1. Различение неречевых звучаний.
2. Различение ритмического рисунка.
3. Различение речевых звучаний:
§ различение сокращённых звукокомплексов;
§ различение высоты голоса;
§ определение дальности звучания;
§ различение тембра, эмоциональной окраски, характера одного и того же звука;
§ определение правильности звучания;
§ определение слова не похожего по звуковому рисунку;
§ подбор слов похожих по звуковому рисунку;
§ подбор слов в рифму;
§ выбор слов близких по звуковому составу.
4. Воспроизведение речевых звучаний:
§ воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога;
§ воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным звуком и разными гласными звуками;
§ воспроизведение слоговых сочетаний с одним гласным звуком и разными согласными звуками;
§ изменение звукокомплекса по силе звучания;
§ повтор ряда слов похожих по звуковому рисунку.
5. Выделение звуков:
§ выделение в речевом потоке заданного звука.
§ выделение звука в начале слов.
§ выделение первого и последнего звуков в слове.
§ называние первого звука в словах.
6. Звуковой анализ слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Последовательность звукопостановки
Первая группа звуков: фонемы, наиболее легкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически
А, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л.
На данном этапе параллельно проводится работа по дифференциации звуков, наиболее резко противоположных друг другу по артикуляционным признакам:
§ дифференциация ротовых и носовых (п-м);
§ в группе взрывных: дифференциация звуков (к-х);
§ дифференциация гласных (а, у, о, ы);
§ дифференциация взрывных и фрикативных (т-с).
Вторая группа звуков - фонемы более сложные по артикуляции: звонкие согласные, шипящие, аффрикаты, звук «р».
В этом периоде упражнения по различению звуков имеют меньшую артикуляционную опору. Произношение таких звуков как «р», «ш», «ж», аффрикат, у большинства детей очень неточное, но различение их представляет значительно меньшие трудности. Тем не менее, на упражнения по различению и дифференциации звуков отводится специальное время. Таким образом, у детей формируются звуковые представления на основе дифференцированного произношения звуков, отражающего определённый период их усвоения. Производится работа по дифференциации звуков з-с, ш- ж, ц-ч, ч-щ, ч-т; и по дифференциации группы йотированных.
В результате сочетания интенсивной работы над развитием произносительной стороны речи с работой по развитию фонематического восприятия звуков у детей со стертой формой дизартрии, создаётся фонематическая готовность к полноценному усвоению письма.
Система автоматизации звуков при дизартрии
Все звуки при автоматизации произносить утрированно!
I раздел. Автоматизация в слоговых рядах:
С – отрабатываемый звук;
С – звук, который ребенок произносит правильно;
Г– гласный.
§ I модуль. Отдельное произнесение: С…….Г (Прямой слог, через маленький интервал).
§ II модуль. Слитное произнесение: СГ (Прямой слог)
§ III модуль. Отдельное произнесение: Г… С (Обратный слог, через маленький интервал)
§ IV модуль. Слитное произнесение: ГС (Обратный слог)
§ V модуль С СГ
§ VI модуль. ССГ
§ VII модуль. ГСС
§ VIII модуль. ГСС
§ IX модуль. СГС
§ X модуль. ГСГ
II раздел . Произнесение слоговых рядов.
Произносится 5-6 слогов подряд. Работа организуется посредством чередования модулей.
III раздел. Звук автоматизируется в словах различной слоговой структуры.
Работа организуется посредством чередования модулей.
IV раздел. В словах звук автоматизируется:
§ в начале слова;
§ в конце слова;
§ в середине слова.
V раздел. Звук автоматизируется в предложениях.
ПРИЛОЖНИЕ № 5
Работа по развитию лексики
Работа по развитию лексики идет по следующим направлениям:
§ расширение объема словаря;
§ формирование структуры значения слова.
Расширение объема словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Номинативный словарь: усвоение обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов. Расширение объёма словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.
Обогащение глагольного словаря производится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движение, состояние человека, движения животных, закрепление глагольного словаря по темам: «Кто какие звуки издаёт?», «Кто что делает?».
Формирование структуры значения слова:
§ учатся дифференцировать значения слов на основе признаков
противопоставления, сходства, аналогии;
§ уточнение контекстуального значения слова, работа над его многозначностью.
Развитие лексической системности и семантических полей.
Эта работа тесно связана с развитием логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения:
§ проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам.
§ дифференциация слов внутри семантического поля, установление связей на основе противопоставления, аналогии.
Формирование синтагматических связей.
Формирование синтагматических связей слова предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетании, в предложении. Обращается внимание на:
1) именные словосочетания:
§ существительные + прилагательные (красный мак);
§ существительные в именительном падеже + существительные в косвенном падеже (хвост лисы);
2) глагольные словосочетания:
§ словосочетания, включающие глагол и существительные в винительном падеже без предлога (несёт сумку);
§ словосочетания, состоящие из глагола и существительного в дательном, творительном падежах без предлога (дарит маме, чистит щеткой);
§ словосочетания, включающие глагол и предложно падежную конструкцию (идет к дому).
Развитие словообразования.
Логопедическая работа включает словообразование существительных, прилагательных, глаголов и осуществляется в три этапа.
Первый этап: закрепление словообразований наиболее продуктивных моделей:
§ существительные: образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к; -ик; -ичк; -чик;
§ прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин;
§ глаголы: дифференциация совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов.
Второй этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
§ существительные: образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк; -еньк; -ышек; -ышк; образование существительных с суффиксами -ниц; -ина;
§ прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и без чередования (коровий, лисий); образование относительных прилагательных с суффиксами -янн; -ан; -енн; -н; образование качественных прилагательных с суффиксом -оват;
§ глаголы: образование глаголов с приставками: в, вы, на; образование глаголов пространственного значения с приставкой - при.
Третий этап: уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований:
§ существительные: образование названий профессий женского рода;
§ прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и с чередованием (волчий, медвежий);
§ образование относительных прилагательных с суффиксами -н; янн; -енн; -ан; -ат;
§ образование уменьшительно-ласкательных прилагательных с суффиксом -еньк;
§ образование прилагательных с суффиксами -ющ; -чив; -лив;
§ глаголы: образование глаголов пространственного значения с приставками с, у, по, под, от, пере, за, до.
Уточнение грамматического значения слова.
§ категориальное значение различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного);
§ одушевленности и неодушевленности;
§ числа и рода существительных и прилагательных.
Виды работы: ответы на вопросы; подбор вопроса к слову; подбор слов, характеризующих отнесённость к определённому грамматическому значению (например, он, она, оно); включение слов в словосочетания, предложения.
Примерные виды работы по формированию лексики
Развитие лексико-семантических ассоциаций.
1) «Назови слово как можно быстрее» («Я называю слово, а вы в ответ назовёте первое слово, которое припомните». Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия);
2) Ассоциации на функциональное назначение предмета:
§ «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?» (например: гвоздь, молоток, шнурок);
§ «Придумай, о чем может идти речь?» (О чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот и лист», «таз и коса», «школа и сухари»).
Формирование значения структуры слова, организация
семантических полей.
1) Классификация предметов по картинкам:
§ разложи картинки на две группы (например: лиса, кошка, собака, медведь, заяц, синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза).
§ разложи картинки по сходству (например: на доске выставлены картинки: овца, дерево, корова). Детям раздаются карточки: свитер, шапка, варежки (к картинке овца); стол, грабли, забор (к картинке дерево); сыр, молоко, мороженое (к картинке корова).
§ «Назови лишнее слово»:
среди имен существительных: море, озеро, река, мост, пруд;
среди имен прилагательных: крепкий, далекий, прочный, надежный;
среди глаголов: бросился, ринулся, слушал, набросился;
§ дополнение смыслового ряда:
гвоздь - молоток; шуруп –…
птица - яйцо; растение –…
утро - ночь; зима –…
школа - обучение; больница – …
§ «Назови части»: (по картинке, по представлению. Например: кот - тело, голова, хвост, лапы, усы, уши;
дом-…
дерево -…
§ Отгадай предмет по названию его частей»:
дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля);
палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
§ «Что общего у предметов?»:
огурец - помидор (овощи); репа - цыпленок (желтые);
мяч - солнце (круглые); лист - трава (зеленые).
§ «Отгадай предмет по описанию его признаков»:
шерстяной, теплый, длинный, удобный – шарф.
2) Развитие антонимии:
§ выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля»: друг, печаль, враг;
тяжелый, длинный, лёгкий.
§ выбрать из трёх-четырёх слов одно, противоположное по смыслу исходному слову: карандаш - тетрадь, ручка, резинка, альбом;
клей - ножницы, кисточка, бумага, карандаш.
§ закончить предложение, назвав слова- «неприятели»:
слон большой, а комар …
река широкая, а ручеек ...
золушка добрая, а мачеха ...
§ сравнить:
по вкусу: горчицу и мед;
по цвету: снег и сажу;
по весу: гирю и пушинку.
3)Развитие синонимии.
§ выбери из трёх слов два слова-«приятеля»:
дом, солдат, боец;
грустный, печальный, глубокий;
взять, схватить, идти.
§ придумать слова-«приятели» к данным:
здание -… печаль -… льется -…
глядеть -… печаль-… льется-…
крошечный -… с мелый -…
§ «На что похоже?» - предлагается подобрать слова-сравнения:
снег похож на …
частый дождь похож на …
Развитие синтагматических связей слов:
§ добавить одно общее слово к двум словам (использованием вопросов):
деревья, цветы - что делают?
мя ч, яблоко - какие?
сидит, стоит - кто?
§ подобрать как можно больше предметов (существительных) к действию
(глаголов): бежит Кто? ....Что? …. идет кто?... Что?...
§ «Кто передвигается?»
лошадь - …
змея - …
птица -…
§ «Кто как ест?»
кошка – лакает, собака – грызет,
к орова – жует, курица – клюет.
§ «Кто как голос подает?» (голубь – воркует, воробей – чирикает,
лягушка – квакает, волк – воет);
§ «Кто, какие звуки издает?» (дверь – скрипит, ветер – свистит,
ручей – журчит);
§ «Кто или что может это делать?» (бегать - ..., скакать - …., стоять -..
§ придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: что делает? на определенную тему. Например, «Ранняя весна»:
солнце - …, трава - …,
облако -…, деревья - …,
дождь - …, животные - ….
§ придумать слова, отвечающие на вопросы: кто?, что? на тему. Например, «Осень»: приходит, дует, опадает, плывут, вянут, улетают.
§ придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? на определенную тему. Например, «Зима»: сугробы, мороз.
§ составление детьми загадок-описаний по определенному плану.
Например, детям предлагается составить загадку про одежду по плану: цвет, величина, форма, материал, из которого она сделана, время года, когда ее носят.
Развитие словообразования:
§ «Назови ласково» - воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительных;
§ «Что для чего?» - логопед предлагает назвать предметы, которые лежат на столе: хлеб, сахар, конфеты, мыло.
§ «Где хранятся эти предметы?»:
хлеб - в ...
сахар - в … и т.д.
§ «Кто у кого?». Детям предлагается собрать попарно картинки с изображением животных и их детенышей.
§ «Измени слово»:
виноград – виноградина, свинья -…,баран -… .
§ «Добавь похожее слово»:
пылинка, дождинка ..; ножищи, ручищи ...; дупло, весло,…
§ уточнение названий профессий женского рода с суффиксами -их, -ниц,
-иц: мужчина- портной, а женщина - ..., певец - ..., повар - ... .
§ дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает показать, где действие завершено, а где завершается:
мыла – вымыла, вешает – повесил, рисует – нарисовал.
§ дифференциация глаголов с приставками:
в импрессивной речи: логопед называет слова, дети показывают картин ку: входит – выходит, подходит – отходит, подплывает – отплывает;
в экспрессивной речи: предлагает назвать действие по картинкам.
§ образование притяжательных прилагательных: хвост волка - …, уши лисы - …, лапа медведя - ….
§ «Что из чего сделано?» (стакан из стекла, сковорода - из чугуна, булка - из пшеницы).
§ «Назови правильно» (лист дуба - дубовый ..., лист ольхи - ...) .
§ «Сравни и закончи предложение»:
К лубника маленькая, а вишня еще ... .
Шар лёгкий, а пушинка еще ... .
§ «Ответь на вопрос как?»:
утром светло, а днём еще... .
осенью холодно, а зимой еще ... .
поезд идет быстрее, а самолёт летит еще … .
§ «Объясни, почему так называется?»:
рыболов - …, пчеловод - …, землекоп - … .
§ «Придумай одно слово вместо двух»:
снег чистит - …, трубы укладывает - …, сам ходит - … .
Формирование грамматических значений:
§ дифференциация существительных, глаголов, прилагательных. Каждая часть речи соответствует с фишкой. Например: А - глагол, d - существительное, О - прилагательное. Логопед называет слова, дети поднимают соответствующий слову символ.
§ дифференциация значения рода. Детям предлагается отобрать картинки, о которых можно сказать он или мой, она или моя, оно или моё.
§ дифференциация грамматических значений одушевлённости и
неодушевленности. Дети должны подобрать картинки или слова, которые отвечают на вопрос кто? затем на вопрос что?
§ игра «Волшебное дерево»: на макете дерева изображаются символы различных частей речи. Детям предлагается придумать слова, которые растут на одном дереве с данным словом. Например, слово «яблоко» - со словами «зеленое, красное, ароматное», «растет, зреет, падает, гниет, желтеет», «едят, режут, кусают, сушат, варят».
Аналогично можно провести игру «Волшебная поляна», «Удивительный аквариум» и т.д.
ПРИЛОЖНИЕ № 6
Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.