ТЕМА 1. Природа философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Философия и круг ее проблем. Проблема происхождения философии: гносеогенная, мифогенная, социоморфная гипотезы.

2. Структура философского знания.

3. Основной вопрос философии. Функции философии, изменение предмета философии в ходе ее истории.

4. Основные философские направления: материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, их альтернативы.

Методические рекомендации к выполнению

При анализе данной проблемы необходимо подчеркнуть, что философия - не абстрактное зна­ние, оторванное от реальной повседневной жизни; все проблемы философии возникают как отражение реального бытия людей. Зародившись в эпоху Дрейней Греции VI века до н.э., в творчестве Пифагора, термин  -«философия» означал «любовь к мудрости», но в дальнейшим приобрел большую значимость как определенное знание, а именно – знание о мире в целом, превратившееся в XVII веке в науку о наиболее общих законах развития природы и общества, о мире как целостности. В своем ответе Вы должны выделить специфику толькования понятий: объект философии, предмет философии, раскрыть их содержание.

Структура философского знания включает в себя следующие аспекты: онтологию – учение о бытии; гносеологию – учение о познании, аксиологию – учение о ценностях человеческой жизни; философскую антропологию – учение о человеке, его сущности и существовании; социальную философию – учение об обществе и наиболее общих законах его развития; философию истории – учение о направленности исторического процесса, этику – учение о морали, эстетику – учение о «прекрасном» и специфике художественной деятельности человека.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. По сути своей, он представляет собой глобальную проблему: как устроен окружающий нас мир и как наши знания соотносятся с реальным бытием этого мира. В ходе изложения данного вопроса Вам необходимо раскрыть концептуальные установки в решении основного вопроса философии, а именно: материализм и идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, деизм и пантеизм.

В заключительной части контрольной работы Вам необходимо четко выделить принципиальное отличие диалектического и метафизического подходов к познанию окружающего мира.

 

Основные понятия

Деизм - философское учение, признающее Бога первотворцом, но в дальнейшем не вмешивающимся в развитие природы ( Аристотель)

Диалектика – как философский метод познания, который требует рассматривать все явления окружающей действительности с точки зрения их развития и взаимосвязи, где главным источником развития выступает единство противоположных начал бытия, внутренний потенциал самого объекта.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправных, не сводимых друг к другу двух первоначал – духа и материи, идеального и материального (Декарт).

Идеализм – противоположное материализму философское учение, которое исходит из первичности духа и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное от духа ( Платон)

Материализм – противоположное идеализму философское учение, исходящее из первичности материи, которая существует объективно, независимо от сознания человека.

Метафизика – философский метод познания, противоположный диалектике, который рассматривает все явления окружающей нас действительности как изолированные, не связанные друг с другом, где источником развития выступает высшее трансцедентное начало, т.е. дух.

Монизм – философское учение, исходящее из признания единственного начала в основании мира (либо материальное, либо идеальное)

Основной вопрос философии – это вопрос отношения мышления к бытию (духа, сознания к природе, бытию)

Пантеизм – религиозно- философское учение, утверждающее, что Бог и природа - единое целое, нераздельная абсолютная субстанция (Спиноза)

Философия – ( гр. fileo – любовь, sofia – мудрость) – это наука о наиболее общих законах развития бытия; это учение и мире и о месте человека в нем, о путях познания и преобразования мира человеком.

 

Источники:

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4-х томах. – М., 1975. – Т. 1. – С.67 –69.

Будущее философии: профессиональный и институциальный аспекты: Сб. ст. / под ред. И.В. Кузина. СПб: русская христианская гуманитарная академия, 2011. – 293с. 

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. – М., 1964. – Т. 3. – С.683 – 702.

Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1977. – Т.3. – С. 393 –394.

Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101.

Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58.

Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990.

Ортега–и–Гассет, Что такое философия / Ортега–и-Гассет.– М.: Наука, 1991.

Соловьев, В.С. Философские начала цельного знания / В.С. Соловьев // Соч.: в 2-х томах. – М.: Наука, 1992. – Т.2. – С. 178 – 227.

Соловьев, В.С. Исторические дела философии / В.С. Соловьев // Вопросы философии. – 1988. - № 8. – С. 118 – 125.

Шпет, Г.Г. Мудрость или разум / Г.Г. Шпет // Философские этюды. – М., 1994. – С.222 – 278.

Дополнительная литература:

 

Борисов, С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет?. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 368 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/62953 — Загл. с экрана.

Гусев, Д.А. Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия. Монография. [Электронный ресурс] : Монографии — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2015. — 438 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/64730 — Загл. с экрана.

Современные проблемы взаимодействия философии, психологии и когнитивных технологий (круглый стол) // Вопросы философии. -  2016.- № 9. – С.5-36.

Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620

Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с.

Мысль : Философские исследования : межвуз. сб. науч. тр. / Мурман. гос. техн. ун-т, Рос. гос. гуманитар. ун-т, С.-Петерб. гос. ун-т ; [редкол.: Н. Н. Никулина [и др.]. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2014. - 286 с. : ил. - (Серия "Философские и социальные исследования" ; вып. 6)

Мысль : Философские исследования : межвуз. сб. науч. тр. / Мурман. гос. техн. ун-т, Рос. гос. гуманитар. ун-т, С.-Петерб. гос. ун-т ; [редкол.: Н. Н. Никулина [и др.]. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2015. - 196 с. : ил. - (Серия "Философские и социальные исследования" ; вып. 7)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.