ТЕМА 32. Сознание: его происхождение и сущность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Проблема происхождения сознания. Генезис сознания, его структура и источники.

2. Сознание и мозг. Роль труда и языка в развитии сознания. 

3. Материальное и идеальное в сознании. Мышление, воля, эмоции.

Методические рекомендации к выполнению

 

Проблема сознания одна из основных проблем философии, которая волновала философов различных эпох, школ и направлений. В силу своей сложности и многогранности сознание является объектом изучения многих наук, однако именно философия предлагает комплексный подход в решении этой проблемы: идеалистические направления видят источник сознания в высшем трансцедентном начале, материалистические – утверждают общественно-историческую природу сознания.

 В своем ответе Вам необходимо раскрыть содержание понятия «отражение», которое является своеобразным ключом к проблеме происхождения сознания. Отражение – это универсальное свойство материи, которое прошло сложную эволюцию. Формы отражения: пассивное, раздражимость, ощущение и восприятие заложили основу сознания такого уникального существа как Homo sapiens – человек разумный. В своем ответе Вам необходимо подчеркнуть общественно-историческую природу сознания, проследить его эволюцию на разных этапах развития. Особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь идеального и материального в сознании, указав на то, что, мозг является материальным носителем нашего сознания, но само сознание не сводимо к материи, это нематериальная, а значит, идеальная реальность, имеющая свою специфику. Сознание объективно выступает как высшая форма отражения высокоразвитой материи и в то же время сознание есть особая субъективная духовная реальность, субъективный образ объектив­ного мира.

 При ответе на второй вопрос Вы должны глубоко проанализировать роль труда и языка в развитии сознания, подчеркнув не только общественно-историческую природу сознания, но и влияние на его развитие таких факторов как память, воля, интуиция. Следует подчеркнуть, что противопоставление материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного вопроса философии; за эти­ми пределами противопоставление материи и сознания относительно.

 

Основные понятия

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

Литература

Дудина И. А. Социальная философия: историко-методологический аспект : учеб. пособие для вузов / И. А. Дудина; Федер. агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. - 250 с.

Источникова, А. В. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / И.. Источникова. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012.

Келлер Г.С. , Мачкарина О.Д. Философская антропология: метод. указания по орг. самостоят. работы для аспирантов всех форм обучения / Федер. агентство по рыболовству, Мурман. гос. техн. ун-т, Каф. философии ; сост. Г. С. Келлер, О. Д. Мачкарина. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012.

Марков Б.В. Человек в условиях современности. – СПб : филологический факультет СПБГУ, 2013 -432 с.

Марков Б. В. Люди и знаки : антропология межличностной коммуникации / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 667 с. - (Слово о сущем ; т. 98).

Борисов, Е.В. Язык, сознание, мир: Очерки компаративногшо агнализа феноменологии и аналитической философии / Е.В. Борисов, Ладов В.А. – Вильнюс: ЕГУ, 2010. – 156 с. 

Дубровский, Д.И. Бессознательное (в его отношении в сознательному) и квантовая механика / Д.И. Дубровский // Философские науки. – 2006. - № 8. – С.52-73.

Иванов, А. В.Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М. : МГУ, 1994. - 130 с.

Иванов, А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания /А.В. Иванов // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №2.- С.15-29.

Интеллектуальный язык эпохи: История идей, история слов / Отв. Ред. С.Н. Зенкин. - М.: Литературное обозрение, 2011. – 186 с.

Кокурина, Е.В.Зеркало для мозга / Е.В. Кокурина // В мире науки. - 2008. - № 5. - С. 68-73.

Кох, К. Как рождается сознание? / К. Кох // В мире науки. - 2007. - № 1. - С. 46-53. - Библиогр.: с. 53.

Симонов, П.В. Лекции о работе головного мозга : Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / Ин-т психологии РАН; Ин-т ВНС и нейрофизиологии РАН / П.В. Симонов. - М. : изд-во ин-та психологии РАН, 1998.

Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания / В.Ф. Петренко // Вопросы философии. – М, 2010. - № 11. – С. 57-74.

Рубинштейн, С. Л.Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 512 с. - (Мастера психологии).

Суркова, Л.В. Сознание в квантовом мире: новый диалог философии и науки / Л.В. Суркова // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. – 2007. - № 6. С.50-68.

Щербинина, Ю.В. Речевая агрессия в оценке православия / Ю.В. Щербинина // Философские науки. – 2011. - № 6. – С. 126-134.

Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г.Юнг; под общ.ред. В.В.Зелинского; пер.с нем.С.Лорие. - СПб. : Азбука, 2001. - 736с.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.