Тема. Идентификация коллектива как объекта и субъекта воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Б1.Б.9.3 Теория воспитания

Планы практических занятий.

Практическое занятие 1

Тема. Идентификация коллектива как объекта и субъекта воспитания.

Цель: создание условий для освоения студентами умения идентифицировать уровень развития коллектива.

Базовые знания:

1. Понятие о коллективе.

2. Модели взаимодействия личности и коллектива.

Задания для подготовки к практической работе:

1. Используя предложенную литературу, дайте определение понятию «коллектив», охарактеризуйте признаки коллектива. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие «коллектив» Признаки коллектива Синквейн на понятие «коллектив»
     

2. Используя предложенную литературу, охарактеризуйте модели взаимодействия личности и коллектива по предложенным параметрам:

Модель взаимодействия Характеристика Синквейн
     

3. Используя предложенную литературу, проанализируйте особенности классификаций уровня развития коллектива и составьте схему соотношений стадий развития коллектива по различным классификациям. Изученный материал представьте в таблице:

Оценка уровня развития коллектива (по А.С. Макаренко)

Схема (график) соотношения уровней
Стадия развития Основные признаки

 

   

Оценка уровня развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

   

Оценка уровня развития коллектива (по Л.И. Уманскому - А.С. Чернышеву)

   

4. Подберите отрывки из произведений (2-3), характеризующие в своем содержании ту или иную стадию развития коллектива.

Задания:

1. Постановка цели занятия.

2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.

3. Актуализация знаний о понятии «коллектив» и классификаций уровня его развития, посредством анализа составленных схем соотношения.

4. Формирование у студентов умения идентифицировать уровень развития коллектива:

- по предложенным отрывкам идентифицировать уровень развития коллектива по все изученным классификациям;

- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий оценить уровень развития коллектива.

5. Формирование у студентов умения характеризовать коллектив как объект и как субъект воспитания:

- по предложенным отрывкам идентифицировать признаки коллектива как объекта воспитания и как субъекта воспитания;

- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий охарактеризовать объектные и субъектные признаки коллектива.

Рекомендуемая литература

1. Педагогика: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – (п.п. 18.3 Группа в социальном пространстве воспитательного процесса) – С. 532 –537.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – (Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания) – С. 348 – 365.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Воспитание личности в коллективе») – С.59 – 92

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой [Текст] – М., Просвещение, 1978 – С.97 – 113.

5. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М., Московский психолого-социальный институт, 2005. – С.265 – 271.

Практическое занятие 2

Самостоятельная работа 1

Самостоятельная работа 2

Основные теории воспитания человека

Название теории

Представители

Понятие о воспитании

Воспитание

суть логика условия
Бихевиоризм          
Неопозитивизм          
Прагматизм          
Экзистенциализм          
Неотомизм          

4. Подобрать отрывки из произведений, характеризующих специфику построения процесса воспитания в рамках каждой из теорий.

 

Самостоятельная работа 2

Самостоятельная работа 3

Самостоятельная работа 4

Тема. Содержание воспитания: понятие, структура.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о содержании воспитания

2. Функциональный подход к определению содержания воспитания.

3. Социальный подход к определению содержания воспитания..

Рекомендуемая литература

1. Педагогика: учебное пособие для бакалавров / ред. П.И. Пидкасистый. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 511 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – Москва: Академия, 2012. – 608 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – С. 27 –30.

4. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2. Содержание воспитательной деятельности)

5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – С. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).

6. http://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)

Задания:

1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы)  
Отличие содержания воспитания от содержания обучения  
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры)  

2. Используя предложенную литературу,, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Умственное        
Нравственное        
Физическое        
Трудовое        
Эстетическое        

3. Используя предложенную литературу, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Семьянин        
Работник        
Гражданин        

  

Самостоятельная работа 6

Самостоятельная работа 7

Самостоятельная работа 8

Рекомендации по выполнению контрольной работы.

 

Задание 1. Теория воспитания как отрасль педагогической науки. Система категорий теории воспитания.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о теории воспитания.

2. Сравнительный анализ основных признаков науки (теория воспитания и педагогика).

3. Связь основных категорий теории воспитания.

Задание 2. Воспитание как педагогический процесс.

Вопросы для изучения:

1. Подходы к определению термина «воспитание».

2. Основные особенности процесса воспитания.

3. Логика процесса воспитания.

 

Задание 3. Цель воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современной цели воспитания.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о цели воспитания. Роль цели воспитания в структуре процесса воспитания.

2. Факторы, влияющие на выбор цели воспитания.

3. Понятие о целеполагании. Специфика современной цели воспитания.

 

Задание 4. Содержание воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современного содержания воспитания.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о содержании воспитания. Факторы, влияющие на определение содержания воспитания.

2. Подходы к определению содержания воспитания.

3. Роль содержания воспитания в структуре процесса воспитания.

 

Задание 5. Педагогическое взаимодействие как компонент процесса воспитания.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о педагогическом взаимодействии.

2. Модели педагогического взаимодействия.

3. Роль педагогического взаимодействия в структуре процесса воспитания.

 

Задание 6. Методы воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о методах воспитания. Роль методов воспитания в структуре процесса воспитания.

2. Факторы, влияющие на выбор методов воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.

 

Задание 7. Форма воспитания как компонент процесса воспитания. Сравнительная характеристика основных форм воспитательной работы.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о форме в воспитании, о форме воспитательной работе. Роль форм воспитания в структуре процесса воспитания.

2. Факторы, влияющие на определение содержания воспитания. Особенности форм воспитательной работы.

Задание 8. Средства воспитания как компонент процесса воспитания. Особенности основных средств воспитания (игра, общение, учение и труд).

Вопросы для изучения:

1. Понятие о средствах воспитания. Роль средств воспитания в структуре процесса воспитания.

2. Факторы, влияющие на выбор средств воспитания. Подходы к классификации средств воспитания.

 

Задание 9. Понятие о коллективе как субъекте и объекте воспитания. Специфика подходов к классификации этапов развития коллектива.

Вопросы для изучения:

1. Подходы к определению понятия термина «коллектив». Роль коллектива в современном воспитании.

2. Подходы к определению этапов развития коллектива.

 

Задание 10. Результат воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к оценке результативности воспитания.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о результате воспитания. Роль результата воспитания в структуре процесса воспитания.

2. Факторы, влияющие на выборе критериев результативности воспитания.

 

Рекомендуемая литература

1. Педагогика: учебник для пед. вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – 563 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 576 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003.

4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

5. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 336 с.

7. Титова Е.В. Если знать, как действовать [Ксерокопия]: разговор о методике воспитания: книга для учителя / Е. В. Титова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

8. http://elib.gnpbu.ru/

9. http://www.gumer.info/

10. http://elibrary.ru/

Б1.Б.9.3 Теория воспитания

Планы практических занятий.

Практическое занятие 1

Тема. Идентификация коллектива как объекта и субъекта воспитания.

Цель: создание условий для освоения студентами умения идентифицировать уровень развития коллектива.

Базовые знания:

1. Понятие о коллективе.

2. Модели взаимодействия личности и коллектива.

Задания для подготовки к практической работе:

1. Используя предложенную литературу, дайте определение понятию «коллектив», охарактеризуйте признаки коллектива. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие «коллектив» Признаки коллектива Синквейн на понятие «коллектив»
     

2. Используя предложенную литературу, охарактеризуйте модели взаимодействия личности и коллектива по предложенным параметрам:

Модель взаимодействия Характеристика Синквейн
     

3. Используя предложенную литературу, проанализируйте особенности классификаций уровня развития коллектива и составьте схему соотношений стадий развития коллектива по различным классификациям. Изученный материал представьте в таблице:

Оценка уровня развития коллектива (по А.С. Макаренко)

Схема (график) соотношения уровней
Стадия развития Основные признаки

 

   

Оценка уровня развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

   

Оценка уровня развития коллектива (по Л.И. Уманскому - А.С. Чернышеву)

   

4. Подберите отрывки из произведений (2-3), характеризующие в своем содержании ту или иную стадию развития коллектива.

Задания:

1. Постановка цели занятия.

2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.

3. Актуализация знаний о понятии «коллектив» и классификаций уровня его развития, посредством анализа составленных схем соотношения.

4. Формирование у студентов умения идентифицировать уровень развития коллектива:

- по предложенным отрывкам идентифицировать уровень развития коллектива по все изученным классификациям;

- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий оценить уровень развития коллектива.

5. Формирование у студентов умения характеризовать коллектив как объект и как субъект воспитания:

- по предложенным отрывкам идентифицировать признаки коллектива как объекта воспитания и как субъекта воспитания;

- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий охарактеризовать объектные и субъектные признаки коллектива.

Рекомендуемая литература

1. Педагогика: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – (п.п. 18.3 Группа в социальном пространстве воспитательного процесса) – С. 532 –537.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – (Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания) – С. 348 – 365.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Воспитание личности в коллективе») – С.59 – 92

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой [Текст] – М., Просвещение, 1978 – С.97 – 113.

5. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М., Московский психолого-социальный институт, 2005. – С.265 – 271.

Практическое занятие 2

Дата: 2018-12-28, просмотров: 328.