Написание текста курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К непосредственному написанию текста курсовой работы можно приступить только после детального ознакомления со своей темой, изу­чения научной литературы, нормативного материала, практики приме­нения законодательства.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопусти­мо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Студент должен проявить умение находить различные точки зрения, анализировать дискуссионные положения, приводить самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, формулировать теоретические выводы и вносить практические предложения по оптимиза­ции действующего законодательства и практики его применения.

Автор в ходе работы должен руководствоваться следующими требо­ваниями:

- курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком;

- работа должна носить исследовательско-аналитический, а не опи­сательный характер;

- работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения, цитат и т.п.;

- в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юри­дически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обоб­щения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рас­смотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует про­анализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

Студентам в ряде случаев достаточно сложно самостоятельно отделить наиболее важную информацию от второсте­пенной, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться с научным руководителем.

При написании текста курсовой работы следует исходить из того, что каждый пункт плана раскрывает отдельный аспект избранной темы. Не допускается повторения названия темы работы в названии отдель­ных ее разделов. Структурные части работы должны носить логически взаимосвязанный, непротиворечивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме.

Структурными элементами курсовой работы в порядке их расположения являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Текст курсовой работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:

- четкость структуры;

- логичность и последовательность изложения;

- полнота, точность и достоверность информации;

- ясность и лаконичность изложения материала;

- аргументированность выводов;

- наличие критической оценки используемой информации;

- соответствие изложения материала общим нормам современного русского, а также профессионально-юридического и научно-теоретического языков.

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с установленным образцом (Приложение 1).

Содержание содержит перечень структурных элементов курсовой работы. Содержание работы должно состоять из 2-3х глав, каждая из которых должна иметь 2-3 параграфа. (Приложение 2). Общий объем курсовой работы должен составлять 35-45 страниц.

В содержании должны быть указаны номера страниц, с которых начинаются введение, главы, пункты, заключение, список литературы. Структура содержания должна быть логичной, намеченные к разработке вопросы конкретны и взаимосвязаны; изложение отдельных разделов должно быть подчинено раскрытию темы в целом. Оглавление может быть составлено на основании предварительного плана курсовой работы.

Внимание! Не допускается полное совпадение названий параграфов с названиями главам курсовой работы, а также дублирование названия курсовой работы в названиях глав.

Введение является важной составной частью каждой курсовой работы. В нем отражается обоснование вы­бранной темы (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрывается весь научный аппа­рат, включая следующие составляющие курсовой ра­боты:

- актуальность темы исследования;

- степень научной разработанности;

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи исследования;

- методологическая основа исследования;

- научная и практическая значимость исследования;

- структура исследования.

Актуальность темы - это определение важности ис­следуемой проблемы, включающее в себя:

- аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприме­нительной деятельности;

- раскрытие степени изученности проблемы и отра­жение ее в специальной литературе;

- обоснование темы и раскрытие потребности в спе­циальном исследовании и т.д.

Здесь же раскрывается состояние научной разработанности выбранной темы, т.е. дается краткий обзор литературы по теме. При этом следует учитывать, что иногда, курсовая работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор литературы должен делаться только по этой теме, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится.

Литературный обзор должен осуществ­ляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предше­ствующими исследователями, что еще недостаточно рас­крыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если студент не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести.

В процессе анализа состояния исследованности темы автор курсовой работы приходит к формулированию основного противоречия в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласо­ванности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противо­речия позволяет определить научную проблему курсовой работы.

Сформулировав научную проблему, следует опреде­лить объект и предмет курсовой работы. Они позволя­ют выделить границы предстоящего исследования.

Объект исследования – это те общественные отношения, сложившиеся в процесс и по поводу какого-либо явления; это круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание; это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для ее изучения; это та область знаний, которая содержит в себе исследуемую студентом тему; это часть объективной реальности, которая на данном этапе становится областью практической и теоретической деятельности студента; это сфера деятельности или научного знания, это область базового процесса (область права, процесс, правоотношения, система и т.д.). Как правило, объект должен отражать в себе тот институт, который рассматривается в работе студента. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет исследования – это на что направлено основное внимание студента. Это сторона объекта, которая подлежит непосредственному исследованию и изучение которой обогащает объект в целом; это все то, что находится в границах объекта в определенном аспекте рассмотрения. Предмет определяется согласно теме курсовой работы.

Цель исследования – это основной предполагаемый результат, на достижение которого нацелен студент в процессе изучения научной проблемы, то научное знание, которое он намерен получить в конечном итоге; это определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования, должна указывать на конкретный результат курсовой работы, формулируется четко, ясно, конкретно. Цель исследования всегда предполагает получение новых знаний, она формулируется в рамках названия темы, объекта и предмета исследования. Студенту необходимо иметь в виду, что цель - одна, и она должна охватить в самом общем виде все содержание работы.

В рамках курсовой работы можно предложить начинать формулирование цели с глаголов или отглагольных существительных, например: разработать…, выявить…, обосновать…, экспериментально проверить…, определить…, охарактеризовать…, раскрыть особенности…, проанализировать и обобщить…, провести сравнение…, создать…, осуществить комплексный анализ…, проанализировать состояние и тенденции развития…, изучить эволюцию…, разработать на основе полученных данных рекомендации…, провести всесторонний научный анализ…, развить теоретическое положение… и т.д.

Задачи исследования – это совокупность научно-исследовательских действий студента по достижению цели (это всегда реальные, конкретные, частные, самостоятельные «маленькие» цели, способствующие решению главной цели); это то, что предстоит сделать для достижения поставленной цели составляющей содержание работы. В задачах исследованиях определяется планирование, организация и процесс проводимого исследования в соответствии с поставленными целями. Как правило, в каждой из глав работы решается одна из задач исследования, а каждая последующая задача формулируется на основе предыдущей (то есть задачи соответствуют главам работы).

Например: дать характеристику…, выявить тенденции развития…, выявить специфику процесса становления…, рассмотреть содержание…, разработать систему мер…, выявить и обобщить имеющиеся проблемы…, выявить и обобщить имеющиеся противоречия…, проанализировать состояние и основные тенденции…, выделить круг теоретических и практических проблем…, сравнить правовые оценки имеющихся фактов…, оценить фактическую информацию…, рассмотреть наиболее существенные элементы…, выявить особенности…, выделить перспективные направления…, выявить степень…, раскрыть характер…, обобщить практику применения…, исследовать данные…, подвергнуть анализу понятия… и т.д.

Методологическая основа исследования – это способы, приемы и средства, с помощью которых студент исследует выбранную им тему. Метод исследования – это способ применения старого знания для получения нового знания.

Для реализации целей и задач исследования в рамках курсовой работы можно выделить четыре группы методов исследования:

Общелогические методы: анализ (расчленение целого предмета на составляющие части); синтез (соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое); абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления (предмета) с одновременным выделением интересующих свойств и отношений); обобщение (установление общих свойств и признаков объектов, переход от частного к общему); индукция (суждения, в которых общий вывод строится на основе частных предпосылок); дедукция (из общих предпосылок следуют заключения частного характера); аналогия (на основе сходства нетождественных объектов в одних признаках на основании фиксации сходства, существующего в других признаках); моделирование (изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающих оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

Методы теоретического исследования: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, прогнозирования, технико-юридический, логико-юридический, системного анализа, сравнительный, моделирования и т.д.

Методы эмпирические (практические): методы изучения реального процесса, изучения и анализа литературных источников; изучения и анализа документации (статистические и анкетные данные); сбора эмпирического материала, наблюдения, социологические методы (беседа, анкетирование, интервьюирование и т.д.), метод эксперимента и т.д.

Методы обработки информации: статистический и нестатистический.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе ис­следования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь демонстрируется, кому и для чего нужно то, что сделано студентом.

Структура исследования – она должна соответствовать содержанию работы и определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, количества глав, включающих определенное количество параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Общий объем введения должен составлять 5-7 страниц.

Курсовая работа – это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются опре­деленные требования, которые студент-дипломник дол­жен выполнить.

Каждый параграф имеет:

1) вводную часть - несколько предложений, вводя­щих в замысел параграфа;

2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;

3) вывод - обобщающая мысль изложенного мате­риала и переход к следующему параграфу.

Язык и стиль. При подготовке курсовой работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт на­ходит отражение прежде всего в том, что стиль изложе­ния должен носить характер доказательности, убеди­тельности, являться следствием проведенного исследова­ния. Важнейшие средства выражения логических связей - специальные функционально-логические средства свя­зи, указывающие на:

- последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;

- противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.:

- причинно-следственные отношения - следователь­но, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследст­вие этого, кроме того, к тому же и др.;

- переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к .... обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть;

- итог, вывод - итак, таким образом, значит, в за­ключение отметим, все сказанное позволяет сделать вы­вод, подводя итог, следует сказать.

Неписаным правилом является, когда студент-дип­ломник выступает во множественном числе «мы» - я и научный руководитель.

Цитирование и заимствования. Автор курсовой ра­боты для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная курсовая работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по со­временным правилам, если написание слов и расстанов­ка знаков препинания не являются индивидуальной осо­бенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например, т[ак], с[казать];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при усло­вии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосоче­таний для подчинения их синтаксическому стилю фра­зы, куда они включены.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впе­чатление компилятивности, а недостаточное цитирова­ние снижает научную ценность работы.

Текст цитаты заключается в кавычки, и делается ссылка на источник с указанием страницы. Ссылки оформляются:

- постраничные с нумерацией - 1, 2 и т.д. на каж­дой странице, шрифт Times New Roman, 10 шрифт.

При постраничном цитировании следует придержи­ваться следующего:

- первая ссылка на источник предусматривает пол­ное включение всей ее библиографической информации с указанием страниц (например, Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. – М.: Манускрипт, 2014. –  С. 65);

При правовом обосновании излагаемого материала в основной части курсовой работы необходимы ссылки на нормативные правовые акты. При первом упоминании того или иного нормативного правового документа следует указать вид нормативного правового акта, дату его принятия и номер, последнюю редакцию, название.

Например:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Сокращение названия нормативных правовых актов в тексте курсовой работы допускается, если это является общеупотребимым сокращением: ГК РФ, УПК РФ и т.д. Однако первоначальное упоминание данного акта должно быть полным: Гражданский кодекс Российской Федерации.

Заключение представляет собой результат научного творчества студента, краткий итог курсовой работы.

Учитывая, что содержание курсовой работы стро­ится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать его в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение ре­шения основных задач курсовой работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические реко­мендации (для прикладных тем), получившие обоснова­ние в  курсовой работе.

Заключение это обобщение и оценка результатов исследования. В нем должны быть отражены результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над исследованной проблемой. В нем студент должен подвести итоги своей работе, изложить полученные результаты и определить их научную новизну (не повторяя содержания самой работы), по возможности, в нем необходимо показать практическую значимость достигнутого результата. В заключении обязательно должны быть отражены выводы и предложения по теме (сформулированные четко, по пунктам).

Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам государственной власти РФ или субъектов РФ (например, Мурманской области), органам местного самоуправления, отдельным предприятиям или их структурным подразделениям и т.д.

Заключение должно показать уровень профессиональной зрелости студента, умение обобщать полученные знания и соотносить их с целями и задачами исследования, умение делать самостоятельные выводы по проблеме.

По своему объему заключение должно занимать 3-5 страниц текста.

Список литературы. Для оформления курсовой работы рекомендуется использовать не менее 20-30 источников. Это позволит студенту наиболее глубокого изучить выбранную им для исследования тему, четко ориентироваться в имеющихся нормативно-правовых актах и литературных источниках. В работе необходимо применить нормативные источники; монографии; статьи из собраний сочинений; статьи журналов и газет; статьи из энциклопедии и словаря; доклады (тезисы) из материалов конференций, семинаров и т.д.

Список литературы оформляется сложным способом. Сложный способ – с подразделением на нормативно-правовые акты, научную и учебную литературу, периодические издания и т.д.

В любом случае необходимо учитывать, что нормативно-правовая база указывается в соответствии с ее юридической силой. При ссылке на нормативные акты – первым указывается вид документа по его юридической силе (с соблюдением последовательности: нормы международного права, Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон РФ; Федеральный закон РФ, Закон РФ, Указ Президента РФ, акты министерств и ведомств, решения иных государственных органов и органов местного самоуправления; Постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и т.д.), дата принятия и номер, его полное наименование. Если в документ были внесены изменения, то с датой его изменения. Далее указывается официальный источник публикации.

Список литературы оформляется в соответ­ствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Пример оформления списка литературы дается в Приложении 3.

Внимание! В курсовой работе должна использоваться литература за последние 5 лет, включая год написания работы.

В случае если, студентом используется очень старая литература, он в списке литературы делает подраздел «Историческая литература» и вносит туда используемую литературу в соответствии с установленными требованиями.

Приложения. Приложения - это материалы при­кладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы курсовой работы. К ним относятся:

- различные положения, инструкции, копии доку­ментов;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

- иллюстративный материал, в том числе и приме­ры, на которые имеется ссылка в тексте, и пр.

В курсовой работе должны содержаться минимум три приложения, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме курсовой работы.

Все приложения нумеруются (без знака №) и долж­ны иметь тематические заголовки. Не допускается в качестве приложения пустой бланк документа. Все приложения должны быть заполнены.

 

Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем

Курсовая работа должна иметь не только высокую научную культуру, но и высокую культуру оформления.

Требования по оформлению курсовой работы.

1. Курсовая работа подшивается в папку на две дырки

Внимание! Каждый лист НЕ вставляется в файловую папку!

2. Порядок следования листов в сброшюрованной курсовой работе следующий:

- титульный лист (Приложение 1) - не нумеруется;

- содержание (Приложение 2) - не нумеруется;

- введение (на­чиная со стр. 3);

- текст работы (главы I. II. III. - сквозная нумерация страниц);

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Рекомендации по оформлению текста курсовой работы:

- текст работы печатается на одной сто­роне стандартной белой бумаги формата А4 (раз­мер - 210x297);

- текстовый редактор WORD (Windows), шрифт Times new Roman. Размер шрифта 14, интервал полуторный, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25.

- размер полей страницы: левое - 30 мм - для пе­реплета, правое — 10 мм; верхнее, нижнее – 15 мм.

- заголовки печатаются: главы - прописными бук­вами, параграфы - строчными; каждая глава на­чинается с новой страницы;

- главы нумеруются римскими цифрами, параграфы - арабскими;

- цифру, обозначающую порядковый номер страни­цы, ставят в середине и верхнего поля страницы. Курсовая работа имеет сквоз­ную нумерацию.

По завершении курсовой работы ее переплетают и представляют в деканат для регистрации, с последующей передачей научному руководителю для отзыва.

Отзыв научного руководителя - это оценка научным руководителем работы студента по исследованию из­бранной темы. Пишут отзыв произвольно, однако он должен отражать:

- соответствие содержания работы индивидуальному за­данию;

- раскрытие темы курсовой работы, в рамках чего она выбрана, ее актуальности для теории, практики, учебного процесса;

- степень усвоения, способность и умение использо­вать знания по общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам профиля в самостоятельной работе;

- возможности и место практического использова­ния работы или ее отдельных частей;

- характеристика работы студента над проблемой, что, как и в каком объеме им сделано в процессе рабо­ты, его отношение к делу, проявленные самостоятель­ность, ответственность, творчество, инициатива, способ­ность решать соответствующие исследовательские про­блемы;

- вопросы, особо выделяющие работу студента;

- замечания об особенностях взаимоотношений с научным руководителем, уровне выполнения его реко­мендаций, устранении замечаний в процессе доработки курсовой работы;

- недостатки работы (если они есть);

- вывод о соответствии курсовой работы требова­ниям к курсовым работам инсти­тута и о рекомендации ее к защите;

- другие вопросы на усмотрение научного руководи­теля.

 

В случае серьезных претензий к результатам работы студента научный руководитель вправе сделать вывод о том, что «курсовая работа не отвечает требованиям, предъявляемым к курсовым рабо­там института, и она не рекомендуется к защите». Дан­ный факт чаще всего может быть вследствие игнориро­вания студентом в процессе подготовки курсовой рабо­ты рекомендаций научного руководителя, халатности при устранении серьезных упущений и недостатков, указанных студенту при доработке, что, в конечном счете, сказывается на качестве выполненной им работы. В этом случае научный руководитель курсовую работу вместе с отзывом передает в деканат для дальнейшей передаче студенту для устранения замечаний и приведения курсовой работы в соответствие с требованиями, предъявляемыми к написанию курсовых работ.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.