Причины возникновения конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что это такое

Синдромом эмоционального выгорания называют такое состояние, когда развиваются и прогрессируют сначала эмоциональное, а затем умственное, и физическое истощение. Такой реакцией организм отвечает на хронический стресс, который, в основном, связан с профессиональной деятельностью человека. Начальные проявления эмоционального выгорания – нежелание идти на работу, которая ранее не только не вызывала отрицательных эмоций, но и приносила удовлетворение, ощущение разбитости, снижение интереса к происходящему. Если никаких мер не предпринимается, прогрессирует утрата энергии эмоциональной, когнитивной и даже физической.

 

Профилактика

Регулярно отдыхать ;не забывать про отпуска ;заниматься спортом, йогой, танцами – тем, что будет приносить удовольствие ;постоянно заниматься самообразованием ;не заниматься самоедством, а исправлять свои ошибки; спать достаточное количество времени; делать перерывы на работе ;научиться отказывать ;снизить употребление стимуляторов мозговой активности (кофе , колы, шоколада)питаться здоровой пищей ;находить время каждый день, когда нужно выключить телефон и компьютер и отдохнуть.

Причины

Стаж работы, семейное положение не играют особой роли в развитии синдрома. Он развивается при появлении нескольких причин, которые можно условно разделить на: личностные факторы и ситуационные проблемы.

К первой группе относят такие черты личности:

Пессимизм ; ориентация на окружающих людей ;длительное внутреннее переживание негативных ситуаций на работе, верность какой-то идее; желание охватить все своим контролем ;склонность к самопожертвованию ;неспособность отказывать; высокие ожидания от результатов своей профессиональной деятельности ;склонность к мечтаниям ,идеализированные взгляды на работу и жизнь и т. д.

К группе ситуационных причин относят:

Высокая ответственность ;конкуренция на рабочем месте ;конфликты с коллегами или начальством ;работа монотонная или примитивная ;многочасовая работа ;отсутствие достаточного морального или финансового вознаграждения за труд; большая профессиональная нагрузка; отсутствие времени на отдых; отсутствие поддержки со стороны друзей или родных.

Особенно часто синдром развивается у людей молодого возраста, чья деятельность связана с людьми, кто выкладывает в работу свою душу, переживает за нее, неся бремя ответственности самостоятельно.

60) Факторы успешного общения .Стиль обращения как фактор успешности общения. Стили слушателя.

Интерес к партнёру ,умение внимательно слушать, восприятие чувств партнёра( эмпатия -сопереживание) , умение пронимать значение жестов и мимики ,учёт ситуации в которой происходит общение ,разборчивая и грамотная речь

Стиль общения – это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

 

 

Стиль общения как типичная форма реагирования в человеческих контактах, обусловленная индивидными, личностными, социальными факторами, имеет большое значение для становления и успешного развития человеческих взаимоотношений, для создания благоприятного психологического климата на работе и вне ее; это важный регулятор поведения.

ВИДЫ СЛУШАНИЯ.

 Активоное =на первый план выступает отражение информации:

-нерефлексивное=нет анализа и интерпретации, отражается только мысль собеседника

Рефлексивное=активное участие в разговоре

Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику

61) Стратегии и тактики влияния и манипулирования. Трудности и дефекты общения.

Влияние - это воздействие на состояние мыслей, чувств и действий партнера, это процесс и результат изменения субъектом поведения другого субъекта. Личное влияние - сложный феномен, способность воздействовать на других людей, изменяя их поведение, мотивы, взгляды и т. д

Результат воздействия в определенной степени зависит от выбранных способов и стратегий взаимодействия. Если нужен сиюминутный результат, выбирается более напористый способ, и наоборот, при наличии времени для рассуждений, объяснений мы используем более мягкие тактики воздействия.

В зависимости от установки на взаимодействие различаются такие стратегии: доминирование, манипуляция, партнерство.

В рамках этих стратегий используются различные тактики влияния:

 разумное убеждение; эмоциональное воздействие, воодушевление; просьба, воздействие через личные отношения ;коалиция (использование поддержки других);принуждение, давление (приказ, угроза, деструктивная критика, напоминание); внушение (суггестия); самопрезентация  (создание имиджа надежного, компетентного, привлекательного человека);пробуждение импульса к подражанию; обращение к авторитету;

Манипуляция - это скрытое (тайное) управление собеседником против его воли.

В деловом общении манипуляция - обычная вещь. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненным незаметно, создавая у того иллюзию полной самостоятельности и свободы.

Выделим типичные признаки манипуляции:

• стремление овладеть волей партнера, поставить его в зависимое, подчиненное положение. Эту зависимость манипулятор черпает в слабостях, страхах, желаниях (денег, власти, славы, признания, любви.) партнера по общению. Для проникновения в психическую сферу адресата манипулятор использует любой значимый мотив: переживание из- за полноты, невысокого роста, лысины, болезни; гордость за свое происхождение; любопытство; хобби.

Дефекты и трудности общения.

Дефектным общением называют относительно неполноценное общение, которое чаще проявляется в межличностных отношениях. Оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости. Хотя такое общение, как правило, не вызывает пагубных последствий, оно все же считается деструктивным, так как создает помехи — дефекты общения. Результатом такого общения становятся раздражительность и конфликтность, психическая, нервная и физическая усталость

Трудности делятся на первичные и вторичные.

Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении.

62) Убеждающее воздействие в профессиональной деятельности врача .Модели взаимоотношений врача и пациента. Принципы и правила отношения врача к пациенту

 Техническая. В данной модели пациент является «неисправным механизмом, который нуждается в починке». Личность пациента не учитывается. Есть только физическая проблема, которую нужно устранить. В данной модели ответственность за исход лечения лежит в равной степени и на враче, и на пациенте. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник, основная задача которого – исправить неполадки в организме пациента Этическая некорректность отношения к пациенту как к неисправному механизму здесь в полной мере компенсируется ответственностью самого пациента за конечное принятие решений.

Патерналистская (сакральная). Врач здесь рассматривается как «родитель», а пациент как «неразумное дитя». Врач сам определяет, что является благом для пациента. Здесь уделяется внимание личности пациента, но лишь с точки зрения моральной поддержки. Пациент выступает в роли ребенка, слепо и безоговорочно доверяющего врачу и не несет никакой ответственности за собственное здоровье. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда».

Коллегиальная. Пациент здесь играет активную роль, с ним согласовываются все решения врача. На сегодняшний день это самая притягательная с моральной точки зрения модель. Врач и пациент выступают как равные коллеги именно в борьбе с болезнью. Социальный статус, возраст, образование и т. д. не влияют на данное равноправие. Единственной долей некоторого лицемерия здесь выступает тот факт, что врач не испытывает страданий больного, со всеми вытекающими отсюда психологическими и моральными проблемами.

Контрактная. Пациента оповещают о том, как проходит лечение, от него не скрывают информацию, но решение принимает врач, обосновывая его для пациента.

Ещё одна модель равной ответственности врача и пациента за исход лечения. В рамках договора (соглашения – как устного, так и письменного) обговариваются все аспекты профессиональных отношений .

Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Залог успешного лечения - взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.

Механизм трансфера заключается в актуализации у пациента прежнего опыта эмоциональных взаимоотношений со значимыми людьми и в переносе этих чувств на врача. По мнению Фрейда, врач подсознательно напоминает больному эмоционально значимую личность из его детства. Если рассматривать механизм переноса более широко, то отношение больного к врачу во многом обусловлен его прежним опытом общения с другими врачами, их отношением к нему, воспоминаниями детского возраста о первом опыте общения с «людьми в белых халатах». Если со стороны врачей человек видел к себе доброе, эмпатичное, участливое, высоко профессиональное отношение, то врач в сознании больного будет восприниматься положительно. В случае же равнодушного отношения, некорректного поведения, непрофессионального подхода больной будет склонен относиться ко всем врачам довольно негативно, враждебно.

63 )Понятие конфликта. Типология конфликтов . Причины и функции конфликтов . Динамика конфликта.

Наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия

Типология конфликтов по количеству участников.

 Итак, здесь существует 4 вида конфликтов:1) Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или более группами людей. Количество участников здесь не ограничено. Яркий пример межгруппового конфликта – элита и массы или националисты и космополиты. Здесь группы преследуют несовместимые цели, имеют разную систему ценностей и образ жизни, что приводит к противоречию. 2)Конфликт между личностью и группой. Он возникает, когда поведение отдельной личности в группе не соответствует ее правилам, интересам, ценностям и потребностям.3) Конфликт между личностями. В этом случае люди являются участниками одной группы, однако они имеют противоположные взгляды на какие-либо важные для них явления или процессы. Также здесь представлен и такой вариант отношений, когда две личности стремятся к достижению цели при условии, что достичь желаемого может только одна из них. 4)Внутриличностный. Он возникает, когда в личности возникает противоречие между двумя интересами, которые одинаково важны для нее.

Типология конфликтов по длительности .

1)Кратковременный. Это категория острых конфликтов, которые имеют яркую эмоциональную окраску. В этом случае люди выражают свое негативное отношение аффективно, что иногда приводит к трагическим результатам. 2)Длительный. Такой тип конфликтов также, как и предыдущий, является острым, однако их отличие в том, что данный тип обладает устойчивым противоречием в позициях оппонентов. 3)Вялотекущий. Это слабовыраженный тип, характерен для ситуаций, в которых между людьми возникает небольшое противоречие. Он часто возникает, если одна из личностей не заинтересована в открытой конфронтации.4) Быстротекущий. Это одна из самых «удачных» форм конфликтов, поскольку чаще всего ситуация разрешается примирением оппонентов.

 Типология конфликтов по причинам возникновения

1) Идеологический. В его основе лежит противоречие в установках личностей на государственные, коллективные, ценностные и социальные вопросы.2) Экономический. Здесь присутствует проблема обеспечения, когда одна личность (или группа) заинтересована в материальном обеспечении с помощью другой.3) Семейно-бытовой. Он обусловлен дисгармоничностью родственных отношений. Причинами таких конфликтов могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и идеологические расхождения. 4)Социально-психологические. Здесь причиной конфликта выступает, в первую очередь, психологическая несовместимость личностей, которые могут осознавать причины неприязни либо не иметь уместных аргументов.

Функции конфликтов Следует также рассмотреть, какие функции выполняет конфликт, в зависимости от последствий для его участников: конструктивную (напряжение, возникшее в ходе затруднительной ситуации, может быть использовано для решения определенных задач или целей); диалектическую (нахождение причин конфликта); деструктивную (устранение проблем затормаживает эмоциональный окрас взаимодействия).

Причины возникновения конфликтов :1)Объективные 2)организационно-управленческие 3)социально-психологические 4)личностные

Методы убеждения

С необходимостью убеждать пациента приходится сталкиваться ежедневно, особенно, если принять во внимание, что около половины больных, согласно данным зарубежной статистики, не выполняют медицинских назначений.

Прямые, лобовые советы, как правило, вызывают сильное сопротивление больного. При этом следует знать, что явное сопротивление является обычно не таким сильным, как скрытое, когда больной на словах обещает сделать и ничего не выполняет фактически.

Лучше прямых советов работают косвенные методы и приемы убеждения: «Я бы на Вашем месте, может быть, сделал бы так...». Эффект косвенного внушения связан с тем, что оно вызывает минимальное сопротивление пациента. Однако значимая информация должна исходить от значимого человека. Поэтому медицинская сестра должна стать для пациента референтным лицом, т.е. вызвать доверие у больного.

В психологии выделяют различные техники убеждения. Охарактеризуем несколько таких методов. При этом медицинской сестре следует помнить, что техники прямого убеждения эффективно действуют при разовых встречах с пациентом, а при длительных и тесных контактах большее значение приобретает эмпатия и искренность медсестры

В основе психологического настроя коллектива важную роль играют формальные и неформальные отношения. При построении хороших взаимоотношений в медицинских коллективах и бригадах скорой помощи необходимо учитывать психологическую совместимость их сотрудников, под которой понимается наиболее благоприятное сочетание психических свойств членов группы, обеспечивающее успех в выполнении поставленных задач, и чувство удовлетворения от совместной работы. Психологическую совместимость обеспечивают взаимная симпатия, общность взглядов, убеждений, интересов, а также отсутствие эгоистических устремлений членов коллектива. Несовместимость возникает тогда, когда в группе есть назойливые, замкнутые, неуживчивые люди. От взаимоотношений сотрудников зависят их настроение и психологический климат в коллективе.

Сплоченность и взаимопомощь необходимы в каждом коллективе, но особенно важны в медицинском, поскольку от его успешной деятельности зависит сохранение здоровья и даже жизни людей.

Авторитетом у больных пользуются те медицинские работники, у которых профессиональная подготовка сочетания с развитым чувством долга, моральными и человеческими качествами. Не каждый больной понимает целесообразность тех или иных лечебных процедур, однако любой их них испытывает потребность в дружеском сочувствии, теплых словах, поддержке. Поэтому некоторых опытных, но недостаточно контактных и тактичных медиков пациенты оценивают низко. Стиль поведения медицинской сестры, включающий живое участие в судьбе пациента, повышает ее авторитет.

Таким образом, от сложившихся взаимоотношений между сотрудниками медицинских учреждений зависит не только эмоциональный настрой и подход к работе, но и здоровье больных.

66) Конфликты в стоматологической практике . Методы разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтов .

Распределение судебных исков к врачам-стоматологам

71 % - врачи-ортопеды;

26 % - врачи-терапевты;

3 % - врачи-хирурги.

3.Методы разрешения конфликтов

Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место то занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предотвратить. Потому очень важно уметь выходить из конфликта.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Разрешение конфликта логично связать с изменением конфликтной ситуации, а способы разрешения – со способами её изменения. Действительно, конфликтная ситуация может существовать , не переходя в стадию инцидента, но инцидент без конфликтной ситуации начаться не может, как не может быть продолжения данного инцидента с изменением конфликтной ситуации. Следовательно, данный конфликт прекращается вместе с изменением данной конфликтной ситуации, и, меняя конфликтную ситуацию, мы можем заменять один элементарный конфликт на другой, управляя течением конфликта в целом.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Профилактика конфликтов.

Существуют объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов:

создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации. К ним в первую очередь можно отнести: материальную обеспеченность семьи; наличие времени для полноценного отдыха и т.д.

Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях с человеком, у которого нет этих проблем;

справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации ,успокаивающая материальная среда, окружающая человека. К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку рабочих и жилых помещений.

:

структурно-организационные условия предупреждения ,личностно-функционалъные условия предупреждения конфликтов (соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность);

ситуативно-управленческие условия (принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников, особенно подчиненных).[15]

Для специалистов-конфликтологов, большой интерес представляют и социально-психологические условия профилактики конфликтов. Они более легко поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими предпосылками.

В тоже время они оказывают заметное влияние на конфликт, вызывая существенные перемены в процессе развития социального противоречия.

. Есть несколько соотношений, основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам:

баланс ролей (если человек принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит);

баланс взаимозависимости в решениях и действиях (каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый, в идеале, стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому, если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны);

 

67) Нарушение волевого контроля.

Волевая регуляция личности может быть нарушена, вследствие чего возникает нежелание совершения какой-либо деятельности, либо, наоборот, неумение справиться с неконтролируемой импульсивной активностью. Наблюдаются следующие виды нарушения волевой регуляции деятельности: Апатия (бесстрастие) - отсутствие чувств, а нередко желаний и интересов, отсутствует эмоциональная оценка событий. Безразличие вызывают и радостные, и опасные жизненные эпизоды. Апатия, возникшая вследствие отсутствия побудительного импульса, может приводить к абулии. Абулия ( нерешительность) - психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от вызывающих ее причин, абулия может быть кратковременным, ситуативным или периодически возвращающимся, длительно переживаемым состоянием. Тяжелая абулия - симптом, часто сопровождающий кататоническую форму шизофрении. Нередко абулия возникает при поражениях лобного отдела мозга .Клептомания - периодически возникающие у субъекта непреодолимые импульсы украсть предметы, которые ему не нужны для личного пользования и которые не имеют для него материальной ценности. Такие действия сопровождаются возрастающим чувством напряжения, облегчением и удовольствием во время совершения кражи. В психоаналитической литературе называются следующие предполагаемые причины таких поступков: способ восстановления утраченных взаимоотношений с матерью, акт агрессии, защита от страха повреждения, способ получить наказание, способ восстановить и усилить самооценку, реакция на семейную тайну, достижение определенного уровня возбуждения, в том числе и сексуального. Пиромания - обдуманные и целенаправленные поджоги, совершаемые неоднократно. Так же как и в случае клептомании при пиромании наблюдается возрастание внутреннего напряжения перед совершением поджога, зачарованность огнем, интерес, любопытство или влечение к нему, выраженная радость, удовлетворение, облегчение при виде пожара или участия в нем. В ряде работ отмечено, что у пироманов часто не бывает дома отца, и их действия связаны с желанием его возвращения как спасителя. Трихотилломания - периодически наступающая неспособность сопротивляться импульсам вырывать собственные волосы, в результате чего наблюдается значительное уменьшение числа волос. Действия предвосхищаются увеличением напряжения и сопровождаются чувством облегчения и удовольствия. Данное заболевание не имеет соматических причин (например, воспаления кожи). Трихотилломанию относят к патологически привычным действиям, которые приобрели самостоятельную побудительную силу. Причинами трихотилломании могут быть стрессовые ситуации, нарушение связи мать-ребенок, страх остаться одному, недавно перенесенная утрата. Действия, которые мы называем замещающими (почесывание, покачивание, потирание лба и проч.), выполняют функцию кратковременного снятия напряжения.

68) Педагогика как наука ,объект и предмет педагогики. Цели высшего медицинского образования.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предмет педагогики – это педагогический процесс или процесс обучения и воспитания. Он представляет собой особую функцию общества, реализуемую в условиях тех или иных социальных систем.

Объект педагогики. Объектом исследования на­учной педагогики является «педагогический факт (явление)».

Цели высшего медицинского образования связаны с формированием личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказывать помощь, человека милосердного и сострадающего. Они отражают две главные составляющие врачебной деятельности: первая из них — ценностно-смысловая — связана с развитием гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установок; вторая заключается в технологическом овладении основами профессиональной культуры и деятельности. Перед высшим медицинским образованием стоит задача гармонизации этих составляющих, что и определяет уровень профессионального и личностного развития врача.

69) Основные педагогические категории (воспитание ,обучение ,образование ,социализация ,самообразование ,самовоспитание)

воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим

воспитание — это целенаправленное "выращивание" личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

Вторичная социализация

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходитсядействовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализациииндивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормыповедения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимыхдля конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками

 

Самообразование –это повышение уровня своего образования самостоятельно - т. е. по собственной инициативе, осознанно.

 

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

 

70) Современные технологии и методы обучения, их применения в высшем сотматологическом образовании и деятельности врача.

 

В российской педагогике технологизация процесса обучения в большей степени связана с построением систем обучения, которые обеспечивают полноценное развитие личности обучаемых, гибкое управление этим процессом с учетом его гуманизации. Построение обучения на технологической основе способствует развитию активности сознания студента, в таком обучении содержатся предпосылки для развития и саморазвития его сущностных сил, поскольку технологии организовывают учебно-воспитательный процесс сообразно природе деятельности познающего субъекта, помогает ему реализовать все стороны своего человеческого «само…» (самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития).

В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

2) развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);

3) воспитывающую (влияют на результаты воспитания);

4) побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

5)контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения

Профессиональное медицинское образование рассматривается сегодня как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного общества в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании медицинских специалистов. Преимущественный смысл непрерывного образования заключается в том, чтобы уже в условиях основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения. В данных условиях ведущими свойствами профессионала-врача становятся развитое системное мышление, позволяющее не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная и профессиональная позиция; потребность и готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию.

71) Проблема воспитания, самовоспитания ,личностного и профессиональого самоопределения

Проблемы психологии воспитания:

- проблема механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях образовательного процесса;

- проблема соотношения и разграничения воспитания, обучения и социализации;

- проблема зависимости формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;

- проблема мотивационной сферы учащегося, её направленности, нравственных установок;

- и др.

Самовоспитание.

«Все болезни от бескультурья». Аналогично возникают и проблемы самовоспитания и самосовершенствования личности — нежелание двигаться дальше, даже когда есть все возможности стопорит процесс саморазвития. Неприемлемые табу, вроде: «У меня ничего не выйдет, я не знаю как это сделать, и вообще это невозможно» нужно забыть раз и навсегда. Вас никто не обязан любить и помогать во всём, особенно, когда вы не проявляете должного стремления к цели. Разумеется, гораздо легче потерпеть неудачу, немного пострадать и остаться на прежнем месте, чем изменить себя и снова двигаться вперед.

Личностные проблемы самосознания и самосовершенствования зачастую являются осознанными. Но, если человек понимает свои недостатки, он должен уметь смотреть им в глаза, дабы однажды победить накопившиеся страхи, вредные привычки и с небес опуститься на землю. Осознанность — это чувство, развивающее единение человека с миром природы и всего, что окружает нас. Каждый человек воспринимает осознанность по-разному, противопоставляя её бессознательности.

Личностного и профессионального самоопределения.

Итак, резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения :

1) личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

2) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;

4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

Проблема профессионального самоопределения в психологии

Особенность проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта.

72) Деонтология , профессионализм и духовно-нравственная культура врача.

Деонтология — совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении

Духовно-нравственная культура врача включает:

Знания о цивилизационных и национальных ценностях ,ставших универсальными (ценности общения и познания,взаимодействия)

Нравственно-ценные мотивы (осознание объективности общественных норм и правил ,самосовершенствование )

Нравственно-ценное поведение (реальное соблюдение норм и правил ,самодисциплина ,толерантность)

Что это такое

Синдромом эмоционального выгорания называют такое состояние, когда развиваются и прогрессируют сначала эмоциональное, а затем умственное, и физическое истощение. Такой реакцией организм отвечает на хронический стресс, который, в основном, связан с профессиональной деятельностью человека. Начальные проявления эмоционального выгорания – нежелание идти на работу, которая ранее не только не вызывала отрицательных эмоций, но и приносила удовлетворение, ощущение разбитости, снижение интереса к происходящему. Если никаких мер не предпринимается, прогрессирует утрата энергии эмоциональной, когнитивной и даже физической.

 

Профилактика

Регулярно отдыхать ;не забывать про отпуска ;заниматься спортом, йогой, танцами – тем, что будет приносить удовольствие ;постоянно заниматься самообразованием ;не заниматься самоедством, а исправлять свои ошибки; спать достаточное количество времени; делать перерывы на работе ;научиться отказывать ;снизить употребление стимуляторов мозговой активности (кофе , колы, шоколада)питаться здоровой пищей ;находить время каждый день, когда нужно выключить телефон и компьютер и отдохнуть.

Причины

Стаж работы, семейное положение не играют особой роли в развитии синдрома. Он развивается при появлении нескольких причин, которые можно условно разделить на: личностные факторы и ситуационные проблемы.

К первой группе относят такие черты личности:

Пессимизм ; ориентация на окружающих людей ;длительное внутреннее переживание негативных ситуаций на работе, верность какой-то идее; желание охватить все своим контролем ;склонность к самопожертвованию ;неспособность отказывать; высокие ожидания от результатов своей профессиональной деятельности ;склонность к мечтаниям ,идеализированные взгляды на работу и жизнь и т. д.

К группе ситуационных причин относят:

Высокая ответственность ;конкуренция на рабочем месте ;конфликты с коллегами или начальством ;работа монотонная или примитивная ;многочасовая работа ;отсутствие достаточного морального или финансового вознаграждения за труд; большая профессиональная нагрузка; отсутствие времени на отдых; отсутствие поддержки со стороны друзей или родных.

Особенно часто синдром развивается у людей молодого возраста, чья деятельность связана с людьми, кто выкладывает в работу свою душу, переживает за нее, неся бремя ответственности самостоятельно.

60) Факторы успешного общения .Стиль обращения как фактор успешности общения. Стили слушателя.

Интерес к партнёру ,умение внимательно слушать, восприятие чувств партнёра( эмпатия -сопереживание) , умение пронимать значение жестов и мимики ,учёт ситуации в которой происходит общение ,разборчивая и грамотная речь

Стиль общения – это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

 

 

Стиль общения как типичная форма реагирования в человеческих контактах, обусловленная индивидными, личностными, социальными факторами, имеет большое значение для становления и успешного развития человеческих взаимоотношений, для создания благоприятного психологического климата на работе и вне ее; это важный регулятор поведения.

ВИДЫ СЛУШАНИЯ.

 Активоное =на первый план выступает отражение информации:

-нерефлексивное=нет анализа и интерпретации, отражается только мысль собеседника

Рефлексивное=активное участие в разговоре

Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику

61) Стратегии и тактики влияния и манипулирования. Трудности и дефекты общения.

Влияние - это воздействие на состояние мыслей, чувств и действий партнера, это процесс и результат изменения субъектом поведения другого субъекта. Личное влияние - сложный феномен, способность воздействовать на других людей, изменяя их поведение, мотивы, взгляды и т. д

Результат воздействия в определенной степени зависит от выбранных способов и стратегий взаимодействия. Если нужен сиюминутный результат, выбирается более напористый способ, и наоборот, при наличии времени для рассуждений, объяснений мы используем более мягкие тактики воздействия.

В зависимости от установки на взаимодействие различаются такие стратегии: доминирование, манипуляция, партнерство.

В рамках этих стратегий используются различные тактики влияния:

 разумное убеждение; эмоциональное воздействие, воодушевление; просьба, воздействие через личные отношения ;коалиция (использование поддержки других);принуждение, давление (приказ, угроза, деструктивная критика, напоминание); внушение (суггестия); самопрезентация  (создание имиджа надежного, компетентного, привлекательного человека);пробуждение импульса к подражанию; обращение к авторитету;

Манипуляция - это скрытое (тайное) управление собеседником против его воли.

В деловом общении манипуляция - обычная вещь. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненным незаметно, создавая у того иллюзию полной самостоятельности и свободы.

Выделим типичные признаки манипуляции:

• стремление овладеть волей партнера, поставить его в зависимое, подчиненное положение. Эту зависимость манипулятор черпает в слабостях, страхах, желаниях (денег, власти, славы, признания, любви.) партнера по общению. Для проникновения в психическую сферу адресата манипулятор использует любой значимый мотив: переживание из- за полноты, невысокого роста, лысины, болезни; гордость за свое происхождение; любопытство; хобби.

Дефекты и трудности общения.

Дефектным общением называют относительно неполноценное общение, которое чаще проявляется в межличностных отношениях. Оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости. Хотя такое общение, как правило, не вызывает пагубных последствий, оно все же считается деструктивным, так как создает помехи — дефекты общения. Результатом такого общения становятся раздражительность и конфликтность, психическая, нервная и физическая усталость

Трудности делятся на первичные и вторичные.

Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении.

62) Убеждающее воздействие в профессиональной деятельности врача .Модели взаимоотношений врача и пациента. Принципы и правила отношения врача к пациенту

 Техническая. В данной модели пациент является «неисправным механизмом, который нуждается в починке». Личность пациента не учитывается. Есть только физическая проблема, которую нужно устранить. В данной модели ответственность за исход лечения лежит в равной степени и на враче, и на пациенте. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник, основная задача которого – исправить неполадки в организме пациента Этическая некорректность отношения к пациенту как к неисправному механизму здесь в полной мере компенсируется ответственностью самого пациента за конечное принятие решений.

Патерналистская (сакральная). Врач здесь рассматривается как «родитель», а пациент как «неразумное дитя». Врач сам определяет, что является благом для пациента. Здесь уделяется внимание личности пациента, но лишь с точки зрения моральной поддержки. Пациент выступает в роли ребенка, слепо и безоговорочно доверяющего врачу и не несет никакой ответственности за собственное здоровье. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда».

Коллегиальная. Пациент здесь играет активную роль, с ним согласовываются все решения врача. На сегодняшний день это самая притягательная с моральной точки зрения модель. Врач и пациент выступают как равные коллеги именно в борьбе с болезнью. Социальный статус, возраст, образование и т. д. не влияют на данное равноправие. Единственной долей некоторого лицемерия здесь выступает тот факт, что врач не испытывает страданий больного, со всеми вытекающими отсюда психологическими и моральными проблемами.

Контрактная. Пациента оповещают о том, как проходит лечение, от него не скрывают информацию, но решение принимает врач, обосновывая его для пациента.

Ещё одна модель равной ответственности врача и пациента за исход лечения. В рамках договора (соглашения – как устного, так и письменного) обговариваются все аспекты профессиональных отношений .

Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Залог успешного лечения - взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.

Механизм трансфера заключается в актуализации у пациента прежнего опыта эмоциональных взаимоотношений со значимыми людьми и в переносе этих чувств на врача. По мнению Фрейда, врач подсознательно напоминает больному эмоционально значимую личность из его детства. Если рассматривать механизм переноса более широко, то отношение больного к врачу во многом обусловлен его прежним опытом общения с другими врачами, их отношением к нему, воспоминаниями детского возраста о первом опыте общения с «людьми в белых халатах». Если со стороны врачей человек видел к себе доброе, эмпатичное, участливое, высоко профессиональное отношение, то врач в сознании больного будет восприниматься положительно. В случае же равнодушного отношения, некорректного поведения, непрофессионального подхода больной будет склонен относиться ко всем врачам довольно негативно, враждебно.

63 )Понятие конфликта. Типология конфликтов . Причины и функции конфликтов . Динамика конфликта.

Наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия

Типология конфликтов по количеству участников.

 Итак, здесь существует 4 вида конфликтов:1) Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или более группами людей. Количество участников здесь не ограничено. Яркий пример межгруппового конфликта – элита и массы или националисты и космополиты. Здесь группы преследуют несовместимые цели, имеют разную систему ценностей и образ жизни, что приводит к противоречию. 2)Конфликт между личностью и группой. Он возникает, когда поведение отдельной личности в группе не соответствует ее правилам, интересам, ценностям и потребностям.3) Конфликт между личностями. В этом случае люди являются участниками одной группы, однако они имеют противоположные взгляды на какие-либо важные для них явления или процессы. Также здесь представлен и такой вариант отношений, когда две личности стремятся к достижению цели при условии, что достичь желаемого может только одна из них. 4)Внутриличностный. Он возникает, когда в личности возникает противоречие между двумя интересами, которые одинаково важны для нее.

Типология конфликтов по длительности .

1)Кратковременный. Это категория острых конфликтов, которые имеют яркую эмоциональную окраску. В этом случае люди выражают свое негативное отношение аффективно, что иногда приводит к трагическим результатам. 2)Длительный. Такой тип конфликтов также, как и предыдущий, является острым, однако их отличие в том, что данный тип обладает устойчивым противоречием в позициях оппонентов. 3)Вялотекущий. Это слабовыраженный тип, характерен для ситуаций, в которых между людьми возникает небольшое противоречие. Он часто возникает, если одна из личностей не заинтересована в открытой конфронтации.4) Быстротекущий. Это одна из самых «удачных» форм конфликтов, поскольку чаще всего ситуация разрешается примирением оппонентов.

 Типология конфликтов по причинам возникновения

1) Идеологический. В его основе лежит противоречие в установках личностей на государственные, коллективные, ценностные и социальные вопросы.2) Экономический. Здесь присутствует проблема обеспечения, когда одна личность (или группа) заинтересована в материальном обеспечении с помощью другой.3) Семейно-бытовой. Он обусловлен дисгармоничностью родственных отношений. Причинами таких конфликтов могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и идеологические расхождения. 4)Социально-психологические. Здесь причиной конфликта выступает, в первую очередь, психологическая несовместимость личностей, которые могут осознавать причины неприязни либо не иметь уместных аргументов.

Функции конфликтов Следует также рассмотреть, какие функции выполняет конфликт, в зависимости от последствий для его участников: конструктивную (напряжение, возникшее в ходе затруднительной ситуации, может быть использовано для решения определенных задач или целей); диалектическую (нахождение причин конфликта); деструктивную (устранение проблем затормаживает эмоциональный окрас взаимодействия).

Причины возникновения конфликтов :1)Объективные 2)организационно-управленческие 3)социально-психологические 4)личностные

Причины возникновения конфликтов

• Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.

• Образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами.

• Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

Динамика конфликта.1) Возникновение конфликтной ситуации: назревает противоречие ,выделяются противоположные стороны-оппоненты ,растёт напряженность в отношениях между ними, накапливается неудволетворённость сложившейся ситуацией 2)осознание ситуации как конфликтной :участники понимают несовместимось своих целей ,взглядов. 3)переход к конфликтному поведению 4)разрешение конфликта.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 222.