1. В повествовательном предложении:
§ отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения: «Стоит сухая погода».
§ отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию: «Я хожу в детский сад, и мой друг ходит в детский сад»
2. В вопросительном предложении:
§ отработка интонации в вопросительном предложении без вопросительного слова:
- Резкое повышение тона в односложном слове (твой? - твой сок?);
- Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на средние слоги (солдаты? - там солдаты?);
- Резкое повышение тона с ударением на первом слоге (этот? - этот сад?);
- Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге (письмо? - тебе письмо?);
- Выделение вопросительной интонации слова в начале, середине, в конце предложения: (Можно взять санки? Вам все понятно? Ты идёшь домой?)
§ отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом:
- выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения: (Какое сегодня число?);
- выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине
предложения: (Тебе сколько лет?)
§ закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжённо с логопедом, по подражанию, самостоятельно);
3. В восклицательном предложении:
§ отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов (читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания);
§ отработка интонации восклицательного предложения, выражающего обращение, требование, восклицание (проговорить сопряженно, повторить за логопедом произнести самостоятельно).
«Толя, дай книгу! Саша! Смотри!»
§ закрепление интонации восклицательного предложения в стихах:
«Бармалей, Бармалей, Бармалей! Выходи, Бармалей, поскорей! Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»
4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи:
Работа проводится по материалам считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок по ролям. Дети должны научиться подражать голосам, интонациям героев. («Дядя Степа» С. Михалкова; «Телефон», «Путаница», «Айболит» К. Чуковского; «Tpи медведя» Л. Толстого)
Методика работы над голосом
1. Условия коррекции голоса:
§ полное использование слуха;
§ координация программы голосовой терапии со всей программой обучения ребёнка;
§ подкрепление тренировки голоса визуальными сигналами.
Цели голосовой терапии:
§ достижение адекватной высоты основного тона с необходимыми вариациями высоты тона, включая правильное использование просодических характеристик (словесное и логическое ударение, интонация);
§ достижение сбалансированности ротового и носового резонанса, устранение гипо- и гиперназальности;
§ овладение контролем громкости;
§ обеспечение разборчивости речи и точной артикуляции, овладение правильным ритмом и темпом.
Последовательность работы:
§ тренировка слухового восприятия;
§ обучение правильному использованию голоса;
§ закрепление голосовых возможностей ребенка.
4. Типы нарушений голоса:
§ нарушение высоты голоса;
§ нарушение резонанса;
§ нарушение силы голоса;
§ нарушение тембра голоса.
5. Приемы коррекции дефектов голоса:
а) нарушение высоты голоса (слишком низкий, слишком высокий, колебание высоты тона).
Для улучшения способности различать высоту тона большую пользу приносит тренировка слухового восприятия. Сначала ребенок учится определять нежелательную высоту тона (живой голос или речь с магнитофона), затем – к определению грубых и тонких различий в высоте тона (низкий, высокий; низкий, средний, высокий).
Большую пользу приносит использование визуальных стимулов: движений (руки вниз, вверх, на уровне плеч); игрушек (птички, мишка); индикатора частотометра; карточки со схемами, отражающими высоту тона; слоги, слова, фразы. Использование ходьбы по ступенькам вверх-вниз.
Слоги, слова, фразы
Далее визуальные сигналы исключаются, ребенок учится определять высоту тона по голосу. Перед обучением использованию правильной высоты голоса необходимо научить различать высоту тона собственного голоса. В этой работе используют синхронное чтение. Упражнение включают в себя произнесение гласных, слогов, слов, фраз на 3-х уровнях тона.
Голосовая терапия, направленная на коррекцию высоты тона, продолжается, пока ребенок не добьется оптимального воспроизведения.
б) дефекты нарушения резонанса.
При нарушении резонанса голоса ребенок не в состоянии контролировать себя.
Гиперназальность - чрезмерное использование носовой полости в качестве резонатора, гнусавость. В процессе устранения необходима имитация гиперназального голоса ребенка, сравнение с нормальным резонансом. Упражнения по устранению гиперназальности:
§ открыть рот, опустить спинку языка, плотно прижать кончик языка к зубам, сделать несколько энергичных вдохов и выдохов;
§ сжать губы, вдохнуть через нос, выдохнуть через рот, язык на дне рта, глотка расслаблена;
§ широко открыть рот и сделать вдох через нос, выдохнуть через рот;
§ длительное произнесение сочетания нь ---------- а ----------, отмечая различие кинестетических и тактильных ощущений (вибрация крыльев носа);
§ произнесении ряда гласных, заканчивая его звуками М, Н, НЬ.
§ а -------------------- о ------------------ у ---------------------- м (н, нь)
§ для улучшения ротового резонанса – энергичное произнесение сочетаний слогов: ба-ба-ба, да-да-да-да-да, га-га-га-гаг; объединение слогов в ритмическую группу ба-да-га, бо-до-го, …; произнесение звуков и, а, у, сопровождая их ритмическими движениями.
Гипоназальность – чрезмерное использование ротовой полости в качестве резонатора, полная закрытая гнусавость. Упражнения:
§ длительное произнесение звуков М, Н, обращая внимание на покалывание в губах (М) и на покалывание в носу и языке (Н).
§ произнесение слов со звуком Х, при котором происходит расслабление мышц глотки.
в) нарушение силы голоса.
Вначале необходимо тренировать слуховое восприятие голоса разной силы, обучать нормальному уровню громкости голоса, а затем закреплять голосовые возможности. На начальных этапах используются визуальные сигналы (движения рук). Упражнения:
§ сравнить громкое топанье (хлопанье) с ходьбой на цыпочках (с тихим хлопаньем);
§ «разбуди учителя» (когда спит – говори тихо, чтобы разбудить надо говорить громче, а чтобы разозлить – надо закричать);
§ ощущение рукой силы выходящей струи воздуха;
§ удары в барабан (громко, тихо) с дифференциацией мышечных усилий;
§ наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи;
§ изменение силы голоса при произнесении согласных (В в В, в В в)
§ счет от единицы до десяти с постепенным увеличением или уменьшением силы голоса;
§ чтение стихотворения с изменением силы голоса на каждом куплете.
г) нарушение тембра голоса.
Голос с придыханием - голосовые складки недостаточно напряжены и неплотно смыкаются. Возникает утечка воздуха до начала речи. Упражнения:
§ задержать дыхание, рот открыть. Быстро и поверхностно дышать, делая 2-3 коротких вдоха в секунду.
§ глубоко вдохнуть и через рот выдыхать воздух небольшими порциями, делая остановку после каждого выдоха;
§ форсирование нормальной голосовой атаки: произнести звук А коротко, следя за напряжением в области гортани, затем А--------------;
§ глубоко вдохнуть, выдыхать порциями, гласные звуки (до 6 раз на одном выдохе);
§ глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя громкий и тихий голос;
§ при произнесении серии гласных звуков чередовать шепот с нормальной вокализацией;
§ произносить ХА А (не удлиняя Х);
§ счет на одном выдохе, увеличивая количество цифр 1 и 2 и 3 и 4 и 5 …;
§ использование зеркала (если придыхание есть, оно запотевает).
Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы,.
Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке.
Упражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы:
§ стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями;
§ обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает капли воды, голова ребенка несколько откинута назад;
§ стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы.
Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей:
§ открывание и закрывание рта, имитация жевания;
§ легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.
Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением и др.
д) нормализация просодики
Проводится работа по коррекции тихого, немодулированного голоса, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедности интонации, отсутствии пауз и логических ударений, и других нарушений просодики.
Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.