или люди, подвергшиеся недугу, но и группы риска, родственники пациентов и просто отдельные группы населения, в отношении которых необходима медико-просветительская работа.

Под методами просветительской деятельности понимаются основные способы проведения мероприятий, направленных на установление осознанного и действенного отношения пациентов или потенциальных пациентов к своему образу жизни, здоровью и взаимодействию с врачом и медицинскими службами. Различаются устные, наглядные и комбинированные методы просветительской работы, каждый из которых включает определенный набор средств и приемов медико-педагогической деятельности.

В рамках устного метода наиболее часто медицинскими работниками используются лекции (различные формы проведения лекций и их особенности были рассмотрены в разделе

Изобразительный (или наглядный) метод профилактической работы предполагает использование графических, живописных и прочих средств с целью воздействия на формирование у пациентов или просто людей, живущих в вашем регионе, адекватного отношения к личному и общественному здоровью.

Изобразительные средства могут быть как объемные, так и плоскостные. К объемным средствам относятся:

муляжи — точные копии натуры по форме, размерам и окраске;

макеты — значительно уменьшенные копии натуры;

модели — изображения натурального объекта, сохраняющие их основные черты и принципиальное строение, но допускающие погрешность в передаче второстепенных деталей;

фантомы — изображения натурального объекта, допускающие возможность демонстрации ее в движении, изменении, преобразовании отдельных составляющих.

К плоскостным изобразительным средствам в первую очередь нужно отнести продукцию печатной пропаганды. Сегодня в медицине наиболее часто используются плакаты, брошюры, буклеты, памятки.

Методические правила наглядных пособий.

Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходимо соблюдать следующие методические правила.

1. Наглядность эффективна при обязательном объяснении преподавателя. Когда объекты изучения абстрактны или для них нельзя создать средств наглядности, то речь используется для уточнения наблюдений слушателей, анализа результатов наблюдения, объяснения назначения и функции наглядных пособий.

В педагогическом процессе нередко используются плакаты и таблицы.

Использование графопроекторов.  Графопроектор - это устройство, посредством которого статическое изображение с прозрачной пленки передается на большой экран. Изображение выполняет роль учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера, копировального аппарата или фломастера.

Средства наглядности полезны, потому что обеспечивают точность восприятия, образность и глубину понимания предмета.

74) ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ .Модели обучения здоровому образу жизни . Роль психогигиены и психопрофилактики в деятельности врача

Системы оздоровления можно разделить на группы:

- первая группа - это научный подход к здоровью человека, к обучению его здоровому образу жизни (сюда можно отнести медицинскую, образовательную, радикально-политическую модель, модели обучения ЗОЖ);

- вторая группа - это житейско-бытовой подход к здоровью человека и обучению его здоровому образу жизни (сюда можно отнести различные оздоровительные системы, разделяющиеся по их основополагающим принципам: рациональное питание, лечебное голодание и очищение, целебное воздействие словом, закаливание, водолечение, уринотерапия, терапия целебными травами, восстановление циркуляции разных видов жидкостей, энергии и др.).

Модели обучения ЗОЖ :

1. Медицинская модель - полностью построена на информировании людей. Она предполагает в качестве исходного принципа - если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения.

2. Образовательная модель - суть данной модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении своего здоровья. В основу ее положены представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности.

3. Радикально-политическая модель делает шаг дальше по сравнению с образовательной моделью и включает содействие становлению здорового образа жизни. Данная модель основана на том, что, изменяя внешние обстоятельства (законодательные акты, субсидии и др.), можно создать среду обитания, которая бы содействовала правильному принятию решения о ведении здорового образа жизни.

4. Модель самоусиления.

 Ее суть в объединении: а) достоверной медицинской информации, даваемой профилактической (медицинской) моделью; б) требуемых для принятия решения навыков, вырабатываемых в рамках образовательной модели в) дающего психологическую поддержку окружения, поддерживающего ЗОЖ. Например, повсеместная реклама табачных изделий и алкоголя отрицательно влияет.

5. Психологическая модель обучения здоровому образу жизни может быть представлена в зависимости от теоретических оснований (например, психоанализа, гуманистической психологии, бихевиоризма, поведения).

Модели здорового поведения:

1. Модель редукции страха.

2. Модель параллельного ответа.

3. Модель веры в здоровье

4. Модель личностного контроля.

5. Модель охраняющей мотивации.

6. Психоиммунологическая модель обучения здоровому образу жизни имеет своей целью показать больным людям, как они могут способствовать своему выздоровлению, и здоровым - как они могут участвовать в сохранении здоровья; побудить людей к активному и позитивному участию в изменении своей жизни.

Психогигиена-отрасль медицины(раздел гигиены),разрабатывающая мероприятия по сохранению ,укреплению психического здоровья населения ,а также изучающая условия оптимального психического функционирования человека.

Разделы психогигиены:

1. Психогигиена труда;

2. Возрастная психогигиена;

3. Психогигиена воспитания и обучения;

4. Психогигиена семьи и половой жизни;

5. Психогигиена отдыха и быта;

6. Психогигиена больного человека;

7. Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;

8. Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др

 

Психопрофилактика-отрасль психиатрии ,занимающаяся разработкой мер ,предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение ,а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 566.