Социальная философия.структура общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  Социальная философия имеет своим объектом познания общество. Любое познание является социальным, поскольку оно протекает в обществе. При этом человек, как субъект познания, — существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. . Социальное познание — это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей. Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений Выделяют три типа социального познания:-гуманитарное знание. Его предметом выступает субъективный мир человека Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество -социально-экономическое знание. Оно обращено к описанию процессов, оказывающих значительное воздействие на развитие общества и прежде всего — отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ. Его предмет — экономическая жизнь общества. Этот тип знания тяготеет к естественным наукам, поэтому неслучайно в нем широко используются математические и другие точные методы познания; -социально-философское знание. Оно занимает особое место. По мнению философов, социально-философское знание выступает системообразующей основой для всех социальных знаний. Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.  

Задачи социальной философии

Первоочередной из них является раскрытие сущности общества,

 характеристика его как части мира, отличающейся от иных его частей, но связанной с ними в единый мировой универсум

Функции социальной философии

: -гносеологическая - исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп;

Сущность социальной философии

Определить сущность социальной философии сложно, т.к. эта область знания затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире

     

Структура общества

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества относятся:

·  классы;

·  люди города и деревни;

·  представители физического и умственного труда;

· сословия (т.е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами);

· социально-демографические группы - молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей;

· национальные общности - нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои ("страты") по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т.д.

Усилия многих западных социологов направлены на изучение так называемых малых групп, складывающихся на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. Такие группы складываются часто внутри больших социальных групп и слоев общества, в том числе классов, профессиональных групп и этнических слоев населения. Нередко они трансформируют в себе действия всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в них людей.

Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и национальных общностей  динамическая и проявляется в их взаимодействии. При этом они вступают между собой в определенные отношения

. Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся. Это:

• материальная деятельность,

• духовная деятельность,

• регулятивная или управленческая деятельность,

• деятельность обслуживания

Кроме этого подхода существует и другой,выделяющий следующие сферы общества:

• материально-экономическую,• социальную,• политическую,• духовную

 

32. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода

существует две концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Сущностная концепция является более глубокой.. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - "Я".

Главным свойством личности является мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззрение, личность получает возможность реализовать свою сущность..

Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан с его внутренним духовным миром. Он изменяется и одновременно остается неизменным на протяжении жизни человека.

Одной из важнейших характеристик человеческого существования, которая всегда востребована обществом, является способность к творчеству. Творчество - это всегда созидание нового, неизвестного, в творчестве раскрываются сущностные силы человека.

Для того чтобы возникло новое, необходимы внутренние и внешние условия: внутренние условия - это наличие способностей, таланта, выражающихся в умении самостоятельно мыслить, индивидуально по-своему трансформировать увиденное, прочитанное, услышанное, сделанное; уметь увлечься проблемой с верой в успех. Внешние условия - это наличие востребованности этого нового со стороны окружающей среды. Необходимо также, чтобы общественное требование было принято и осознано творцом как личная потребность и необходимость

Непременное условие творческой деятельности - наличие способностей и таланта. Еще Аристотель сказал, что талант - это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Однако способности и талант - не одно и то же. Способности - это врожденные особенности человека в форме задатков, предрасположенности к какому-либо виду деятельности. Причем исходный уровень задатков неодинаков: у одних детей есть особая выраженность задатков к музыке, у других к математике, у третьих к техническому труду и т.д. Талант - это реализованные задатки, развитие способностей. Гениальность - очень сильная развитость ярко выраженных способностей. Гений – это уникальная, неповторимая личность.

Самые блестящие природные данные не могут сами по себе, без всяких усилий, превратиться в талант и гениальность. Дня того, чтобы задатки перешли в способности, а затем в талант, гениальность (исключительные способности), необходимо наличие у человека таких качеств, как решительность, инициативность, трудолюбие, выносливость, воля и другие.

Свобода - это одна из основных философских категорий, характеризующая возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.Философия свободы человека была предметом размышлений И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, произволом, анархией, равенством, справедливостью.

Понятие свободы родилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятиями "воля" и "вольница". Понятие "свобода воли" означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

Воля - это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность. Понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.

Реализация свободы немыслима без осознания необходимости

 

33. Сущность и существование человека

Проблема сущности человека.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д.

Сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.

Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение- человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек-результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.
Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта

Проблема существования человека.. Вне деятельности, социальных отношений и общения человек просто не может стать человеком.

Но человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека — это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально и не исчерпывается сущностью. Оно есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается в том, что человек есть единство трех основных структур — биологического, социального и психического — это, таким образом, биопсихосоциалъный феномен. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним «Я» (волей, стремлениями, интересами и т.д.).

Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с выходом человека за рамки индивидуально-реального мира.

Существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность.. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются в экзистенциализме находящимися в постоянном противоречии.

С точки зрения их соотношения «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр). И лишь перед лицом смерти, в «пограничной ситуации» обнаруживается, что в жизни человека было подлинно, а что нет.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.