МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    ТЕМА 37. Общество как целостная саморазвивающаяся система

 

1. Философское осмысление природы общества: основные концепции общественного развития.

2. Общество как социальный способ бытия человека. Общество и его структура.

3. Развитие общества как естественно исторический процесс.

Методические рекомендации к выполнению

 

В данной работе должно быть представлено философское осмысление общества, для чего необходимо рассмотреть натуралистические, идеалистические, социопсихологические концепции, а также концепция социального детерминизма. Особое внимание должно быть уделено рассмотрению материалистического понимания развития общества как естественно исторического процесса.

В ходе изложения второго вопроса следует подчеркнуть, что общество представляет собой чрезвычайно сложное цельное образование, которое можно условно разделить на четыре основных сферы. Вам надлежит четко проанализировать сущность каждой из них и подчеркнуть диалектическое единство и взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сферы.

Основные понятия

Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, подчиненная объективным законам развития истории.

Литература

Кочетков В.В., Кочеткова Л.Н. К вопросу о генезисе постиндустриального общества / В.В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Вопросы философии. – М, 2010. - № 2. – С. 23-33.

Кравченко, И.И. Государство и общество / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 2007. - № 7. =- С.19-35.

Осипов, Н.Е. О. Шпенглер и цивилизация / Н.Е. Осипов // Философия и общество. – 2005. - № 4 – С.115 -128.

Панфилова, Т. В. Проблема исторической закономерности / Т.В. Панфилова // Философия и общество. - 2002. - № 3. - С. 103-115; № 4. – С 5-19.

Повилайтис, В. И. Философия истории в трудах историков русского зарубежья / В.И. Повилайтис // Философские науки. - 2007. - № 11. - С. 68-80.

Селезнев, А.М. Всемирно-исторический процесс: общественно-экономические формации и межформационные революции / А.М. Селезнев // Философия и общество. 2005. - № 2.- С.18 – 38.

Селезнев, А.М. Проблемы стадиального всемирно-исторического процесса / А.М. Селезнев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2003. - №6.-С. 21-33.

Тихонова, С.В. Социальное пространство: глобализация и отчуждение / С.В. Тихонова // Социальная политика и социология. – 2007. - № 4. – С.33-45.

Философия: Человек и жизнь : учеб. пособие / под ред. Н. С. Кожеуровой. - М. : Юнити-Дана, 2002. - 319 с.

Шаповалов В.Ф. Коммуникация как глобальная проблема современного мира / В.Ф. Шаповалов // Философия и общество. – М, 2010. - № 4. – С. 5-20.

Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общественная идея России в мировом контексте) / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии. – 2006. -№ 5.

Селезнев, А.М. Проблемы стадиального всемирно-исторического процесса / А.М. Селезнев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2003. - №6.-С. 21-33.

 

 

ТЕМА 38. Практика как деятельность и философская категория

 

1. Практика как предметно-чувственная деятельность по преобразованию природного и общественного бытия.

2. Структура и формы практической деятельности.

 

Методические рекомендации к выполнению

 

Раздел философии, изучающий формы и специфику практической деятельности людей называется «праксиология». В своем ответе необходимо выяснить принципиальное отличие практической деятельности человека от деятельности животных и обязательно подчеркнуть, что именно практика определяет место человека в структуре общественного бытия, его включенность в систему материальной и духовной культуры.

В ходе изложения второго вопроса необходимо четко представить структуру практической деятельности, основанную на единстве объект-субъектных и субъект-субъектных отношений, и проанализировать развитие форм практической деятельности людей в диалектическом единстве с формами общественного бытия и общественного сознания. При этом важно разобраться в таких понятиях как «опредмечивание» и «распредмечивание», через которые раскрываются сущностные характеристики человека.

 

Основные понятия

Практика – (гр. practicos - деятельный) – это предметно-чувственная деятельность по преобразованию природного и общественного бытия; совокупность всех форм общественно-преобразующей деятельности людей, обеспечивающая существование и развитие общества.

Праксиология – раздел философии, изучающий сущность и специфику практической деятельности человека и общества.

Опредмечивание – объективация трудового процесса, в котором происходит слияние сущности человека с предметом его деятельности.

Распредмечивание – субъективация трудового процесса, в котором осуществляется обратный процесс влияния предметов и явлений на сущность и деятельность самого человека.

Литература

Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания : учеб. пособие для вузов / Н.В. Бряник. - Екатеринбург : Деловая книга ; М. : Академический проект, 2003. - 288 с.

Гончарук, С.И. Познавательные задачи и их виды / С. И. Гончарук// Философия и общество. - 2001. - №2.-С.16-34.

Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. / Э.В. Ильенков. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. – Гл. 5. Логическое развитие и конкретный историзм. – С. 278-300.

Лебедев, С.А.Предмет и природа философского знания / С.А. Лебедев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №5.-С.21-52.

Левин, Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г.Д. Левин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 2. – С. 104-114.

Лекторский, В.А. Вера и знание в современной культуре/ В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С.14-19.

Лекторский В.А.Теория познания: гносеология, эпистемология / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1999. - №4.-С.72-81.

Левяш, И. Я. К. Маркс и П. Сорокин: поиск интегративной парадигмы / И. Я. Левяш// Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 6. - С. 241-256.

Целищев В.В. Убедительность доказательства и рациональность мышления / В.В. Целищев // Философия науки. – 2006.-№ 3. С.49-64.

Шестакова, М.А.Истина как ценность / М.А. Шестаков // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №5.-С.52-67.

Ширяеев, Л.А. Кризис социального познания как выражение кризиса общественно-исторической практики / Л. А. Ширяеев// Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2.- С. 268-278.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 207.