Социальное обеспечение детей, воспитываемых в родительской семье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хотя Конституция РФ и семейное законодательство возлагают обязанности по содержанию и воспитанию детей на родителей (а при определенных условиях – на некоторых других членов семьи), весьма существенное участие в этом принимает и общество, предоставляя блага социального обеспечения одному из родителей, семье в целом или непосредственно ребенку.

В развитие положения Конституции РФ о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает социальные (семейные) пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и его воспитанием. Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения: содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, детских домах или школах-интернатах; определением нуждающихся в этом лиц в дома-интернаты для детей с отклонениями в здоровье; социальным обслуживанием на дому и др.

Помощь, оказываемая в виде услуг, выражается:

1) в обслуживании детей детскими дошкольными учреждениями, школами-интернатами, санаторно-лесными школами, оздоровительными лагерями;

2) в присмотре за детьми со стороны школы в течение обычного школьного дня;

3) в обеспечении их питанием во время пребывания в школах и школьных группах продленного дня.

Помощь семье в содержании несовершеннолетних выражается:

в обеспечении их различными видами социальных пособий;

в обеспечении детей пенсией по случаю потери кормильца, а детей-инвалидов – социальной пенсией;

в льготах по налогам рабочих и служащих, имеющих детей;

в субсидиях.

Социальное обеспечение детей, воспитываемых в семье, осуществляется прежде всего в виде государственных (социальных) пособий различных видов и назначения, а именно:

- пособия по беременности и родам; единовременное пособие – женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие – беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- единовременные пособия при рождении ребенка или при передаче ребенка на воспитание в семью;

- ежемесячное пособие – по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие – на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка.

Лучшие условия обеспечения некоторыми пособиями установлены для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Необходимость социального страхования связана в первую очередь с риском временной утраты заработка (иных аналогичных выплат) по социально значимым причинам, признанным законодателем. Кроме того, это может быть также недостаточность текущего заработка для повышенных разовых расходов, требуемых, в частности, при рождении ребенка.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию, в частности, признаются:

- рождение ребенка;

- уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Страховым случаем является также временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, а также следующие случаи, касающиеся лиц с семейными обязанностями:

- утрата трудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

- необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;

- карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Перечисленным страховым случаям соответствует страховое обеспечение в виде пособий по временной нетрудоспособности либо в связи с материнством.

Федеральный законодатель устанавливает и иные социальные выплаты на детей или семьям с детьми, такие как:

единовременное пособие семьям с детьми граждан, получивших свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами;

единовременное пособие семьям с детьми граждан, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами;

единовременное пособие семьям с детьми граждан, погибших при участии в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом;

единовременное пособие семье с детьми гражданина, умершего вследствие поствакцинального осложнения;

единовременная и ежемесячная страховые выплаты семье с детьми умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми, предоставляемое в порядке государственной социальной помощи;

ежемесячное пособие супругу военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период проживания в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов;

единовременное пособие семье с детьми военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, в случае их смерти, наступившей при исполнении обязанностей военной службы;

ежемесячное пособие и ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан.

В денежной форме назначаются также пенсии на детей. Каждый ребенок-инвалид вправе получить социальную пенсию без каких-либо дополнительных условий, кроме самого факта инвалидности. Дети, лишившиеся кормильца вследствие его смерти или безвестного отсутствия, обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца. Этот же вид пенсии может получать один из взрослых членов семьи (независимо от возраста и трудоспособности), если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14-летнего возраста.

Пенсия по случаю потери кормильца возмещает ребенку часть заработка отца и (или) матери (в некоторых случаях – других членов семьи), которая при их жизни предназначалась на содержание ребенка. Эта пенсия также обеспечивает возможность индивидуального ухода за ним другого родителя (в некоторых случаях – иного члена семьи).

Именно в пенсионном законодательстве содержится теоретически важное положение о том, что один из членов семьи, который не работает в связи с уходом за ребенком, в целях пенсионного обеспечения считается нетрудоспособным (т.е. не могущим работать вне дома, совмещать уход за ребенком с оплачиваемой работой), что дает ему право на пенсию по случаю потери кормильца по этому основанию.

Таким образом, среди благ социального обеспечения есть выплата, специально предназначенная для предоставления средств существования взрослому члену семьи, занимающемуся воспитанием ребенка (детей) до достижения им 14-летнего возраста.

Отдельного внимания в свете рассматриваемого вопроса заслуживает вопрос об услугах детских дошкольных учреждений как благе социального обеспечения.

ст. 39 Конституции РФ предусматривает право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей, что дает основание отнести услуги указанных учреждений по воспитанию детей и к благам социального обеспечения: осуществляют уход и присмотр за детьми, их содержание и тем самым высвобождают время родителей для трудовой деятельности, а за счет частичной оплаты их услуг по содержанию детей уменьшаются соответствующие расходы семьи.

семейные детские сады, который организуются в целях: поддержки многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Понятие многодетности не остается неизменным. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", принятым в целях проведения целенаправленной и адресной политики в условиях либерализации цен, субъектам РФ было предложено с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Согласно региональному законодательству многодетной именуется семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 (18) лет. Следовательно, если в такой семье со временем остаются несовершеннолетними лишь двое детей, она утрачивает статус многодетной. Таким образом, в настоящее время в России для признания семьи многодетной достаточно трех детей, хотя совсем недавно советские и российские демографы различали мало-, средне- и многодетные семьи.

В России многодетность – явление редкое, если не сказать уникальное. Из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные (70% – в городах и 52,2% – в сельской местности), а многодетные лишь 6,6%. В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей (10,6% – в городах и 16,8% – в сельской местности). При этом в структуре российской многодетности – 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% – с пятью и более.

с 2005 г. в развитие ч. 1 ст. 38 и п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная поддержка многодетных семей была передана в ведение субъектов РФ, подавляющее большинство которых приняло в 2004 – 2009 гг. свои законы, реализующие рекомендации вышеназванного Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 в части перечня предоставляемых им льгот. Дублируя положения Указа, региональные нормативные правовые акты предусматривают, как правило, следующие меры:

- скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, – от стоимости приобретаемого топлива;

- бесплатную выдачу лекарств (по рецептам врачей) для детей в возрасте до шести лет;

- бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на внутригородском транспорте и в автобусах пригородных и внутрирайонных линий;

- первоочередной прием детей в дошкольные учреждения;

- бесплатные завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

- бесплатное обеспечение школьной формой (заменяющим ее комплектом одежды), а также спортивной формой на период обучения в общеобразовательной школе;

- бесплатное посещение музеев, парков, выставок (один день в месяц);

- необходимую помощь родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, выделение для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы; предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

- обеспечение первоочередного выделения садово-огородных участков;

- содействие в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

- учет необходимости трудоустройства многодетных родителей при разработке региональных программ занятости, возможности их работы на условиях применения гибких форм труда;

- организация обучения и переобучения многодетных родителей с учетом потребностей экономики региона.

Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 (18) лет. С 1 января 2005 г. ст. 16 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" отнесла вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты пособия к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение – к их расходным обязательствам.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго или последующего ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. В преамбуле Закона говорится, что он принят в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, хотя предлагаемые им меры вряд ли достаточны для создания таких условий. Несмотря на то, что введение материнского (семейного) капитала привело к некоторому увеличению рождаемости,

 Социальная защита детей-инвалидов

Инвалидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При такой постановке вопроса дети не могли быть признаны инвалидами. Термин "дети-инвалиды" в нашей стране официально появился лишь с выходом Приказа Минздрава СССР от 14 декабря 1979 г. № 1265 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей – инвалидов с детства в возрасте до 16 лет". Инвалидность в детском возрасте была определена как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающее возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе, помощи и надзоре.

формирование отечественной правовой базы в области социальной защиты инвалидов явилось принятие мировым сообществом Декларации о правах инвалидов (1975), Всемирной программы действий в отношении инвалидов (1982) и Стандартных правил в отношении инвалидов (1993). Принцип включения норм международного права в национальное законодательство был закреплен уже в Законе СССР от 11 декабря 1990 г. № 1826-1 "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР".

В 1995 г. с принятием Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон о социальной защите инвалидов), а также законов о социальном обслуживании, по сути, была сформирована российская законодательная база в области социальной защиты инвалидов.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности взрослым лицам, признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид". В российском законодательстве зачастую не принято разделять инвалида-взрослого и инвалида-ребенка, они обладают одинаковым юридическим статусом. Когда в нормативных правовых актах идет речь просто об инвалиде и о предоставляемых ему социальных гарантиях, эти гарантии относятся и к ребенку-инвалиду.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях их социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество (ч. 1 ст. 9 Закона о социальной защите инвалидов).

Дети-инвалиды получают социальную пенсию. Они имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты и государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"

Предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение, которые оплачиваются за счет средств федерального бюджета.

 Для родителей детей-инвалидов предусмотрены трудовые льготы: неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка-инвалида (ст. 93 ТК РФ); четыре дополнительных выходных дня в месяц с их оплатой в размере среднего заработка (ст. 262 ТК РФ) и т.д.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг. Также в соответствии со ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.