Факторы экономического роста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономический рост обеспечивают основные факторы производства — природные ресурсы, капитал, труд, предпринимательство.

Природные ресурсы — это земля, которая используется для сельскохозяйственных целей, полезные ископаемые и особенно энергетические ресурсы, без которых экономика не может развиваться. В мире есть страны, у которых таких ресурсов достаточно много (Россия, США, Китай и др.), и такие, которые обделены ресурсами (Япония, малые страны Европы, например Дания, Нидерланды и др.). Однако наличие природных ресурсов не является сегодня определяющим показателем экономического роста и благосостояния страны.

Труд — очень важный фактор производства, т. к. от него зависит, как будут использоваться другие факторы. Большое значение здесь имеет квалификация работника. Если человек трудоспособен, но имеет низкую квалификацию, его труд будет малопроизводительным. Труд же высокой квалификации всегда является более производительным.

Капитал как фактор производства состоит из оборудования, зданий, сооружений и запасов, которые используются в процессе производства. От того, какие отрасли преобладают в экономике, как они оснащены, используются ли передовые технологии и методы организации труда, зависят конечные результаты.

Качество соединения основных факторов производства и их способы обеспечивает предпринимательская деятельность.

Типы экономического роста

Различают два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый связан с количественным приростом уже используемых средств производства (вовлечение в хозяйственный оборот большего количества земель, рабочей силы, сырья и материалов, энергии), второй — с приростом за счет качественного обновления (вследствие внедрения новых технологий, повышения производительности труда, когда работник способен выработать за определенное количество времени больше продукции, чем прежде). В реальной жизни эти типы роста обычно сочетаются, но какой-то из них является преобладающим.

Экстенсивный рост — увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

Это означает, что в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще не использованные ресурсы. Например, такой фактор производства, как земля. Известно, что плодородные земли ограничены. Но они не все сразу были вовлечены в сельскохозяйственный оборот. Из истории известно, что в США, например, довольно долго происходил захват земель, способствующий экономическому росту страны.

Вовлекаются в оборот новые месторождения полезных ископаемых, хотя старые еще не использованы до конца (но имеющаяся техника не позволяет использовать их полностью). Это означает, что экономика развивается экстенсивным способом.

Наглядным примером экстенсивного роста производства будет следующая ситуация. Есть действующее промышленное предприятие, выпускающее определенную продукцию. Но возникла необходимость удвоить выпуск этой продукции. Для этого строится новое предприятие, оснащается таким же оборудованием, используется такое же количество рабочих и в итоге дополнительно производится такое же количество продукции. Как видно, ничего не меняется: остается такое же оборудование, не меняется производительность труда и капиталоотдача, но, как и задумано, количество товара увеличивается в два раза.

Но труд и капитал — это также ограниченные ресурсы, поэтому нужно искать другой путь достижения экономического роста, и такой путь есть. Это интенсивный экономический рост.

Интенсивный рост — увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности. Это означает, что факторы производства должны подвергнуться качественным изменениям под влиянием научно-технического прогресса, повышения квалификации работников, роста производительности труда и рационального распределения ресурсов.

Самый важный фактор интенсивного роста — научно-технический прогресс (НТП), который затронул все стороны экономики и жизни общества. Особенно бурно он развивался начиная с 80-х годов прошлого века, когда произошла так называемая электронная революция. Электроника и информатика резко повышают возможности человека, увеличивают производительность труда, изменяют технологии, создают новые продукты и даже новые ресурсы, не существующие в природе.

Огромное воздействие оказывает НТП на физический капитал. От оборудования, технологии, сырья, энергетики зависит успешная работа любого предприятия, а промышленные предприятия составляют основу экономики.

Второй фактор интенсивного роста — повышение квалификации работников. Профессиональный уровень играет очень большую роль. Если при конвейерном производстве за пару часов можно было обучить простейшей операции даже неграмотного работника, то вряд ли возможно привлечь такого работника к современному производству и дорогому высокотехнологичному оборудованию.

Появилась даже такая категория как «человеческий капитал», т. е. знания и умения людей, накопленные ими благодаря обучению и практическому опыту. Поэтому вложения в человеческий капитал в настоящее время часто являются даже более важными, чем инвестиции в физический капитал (оборудование и инструменты). И это правильно, потому что работать на высокотехнологичном оборудовании могут только хорошо образованные люди. Поэтому во многих развитых странах в школах обучение ведется 12 лет, а трудоемкие и «грязные» (с точки зрения экологии) производства выводятся в слаборазвитые страны, где работники имеют низкую квалификацию.

Третий фактор интенсивного роста — рациональное распределение ресурсов — означает, что в ходе экономического роста капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные. Происходит структурная перестройка экономики: наукоемкие отрасли занимают в ней ведущее положение, а традиционные отрасли, благодаря совершенствованию оборудования и технологии, становятся более производительными и в результате сокращают количество ресурсов, необходимых для успешного функционирования этих отраслей.

Четвертый фактор — экономия на масштабе. Это означает, что крупные предприятия работают более эффективно, чем несколько мелких. Благодаря этому больше средств можно тратить на улучшение сбыта, рекламу и другие нужды, увеличивающие производство.

Как известно, разные страны развиваются по-разному, поэтому есть все основания разделить их на группы: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны. Среди развивающихся стран выделяют группу наименее развитых стран. Разрыв между богатыми и бедными странами очень велик. К началу ХХI века показатель ВВП на душу населения для развитых стран составлял в среднем более 25 тыс. долларов. в год, а для наименее развитых — чуть более 255 долларов. Как видно, разрыв почти в 100 раз.

Поэтому когда говорят об экономическом росте и факторах его интенсивного развития, то имеют в виду развитые страны. Для развивающихся стран более приемлем термин «экономическое развитие».

Экономическое развитие — это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики. В развивающихся странах по большей части преобладает сельскохозяйственное производство, почти отсутствует промышленность, подавляющее большинство населения живет в сельской местности. Цели и задачи экономического развития этих стран отличаются от целей экономического роста.

В современном мире преобладает интенсивный тип экономического роста, т. е. рост за счет применения новой техники и технологий, повышения профессиональной квалификации работников, усложнения приемов, способов труда. Нередко переход на интенсивный путь развития экономики становится жизненным императивом, условием, при котором возможно сохранение и жизнь экономики страны как таковой. Например, рост цен на энергоносители вынуждает страны-импортеры активнее искать альтернативные источники энергии, разрабатывать и применять ресурсосберегающие технологии. Также мало найдется примеров, когда экономический рост обеспечивается за счет увеличения количества работников. К таким примерам можно отнести сбор хлопка в Туркмении. Если раньше там использовались хлопкоуборочные комбайны, то сегодня работает большое количество детей и подростков, причем за минимальную плату. Технику эксплуатировать существенно дороже, а потому невыгодно. Хотя подобный путь весьма далек от принципов современной цивилизации.

Экономика – это

система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.) наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности деятельность, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением благ и услуг

Производство – процесс создания экономических благ и услуг.
Распределение – определение доли каждого фактора, участвующего в производстве блага или услуги в произведённом продукте или доходе от его продажи.
Обмен – процесс, в котором взамен произведённого продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт.
Потребление – использование предметов длительного пользования или уничтожение (потребление) продовольствия.




Производство

Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)) Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.))

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.
Признаки товара:
– предназначен для обмена;
– обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
– полезность – способен удовлетворять потребность человека;
– обладает способностью обмениваться на другой товар.
Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сферой услуг.
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.
Выделяют четыре основных фактора производства:
1. Земля – естественные ресурсы, факторный доход – рента.
2. Капитал – материальные (произведённые человеком средства) и денежные ресурсы (деньги для покупки факторов) – факторный доход – процент.














Капитал

основной (например, здания, оборудование; затраты на него возмещаются постепенно, в течение ряда лет и его стоимость переносится на продукт по частям) оборотный (например, материалы или энергетические ресурсы; он расходуется за один цикл и его стоимость входит в продукт целиком, а затраты возмещаются после реализации)

3. Труд – люди, с их знаниями, умениями и навыками, физическими и умственными способностями создавать экономические блага – факторный доход – зарплата. Зависит от объёма и от качества труда (уровня образования, квалификации, состояния здоровья, от возраста, характера труда и мотивации к нему).
Характеристики:
– интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
– производительность труда (количество продукции, произведённой в единицу времени).
4. Предпринимательские способности – это умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; факторный доход – прибыль.
В последнее время некоторые экономисты выделяют в отдельную группу новый вид ресурсов — информацию, в то же время её можно отнести к интеллектуальному капиталу.
Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Процесс производства – это взаимодействие факторов.
Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
Задачи: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.
Предмет исследования – экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.
В современной экономической теории используются два уровня анализа – микроэкономический и макроэкономический.
Микроэкономика – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д.
Макроэкономика – наука о хозяйстве страны и мира в целом. Изучает проблемы безработицы и занятости, увеличения объёмов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д.
Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.
Экономическая система — способ взаимодействия экономических субъектов, в соответствии с которым в обществе решается проблема распределения экономических ресурсов.
Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Вопросы для сравнения Традиционная экономика Рыночная экономика Плановая экономика Смешанная экономика
Как и кем решаются главные вопросы экономики? В соответствии с обычаями, традициями, общиной Производителем с учётом спроса на соответствующем рынке Централизованное государственное планирование Сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием
Кому принадлежат экономические ресурсы (земля, капитал)? Общине, верховному правителю Находятся в частной собственности Государству Развиты различные формы собственности, велик государственный сектор экономики
Как распределяются блага? В соответствии с обычаями и традициями Посредством конкуренции в результате действия рыночного механизма Централизованное государственное распределение В результате действия рынка, в то же время заметную роль играет государство
В чём преимущества данной экономической системы? Отношения простые, предсказуемые, стабильные Конкуренция способствует снижению себестоимости продукции, разнообразию ассортимента, заинтересованности в результатах своего труда Всеобщая занятость, государство берёт на себя производство общественных благ, отсутствие резкого расслоения населения по доходам Государство смягчает последствия кризисов, осуществляет социальную защиту населения
В чём недостатки данной экономической системы? Медленное развитие технологии и орудий труда, патриархальный уклад, часто используется натуральный обмен Подверженность кризисам, безработица, значительное расслоение населения по уровню доходов Отсутствие конкуренции, бόльшая часть расходов составляет ВПК, отсутствие материальных стимулов, товарный дефицит, монополия государства Высокий уровень налогов, активное вмешательство государства в экономику

Социальная рыночная экономика основана на сбалансированности экономической и социальной эффективности, направлена на удовлетворение растущих и меняющихся потребностей людей, развитие человеческого потенциала, сосуществование различных форм собственности.
Социальная ориентация государства – гарант стабильности и защищённости людей в рыночной экономике (господдержка культуры, образования, науки, здравоохранения, социальная защита пенсионеров, инвалидов, материнства и детства, студентов).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 191.