Кафедра филологии и массовых коммуникаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

курсовая работа по дисциплине

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Название курсовой работы

(размер шрифта – 16 пт, без кавычек)

студент (а/ки) __ курса

(за)очной формы обучения

Фамилия Имя Отчество

(в род. п.)

 

Научный руководитель

д. филол. н., профессор

Ю. В. Иванов

Подпись___________________

 

Работа защищена

  Оценка ___________________

  «_____» ____________20___г.

Подпись___________________

 

Самара 20___



ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ

ТЕМА

Термины педагогики: лексико-семантический анализ

Актуальность темы исследования определяется, во-первых, отсутствием лингвистических исследований в области коррекционной педагогики; во-вторых, расширением системы специального образования; в-третьих, новейшими открытиями в области семантической организации общеязыковой системы.

Одной из практических целей изучения семантики лексических единиц должно быть представление полной языковой картины мира на лингвистических основаниях. Если лексическую систему языка представить как на множество классов, состоящих из лексических подсистем – своеобразных разветвлений древа с многочисленными ветвями, вычленяющими более мелкие подмножества на основе семантического сужения, – то станет понятной необходимость изучения ее конечных участков, в том числе и терминологических, выполняющих, главным образом, номинативную, информативную функцию. Предпринятое исследование предполагает изучение системных отношений в конечном терминологическом подмножестве – специальном языке коррекционной педагогики.

Объектом исследования является семантика специальных единиц, обслуживающих науку педагогику.

Предметом исследования является терминология педагогики, под которой понимается совокупность терминов и терминологических словосочетаний, зафиксированных в словарной, справочной, научной, учебно-методической литературе, обозначающих специальные понятия данной области знания. Со стратификационной точки зрения, большую часть исследуемого материала составляют термины – нормативные специальные единицы: а) узкоограниченного употребления; б) общенаучные; Незначительная часть исследуемого семантического поля представлена ненормативной лексикой, не рекомендуемой в профессиональном общении. Такие слова отмечены стилистическими либо хронологическими маркерами.

Теоретическая база исследования. К настоящему времени в отечественном языкознании накоплен значительный опыт изучения отдельных семантических, и в том числе терминологических, микросистем. Имеем в виду труды Ф.П. Филина – о названиях обуви в русском языке (1963); О.Н. Трубачева – по ремесленной терминологии (1966); Ф.П. Сороколетова – по военной лексике (1970); С.Д. Шелова – о метаязыке лингвистики (1976); О.И. Стрижевской – о названиях минералов (1976); И.А. Бойцова – о терминологии журналистики (1987); З.И. Комаровой – о сельскохозяйственной терминологии (1991); Л.Н. Зенковой – об артиллерийской номинации (1991); С.В. Гринева – о специальных единицах строительства (1990); А.Ю. Самохина – о микросистемах медицинской терминологии (1989); А.С. Герда – об ихтиологических обозначениях (1968); М.Г. Бергер, Н.Б. Вассоевич – по геологической терминологии (1976) и нек. др.

Целью курсовой работы является наиболее полное семантическое исследование структуры терминологического поля педагогики, определение многообразия системообразующих отношений его составляющих в синхронном аспекте, выявление динамики семантических изменений в диахронии.

Задачи исследования:

1. Выявление с максимальной полнотой лексического состава исследуемого терминологического поля;

2. Систематизация языкового материала по лексико-семантическим группам на основе установленных архисем, актуализирующихся в семантическом поле дефектологии;

3. Анализ семантики терминов внутри лексико-семантических групп [далее – ЛСГ] путем разложения их значения на отдельные смысловые составляющие;

4. Выявление и описание семантических процессов данного терминологического подъязыка, обусловленных принадлежностью терминологической лексики к общеупотребительным словам языка; установление специфики, связанной с узкоограниченной сферой употребления терминов;

5. Наблюдение и фиксация семантических изменений, обусловленных развитием науки, динамикой понятийного значения специальных лексем.

Источниками сбора языкового материала для исследования послужили учебные пособия, специальные словари и справочники, толковые словари русского языка.

Методы исследования собранного языкового материала: сплошной выборки, семного анализа слов, оппозиционный, анализа словарных дефиниций, статистический, структурный, сравнительный, контекстный. В качестве основного предложен путь исследования содержательной стороны терминов педагогики путем разложения их значений на минимальные семантические составляющие, то есть метод компонентного анализа.

Теоретическое значение работы определяется важностью изучения терминов для выявления системной организации лексики как общелитературного языка в целом, так и ее терминологической подсистемы; необходимостью анализа лексики современного русского литературного языка с точки зрения лексико-семантической ее организации; дальнейшим развитием теории терминоведения и его подраздела – семасиологического терминоведения.

Практическая значимость курсовой работы выражается в том, что его материалы могут быть использованы в курсах лексикологии и семантики, для организации специализированных курсов и семинаров по терминоведению. 

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Во введении излагается история терминоведения с ломоносовского периода до настоящего момента, рассматриваются наиболее спорные вопросы терминологической науки, обосновывается факт существования терминологических полей в общеязыковой системе.

В первой главе «Разновидности лексико-семантических групп терминологии педагогики» излагается современная теория семантического поля и лексико-семантической группы как элементарного микрополя, иерархического характера структуры лексического значения, основанного на соотношении интегральных и дифференциальных сем; анализируются выделенные в структуре изучаемого терминологического поля ЛСГ; устанавливается комплекс сем, достаточный и необходимый для описания терминологического значения компонентов каждой конкретной структурной парадигмы.

Во второй главе «Семантические процессы в терминологии» в рамках системных отношений в лексике педагогики рассматриваются отношения синонимии, антонимии, многозначности; изучаются и внесистемные отношения омонимии; анализируются также явления, связанные с изменением плана выражения и плана содержания специальных единиц.

В заключении работы подводятся итоги, содержатся некоторые выводы.

Список литературы включает 50 наименований.

Приложение представляет собой алфавитный список терминов, анализируемых в работе (около 100 лексических единиц).

 



ОБРАЗЕЦ РЕЦЕНЗИИ НА КР

 

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Самарский филиал

Филологический факультет

Дата: 2018-12-28, просмотров: 701.