Силлабус
(Syllabus)
Дисциплина Фармакология
K од дисциплины Farm 3206
Специальность 5 B 110300 «Фармация»
Объем учебных часов/ кредитов 1 80 / 4 (кредит)
Курс 3
Семестр 5
Учебный г од
Силлабус по дисциплине «Фармакология» подготовлена на основании рабочей программы по специальности 5B110300 «Фармация»
Обсужден на заседании кафедры
Протокол №____
«_____»__________2018г.,
Зав. каф., д.м.н., профессор Керимбаева З.А.
1.7. Сведени я о преподавателях:
1 | Керимбаева Закира Амировна | доктор медицинс-ких наук, профессор | Заведую-щий кафедры | Область научных интересов фармакология, клиническая фармакология, лекарственное обеспечение ЛС населения, актуальные вопросы фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики, рациональное применение лекарственных средств | Автор около 190 научных работ, учебных пособий, монографий, учебников, отличник здравоохранения МЗ РК (2017) | |
2 | Абуова Гульнара Турганбаевна. | кандидат биологичес-ких наук | и.о.доцента | «Фармакоэкономичес-кие подходы к оптимизации терапии острых респираторных инфекций в амбулаторных условиях» | Автор более 20 научных работ, учебных пособий, методических рекомендации | |
3 | Сырманова Нургуль Рахмановна | магистр мед. наук | старший преподава-тель | «Таспа туысы өсімдіктерінен бөлініп алынған экстракттардың спецификалық белсенділіктерін зерттеу» | Автор около 20 научных работ, учебных пособий, методических рекомендации | |
1. 8 . Контактная информация:
Южно-Казахстанская Медицинская Академия, кафедра фармакологии, фармакотерапии и клинической фармакологии. Площадь Аль-Фараби-1, 4-этаж, аудитория № 401,402,403. Телефон (АТС) 40-82-06. в\н 227
1. Керимбаева Закира Амировна, E-mail - zakira k@mail.ru
2. Абуова Гулнара Тұрғанбаевна, E-mail – аbuova@mail.ru
3. Сырманова Нұргүл Рахмановна, E-mail – n_rakchman@mail.ru
1.9 . Политика дисциплины:
1. Предмет и задачи фармакологии, понятие о лекарственном средстве, лекарственном веществе, лекарственном препарате, лекарственной форме, правила выписывания рецептов на различные лекарственные формы, общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, основные нежелательные и побочные эффекты лекарственных средств;
2. Быть активными на практических занятиях;
3.При отсутствии активности и при невыполнении задании применяются меры наказания и снижается балл по практическому занятию;
4. Уметь работать в команде;
5. Выполнять СРС по графику;
6. Иметь представление о теме предстоящей лекции, быть готовым к обратной связи на лекции;
7. Участвовать в научной работе;
8.Соблюдать технику безопасности в аудитории;
9.Содержать рабочее место в чистоте.
10. При пропуске занятия без уважительной причины штрафной балл составляет 0,66%.
11. Рейтинг допуска к экзамену складывается из среднего балла лекций, практического занятия, СРС, рубежного контроля
12. Итоговый рейтинг допуска к экзамену по предмету должен составлять не менее 30 баллов (50%).
Программа:
2.1 Введение В последние годы для РК ознаменовались большими событиями в области разработки и создания новых высокоэффективных препаратов. Появились не только новые группы лекарственных средств, но и новые сведения о механизмах действия, взаимодействия, нежелательных эффектах препаратов и т.д. Список лекарственных веществ, применяемых современной медициной не является неизменным.
Фармакология в системе высшего фармацевтического образования является одной из фундаментальных наук и подводит теоретическую базу для рационального использования лекарств в медицинской практике. Базируясь на курсах нормальной и патологической физиологии, биохимии фармакология является связующим звеном между медико-биологическими и клиническими дисциплинами.
Промежуточное положение между теоретическими и клиническими дисциплинами способствует развитию многих научных направлений, разрабатываемых ею. Новые направления в области фармакологии включают как прикладные аспекты, связанные с получение новых препаратов и их внедрением в медицинскую практику, так и фундаментальные проблемы.
Фармакология оказывает большое влияние на развитие медико-биологических дисциплин. Для экспериментаторов основная ценность фармакологических средств заключается в том, что они представляют широкие возможности управления многими биохимическими и физиологическими процессами.
Прогресс фармакологии неизбежно оказывает влияние на развитие клинических дисциплин. Последние годы ознаменовались стремительным развитием фармакологии, появлением новых групп лекарственных средств, в результате чего фармакотерапия стала универсальным методом лечения большинства заболеваний. Таким образом, фармакология занимает важное место в системе медицинского образования, поэтому знание фармакологии является необходимым для фармацевта любого профиля.
2.2 Цель дисциплины: Научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
2.3 . Задачи обучения:
· дать знания об общих закономерностях фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ и об изменениях функций органов и систем, вызываемых фармакологическим воздействием;
· научить анализировать первичную фармакологическую реакцию между лекарственными веществами и биомолекулами;
· научить возможности использования лекарственных средств на основе представлений об их свойствах;
· научить общим принципам оформления рецептов и составлению рецептурных прописей;
· научить рассчитывать дозы и концентрации лекарственных веществ;
Формулирует суждения
• Формулирует аргументы и решает проблемы в области фармации, оценивает возможные
взаимодействия лекарственных препаратов
• Консультирует пациентов о возможных побочных эффектах лекарственных средств.
Навыки обучения или способности к учебе
• Осуществляет поиск и интерпретацию информации данных о лекарственных средствах для консультирования врачей, фармацевтов, населения по вопросам применения информации для формирования суждений с учетом социальных,этиченских и научных соображений.
Коммуникативные способности
• Умение сообщать информацию,идеи,проблемы и решения,как специалистам,так и неспециалистам
Пререквизиты дисциплины: биологическая химия, микробиология, нормальная и патологическая физиология, нормальная и патологическая анатомия, латинский язык.
Постреквизиты дисциплины: фармакотерапия, фармакогнозия, фармацевтическая химия
2.5. Краткое содержание дисциплины
Определение фармакологии, ее место среди других медицинских и биологических наук. Основные этапы развития фармакологии. Развитие фармакологии в Казахстане. Основные научные школы. Принцип изыскания новых лекарственных средств. Синтез новых лекарственных средств на основе изучения зависимости между химической структурой и действием веществ. Основные методы и принципы испытаний лекарственных средств. Задачи молекулярной фармакологии.
2.6. Тематический план лекции: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельной работы).
Тематический план ле кций
№ | Тема | Краткое содержание | Форма проведения | Кол-во часов |
Кредит № 1 | ||||
1 | Введение. Понятие о фармакологии. Фармакодинамика, фармакокинетика лекарственных средств. Фармакология как научная дисциплина и предмет преподавания. Связь фармакологии с фармацией, токсикологией и медико-биологическими дисциплинами. История развития, достижения и перспективы. | Определение фармакологии, содержание и основ-ные задачи фармакологии. Значение фармакологии в общей системе подготовки провизора, ее место среди других медицинских и биологических наук. Принцип изыскания новых лекарственных средств. Создание лекарствен-ных средств на основе биотехнологии (клеточной и генной инженерии). Определение и задачи общей фармакологии. Фармакокинетика лекарственных средств, определение и содержание. Основные параметры фармакокинетики. Фармакодинамика лекарственных средств, определение и содержание. | Обзорная | 1 |
2 | Холинергические средства. Адренергические средства. | Вещества, влияющие на холинергическую, адренергическую иннервации. Холинергические средства. Адренергические средства. Классификация. Основные эффекты и механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. | Обзорная | 1 |
3 | Средства влияющие на ЦНС. Снотворные средства. Противосудорожные, противоэпилептические средства. Анальгетики. | Классификация лекарственных средств. Механизм действия. Основные фармакологические эффекты. Сравнительная характеристика препаратов и применение. | Обзорная | 1 |
4 | Психотропные средства. Средства, угнетающие ЦНС.Средства, стимулирующие ЦНС | Классификация лекарственных средств. Механизм действия. Основные фармакологические эффекты. Сравнительная характеристика препаратов и применение. | Обзорная | 1 |
5 | Противомикробные средства. Антисептические и дезинфицирующие средства. | Классификация химиотерапев-тических средств. Механизм антимикробных действий. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные действия . | Обзорная | 1 |
Кредит № 2 | ||||
1 | Химиотерапевтические средства. Антибактериальные средства (Антибиотики). | Механизмы и спектр антимикробных действии. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты.Понятие о антибиотикорезистентности. | Обзорная | 1 |
2 | Противотуберкулезные средства. Противовирусные средства. | Классификация противотуберкулезных, противовирусных средств. тических средств. Механизм антимикробных действий. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
3 | Противопротозойные средства. Противогельминтные средства. | Классификация противопротозойных, противогельминтных средств.Механизм действий. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
Кредит № 3 | ||||
1 | Средства, влияющие на систему крови. | Классификация препаратов влияющих на систему крови. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
2 | Средства, влияющие на функцию эндокринной системы. Гормональные препараты, их синтетические заменители антагонисты. | Классификация гормональных и антигормональных средств. Механизм действий препаратов. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
3 | Средства, влияющие на иммунные процессы. Противовоспалительные, противоаллергические средства. | Классификация лекрственных средств влияющих на иммунные процессы. Механизм действий. Противовоспалительные, противоаллергические средства. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
Кредит № 4 | ||||
1 | Средства, влияющие на функцию опорно-двигательного аппарата. | Классификация лекарственных средств влияющих на функции опорно-двигательного аппарата. Механизм действий. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты | Обзорная | 1 |
2 | Средства, влияющие на функцию органов дыхания. | Классификация средства влияющие на функцию органов дыхания. Механизм действий. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
3 | Средства, влияющие на функцию органов пищеварения | Классификация влияющие на функцию органов пищеварения. Механизм действий. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
4 | Средства, влияющие на функцию сердечно-сосудистой системы. Антигипертензивные средства. Мочегонные средства | Классификация средств, влияющих на функцию сердечно-сосудистой системы. Антигипертензивные средства. Мочегонные средства. Механизм действий. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Обзорная | 1 |
Количество часов: | 15 |
Тематический план п рактических занятий
№ | Тема | Краткое содержание | Форма проведения | Кол-во часов |
Кредит № 1 | ||||
1 | Введение в рецептуру. Общая рецептура. Твердые, мягкие и жидкие лекарственные формы. | Рецепт, как один из основных документов деятельности врача и провизора. Основные нормативные докумен-ты, регламентирующие правила выписывания лекарственных средств. Правила выписывания лекарственных форм в рецептах. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
2 | Общая фармакология. Основы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Основные параметры фармакокинетики. | Определение и задачи общей фармакологии.Фармакокинетика лекарствен-ных средств. Пути введения лекарствен-ных средств. Фармакодинамика лекарственных средств. Взаимодействие лекарственных средств. Зависимость действия лекарствен-ных веществ от свойств организма. Влияние биоритмов на проявление действия лекарственных веществ. Понятие о хронофармакологии.Нежелательные виды действия лекарственных веществ. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 1 |
3 | Средства, влияющие на афферентную иннервацию. | Вещества, угнетающие чувствительные нервные окончания и/или проведение возбуждения по афферентным нервам. Средства стимулирующего типа действия. Определение. Классификация лекарс-твенных средств. Основные эффекты и механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 2 |
4 | Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Холиномиметические средства. М-холиноблокаторы. | М-Н – холиномимети-ческие средства. Антихолинэстеразные средства. М-холиномиметичес-кие средства. Токсическое действие мускарина, лечение отравлений. Н-холиномиметичес-кие средства. М-холиноблокаторы. Ганглиблокаторы. Миорелаксанты. Классификация, механизм действия. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
5 | Адренергические средства. Адреномиметические средства. Адреноблокаторы. | Строение адренерги-ческого синапса. Адреномиметические средства. Фармакологические эффекты. Применение. Адреноблокирующие средства. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
Всего часов: | 12 | |||
Кредит № 2 | ||||
1 | Психотропные средства. | Классификация. Основные эффекты, механизм действия, показания к примене-нию, побочные эффек-ты, противопоказания психотропных средств. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
2 | Антибактериальные средства (антибиотики). | Антибактериальные средства. Определение. Спектры и механизм действия. Бета лактамные антибиотики. Классификация по химическому строению. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
3 | Антибактериальные средства (антибиотики). | Антибактериальные средства. Определение. Спектры и механизм действия. Классифика-ция по химическому строению. Основные и резервные антибиоти-ки. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
4 | Синтетические антибактериальные средства разного химического строения. | Классификация Механизм действия. Спектр действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания и побочные эффекты. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 2 |
5 | Противовирусные средства. Противогрибковые средства. | Противовирусные средства. Механизм действия противовирусных средств. Биологическое значение, свойства и применение интерферонов. Средства для лечения СПИД. Факомакологическая характеристика противогрибковых препаратов. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 1 |
Всего часов: | 12 | |||
Кредит № 3 | ||||
1 | Средства, влияющие на систему крови | Классификация препаратов влияющих на систему крови. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
2 | Средства, влияющие на функцию эндокринной системы. Гормональные препараты белковой, полипептидной структуры и производные аминокислот, их синтетические заменители и антагонисты. | Классификация препаратов влияющих функцию эндокринной системы. Сравнительная характеристика препаратов и применение. Побочные эффекты. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
3 | Противовоспалительные средства. Противоаллергические средства. | Глюкокортикоиды. Механизм действия. Противовоспалитель-ное, противоаллерги-ческое, иммунодепрес-сивное действия. Показания к примене-нию. Побочные эффекты. Сравнитель-ная характеристика глюкокортикоидов. Нестероидные противовоспалитель-ные средства (НПВС). Сравнительная характеристика НПВС. Понятие о специфи-ческой и неспецифи-ческой гипосенсибили-зации. Классификация противоаллергических средств. Средства применяемые при гиперчувствительности немедленного типа. Сравнительная характеристика Н1- гистаминоблокаторов.Препараты, препятс-твующие освобожде-нию медиаторов аллергических реакций. их сравнительная оценка | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
Всего часов: | 9 | |||
Кредит № 4 | ||||
1 | Средства, влияющие на функцию органов дыхания. Средства, применяемые при бронхиальной астме и отеке легких. | Классификация. Основные эффекты, механизм действия препартов примененяемых при бронхоспазме, побочные эффекты, противопоказания. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
2 | Средства, влияющие на секреторную функцию пищеварительных желез желудка. Антацидные и антисекреторные средства. Гастропротекторы. Препараты применяемые при заместительной терапии. | Классификация. Основные эффекты, механизм действия, показания к приме-нению, побочные эффекты, противопока-зания. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
3 | Средства, влияющие на функцию сердечно-сосудистой системы. Антиангинальные средства. Антиаритмические средства | Классификация. Основные эффекты, механизм действия, показания к приме-нению, побочные эффекты, противопока-зания. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
4 | Антигипертензивные средства. Антиатеросклеротические средства. | Классификация. Основные эффекты, механизм действия, показания к приме-нению, побочные эффекты, противопока-зания. | Устное обсуждение, расчет доз, выписы-вание рецептов | 3 |
Всего часов: | 12 | |||
Количество часов: | 45 |
Тематический план самостоятельной работы студентов
№ | Темы | Краткое содержание | Форма проведения | График контроля | Кол-во часов |
Кредит № 1 | |||||
1 | Зависимость действия лекарственных веществ от свойств организма. Зависимость фармакологического эффекта от свойств лекарственного средства и условий их применения. | Зависимость действия лекарственных веществ от свойств организма. Зависимость свойств от химического строения, физико-химических и физических свойств лекарственных средств. Дозы и концентрации. Повторное приме-нение лекарствен-ных средств. Взаимодействие лекарственных средств. | Презентация, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 1-неделя | 2 |
2 | Влияние биоритмов на проявление действия лекарственных средств. Понятие о хронофармакологии. Понятие о фармакогенетике | Понятие о хроно-фармакологии. Хронофармакокинетика и хроно-фармакодинамика. Понятие о фармакогенетике. Основные термины. | Презентация, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 1-неделя | 4 |
3 | Средства, влияющие на афферентную иннервацию. | Вещества, угнетающие чувствительные нервные окончания и/или проведение возбуждения по афферентным нервам. Средства стимулирующего типа действия. Определение. Классификация лекарственных средств. Основные эффекты и механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 2-неделя | 2 |
4 | Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. | Вещества, влияющие на холинергическую, адренергическую иннервации. Холинергические средства. Адренергические средства. Отравление атропином и ФОС. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 2-неделя | 4 |
5 | Средства, влияющие на передачу возбуждения в пуринергических синапсах. Средства, влияющие на передачу возбуждения в дофаминергических синапсах. | Средства влияющие на пуринергические синапсы. Виды пуриновых рецептов. Прямые дофа-миномиметики центрального действия. Непря-мые дофамино-миметики. Средства, блоки-рующие дофаминовые рецепторы. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 2-неделя | 2 |
6 | Спирт этиловый. Социальные аспекты алкоголизма. | Социально-психологические аспекты алкоголизма. Факторы, ведущие к развитию алкогольной зависимости. Медицинские определения. Этиология, патогенез (разви-тие заболевания), стадии болезни. Синдром зависи-мости, состояния отмены. Нарушения здоровья при алкоголизме | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 3-неделя | 2 |
7 | Снотворные средства. Противоэпилептичес-кие, противосудорож-ные, противопаркинсонические средства. | Противоэпилепти-ческие средства. Основные принципы фармакотерапии видов эпилепсии. Противопаркинсо-нические средства. Классификация лекарственных средств. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 3-неделя | 2 |
8 | Психотропные средства. | Классификация. Основные эффекты, механизм действия, показания к применению, побочные эффек-ты, противопоказания. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 4-неделя | 4 |
9 | Средства для наркоза. Средства, вызывающие лекарственную зависимость | Группы лекарственных средств вызывающие лекарственную зависимость. Виды лекарственной зависимости. Средства для наркоза. Классификация. Фармакологическая характеристика препаратов. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 4-неделя | 4 |
9 | Актопротекторы. | Фармакологичес-кая характерис-тика актопротек-торов. Сравнительная характеристика актопротекторов.Классификация общетонизирую-щих препаратов. Показания к применению. Пути введения общетонизирую-щих препаратов. Возможные побоч-ные действия.. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 4-неделя | 4 |
Всего часов: | 30 | ||||
Кредит № 2 | |||||
1 | Сульфаниламидные средства. | Механизм и спектр антимикробного действия. Класси-фикация. Сравни-тельная характе-ристика препара-тов. Применение. Возможные осложнения, их предупреждение. Комбинированные препараты с триметропимом. Особенности действия и при-менения. Салазо-соединения, их действие и при-менение. Побоч-ные эффекты. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 5-неделя | 4 |
2 | Противовирусные средства Противогрибковые средства | Классификация Механизм действия. Спектр действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания и побочные эффекты. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 5-неделя | 4 |
3 | Противогельминтные средства | Классификация Механизм действия. Спектр действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания и побочные эффекты. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 5-неделя | 4 |
4 | Противопедикулезные средства. Противочесоточные средства. | Общая харак-теристика пре-паратов. Показа-ния к примене-нию, пути введе-ния, возможные побочные эффекты. Общая характе-ристика. Класси-фикация, меха-низм действия. Различия в спектре действия и показания к применению. При-менение препа-ратов йода для лечения грибко-вых заболеваний. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 6-неделя | 4 |
5 | Противобластомные средства. Радиопротекторы. | Классификация, механизм дейс-твия. Особенности спектра противо-опухолевого действия препара-тов. Моноклональ-ные антитела. Ингибиторы протеинкиназ. Классификация. Основные эффекты, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 6-неделя | 4 2 |
6 | Средства, влияющие на иммунную систему. | Классификация. Основные эффекты, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 6-неделя | 4 |
7 | Рубежный контроль на тему «Общая фармакология, общая рецептура и средства, влияющие на периферический отдел нервной системы. Средства, влияющие на ЦНС. Противомикробные средства». | Итог по всем пройденным темам | Устный опрос, выполнение тестовых заданий и выписывание рецептов | 7-неделя | 4 |
Всего часов: | 30 | ||||
Кредит № 3 | |||||
1 | Средства, влияющие на обмен в хрящевой ткани. Хондропротекторы. | Фармакологическая характеристика препаратов | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 8-неделя | 4 |
2 | Препараты, применяемые при спастичности мышц. | Фармакологические особенности препаратов. Показания к применению. Комбинированные лекарственные препараты (хондроксид). Препараты, применямые при спастичности мышц. Фармакологическая характеристика препаратов. Влияние на тонус мышц. Отличие от курареподобных средств. Показания к применению. Побочные эффекты. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 8-неделя | 2 |
3 | Противоподагрические средства. | Класификация. Средства, тормо-зящие образование мочевых конкрементов и повышающие их выделение (урикозирические средства). Сравнительная характеристика препаратов, их применение. Возможные побочные эффек-ты противопода-грических средств. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 8-неделя | 2 |
4 | Средства, влияющие на функцию эндокринной системы. Препараты инсулина. Пероральные антидиа-бетические средства. | Классификация. Основные действия и основные показания к применеию минералокортикоидов. Влияние глюкокортикосте-роидов на обмен веществ. Основные фармакологические эффекты. Применение препаратов гормо-нов коры надпочечников. Принцип дозиро-вания с учетом ритма. Побочные эффекты | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 9-неделя | 4 |
5 | Средства, влияющие на миометрий. | Основные меха-низмы действия препаратов. Сравнительная характеристика. Особенности действия препа-ратов. Показания к применению. Побочные эффекты. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 9-неделя | 2 |
6 | Витаминные и коферментные препараты. | Препараты водорастворимых витаминов и коферменты, пре-параты жирорас-творимых вита-минов. Примене-ние водораствори-мых и жирорас-творимых витами-нов, Возможные побочные эффекты | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 9-неделя | 4 |
7 | Средства, влияющие на эритропоэз. Средства, влияющие на лейкопоэз | Средства стимули-рующие эритропоэз. Классификация. Средства, угнетаю-щие эритропоэз. Фармакологические свойства. Средства, угнетающие лейкопоэз. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 10-неделя | 4 |
8 | Антиацидотические средства. Средства, применяемые для коррекции алкалоза. | Препараты, применяемые для коррекции кислотно-основного состояния и ионного равновесия в организме. Препараты для ликвидации метаболического алкалоза. | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 10-неделя | 4 |
9 | Плазмозамещающие и дезинтоксикационные средства. | Классификация плазмазамещаю-щих средств и средств для парентерального питания. Приме-нение | Презентация, выписывание рецептов, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, кроссворды, эссе по теме | 10-неделя | 4 |
Всего часов:
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости проводится согласно расписанию на практических занятиях и самостоятельной работе студентов.
Критерии оценки
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Устный ответ | Отлично Соответствует оценкам: А (4,0; 95-100%); А- (3,67; 90-94%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа не допустил каких- либо ошибок, неточностей. Ориентируется в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и дает им критическую оценку, использует научные достижения других дисциплин. |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (3,33; 85-89%); В (3,0; 80-84%) В- (2,67; 75-79%). | Ставится в том случае, если студент во время ответа не допустил грубых ошибок при ответе, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя. | |
Удовлетвори тельно Соответствует оценкам: С+ (2,33; 70-74%) С (2,0; 65-69%) С- (1,67; 60-64%) D+ (1,0; 50-54%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа допускал неточности и неприципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала. | |
Неудовлетвори тельно Соответствует оценке: F (0; 0-49%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа допускал принципиальные ошибки, не проработал основную литературу по теме занятия; не умеет использовать научную терминологию дисциплины, отвечает с грубыми стилистическими и логическими ошибками. |
Практические занятия
Практические занятия
Выполнение тестовых заданий
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Выполнение тестовых заданий | Отлично | 95-100% правильных ответов |
Хорошо | 75-89% правильных ответов | |
Удовлетворительно | 50-74% правильных ответов | |
Неудовлетворительно | Менее 50% правильных ответов |
Самостоятельная работа судентов (СРС)
Подготовка и защита реферата
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Подготовка и защита реферата | Отлично Соответствует оценкам А (4,0; 95-100%); А- (3,67; 90-94%) | Реферат выполнен аккуратно и сдан в назначенный срок, написан самостоятельно, с использованием не менее 3 литературных источников. Приведены схемы, таблициы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читает, а рассказывает. Уверенно и безошибочно отвечает на все заданные вопросы. |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (3,33; 85-89%); В (3,0; 80-84%) В- (2,67; 75-79%). | Реферат выполнен аккуратно и сдан в назначенный срок, написан самостоятельно, с использованием не менее 3 литературных источников. Приведены схемы, таблициы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читает, а рассказывает. При ответе на вопросы допускает непринципиальные ошибки. | |
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (2,33; 70-74%) С (2,0; 65-69%) С- (1,67; 60-64%) D+ (1,0; 50-54%) | Реферат выполнен аккуратно и сдан в назначенный срок, написан самостоятельно, с использованием не менее 3 литературных источников. При защите реферата текст читает. Неуверенно отвечает на вопросы, допускает принципиальные ошибки. | |
Неудовлетворительно | Реферат выполнен неаккуратно и не сдан в назначенный срок, написан самостоятельно, с использованием менее 3 литературных источников. При защите реферата текст читает. При ответе на вопросы допускает грубые ошибки, не ориентируется в материале. |
Презентация темы
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Презентация темы | Отлично Соответствует оценкам А (4,0; 95-100%); А- (3,67; 90-94%) | Презентация выполнена самостоятельно, в назначенный срок. Использованио не менее 3 литературных источников. Слайды содержательные и лаконичные. При защите автор демонстрирует глубокие знания по теме. Не допускает ошибок при ответе на вопросы во время обсуждения. |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (3,33; 85-89%); В (3,0; 80-84%) В- (2,67; 75-79%). | Презентация выполнена самостоятельно, в назначенный срок. Использованио не менее 3 литературных источников. Слайды содержательные и лаконичные. При защите автор демонстрирует хорошие знания по теме. Допускает непринципиальные ошибки при ответе на вопросы, которые сам исправляет. | |
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (2,33; 70-74%) С (2,0; 65-69%) С- (1,67; 60-64%) D+ (1,0; 50-54%) | Презентация выполнена самостоятельно, в назначенный срок. Использованио не менее 3 литературных источников. Слайды не содержательны. При защите автор допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы. | |
Неудовлетворительно | Презентация не сдана в назначенный срок. Использовано менее 3 литературных источников. Слайды не содержательны. При защите автор допускает грубые ошибки при ответе на вопросы. Не ориентриуется в собственном материале. |
3. Подготовка тестовых заданий и задач
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Подготовка тестовых заданий | Отлично | Тестовые задания содержат не менее 10 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Однотипные и адекватные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы. |
Хорошо | Тестовые задания содержат не менее 10 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Неоднотипные варианты ответов. Тмеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы. | |
Удовлетворительно | Тестовые задания содержат не менее 10 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста несодержательна. Имеются тестовые задания, сформулированные нечетко, некорректно, неконкретно. Неоднотипные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Не все верные ответы отмечены правильно. | |
Неудовлетворитель но | Тестовые задания содержат не менее 10 вопросов.Несодержательная основа текста, нечеткая постановка вопроса. Неоднотипные варианты ответов. Не имеется алгоритма ответов. Неверно отмечено более 50% правильных ответов. |
На практических занятиях, и в выполнении СРС возможно использование нескольких форм контроля знаний. В журнал выставляется средняя оценка.
Рубежный контроль
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Тестирование/ собеседование | Отлично Соответствует оценкам: А (4,0; 95-100%); А- (3,67; 90-94%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа не допустил каких- либо ошибок, неточностей. Ориентируется в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и дает им критическую оценку, использует научные достижения других дисциплин. 86-100% правильных ответов по тестам |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (3,33; 85-89%); В (3,0; 80-84%) В- (2,67; 75-79%). | Ставится в том случае, если студент во время ответа не допустил грубых ошибок при ответе, допускал неприципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентов, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя. 75-85% правильных ответов по тестам | |
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (2,33; 70-74%) С (2,0; 65-69%) С- (1,67; 60-64%) D+ (1,0; 50-54%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала. 50-74% правильных ответов по тестам | |
Неудовлетворительно Соответствует оценке: F (0; 0-49%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа допускал принципиальные ошибки, не проработал основную литературу по теме занятия; не умеет использовать научную терминологию дисциплины, отвечает с грубыми стилистическими и логическими ошибками. Менее 50% правильных ответов по тестам |
Прием практических навыков
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в форме двухэтапного экзамена (тестирование и прием практических навыков).
К экзамену допускаются студенты, полностью освоившие программу дисциплину и набравшие рейтинг допуска.
Пример расчета рейтинга допуска:
Пример расчета итоговой оценки по дисциплине:
1. ОРД = 3,67 + 4 + 3,33=3,67 - ср.балл,
где 3,67 - ср.балл за лабораторное занятие;
4,0 - ср. балл за СРС;
3,33 – ср. балл за рубежный контроль.
ОРД 3,67 баллов в цифровом эквиваленте составляет 55,05% от 60% (максимальных).
2. Оценка за экзамен = 3,33 + 3,67 = 3,50 - ср.балл,
где 3,33 – балл за практические навыки по ОСПЭ;
3,67 – балл на тестировании или устном экзамене.
Оценка за экзамен 3,50 баллов в цифровом эквиваленте
составит 35,0% от 40% (максимальных).
Итоговая оценка по дисциплине составит сумму за текущую успеваемость (ОРД) 55,05% и
оценку за экзамен 35,0%. Итоговая оценка 90,05% по балльно-рейтинговой буквенной
системе представляет:
· процентное содержание итоговой оценки – 90,05%
· цифровой эквивалент баллов – 3,67
· буквенный эквивалент баллов – А-
· оценка по традиционной системе – «отлично»
Силлабус
(Syllabus)
Дисциплина Фармакология
K од дисциплины Farm 3206
Специальность 5 B 110300 «Фармация»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 524.