Тема 13 к ЕГЭ-2018 по курсу «Обществознание»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 13 к ЕГЭ-2018 по курсу «Обществознание»

Экономика и экономическая наука

Экономическая культура

Под экономической культурой в общественных науках понимается общепринятая система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п. Кроме того, это способ (структура механизмов) взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие отдельных людей и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения. Чем совершеннее способ такого взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, и, следовательно, тем выше уровень экономической культуры.

Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления (как формы его проявления) выступает естественным регулятором экономического поведения. Так, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, долго не испытывавшее потребности изменяться, обусловило противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, которое совмещает внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами. Из-за этого экономическое поведение становится скорее эмоциональным, чем рациональным, и порой осуществляется в состоянии психологического стресса. Подобное экономическое мышление, в свою очередь, не способно существенно обогатить экономическое сознание социальной практикой. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в отечественной экономике пока что не позволяет говорить о высоком уровне экономической культуры в России.

Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем:

  • экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние.
  • особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления.
  • экономическая культура как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей.

Экономическая культура (как и культура в целом) в первую очередь выполняет роль социальной памяти общества, но не всей, а лишь той ее части, которая связана с историей экономических отношений. Можно говорить о трансляционной функции экономической культуры: из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания, экономического мышления и экономического поведения. Можно говорить о селекционной функции экономической культуры. Она связана с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) те ценности и нормы, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения. Можно говорить также об инновационной функции экономической культуры — она проявляется в обновлении социальных ценностей и норм выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур. Полнота и качество выполнения этих функций определяется регулятивными возможностями экономической культуры.

Составной частью экономической культуры является экономическая культура предприятия. Она включает в себя правила ведения бизнеса, взаимоотношения с партнерами, четкость и точность исполнения взятых на себя обязательств, ритуалы ведения деловых переговоров, деловой стиль жизни и общения и т. д. Сложилось устойчивое представление о деловой этике, имидже предпринимателя. К примеру, деловой стиль в одежде предполагает консерватизм и строгость, исключает экстравагантность покроя и тонов.

В экономических словарях под экономической культурой предприятия понимается система норм, правил и образцов поведения коллективного хозяйствующего субъекта, которая играет роль социального механизма регуляции его экономической деятельности. При этом предполагается, что вырабатываемая хозяйствующим субъектом тактика формируется на основе преимущественно рационального выбора экономических альтернатив, в совокупности способствующих сохранению и развитию предприятия в целом.

Основой социального механизма экономической культуры предприятия является способ организации в единую систему его технической, экономической и социальной подсистем.

Техническая подсистема объединяет два компонента — вещественно-технический (орудия труда, строения, сырье и технологические процессы) и социально-организационный (инженерное, конструкторское и технологическое обеспечение производства). Органическое взаимодействие названных компонентов составляет базу функционирования и развития технической подсистемы, цель которой — техническое и технологическое обеспечение производства.

Экономическая подсистема предприятия состоит из производственно-экономического компонента, включающего производственно-организационные структуры (предприятие — цех — смена — бригада — звено), и системы обеспечения экономической эффективности производства, а также социально-организационного компонента, к которому относятся функциональные действия представителей трудового коллектива по обеспечению работы первого компонента экономической подсистемы. Социально-организационный компонент складывается из профессиональной деятельности различных экономических служб — службы главного экономиста, главного бухгалтера, маркетинга и т. п. Взаимодействие двух компонентов экономической подсистемы призвано обеспечить экономическую эффективность хозяйственной деятельности предприятия в контексте производственно-экономического развития отрасли и макроэкономической системы в целом.

Социальная подсистема предприятия включает как социальные отношения внутри трудового коллектива, так и его отношения с внешней средой в процессе хозяйственной деятельности. Эта подсистема, подвергаясь воздействию материально-вещественных компонентов всей системы предприятия, способна сама оказывать мощное влияние на техническую и экономическую подсистемы.

Социальные, демографические, психологические и другие индивидуальные характеристики работников, преломляясь через их отношения в процессе производственной деятельности, нередко выступают весомым фактором, определяющим специфику взаимодействия составляющих предприятие подсистем. Таким образом, социальная подсистема может оказывать значимое влияние на способ организации всей системы предприятия. В процессе хозяйственной деятельности предприятия вырабатываются определенные специфические правила взаимодействия его подсистем.

Если в сфере экономической культуры предприятия преобладают традиционные для хозяйственной среды правила, нормы и ценности, определяющие в своей совокупности принцип взаимодействия подсистем предприятия, то экономическая культура выполняет преимущественно трансляционную функцию. Такой тип культуры определяется как традиционный. В том случае, если же она не только транслирует, но и отбирает из задаваемых стратегией норм, правил и образцов поведения те, которые в большей степени способствуют выживанию и развитию предприятия, то такая культура может быть названа селекционной. Когда же наряду с трансляционной и селекционной функциями экономическая культура выполняет и инновационную функцию, суть которой заключается в самостоятельной выработке или заимствовании из других хозяйственных систем новых правил, то такой тип экономической культуры называется инновационным.

Экономическое содержание собственности

Очень важными для характеристики экономики являются отношения собственности — это отношения между людьми по поводу вещей. Когда мы произносим «это — наше, а это — чужое», мы описываем отношения собственности. Некоторые ученые полагают, что правильнее говорить не о собственности как таковой, а о праве собственности. Не предмет сам по себе является собственностью, а имеющиеся права по его использованию. Право собственности складывается из права владения (контроль за предметами, ценностями), права использования (применение полезных свойств этих ценностей), права управления (возможность решать, кто и как будет обеспечивать их использование), права на доход (обладание результатами этого использования), права на отчуждение, потребление или уничтожение.

За многовековую историю человечества сложились две основные формы собственности: индивидуальная (частная) и коллективная, одним из вариантов которой может служить собственность государственная.

Частная собственность существует тогда, когда человек или группа лиц (семья, фирма) обладает правами из числа имеющихся прав собственности. Подобная форма собственности является основой свободы человека в обществе. Распоряжаясь своим имуществом, человек осознает себя носителем прав. Основу экономики ведущих стран мира составляет индивидуальная частная собственность, наиболее ярко воплощающая частный экономический интерес и инициативу. В современной России подобная форма собственности охватила не только сферу материального производства, но и сферу услуг. Появились частные кафе, частные школы, зубоврачебные кабинеты, адвокатские бюро и т. д.

В случае, когда предприятие изменяет форму собственности, переходя из государственной в частную, экономисты говорят о приватизации. Несколько отличается от приватизации «разгосударствление». В этом случае государство может передавать право на управление предприятием коллективам людей. Обычно, характеризуя рыночные реформы, т. е. реформы, осуществляющиеся при переходе от административно-планового хозяйства к рыночному, используют оба термина — приватизация и разгосударствление. Суть одна — государство передает свои полномочия частным лицам или же их объединениям. И наоборот: если предприятие переходит из частных рук в собственность государства, говорят о национализации.

Плановое хозяйство основывается, как правило, на господстве государственной формы собственности. Государство считается собственником земель, предприятий и произведенных на них продуктов. Государственные чиновники учитывают произведенное и перераспределяют его. Создаются мощные государственные органы, которые и решают, как, сколько и чего производить и как делить конечную продукцию.

В современной рыночной экономике важную роль играет и коллективная собственность. Чаще всего она принимает форму акционерной, когда каждый работник предприятия становится его совладельцем — собственником пакета акций. Его голос учитывается при принятии решений о деятельности фирмы. Даже после увольнения с фирмы, например в связи с уходом на пенсию, владелец акций продолжает получать доходы. Развитие акционерных обществ позволило говорить о «народном капитализме», демократизации отношений собственности.

Одной из форм коллективной собственности является кооператив — предприятие, где собственники одновременно являются и работниками. К примеру, кооперативами могут выступать предприятия сферы услуг — парикмахерские, ателье и т. п., часто создаются кооперативы в сельском хозяйстве.

Сегодня невозможно строить хозяйство только на какой-либо одной форме собственности, поэтому современную экономику называют смешанной. В ней есть место и для государственных предприятий, например в сфере оборонной промышленности и транспорта, и для акционерных, и для частных. Все формы собственности равно защищены законом, им предоставлены равные условия для развития. Но все же именно частная собственность является основой инициативы и предприимчивости, динамичного развития общества. Она широко распространена, например в малом и среднем бизнесе, наиболее чутко реагирующем на запросы потребителя. Во всех ведущих странах современного мира предприятия, основанные на частной собственности, составляют до 80 % от общего количества и около 20 % базируются на государственной собственности.

 

Какое из прав собственника отражается в применении полезных свойств объекта собственности?

право владения

право использования

право управления

право на доход

право на отчуждение

Ответить

 

Экономические системы

Хозяйственная деятельность людей всегда упорядочивается, оформляется в определенную систему. Для того чтобы сделать свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек должен знать, что, как и для кого производить. Что производить — означает принять решение о том, какие именно блага, в каком количестве и какого качества должны быть произведены. Как производить — решить, с помощью каких именно ресурсов, каких технологий будут произведены блага. Для кого производить — т. е. кому достанутся произведенные блага. История человечества дает нам примеры различного решения этих трех основных хозяйственных задач.

Тысячелетиями эти экономические вопросы решались по традиции, в соответствии с обычаями. Например, в Древней Греции во времена законодателя Солона население было разделено на земледельцев, ремесленников, торговцев и землевладельцев (благородных). Род занятий был наследуемым, из поколения в поколение передавались способы хозяйствования. Подобное хозяйство экономисты называют традиционным. Оно преобладало в древнем мире и в средние века.

В Новое время возник другой способ хозяйственной деятельности — рыночный. Он основан на инициативе и предприимчивости самого производителя, которые оцениваются потребителем произведенных товаров и услуг. Именно потребитель «голосует» рублем, долларом, тугриком, маркой, рупией и т. п. за или против какого-либо товара или услуги, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в них труда. В данной системе производство регулируется товарно-денежными отношениями и конкуренцией.

Этот способ достаточно жесткий, ведь, если произведенный или закупленный кем-либо товар никому не нужен, можно потерять все, разориться. В условиях рынка предприниматель не защищен, он действует на свой страх и риск, исходя из своей собственной оценки ситуации.

В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами — законом стоимости и законом спроса и предложения.

Спрос — это то количество товара определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время по соответствующей цене.

На цену товара влияет спрос, которым пользуется товар на рынке: если спрос высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции; если же спрос падает, то падает и цена, и, следовательно, выпуск изделия сокращается. Потенциальные потребители приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара, и всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

  1. цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
  2. цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (иначе продавец попросту разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Рынок обладает главным неоспоримым преимуществом — он предполагает свободу производителя и потребителя: они сами делают свой выбор, и ответственность за него возложена на них самих. Людей не принуждают сверху силой, их не загоняют в определенную систему. Можно сказать, что рынок более естествен, так как отвечает природному стремлению человека к свободе. В условиях рынка никто, кроме самого производителя, не решает, какие товары и как следует производить. Проиграл — виноват ты сам, потому что неверно оценил ситуацию на рынке.

Однако рыночная экономика не лишена недостатков: велик риск банкротства; рынок безразличен ко многим социальным проблемам, безработице, обнищанию, к развитию фундаментальных наук — ко всему тому, что не приносит прибыли.

Необходимость устранения недостатков рынка стала причиной появления в XX веке командного (планового) способа хозяйственной деятельности. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами. Командная экономика предполагает руководство хозяйственной жизнью общества из единого центра. Управление общественным производством осуществляется в соответствии с его указаниями: производителям предписывается что производить, в каких количествах, куда и по какой цене поставлять продукцию. Это означает, что производитель и поставщик того или иного товара или услуги совершенно лишены инициативы. Такая система требует, чтобы центр заранее оценил и учел общественные потребности, имеющиеся ресурсы, составил на этой основе план развития экономики на определенный период времени, довел конкретные задания до каждого производителя и жестко проконтролировал их выполнение.

Централизованная, плановая экономика может давать определенные позитивные результаты в экстремальных условиях, как, например, было в период индустриализации в СССР или в годы Великой Отечественной войны. Центр жесткими методами мобилизует рабочую силу и направляет ее действия на достижение цели. Крайним проявлением этого стало использование подневольного и бесплатного труда миллионов людей, создание системы ГУЛАГа в 1930–1950-х годах.

Командно-административная экономика позволяет обеспечить полную занятость, относительно стабильные цены, приблизительно равный (как правило, низкий) уровень заработной платы. Но апатия и безынициативность работников ведут к снижению эффективности производства, к отставанию страны в уровне развития техники и технологии. Невозможно осваивать достижения научно-технического прогресса, развивать производство при отсутствии инициативы снизу. Плановое хозяйство — это экономика дефицита, когда не хватает всего и вся, а то, что есть, распределяется по талонам, по карточкам, «по блату», «из-под полы». Те, кто занимает более высокую ступень общественной лестницы, получают больше благ, чем те, кто находится ниже.

Рынок же, при всей своей непредсказуемости, имеет много достоинств. Прежде всего, эта система базируется на принципе экономической целесообразности, т. е. стремится достичь максимального результата при минимальных затратах. Если предприниматель хочет получить большую прибыль, т. е. больше того, что затратил на производство, он должен произвести больше, лучше, дешевле, чем это сделал его конкурент. Такой путь приводит к изобилию товаров и услуг. Есть экономические стимулы к работе. Рыночная экономика формирует и свойственный ей тип личности — энергичный, творческий, инициативный, способный к риску и принятию на себя ответственности. Конечно, люди в условиях рыночных отношений не идеальны — им свойствен эгоизм, предпочтение собственных интересов интересам других. К тому же рынок вырабатывает и свою этику отношений между людьми. Если ты хоть раз кого-то обманул, с тобой больше не будут иметь дело ни твои партнеры, ни покупатели. Рынок разоряет одних и обогащает других, может привести к социальным потрясениям, но это живая, развивающаяся, динамичная система.

Современная экономика — это модель смешанного хозяйства, сочетающего в себе элементы рынка и регулирующее воздействие государства.

 

Для какого типа экономической системы характерно производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции?

рыночной

командной

смешанной

традиционной

Ответить

 

Многообразие рынков

Наряду с общим понятием «рынок» — синонимом рыночной экономики в целом — можно выделить множество отдельных рынков — составных частей этой экономики. В структуре рынка ученые выделяют рынок потребительских товаров и услуг. На нем действуют все предприятия, осуществляющие продажу этого вида товаров. Составными частями данного рынка являются товарные биржи, где совершается купля-продажа крупных партий товаров (как правило, биржи специализируются на каком-либо одном товаре), предприятия торговли (торговые компании, магазины), фирмы, занимающиеся сбором и обработкой информации, касающейся участников рынка товаров, ярмарки и аукционы. Рынок товаров обеспечивает их продвижение к потребителю. Именно на этом рынке мы приобретаем еду, одежду, бытовые приборы, туристические путевки. Все товарные рынки и рынки услуг — динамично развивающиеся явления. Достаточно, к примеру, случиться стихийному бедствию на популярном курорте, как цены на туристические путевки снизятся, и эта услуга будет менее востребована.

Обособленно существует рынок факторов (средств) производства. Здесь совершают сделки предприятия, покупая необходимое им оборудование, сырье, материалы (металл, станки, древесину, энергоносители, ткани, зерно). Частью этого сектора является рынок земли.

Можно выделить и рынок капиталов. Он состоит из двух частей — кредитного рынка и рынка ценных бумаг, (последний называют также фондовым). Кредитный рынок — это прежде всего рынок заемного капитала, главными действующими лицами которого являются банки — учреждения, сосредоточивающие в своих руках денежные средства клиентов (предприятий, организаций и граждан) и предоставляющие займы. На этом рынке действуют также страховые компании, различные фонды, которые располагают свободными деньгами и могут под проценты предоставлять их другим. На рынке ценных бумаг продаются прежде всего акции — бумаги, которые указывают, что их собственнику принадлежит доля в том или ином предприятии. Они дают владельцу право на получение части прибыли предприятия, именуемой дивиденд, а также на участие в управлении этим предприятиям. Главным звеном рынка ценных бумаг являются фондовые биржи (или фондовые магазины), на которых осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Они являются своего рода центрами прогноза экономической «погоды». Если цена акции той или иной компании понижается, это свидетельствует о потере доверия клиентов к этой компании. В России фондовый рынок развит пока еще слабо, а вот в ведущих странах многие люди участвуют в купле-продаже акций. Однако существуют и другие виды ценных бумаг — облигации и векселя.

Отдельным сегментом рынка является рынок труда. Если человек хочет найти работу, он обращается на биржу труда и составляет резюме — документ, в котором содержатся сведения об образовании, квалификации, предыдущем опыте работы и одновременно высказываются пожелания о характере будущей работы и уровне зарплаты. Современный рынок труда предъявляет к работникам очень высокие требования. Например, если публикуется объявление о наборе сотрудников какой-либо солидной фирмой, то там непременно будет указано, что кандидату необходимо иметь высшее образование, знать иностранные языки, владеть компьютером, обладать опытом работы по данной специальности. Кроме того, на фирме проведут не только собеседование, но и попросят выполнить множество тестов, которые позволят определить, подходит ли кандидат для выполнения данной работы или нет. Подобное положение заставляет каждого из нас, для того чтобы пользоваться спросом на рынке труда, учиться практически всю жизнь, совершенствовать свою квалификацию.

Основные признаки свободного рынка:

  1. неограниченное число его участников;
  2. абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
  3. наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
  4. мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
  5. невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.

Подобного свободного рынка в действительности не существует — это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.

 

Для какого типа рынка характерны такие понятия как биржа, дивиденды, акции? (в ответе одно слово)

Начало формы

 

Конец формы

Ответить

 

Экономический рост

Важнейшей характеристикой общественного производства является экономический рост. Под ним понимается прежде всего то, что на каждом историческом этапе в опре деленной степени становится легче решить проблемы ограниченности ресурсов и удовлетворить более широкий круг потребностей. Экономический рост — это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Особенности экономического роста:

  1. надо иметь в виду только реальный ВВП, потому что номинальный ВВП может расти, но инфляция, а значит, и цены, могут расти еще быстрее, и в результате реальный ВВП может даже уменьшаться;
  2. подсчитывать ВВП нужно не только в абсолютных значениях, но и на душу населения, так как население может вырасти, и тогда на каждого жителя ВВП будет приходиться меньше;
  3. только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

Экономический рост измеряется среднегодовыми темпами прироста ВВП, выраженными в процентах. Для краткости этот показатель часто называют просто темпом роста ВВП. Для того чтобы вычислить темп роста за определенный год, надо взять реальный ВВП за этот год и вычесть из него реальный ВВП за предыдущий год — получим прирост реального ВВП. Теперь надо разделить его на реальный ВВП предыдущего года и умножить на 100 %.

В конечном счете, цель экономического роста — улучшение жизни каждого человека, причем не только ее уровня, но и качества.

Типы экономического роста

Различают два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый связан с количественным приростом уже используемых средств производства (вовлечение в хозяйственный оборот большего количества земель, рабочей силы, сырья и материалов, энергии), второй — с приростом за счет качественного обновления (вследствие внедрения новых технологий, повышения производительности труда, когда работник способен выработать за определенное количество времени больше продукции, чем прежде). В реальной жизни эти типы роста обычно сочетаются, но какой-то из них является преобладающим.

Экстенсивный рост — увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

Это означает, что в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще не использованные ресурсы. Например, такой фактор производства, как земля. Известно, что плодородные земли ограничены. Но они не все сразу были вовлечены в сельскохозяйственный оборот. Из истории известно, что в США, например, довольно долго происходил захват земель, способствующий экономическому росту страны.

Вовлекаются в оборот новые месторождения полезных ископаемых, хотя старые еще не использованы до конца (но имеющаяся техника не позволяет использовать их полностью). Это означает, что экономика развивается экстенсивным способом.

Наглядным примером экстенсивного роста производства будет следующая ситуация. Есть действующее промышленное предприятие, выпускающее определенную продукцию. Но возникла необходимость удвоить выпуск этой продукции. Для этого строится новое предприятие, оснащается таким же оборудованием, используется такое же количество рабочих и в итоге дополнительно производится такое же количество продукции. Как видно, ничего не меняется: остается такое же оборудование, не меняется производительность труда и капиталоотдача, но, как и задумано, количество товара увеличивается в два раза.

Но труд и капитал — это также ограниченные ресурсы, поэтому нужно искать другой путь достижения экономического роста, и такой путь есть. Это интенсивный экономический рост.

Интенсивный рост — увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности. Это означает, что факторы производства должны подвергнуться качественным изменениям под влиянием научно-технического прогресса, повышения квалификации работников, роста производительности труда и рационального распределения ресурсов.

Самый важный фактор интенсивного роста — научно-технический прогресс (НТП), который затронул все стороны экономики и жизни общества. Особенно бурно он развивался начиная с 80-х годов прошлого века, когда произошла так называемая электронная революция. Электроника и информатика резко повышают возможности человека, увеличивают производительность труда, изменяют технологии, создают новые продукты и даже новые ресурсы, не существующие в природе.

Огромное воздействие оказывает НТП на физический капитал. От оборудования, технологии, сырья, энергетики зависит успешная работа любого предприятия, а промышленные предприятия составляют основу экономики.

Второй фактор интенсивного роста — повышение квалификации работников. Профессиональный уровень играет очень большую роль. Если при конвейерном производстве за пару часов можно было обучить простейшей операции даже неграмотного работника, то вряд ли возможно привлечь такого работника к современному производству и дорогому высокотехнологичному оборудованию.

Появилась даже такая категория как «человеческий капитал», т. е. знания и умения людей, накопленные ими благодаря обучению и практическому опыту. Поэтому вложения в человеческий капитал в настоящее время часто являются даже более важными, чем инвестиции в физический капитал (оборудование и инструменты). И это правильно, потому что работать на высокотехнологичном оборудовании могут только хорошо образованные люди. Поэтому во многих развитых странах в школах обучение ведется 12 лет, а трудоемкие и «грязные» (с точки зрения экологии) производства выводятся в слаборазвитые страны, где работники имеют низкую квалификацию.

Третий фактор интенсивного роста — рациональное распределение ресурсов — означает, что в ходе экономического роста капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные. Происходит структурная перестройка экономики: наукоемкие отрасли занимают в ней ведущее положение, а традиционные отрасли, благодаря совершенствованию оборудования и технологии, становятся более производительными и в результате сокращают количество ресурсов, необходимых для успешного функционирования этих отраслей.

Четвертый фактор — экономия на масштабе. Это означает, что крупные предприятия работают более эффективно, чем несколько мелких. Благодаря этому больше средств можно тратить на улучшение сбыта, рекламу и другие нужды, увеличивающие производство.

Как известно, разные страны развиваются по-разному, поэтому есть все основания разделить их на группы: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны. Среди развивающихся стран выделяют группу наименее развитых стран. Разрыв между богатыми и бедными странами очень велик. К началу ХХI века показатель ВВП на душу населения для развитых стран составлял в среднем более 25 тыс. долларов. в год, а для наименее развитых — чуть более 255 долларов. Как видно, разрыв почти в 100 раз.

Поэтому когда говорят об экономическом росте и факторах его интенсивного развития, то имеют в виду развитые страны. Для развивающихся стран более приемлем термин «экономическое развитие».

Экономическое развитие — это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики. В развивающихся странах по большей части преобладает сельскохозяйственное производство, почти отсутствует промышленность, подавляющее большинство населения живет в сельской местности. Цели и задачи экономического развития этих стран отличаются от целей экономического роста.

В современном мире преобладает интенсивный тип экономического роста, т. е. рост за счет применения новой техники и технологий, повышения профессиональной квалификации работников, усложнения приемов, способов труда. Нередко переход на интенсивный путь развития экономики становится жизненным императивом, условием, при котором возможно сохранение и жизнь экономики страны как таковой. Например, рост цен на энергоносители вынуждает страны-импортеры активнее искать альтернативные источники энергии, разрабатывать и применять ресурсосберегающие технологии. Также мало найдется примеров, когда экономический рост обеспечивается за счет увеличения количества работников. К таким примерам можно отнести сбор хлопка в Туркмении. Если раньше там использовались хлопкоуборочные комбайны, то сегодня работает большое количество детей и подростков, причем за минимальную плату. Технику эксплуатировать существенно дороже, а потому невыгодно. Хотя подобный путь весьма далек от принципов современной цивилизации.

Экономика – это

система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.) наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности деятельность, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением благ и услуг

Производство – процесс создания экономических благ и услуг.
Распределение – определение доли каждого фактора, участвующего в производстве блага или услуги в произведённом продукте или доходе от его продажи.
Обмен – процесс, в котором взамен произведённого продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт.
Потребление – использование предметов длительного пользования или уничтожение (потребление) продовольствия.




Производство

Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)) Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.))

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.
Признаки товара:
– предназначен для обмена;
– обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
– полезность – способен удовлетворять потребность человека;
– обладает способностью обмениваться на другой товар.
Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сферой услуг.
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.
Выделяют четыре основных фактора производства:
1. Земля – естественные ресурсы, факторный доход – рента.
2. Капитал – материальные (произведённые человеком средства) и денежные ресурсы (деньги для покупки факторов) – факторный доход – процент.














Капитал

основной (например, здания, оборудование; затраты на него возмещаются постепенно, в течение ряда лет и его стоимость переносится на продукт по частям) оборотный (например, материалы или энергетические ресурсы; он расходуется за один цикл и его стоимость входит в продукт целиком, а затраты возмещаются после реализации)

3. Труд – люди, с их знаниями, умениями и навыками, физическими и умственными способностями создавать экономические блага – факторный доход – зарплата. Зависит от объёма и от качества труда (уровня образования, квалификации, состояния здоровья, от возраста, характера труда и мотивации к нему).
Характеристики:
– интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
– производительность труда (количество продукции, произведённой в единицу времени).
4. Предпринимательские способности – это умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; факторный доход – прибыль.
В последнее время некоторые экономисты выделяют в отдельную группу новый вид ресурсов — информацию, в то же время её можно отнести к интеллектуальному капиталу.
Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Процесс производства – это взаимодействие факторов.
Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
Задачи: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.
Предмет исследования – экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.
В современной экономической теории используются два уровня анализа – микроэкономический и макроэкономический.
Микроэкономика – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д.
Макроэкономика – наука о хозяйстве страны и мира в целом. Изучает проблемы безработицы и занятости, увеличения объёмов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д.
Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.
Экономическая система — способ взаимодействия экономических субъектов, в соответствии с которым в обществе решается проблема распределения экономических ресурсов.
Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Вопросы для сравнения Традиционная экономика Рыночная экономика Плановая экономика Смешанная экономика
Как и кем решаются главные вопросы экономики? В соответствии с обычаями, традициями, общиной Производителем с учётом спроса на соответствующем рынке Централизованное государственное планирование Сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием
Кому принадлежат экономические ресурсы (земля, капитал)? Общине, верховному правителю Находятся в частной собственности Государству Развиты различные формы собственности, велик государственный сектор экономики
Как распределяются блага? В соответствии с обычаями и традициями Посредством конкуренции в результате действия рыночного механизма Централизованное государственное распределение В результате действия рынка, в то же время заметную роль играет государство
В чём преимущества данной экономической системы? Отношения простые, предсказуемые, стабильные Конкуренция способствует снижению себестоимости продукции, разнообразию ассортимента, заинтересованности в результатах своего труда Всеобщая занятость, государство берёт на себя производство общественных благ, отсутствие резкого расслоения населения по доходам Государство смягчает последствия кризисов, осуществляет социальную защиту населения
В чём недостатки данной экономической системы? Медленное развитие технологии и орудий труда, патриархальный уклад, часто используется натуральный обмен Подверженность кризисам, безработица, значительное расслоение населения по уровню доходов Отсутствие конкуренции, бόльшая часть расходов составляет ВПК, отсутствие материальных стимулов, товарный дефицит, монополия государства Высокий уровень налогов, активное вмешательство государства в экономику

Социальная рыночная экономика основана на сбалансированности экономической и социальной эффективности, направлена на удовлетворение растущих и меняющихся потребностей людей, развитие человеческого потенциала, сосуществование различных форм собственности.
Социальная ориентация государства – гарант стабильности и защищённости людей в рыночной экономике (господдержка культуры, образования, науки, здравоохранения, социальная защита пенсионеров, инвалидов, материнства и детства, студентов).

















Формы собственности

Частная: – индивидуальная – коллективная Государственная: – федеральная – собственность субъектов РФ Муниципальная: – городов, – посёлков Смешанная и иные формы собственности

Какие из перечисленных примеров являются факторами интенсивного экономического роста?

расширение посевных площадей

строительство новой фермы

замена станков на более современные

повышение квалификации работников завода

переход от энергии пара к электродвигателям

Ответить

 

Задачи с решениями

Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Что из перечисленного ниже характеризует экономику как хозяйство?

  1. изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка
  2. прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли
  3. расчёт последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны
  4. увеличение спроса на услуги косметических спа-салонов

Решение

Экономика как наука изучает экономические законы, категории, формулирует экономические теории. Экономика как хозяйство – это реальная экономика с фирмами, предприятиями, домохозяйствами и т.д. Варианты 1,2,3 подходят под понятие экономики как науки, а вариант 4 относится к реальной экономике, хозяйству. Правильный ответ 4.

Ответ: 4

Предметом исследования макроэкономики является(-ются)

  1. уровень безработицы в стране
  2. чистая прибыль предприятия
  3. способы хозяйствования ООО
  4. объёмы продажи конкретного товара в зависимости от изменения цены на него на местном рынке

Решение

В экономике в зависимости от масштаба исследования выделяют два уровня: макро и микроэкономика. Макроэкономика изучает экономические процессы в масштабах страны, региона и мира, а микроэкономика изучает экономические отношения на уровне отдельного предприятия, фирмы, местного рынка и домохозяйства. Из представленных вариантов ответа правильным будет вариант 1 – уровень безработицы в стране.

Ответ: 1

Тема 13 к ЕГЭ-2018 по курсу «Обществознание»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.