Подбор и изучение научной литературы и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению и защите

курсовой работы по дисциплине

 «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Направление подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция»

 

Профили: Гражданско-правовой.

           Уголовно-правовой

 

Квалификация - бакалавр

 

 

Мурманск 2015

ББК 74.58

Д 13

 

Давыдова А. В.

 

Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» по направлению подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция». - Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015. –  47 с.

 

Обсуждено на заседании кафедры юридических дисциплин. Утверждено на заседании Совета Северо-Западного филиала Мос­ковского гуманитарно-экономического института протокол № 4 от  30 января 2015 года.

 

 

 Для студентов, преподавателей, научных руководителей курсовых работ, консультантов.

 

 

Рецендент канд. экон. наук, доцент С.С. Вопиловский

 

© СЗФ МГЭИ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………... 4
   
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………… 6
   
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …… 9
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы ………… 9
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы … 10
2.3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………..   12
2.4. Написание текста курсовой работы ……………………. 14
2.5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем ………………………………………………..     27
2.6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний ... 29
2.7. Защита курсовой работы ………………………………… 30
   
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ …………………………   34
   
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……… 37
   
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………… 38
   
VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ …… 39
   
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………...... 43

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

В условиях стремительных изменений в социальной, правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. В настоящее время высшие учебные заведения по направлению подготовки в области юриспруденции в России работают в условиях:

1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;

2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.

Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.

В системе юридических дисциплин теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Общепризнанным является тот факт, что теория государства и права является фундаментальной общетеоретической юридической дисциплиной, основой формирования юридического мировоззрения у обучаемых в юридических вузах. Поскольку в теории государства и права освещаются основополагающие положения, наиболее существенные проблемы познания государства и права, делаются принципиальные выводы о государственно-правовой действительности, то данная дисциплина призвана решать достаточно серьезные задачи в рамках формирования высококвалифицированных юристов нового поколения, позволяя готовить специалистов, обладающих широкими и глубокими знаниями государства и права, способных активно включаться в формирование гражданского общества и правового государства и т.д.

Освоение теории государства и права основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, политологии, философии и социологии. Изучение предмета «Теория государства и права» будущими юристами очень важно, так как позволяет сформировать и расширить у обучаемых юридический кругозор, предоставляет возможность приобретения ими объема знаний, необходимого для профессионального выполнения служебных обязанностей, направлено на формирование высокого уровня правовой культуры.

Курс «Теория государства и права» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и преподается студентам в 1-м и 2-м семестрах в объеме 8 зачетных единиц (288 часов). Во втором семестре обучения студентами пишется и защищается курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права».

Выполнение курсовых работ призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.

В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа - творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами, овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовой работы.

При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с нормативной правовой базой, анализировать имеющиеся научные, учебно-методические и периодические источники по проблеме, делать обоснованные выводы и предлагать практические решения, показать умение проводить теоретические исследования.

 

К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

- должна быть написана самостоятельно;

- должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;

- должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;

- должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;

- при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;

- должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;

- должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.

 

Навыки, приобретенные студентами при написании курсовых работ, будут являться хорошим опытом для написания выпускной квалификационной работы. Любая письменная работа - это экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, к которому предъявляются повышенные требования членов государственной аттестационной комиссии.

Основными целями курсовой работы являются:

- обучение самостоя­тельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса теории государства и права;

- привитие практических навыков научного исследования;

- формирование юридического миро­воззрения и правовой культуры.

Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенство­вать собственные представления об основных закономерностях форми­рования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.

Курсовая работа по теории государства и права помогает студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юриди­ческими категориями и понятиями, увязывать теоретические положе­ния с юридической практикой правотворческой и правоприменитель­ной деятельности.

Курсовая работа нацелена на формирование следующих компетенций:

- общекультурных компетенций: студент осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); нетерпимо относится к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- профессиональных компетенций: способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); способности толковать различные правовые акты (ПК-14); способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

 

 

II . ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы и представляется в деканат в установленные сроки. После проверки и рецензирования проводится защита курсовой работы с участием научного руководителя. Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан переработать и привести в соответствие курсовую работу.

В отличие от контрольной курсовая работа характеризуется обстоятельным освещением вопроса с элементами исследования, привлечением источников и обширной специальной литературы, наличием библиографического обзора и научно-справочного аппарата, самостоятельными выводами и обобщениями. Курсовая работа должна быть композиционно стройной, отличаться строгой последовательностью изложения и убедительной аргументацией.

Этапы подготовки курсовой работы.

  1. Выбор и утверждение темы.
  2. Составление и согласование плана курсовой работы.
  3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов.
  4. Написание текста курсовой работы.
  5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем.
  6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний.
  7. Защита курсовой работы.

 

2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы

Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с заведующим кафедрой.

Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по теории государства и права и смежным дисциплинам. При выборе темы можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе ее раскрытия потребуются знания, предполагающие довольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом случае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.

Конечно, не все темы курсовых работ одинаковой степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов «сразу кое-кого, может быть, и отпугнет трудность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны» (В.И.Ленин). Ни один непонятный вопрос темы курсовой работы не должен оставаться без внимания, все они с необходимостью уясняются самостоятельно, или с помощью научного руководителя.

Студент, проявив самое серьезное отношение к выполнению курсовой работы, правильно распределив время, работая без спешки, планомерно и систематически обеспечит успешное написание работы.

2.2. Составление и согласование плана курсовой работы

После выбора темы в процессе подготовки курсовой работы большое значение отводится составлению плана работы.

Шарль Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал: «Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувствовал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, чтобы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяжении двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, развивался и завершился».

Наличие плана курсовой работы позволяет избежать освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе теории государства и права.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, но, тем не менее, перед ее написанием необходимо проконсультироваться со своим научным руководителем для корректировки содержания работы, имеющейся литературы и т.д.

Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана - это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

Прежде чем научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное написание работы, студент должен самостоятельно сформулировать те вопросы, которые он намерен исследовать в работе (предоставить примерный план). А уже далее научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное оформление работы, помочь определиться в выборе вопросов, которые будут отражены в работе, определиться в объеме работы, помочь сориентироваться в нормативной базе по вопросу и в литературных источниках по выбранной теме.

В общем и целом функцию научного руководителя над курсовой работы можно свести к оказанию научной и методической помощи студенту. Игнорирование данного этапа работы может послужить неправильному пониманию проблемы выбранной для исследования, и впоследствии, – неудовлетворительному отзыву преподавателя.

Следует также учитывать, что студент может не согласиться с критическими замечаниями руководителя, обосновав свою позицию на консультациях и собеседованиях перед окончательным завершением работы или на защите. Студент должен помнить, что курсовая работа – это его самостоятельный творческий труд, и он вправе отстаивать свое мнение по вопросу в случае несогласия со своим научным руководителем.

Нормативно-правовых актов

На первоначальном этапе работы необходимо, прежде всего, уста­новить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. На этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, законодательных актов, эмпирических мате­риалов, в той или иной степени соприкасающихся с исследуемой про­блематикой.

 

При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу:

- монографии (книги, посвященные изучению наиболее значимых для теоретико-правовой науки проблемных вопросов);

- статьи в научных журналах;

- статьи в сборниках научных трудов;

- статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конферен­циях;

- рецензии на опубликованные монографии;

- авторефераты и рукописи диссертаций;

- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках и др.

 

Рекомендуется обратить внимание на следующие научные журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Юрист», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Актуальные проблемы российского права», «Вопросы правоведения», «Вопросы экономики и права», «Гражданское общество в России и за рубежом», «Журнал российского права», «Закон», «Законность», «История государства и права», «Общество и право», «Право и государство: теория и практика», «Российский юридический журнал» и др.

 Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных  работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.

Следует активно использовать получившие широкое распространение в последние годы справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нор­мативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомствен­ного характера (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.).

Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые доку­менты следует по официальным изданиям соответствующих правотвор­ческих и правоприменительных органов.

Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменитель­ную практику соответствующих государственных органов. Это позво­лит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эф­фективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усо­вершенствованию правоприменительной практики.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проек­ты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

 

Каждый параграф имеет:

1) вводную часть - несколько предложений, вводя­щих в замысел параграфа;

2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;

3) вывод - обобщающая мысль изложенного мате­риала и переход к следующему параграфу.

Язык и стиль. При подготовке курсовой работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт на­ходит отражение прежде всего в том, что стиль изложе­ния должен носить характер доказательности, убеди­тельности, являться следствием проведенного исследова­ния. Важнейшие средства выражения логических связей - специальные функционально-логические средства свя­зи, указывающие на:

- последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;

- противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.:

- причинно-следственные отношения - следователь­но, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследст­вие этого, кроме того, к тому же и др.;

- переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к .... обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть;

- итог, вывод - итак, таким образом, значит, в за­ключение отметим, все сказанное позволяет сделать вы­вод, подводя итог, следует сказать.

Неписаным правилом является, когда студент-дип­ломник выступает во множественном числе «мы» - я и научный руководитель.

Цитирование и заимствования. Автор курсовой ра­боты для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная курсовая работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по со­временным правилам, если написание слов и расстанов­ка знаков препинания не являются индивидуальной осо­бенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например, т[ак], с[казать];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при усло­вии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосоче­таний для подчинения их синтаксическому стилю фра­зы, куда они включены.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впе­чатление компилятивности, а недостаточное цитирова­ние снижает научную ценность работы.

Текст цитаты заключается в кавычки, и делается ссылка на источник с указанием страницы. Ссылки оформляются:

- постраничные с нумерацией - 1, 2 и т.д. на каж­дой странице, шрифт Times New Roman, 10 шрифт.

При постраничном цитировании следует придержи­ваться следующего:

- первая ссылка на источник предусматривает пол­ное включение всей ее библиографической информации с указанием страниц (например, Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. – М.: Манускрипт, 2014. –  С. 65);

При правовом обосновании излагаемого материала в основной части курсовой работы необходимы ссылки на нормативные правовые акты. При первом упоминании того или иного нормативного правового документа следует указать вид нормативного правового акта, дату его принятия и номер, последнюю редакцию, название.

Например:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Сокращение названия нормативных правовых актов в тексте курсовой работы допускается, если это является общеупотребимым сокращением: ГК РФ, УПК РФ и т.д. Однако первоначальное упоминание данного акта должно быть полным: Гражданский кодекс Российской Федерации.

Заключение представляет собой результат научного творчества студента, краткий итог курсовой работы.

Учитывая, что содержание курсовой работы стро­ится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать его в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение ре­шения основных задач курсовой работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические реко­мендации (для прикладных тем), получившие обоснова­ние в  курсовой работе.

Заключение это обобщение и оценка результатов исследования. В нем должны быть отражены результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над исследованной проблемой. В нем студент должен подвести итоги своей работе, изложить полученные результаты и определить их научную новизну (не повторяя содержания самой работы), по возможности, в нем необходимо показать практическую значимость достигнутого результата. В заключении обязательно должны быть отражены выводы и предложения по теме (сформулированные четко, по пунктам).

Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам государственной власти РФ или субъектов РФ (например, Мурманской области), органам местного самоуправления, отдельным предприятиям или их структурным подразделениям и т.д.

Заключение должно показать уровень профессиональной зрелости студента, умение обобщать полученные знания и соотносить их с целями и задачами исследования, умение делать самостоятельные выводы по проблеме.

По своему объему заключение должно занимать 3-5 страниц текста.

Список литературы. Для оформления курсовой работы рекомендуется использовать не менее 20-30 источников. Это позволит студенту наиболее глубокого изучить выбранную им для исследования тему, четко ориентироваться в имеющихся нормативно-правовых актах и литературных источниках. В работе необходимо применить нормативные источники; монографии; статьи из собраний сочинений; статьи журналов и газет; статьи из энциклопедии и словаря; доклады (тезисы) из материалов конференций, семинаров и т.д.

Список литературы оформляется сложным способом. Сложный способ – с подразделением на нормативно-правовые акты, научную и учебную литературу, периодические издания и т.д.

В любом случае необходимо учитывать, что нормативно-правовая база указывается в соответствии с ее юридической силой. При ссылке на нормативные акты – первым указывается вид документа по его юридической силе (с соблюдением последовательности: нормы международного права, Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон РФ; Федеральный закон РФ, Закон РФ, Указ Президента РФ, акты министерств и ведомств, решения иных государственных органов и органов местного самоуправления; Постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и т.д.), дата принятия и номер, его полное наименование. Если в документ были внесены изменения, то с датой его изменения. Далее указывается официальный источник публикации.

Список литературы оформляется в соответ­ствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Пример оформления списка литературы дается в Приложении 3.

Внимание! В курсовой работе должна использоваться литература за последние 5 лет, включая год написания работы.

В случае если, студентом используется очень старая литература, он в списке литературы делает подраздел «Историческая литература» и вносит туда используемую литературу в соответствии с установленными требованиями.

Приложения. Приложения - это материалы при­кладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы курсовой работы. К ним относятся:

- различные положения, инструкции, копии доку­ментов;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

- иллюстративный материал, в том числе и приме­ры, на которые имеется ссылка в тексте, и пр.

В курсовой работе должны содержаться минимум три приложения, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме курсовой работы.

Все приложения нумеруются (без знака №) и долж­ны иметь тематические заголовки. Не допускается в качестве приложения пустой бланк документа. Все приложения должны быть заполнены.

 

Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем

Курсовая работа должна иметь не только высокую научную культуру, но и высокую культуру оформления.

Требования по оформлению курсовой работы.

1. Курсовая работа подшивается в папку на две дырки

Внимание! Каждый лист НЕ вставляется в файловую папку!

2. Порядок следования листов в сброшюрованной курсовой работе следующий:

- титульный лист (Приложение 1) - не нумеруется;

- содержание (Приложение 2) - не нумеруется;

- введение (на­чиная со стр. 3);

- текст работы (главы I. II. III. - сквозная нумерация страниц);

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Рекомендации по оформлению текста курсовой работы:

- текст работы печатается на одной сто­роне стандартной белой бумаги формата А4 (раз­мер - 210x297);

- текстовый редактор WORD (Windows), шрифт Times new Roman. Размер шрифта 14, интервал полуторный, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25.

- размер полей страницы: левое - 30 мм - для пе­реплета, правое — 10 мм; верхнее, нижнее – 15 мм.

- заголовки печатаются: главы - прописными бук­вами, параграфы - строчными; каждая глава на­чинается с новой страницы;

- главы нумеруются римскими цифрами, параграфы - арабскими;

- цифру, обозначающую порядковый номер страни­цы, ставят в середине и верхнего поля страницы. Курсовая работа имеет сквоз­ную нумерацию.

По завершении курсовой работы ее переплетают и представляют в деканат для регистрации, с последующей передачей научному руководителю для отзыва.

Отзыв научного руководителя - это оценка научным руководителем работы студента по исследованию из­бранной темы. Пишут отзыв произвольно, однако он должен отражать:

- соответствие содержания работы индивидуальному за­данию;

- раскрытие темы курсовой работы, в рамках чего она выбрана, ее актуальности для теории, практики, учебного процесса;

- степень усвоения, способность и умение использо­вать знания по общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам профиля в самостоятельной работе;

- возможности и место практического использова­ния работы или ее отдельных частей;

- характеристика работы студента над проблемой, что, как и в каком объеме им сделано в процессе рабо­ты, его отношение к делу, проявленные самостоятель­ность, ответственность, творчество, инициатива, способ­ность решать соответствующие исследовательские про­блемы;

- вопросы, особо выделяющие работу студента;

- замечания об особенностях взаимоотношений с научным руководителем, уровне выполнения его реко­мендаций, устранении замечаний в процессе доработки курсовой работы;

- недостатки работы (если они есть);

- вывод о соответствии курсовой работы требова­ниям к курсовым работам инсти­тута и о рекомендации ее к защите;

- другие вопросы на усмотрение научного руководи­теля.

 

В случае серьезных претензий к результатам работы студента научный руководитель вправе сделать вывод о том, что «курсовая работа не отвечает требованиям, предъявляемым к курсовым рабо­там института, и она не рекомендуется к защите». Дан­ный факт чаще всего может быть вследствие игнориро­вания студентом в процессе подготовки курсовой рабо­ты рекомендаций научного руководителя, халатности при устранении серьезных упущений и недостатков, указанных студенту при доработке, что, в конечном счете, сказывается на качестве выполненной им работы. В этом случае научный руководитель курсовую работу вместе с отзывом передает в деканат для дальнейшей передаче студенту для устранения замечаний и приведения курсовой работы в соответствие с требованиями, предъявляемыми к написанию курсовых работ.

Защита курсовой работы

Время и место защиты определяется кафедрой и научными руководителями. Защита принимает­ся комиссией в составе 2-3 преподавателей, включая научного руково­дителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом кратко излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования, дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Члены комиссии могут задавать вопросы, связанные с уточнением и конкретизацией отдельных положений работы.

Окончательная оценка выставляется с учетом качества выполнен­ной работы и результатов ее защиты.

При оценке курсовой работы учитываются:

- степень разработанности темы;

- полнота охвата различных подходов к рассмотре­нию исследуемой проблемы;

- полнота использования литературных источни­ков;

- творческий подход к написанию курсовой рабо­ты и самостоятельность;

- правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность;

- стиль изложения, ораторские и полемические на­выки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции;

- аккуратность и правильное оформление курсовой работы;

- использование наглядных и технических средств при защите.

 

Опыт показывает, что в курсовых работах чаще всего встречаются следующие недостатки:

- описательный характер работ в ущерб глубине проработки исследуемых проблем;

- слабость доказательств, отсутствие или неубеди­тельность выводов по каждому вопросу и в целом по проблеме исследования;

- недостаточно четкое представление собственной позиции по рассматриваемой проблеме, обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями в ущерб рассуждениям и взглядам автора;

- использование устаревшей нормативной базы;

- нарушение правил оформления работы, непра­вильное оформление библиографического материала;

- бессистемное изложение материала;

- расплывчатость и неконкретность заключения, не вытекающего из содержания курсовой работы.

Курсовая работа оценивается по 4-балльной систе­ме («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не­удовлетворительно»).

III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Успех доходчивого изложения при защите курсовой работы в значительной степени определяется ис­пользуемыми средствами наглядного представления ин­формации, качеством подготовленного материала и умением докладчика правильно его донести до присутст­вующих.

В настоящее время в аудиториях Института разме­щено различное оборудование, позволяющее эффективно представить подготовленный материал. К такому осна­щению относятся различные типы аудио- и видеообору­дования.

Для успешного применения этого оборудования ав­тор работы может представлять материалы презентации на различных видах носителей памяти (DVD, на флэш-, флоп- дисках, видеокассетах и др.).

В зависимости от уровня подготовки и способностей автора работы, а также излагаемого материала можно использовать то или иное оборудование или их комбинацию. Для просмотра презентаций предусмотрено при­менение двух типов проектов: стационарного - для проектирования иллюстрационного материала на выдвиж­ной экран и переносного - для проектирования на мар­керную доску, что определяется излагаемым материалом и составом аудитории. В последнем случае существует возможность дополнительно использовать маркер для внесения пометок и дополнительных пояснений и уточ­нений проецируемого на доску изображения.

При подготовке слайдов к докладу необходимо вы­полнить ряд этапов от их создания, редактирования до продуманного монтажа в виде слайд-фильма.

Показ слайдов можно выполнять как в ручном, так и в автоматическом режиме. Причем применение авто­матического режима позволяет рационально использо­вать отведенное время и выглядит достаточно эффектив­но, однако требует от выступающего тщательно проду­манного и заранее отрепетированного доклада.

Ответственным этапом подготовки доклада является продуманная последовательность размещения слайдов и содержание представленного на них материала. Количе­ство слайдов не должно превышать 10-12, учитывая, что рекомендуемое время доклада составляет 10 минут, и за это время автор работы должен обязательно про­комментировать каждую проецируемую иллюстрацию.

Слайды должны быть пронумерованы, поскольку, если после завершения доклада у присутствующих воз­никнут вопросы, их легче соотнести с номером слайда, чем с его названием. В том случае, если вопрос задан без ссылки на слайд, докладчику для поиска нужного при­дется просматривать все имеющиеся слайды, что затяги­вает время доклада и ухудшает восприятие изложенного материала.

На первом слайде целесообразно привести название курсовой работы, фамилию, инициалы научного руко­водителя, консультанта, если он имеется, на следующих слайдах изложить цель и задачи работы, структуру исследования и другой материал. Информацию на слайдах рекомендуется изображать в виде графиков, схем, таб­лиц, гистограмм и других наглядных материалов, уп­рощающих восприятие материала и позволяющих пол­ностью довести его до аудитории за отведенное на док­лад время. При необходимости можно дополнить слайды звуком, применить анимацию.

При подготовке иллюстрационного материала автор может использовать всю свою фантазию, при этом важно помнить, что сложно воспринимаются слайды, содер­жащие много темных однотонных или ярких цветов, мелкий шрифт, большой объем текстового материала.

Каждый автор должен готовить иллюстрационный материал с учетом специфики выполненной работы и личных качеств, что позволяет донести до присутст­вующих на защите дипломной работы суть, основные результаты выполненных исследований и эффективность от их реализации на практике.

IV . СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев С. С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М. : Статус, 2009. - 712 с.
  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие. - М. : Юрист, 2008. - 332 с.
  3. Керимов Д. А. Законодательная техника. - М. : ИОРМА-ИНФРА, 2008. - 127 с.
  4. Марченко М. Н. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов. - М. : Городец-издат, 2009. - 720 с.
  5. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Проспект, 2009. - 648 с.
  6. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник для вузов. - М. : Норма, 2008. - 496 с.
  7. Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права : учебник для вузов. - М. : Юрайт-издат, 2005. - 613 с.
  8. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для вузов. - М. : Юнити, 2009. - 576 с.
  9. Рассказов Л. П. Теория государства и права : учебник. - М. : Риор, 2010. - 462 с.
  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. –М.: Омега –Л, 2008. 384с.
  11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия : учеб. пособие. - М. : ИНТЕРСТИЛЬ, 2009. - 937 с.
  12. Сырых В. М. Теория государства и права : учебник для вузов. - 4-е изд. - М. : Былина, 2008. - 528 с.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н.С. Научно-исследовательские работы. Курсовые, дипломные, диссертации. Общая методология, методика подготовки и оформления. – М. : АСВ, 2011. – 120с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет очного / заочного обучения

Кафедра юридических дисциплин

Направление подготовки «Юриспруденция»

Группа Ю – 1 – 15

Дисциплина «Теория государства и права»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Функции государства

Студент                           ___________ Иванов Иван Иванович  

Научный руководитель ___________ Давыдова Алла Васильевна

 

 

Дата регистрации «___» ____________ 201__ г.

«Допустить к защите»

__________________ А.В. Давыдова

 

Курсовая работа защищена с оценкой __________________

«____» _____________ 201 __ г.      ___________________

                                                                       ( подпись )

 

Мурманск 2015

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
 
ГЛАВА I . ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА ..   7
1.1. Исторические этапы формирования теории функций государства в России ……………………………………………………………………….   7
1.2. Основные направления формирования функций государства в зарубежных странах ………………………………………………………..   17
1.3. Тенденции и перспективы развития функции современного Российского государства …………………………………………………..   23
   
ГЛАВА II . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИЯХ ГОСУДАРСТВА В ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА …………..   22
2.1. Понятие и структура функции государства …………………………. 22
2.2. Классификации функций государства ………………………………. 27
2.3. Проблема определения и дифференциации функций государства ... 30
   
ГЛАВА III . АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………   35
3.1. Правовые аспекты правоохранительной деятельности как ключевой функции государства …………………………………………..   35
3.2. Защита персональных данных личности как информационная функция современного государства ………………………………………   46
3.3. Формы, методы и способы осуществления внешних функций Российского государства: проблема понятия и соотношения …………..   55
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 56
 
C ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………. 61
 
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….. 66

 

Приложение 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.// Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (в ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 (в ред. от 25.11.2013) № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

5. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

6. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6217.

7. Закон Мурманской области от 04.11.2002 № 363-01-ЗМО (в ред. от 07.11.2013) «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Мурманской области» // Мурманский Вестник. 2002. № 218- 219.

8. Закон Мурманской области от 11.06.2002 № 342-01-ЗМО (в ред. от 28.06.2013) «О мировых судьях в Мурманской области» // Мурманский Вестник. 2002. № 114.

9. Постановление Губернатора Мурманской области от 29.12.2011 № 153-ПГ «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи Мурманской области» // Мурманский Вестник. 2012. № 12/1.

10. Постановление Правительства Мурманской области от 25.09.2012 № 459-ПП «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский Вестник. – 2012. - № 189.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению и защите

курсовой работы по дисциплине

 «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Направление подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция»

 

Профили: Гражданско-правовой.

           Уголовно-правовой

 

Квалификация - бакалавр

 

 

Подписано в печать 30.01.15. Формат 60х84 1/16

Усл. печ. л. 3,3. Тираж 100 экз.

Отпечатано в СЗФ МГЭИ. 183008, г. Мурманск, пр. Кольский, д.51

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению и защите

курсовой работы по дисциплине

 «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Направление подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция»

 

Профили: Гражданско-правовой.

           Уголовно-правовой

 

Квалификация - бакалавр

 

 

Мурманск 2015

ББК 74.58

Д 13

 

Давыдова А. В.

 

Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» по направлению подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция». - Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015. –  47 с.

 

Обсуждено на заседании кафедры юридических дисциплин. Утверждено на заседании Совета Северо-Западного филиала Мос­ковского гуманитарно-экономического института протокол № 4 от  30 января 2015 года.

 

 

 Для студентов, преподавателей, научных руководителей курсовых работ, консультантов.

 

 

Рецендент канд. экон. наук, доцент С.С. Вопиловский

 

© СЗФ МГЭИ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………... 4
   
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………… 6
   
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …… 9
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы ………… 9
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы … 10
2.3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………..   12
2.4. Написание текста курсовой работы ……………………. 14
2.5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем ………………………………………………..     27
2.6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний ... 29
2.7. Защита курсовой работы ………………………………… 30
   
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ …………………………   34
   
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……… 37
   
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………… 38
   
VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ …… 39
   
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………...... 43

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

В условиях стремительных изменений в социальной, правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. В настоящее время высшие учебные заведения по направлению подготовки в области юриспруденции в России работают в условиях:

1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;

2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.

Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.

В системе юридических дисциплин теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Общепризнанным является тот факт, что теория государства и права является фундаментальной общетеоретической юридической дисциплиной, основой формирования юридического мировоззрения у обучаемых в юридических вузах. Поскольку в теории государства и права освещаются основополагающие положения, наиболее существенные проблемы познания государства и права, делаются принципиальные выводы о государственно-правовой действительности, то данная дисциплина призвана решать достаточно серьезные задачи в рамках формирования высококвалифицированных юристов нового поколения, позволяя готовить специалистов, обладающих широкими и глубокими знаниями государства и права, способных активно включаться в формирование гражданского общества и правового государства и т.д.

Освоение теории государства и права основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, политологии, философии и социологии. Изучение предмета «Теория государства и права» будущими юристами очень важно, так как позволяет сформировать и расширить у обучаемых юридический кругозор, предоставляет возможность приобретения ими объема знаний, необходимого для профессионального выполнения служебных обязанностей, направлено на формирование высокого уровня правовой культуры.

Курс «Теория государства и права» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и преподается студентам в 1-м и 2-м семестрах в объеме 8 зачетных единиц (288 часов). Во втором семестре обучения студентами пишется и защищается курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права».

Выполнение курсовых работ призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.

В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа - творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами, овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовой работы.

При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с нормативной правовой базой, анализировать имеющиеся научные, учебно-методические и периодические источники по проблеме, делать обоснованные выводы и предлагать практические решения, показать умение проводить теоретические исследования.

 

К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

- должна быть написана самостоятельно;

- должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;

- должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;

- должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;

- при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;

- должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;

- должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.

 

Навыки, приобретенные студентами при написании курсовых работ, будут являться хорошим опытом для написания выпускной квалификационной работы. Любая письменная работа - это экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, к которому предъявляются повышенные требования членов государственной аттестационной комиссии.

Основными целями курсовой работы являются:

- обучение самостоя­тельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса теории государства и права;

- привитие практических навыков научного исследования;

- формирование юридического миро­воззрения и правовой культуры.

Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенство­вать собственные представления об основных закономерностях форми­рования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.

Курсовая работа по теории государства и права помогает студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юриди­ческими категориями и понятиями, увязывать теоретические положе­ния с юридической практикой правотворческой и правоприменитель­ной деятельности.

Курсовая работа нацелена на формирование следующих компетенций:

- общекультурных компетенций: студент осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); нетерпимо относится к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- профессиональных компетенций: способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); способности толковать различные правовые акты (ПК-14); способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

 

 

II . ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы и представляется в деканат в установленные сроки. После проверки и рецензирования проводится защита курсовой работы с участием научного руководителя. Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан переработать и привести в соответствие курсовую работу.

В отличие от контрольной курсовая работа характеризуется обстоятельным освещением вопроса с элементами исследования, привлечением источников и обширной специальной литературы, наличием библиографического обзора и научно-справочного аппарата, самостоятельными выводами и обобщениями. Курсовая работа должна быть композиционно стройной, отличаться строгой последовательностью изложения и убедительной аргументацией.

Этапы подготовки курсовой работы.

  1. Выбор и утверждение темы.
  2. Составление и согласование плана курсовой работы.
  3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов.
  4. Написание текста курсовой работы.
  5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем.
  6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний.
  7. Защита курсовой работы.

 

2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы

Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с заведующим кафедрой.

Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по теории государства и права и смежным дисциплинам. При выборе темы можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе ее раскрытия потребуются знания, предполагающие довольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом случае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.

Конечно, не все темы курсовых работ одинаковой степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов «сразу кое-кого, может быть, и отпугнет трудность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны» (В.И.Ленин). Ни один непонятный вопрос темы курсовой работы не должен оставаться без внимания, все они с необходимостью уясняются самостоятельно, или с помощью научного руководителя.

Студент, проявив самое серьезное отношение к выполнению курсовой работы, правильно распределив время, работая без спешки, планомерно и систематически обеспечит успешное написание работы.

2.2. Составление и согласование плана курсовой работы

После выбора темы в процессе подготовки курсовой работы большое значение отводится составлению плана работы.

Шарль Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал: «Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувствовал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, чтобы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяжении двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, развивался и завершился».

Наличие плана курсовой работы позволяет избежать освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе теории государства и права.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, но, тем не менее, перед ее написанием необходимо проконсультироваться со своим научным руководителем для корректировки содержания работы, имеющейся литературы и т.д.

Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана - это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

Прежде чем научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное написание работы, студент должен самостоятельно сформулировать те вопросы, которые он намерен исследовать в работе (предоставить примерный план). А уже далее научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное оформление работы, помочь определиться в выборе вопросов, которые будут отражены в работе, определиться в объеме работы, помочь сориентироваться в нормативной базе по вопросу и в литературных источниках по выбранной теме.

В общем и целом функцию научного руководителя над курсовой работы можно свести к оказанию научной и методической помощи студенту. Игнорирование данного этапа работы может послужить неправильному пониманию проблемы выбранной для исследования, и впоследствии, – неудовлетворительному отзыву преподавателя.

Следует также учитывать, что студент может не согласиться с критическими замечаниями руководителя, обосновав свою позицию на консультациях и собеседованиях перед окончательным завершением работы или на защите. Студент должен помнить, что курсовая работа – это его самостоятельный творческий труд, и он вправе отстаивать свое мнение по вопросу в случае несогласия со своим научным руководителем.

Подбор и изучение научной литературы и

Нормативно-правовых актов

На первоначальном этапе работы необходимо, прежде всего, уста­новить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. На этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, законодательных актов, эмпирических мате­риалов, в той или иной степени соприкасающихся с исследуемой про­блематикой.

 

При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу:

- монографии (книги, посвященные изучению наиболее значимых для теоретико-правовой науки проблемных вопросов);

- статьи в научных журналах;

- статьи в сборниках научных трудов;

- статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конферен­циях;

- рецензии на опубликованные монографии;

- авторефераты и рукописи диссертаций;

- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках и др.

 

Рекомендуется обратить внимание на следующие научные журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Юрист», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Актуальные проблемы российского права», «Вопросы правоведения», «Вопросы экономики и права», «Гражданское общество в России и за рубежом», «Журнал российского права», «Закон», «Законность», «История государства и права», «Общество и право», «Право и государство: теория и практика», «Российский юридический журнал» и др.

 Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных  работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.

Следует активно использовать получившие широкое распространение в последние годы справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нор­мативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомствен­ного характера (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.).

Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые доку­менты следует по официальным изданиям соответствующих правотвор­ческих и правоприменительных органов.

Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменитель­ную практику соответствующих государственных органов. Это позво­лит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эф­фективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усо­вершенствованию правоприменительной практики.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проек­ты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 186.