Б1.Б.9.3 Теория воспитания
Планы практических занятий.
Практическое занятие 1
Тема. Идентификация коллектива как объекта и субъекта воспитания.
Цель: создание условий для освоения студентами умения идентифицировать уровень развития коллектива.
Базовые знания:
1. Понятие о коллективе.
2. Модели взаимодействия личности и коллектива.
Задания для подготовки к практической работе:
1. Используя предложенную литературу, дайте определение понятию «коллектив», охарактеризуйте признаки коллектива. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Понятие «коллектив» | Признаки коллектива | Синквейн на понятие «коллектив» |
2. Используя предложенную литературу, охарактеризуйте модели взаимодействия личности и коллектива по предложенным параметрам:
Модель взаимодействия | Характеристика | Синквейн |
3. Используя предложенную литературу, проанализируйте особенности классификаций уровня развития коллектива и составьте схему соотношений стадий развития коллектива по различным классификациям. Изученный материал представьте в таблице:
Оценка уровня развития коллектива (по А.С. Макаренко) | Схема (график) соотношения уровней | |
Стадия развития | Основные признаки |
|
Оценка уровня развития коллектива (по А.Н. Лутошкину) | ||
Оценка уровня развития коллектива (по Л.И. Уманскому - А.С. Чернышеву) | ||
4. Подберите отрывки из произведений (2-3), характеризующие в своем содержании ту или иную стадию развития коллектива.
Задания:
1. Постановка цели занятия.
2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.
3. Актуализация знаний о понятии «коллектив» и классификаций уровня его развития, посредством анализа составленных схем соотношения.
4. Формирование у студентов умения идентифицировать уровень развития коллектива:
- по предложенным отрывкам идентифицировать уровень развития коллектива по все изученным классификациям;
- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий оценить уровень развития коллектива.
5. Формирование у студентов умения характеризовать коллектив как объект и как субъект воспитания:
- по предложенным отрывкам идентифицировать признаки коллектива как объекта воспитания и как субъекта воспитания;
- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий охарактеризовать объектные и субъектные признаки коллектива.
Рекомендуемая литература
1. Педагогика: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – (п.п. 18.3 Группа в социальном пространстве воспитательного процесса) – С. 532 –537.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – (Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания) – С. 348 – 365.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Воспитание личности в коллективе») – С.59 – 92
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой [Текст] – М., Просвещение, 1978 – С.97 – 113.
5. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М., Московский психолого-социальный институт, 2005. – С.265 – 271.
Практическое занятие 2
Самостоятельная работа 1
Самостоятельная работа 2
Основные теории воспитания человека
Название теории | Представители | Понятие о воспитании | Воспитание | ||
суть | логика | условия | |||
Бихевиоризм | |||||
Неопозитивизм | |||||
Прагматизм | |||||
Экзистенциализм | |||||
Неотомизм |
4. Подобрать отрывки из произведений, характеризующих специфику построения процесса воспитания в рамках каждой из теорий.
Самостоятельная работа 2
Самостоятельная работа 3
Самостоятельная работа 4
Тема. Содержание воспитания: понятие, структура.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о содержании воспитания
2. Функциональный подход к определению содержания воспитания.
3. Социальный подход к определению содержания воспитания..
Рекомендуемая литература
1. Педагогика: учебное пособие для бакалавров / ред. П.И. Пидкасистый. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 511 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – Москва: Академия, 2012. – 608 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – С. 27 –30.
4. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2. Содержание воспитательной деятельности)
5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – С. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).
6. http://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)
Задания:
1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы) | |
Отличие содержания воспитания от содержания обучения | |
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры) |
2. Используя предложенную литературу,, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:
Направление содержания воспитания | Цель | Информационный уровень | Операционный уровень | Аксиологический уровень |
Умственное | ||||
Нравственное | ||||
Физическое | ||||
Трудовое | ||||
Эстетическое |
3. Используя предложенную литературу, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:
Направление содержания воспитания | Цель | Информационный уровень | Операционный уровень | Аксиологический уровень |
Семьянин | ||||
Работник | ||||
Гражданин |
Самостоятельная работа 6
Самостоятельная работа 7
Самостоятельная работа 8
Рекомендации по выполнению контрольной работы.
Задание 1. Теория воспитания как отрасль педагогической науки. Система категорий теории воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о теории воспитания.
2. Сравнительный анализ основных признаков науки (теория воспитания и педагогика).
3. Связь основных категорий теории воспитания.
Задание 2. Воспитание как педагогический процесс.
Вопросы для изучения:
1. Подходы к определению термина «воспитание».
2. Основные особенности процесса воспитания.
3. Логика процесса воспитания.
Задание 3. Цель воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современной цели воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о цели воспитания. Роль цели воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выбор цели воспитания.
3. Понятие о целеполагании. Специфика современной цели воспитания.
Задание 4. Содержание воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современного содержания воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о содержании воспитания. Факторы, влияющие на определение содержания воспитания.
2. Подходы к определению содержания воспитания.
3. Роль содержания воспитания в структуре процесса воспитания.
Задание 5. Педагогическое взаимодействие как компонент процесса воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о педагогическом взаимодействии.
2. Модели педагогического взаимодействия.
3. Роль педагогического взаимодействия в структуре процесса воспитания.
Задание 6. Методы воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о методах воспитания. Роль методов воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выбор методов воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.
Задание 7. Форма воспитания как компонент процесса воспитания. Сравнительная характеристика основных форм воспитательной работы.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о форме в воспитании, о форме воспитательной работе. Роль форм воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на определение содержания воспитания. Особенности форм воспитательной работы.
Задание 8. Средства воспитания как компонент процесса воспитания. Особенности основных средств воспитания (игра, общение, учение и труд).
Вопросы для изучения:
1. Понятие о средствах воспитания. Роль средств воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выбор средств воспитания. Подходы к классификации средств воспитания.
Задание 9. Понятие о коллективе как субъекте и объекте воспитания. Специфика подходов к классификации этапов развития коллектива.
Вопросы для изучения:
1. Подходы к определению понятия термина «коллектив». Роль коллектива в современном воспитании.
2. Подходы к определению этапов развития коллектива.
Задание 10. Результат воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к оценке результативности воспитания.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о результате воспитания. Роль результата воспитания в структуре процесса воспитания.
2. Факторы, влияющие на выборе критериев результативности воспитания.
Рекомендуемая литература
1. Педагогика: учебник для пед. вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – 563 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003.
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
5. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
7. Титова Е.В. Если знать, как действовать [Ксерокопия]: разговор о методике воспитания: книга для учителя / Е. В. Титова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
8. http://elib.gnpbu.ru/
9. http://www.gumer.info/
10. http://elibrary.ru/
Б1.Б.9.3 Теория воспитания
Планы практических занятий.
Практическое занятие 1
Тема. Идентификация коллектива как объекта и субъекта воспитания.
Цель: создание условий для освоения студентами умения идентифицировать уровень развития коллектива.
Базовые знания:
1. Понятие о коллективе.
2. Модели взаимодействия личности и коллектива.
Задания для подготовки к практической работе:
1. Используя предложенную литературу, дайте определение понятию «коллектив», охарактеризуйте признаки коллектива. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Понятие «коллектив» | Признаки коллектива | Синквейн на понятие «коллектив» |
2. Используя предложенную литературу, охарактеризуйте модели взаимодействия личности и коллектива по предложенным параметрам:
Модель взаимодействия | Характеристика | Синквейн |
3. Используя предложенную литературу, проанализируйте особенности классификаций уровня развития коллектива и составьте схему соотношений стадий развития коллектива по различным классификациям. Изученный материал представьте в таблице:
Оценка уровня развития коллектива (по А.С. Макаренко) | Схема (график) соотношения уровней | |
Стадия развития | Основные признаки |
|
Оценка уровня развития коллектива (по А.Н. Лутошкину) | ||
Оценка уровня развития коллектива (по Л.И. Уманскому - А.С. Чернышеву) | ||
4. Подберите отрывки из произведений (2-3), характеризующие в своем содержании ту или иную стадию развития коллектива.
Задания:
1. Постановка цели занятия.
2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.
3. Актуализация знаний о понятии «коллектив» и классификаций уровня его развития, посредством анализа составленных схем соотношения.
4. Формирование у студентов умения идентифицировать уровень развития коллектива:
- по предложенным отрывкам идентифицировать уровень развития коллектива по все изученным классификациям;
- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий оценить уровень развития коллектива.
5. Формирование у студентов умения характеризовать коллектив как объект и как субъект воспитания:
- по предложенным отрывкам идентифицировать признаки коллектива как объекта воспитания и как субъекта воспитания;
- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий охарактеризовать объектные и субъектные признаки коллектива.
Рекомендуемая литература
1. Педагогика: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – (п.п. 18.3 Группа в социальном пространстве воспитательного процесса) – С. 532 –537.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – (Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания) – С. 348 – 365.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн.: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. – М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Воспитание личности в коллективе») – С.59 – 92
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой [Текст] – М., Просвещение, 1978 – С.97 – 113.
5. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М., Московский психолого-социальный институт, 2005. – С.265 – 271.
Практическое занятие 2
Дата: 2018-12-28, просмотров: 328.