Цель: создание условий для освоения студентами умения идентифицировать средства воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о средствах воспитания.
2. Классификация средств воспитания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – (п.п. 20.1 Средства воспитательного процесса) стр. 566 –571.
Дополнительная литература:
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – стр. 130 - 253.
Задания:
1. Используя предложенные источники, проанализируйте понятие о средствах воспитания. Материал оформите в таблице:
Понятие «средство воспитания» | 1. …. (автор) 2. …. (автор)… |
Социокультурные требования, предъявляемые к средствам воспитания | |
Воспитательные функции средств | |
Классификация средств воспитания | Классификационный признак … классификация и т.д. |
2. Используя предложенную литературу, проанализируйте средства воспитания (игра, общение, учение и труд). По результатам изучения составьте карту каждого средства воспитания по следующей форме:
Карта средства воспитания: «__________________________» | |
Понятие | |
Авторы, исследующие данное средство воспитания | ФИО, что разработано |
Особенности | |
Классификация | |
Условия эффективного применения |
3. По предложенным отрывкам из произведений, идентифицировать применяемое средство воспитания, охарактеризовать его функции, соответствие социокультурным требованиям, эффективность применения.
Рекомендации по выполнению контрольной работы.
Задание 1. Теория воспитания как отрасль педагогической науки. Система категорий теории воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о теории воспитания.
2. Сравнительный анализ основных признаков науки (теория воспитания и педагогика).
3. Связь основных категорий теории воспитания.
Задание 2. Воспитание как педагогический процесс.
Вопросы для изучения:
1. Подходы к определению термина «воспитание».
2. Основные особенности процесса воспитания.
3. Логика процесса воспитания.
Задание 3. Цель воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современной цели воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о цели воспитания. Роль цели воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выбор цели воспитания.
3. Понятие о целеполагании. Специфика современной цели воспитания.
Задание 4. Содержание воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современного содержания воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о содержании воспитания. Факторы, влияющие на определение содержания воспитания.
2. Подходы к определению содержания воспитания.
3. Роль содержания воспитания в структуре процесса воспитания.
Задание 5. Педагогическое взаимодействие как компонент процесса воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о педагогическом взаимодействии.
2. Модели педагогического взаимодействия.
3. Роль педагогического взаимодействия в структуре процесса воспитания.
Задание 6. Методы воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о методах воспитания. Роль методов воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выбор методов воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.
Задание 7. Форма воспитания как компонент процесса воспитания. Сравнительная характеристика основных форм воспитательной работы.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о форме в воспитании, о форме воспитательной работе. Роль форм воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на определение содержания воспитания. Особенности форм воспитательной работы.
Задание 8. Средства воспитания как компонент процесса воспитания. Особенности основных средств воспитания (игра, общение, учение и труд).
Вопросы для изучения:
1. Понятие о средствах воспитания. Роль средств воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выбор средств воспитания. Подходы к классификации средств воспитания.
Задание 9. Понятие о коллективе как субъекте и объекте воспитания. Специфика подходов к классификации этапов развития коллектива.
Вопросы для изучения:
1. Подходы к определению понятия термина «коллектив». Роль коллектива в современном воспитании.
2. Подходы к определению этапов развития коллектива.
Задание 10. Результат воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к оценке результативности воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о результате воспитания. Роль результата воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выборе критериев результативности воспитания.
Рекомендуемая литература
1. Педагогика: учебник для пед. вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – 563 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003.
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
5. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
7. Титова Е.В. Если знать, как действовать [Ксерокопия]: разговор о методике воспитания: книга для учителя / Е. В. Титова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
8. http://elib.gnpbu.ru/
9. http://www.gumer.info/
10. http://elibrary.ru/
Дата: 2018-12-28, просмотров: 299.