ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методическое пособие для выполнения

курсовой работы по направлению подготовки

44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

профиль: «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»

 

 

 

Самара

2019


УДК 659

ББК 60.842+72

 

Авторы:

Ю. В. Сложеникина,

Рецензенты:

Д. В. Князев, доцент СФ ГАОУ ВО МГПУ

 

 

    Сложеникина Ю.В. Современный русский язык: Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» / Ю. В. Сложеникина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 38 с.   Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1426 УДК 659 ББК 60.842+72

 

© СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019

© Ю. В. Сложеникина, 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 7

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ.. 8

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 10

ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ.. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 14

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ.. 16

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 19

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.. 28

ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ.. 29

ОБРАЗЕЦ РЕЦЕНЗИИ НА КР.. 33

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА КР.. 36

ОБРАЗЕЦ ЛИСТА НОРМОКОНТРОЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КР.. 38

 

 






ВВЕДЕНИЕ

 

1. Цель курсовой работы – формирование у студентов знаний, умений и навыков в области современного русского языка.

2. Задачи дисциплины:

- научить студентов теоретическому осмыслению языковых явлений и разбору основных единиц языка в структурно-семантической концепции,

- показать нормативность языковых явлений и тенденции их развития, а также особенности функционирования в различных социолингвистических условиях,

- ориентировать на решение основных задач школьного курса русского языка,

- обеспечить условия для сознательного восприятия и оценки общественно-речевой практики,

- овладеть элементарными навыками научно-исследовательской работы в области русского языка.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции выпускника ОПОП ВО бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины:

- ПК-1 ‑ готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- ПК-8 ‑ способность проектировать образовательные программы;

- СК-3 ‑ владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста;

- СК-5 ‑ способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

4. В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать: особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических единиц русского языка, законы их функционирования;

- уметь: выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа языковых единиц;

- владеть:

- - методикой разбора языкового явления (звука, фонемы, слова, морфемы, частей речи, словосочетания, простого и сложного предложения, осложненного предложения;

- - навыками самостоятельного лингвистического анализа литературных текстов;

- - приемами использования на практике полученных теоретических знаний из различных областей науки;

- - нормами профессиональной речи учителя.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, предусмотренный учебным планом. Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов самостоятельной работы студента, позволяющий приобрести навыки исследования, осмысления и истолкования языковых фактов, критического отношения к научной литературе.

В соответствии с учебным планом студент обязан подготовить и защитить курсовую работу по современному русскому языку. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области филологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

Тема курсовой работы должна быть актуальной в научном или практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, носить проблемный, а не описательный характер. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания. При выборе темы исследования студент должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Темы курсовых работ разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры в соответствии с профилем кафедры и утверждаются на ее заседании. Изменение тем курсовых работ возможно только через процедуру решения кафедры. Студент может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике дисциплины.

 Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, основанное на изучении необходимой учебной и научной литературы. Курсовая работа не может быть простой компиляцией, состоящей из фрагментов произведений других авторов, подвергнутых в какой-то степени литературной обработке. Необходимо произвести самостоятельное обобщение фактов, накопленных другими исследователями, раскрыть взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями. Курсовая работа должна содержать нечто новое. В ней могут быть использованы ранее не введенные в научный оборот источники (например, ранее не исследованный лингвистический материал) или не привлеченные ранее для изучения какой-либо проблемы новейшие данные (например, неопубликованные статистические материалы).

В работе может быть представлено оригинальное обобщение новейшей научной литературы по изучаемой теме, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение, и т.п.

 Курсовая работа должна быть не только оригинальным, но и завершенным исследованием. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

 

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

 

В ходе выполнения курсовой работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, грамотно и последовательно излагать материал, делать самостоятельные выводы. Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:

Выбор темы и беседа с руководителем, утверждение темы кафедрой.

Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана и согласование его с руководителем.

Подготовка первого варианта курсовой работы.

Сдача первого варианта курсовой работы руководителю.

Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.

Защита курсовой работы.

На основе предварительного ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Не следует перегружать план работы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы. Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях; проанализировать содержание сносок. Для подбора литературы последних лет можно также изучать электронные каталоги библиотек и указатели содержания периодических изданий.

После составления примерного перечня намеченных для анализа списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем. Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться. Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами. Текст работы должен демонстрировать:

– знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

– умение выделить проблему и определить методы ее решения;

– умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

– владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

– высокий уровень грамотности.

Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения. При составлении плана следует прежде всего определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.

Титульный лист и содержание выполняются на двух первых листах работы по определенной форме. Титульный лист оформляется в соответствии со стандартом. На нем указываются министерство, название учебного заведения, название кафедры, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе – курс, группа, факультет, фамилия, инициалы; сведения о руководителе – ученое звание, должность, фамилия, инициалы; место и год выполнения работы.

На следующей странице размещается содержание курсовой работы. Специалисту достаточно ознакомиться со страницей «Содержание», чтобы представить общую схему рассуждений автора.

Заголовки глав и подразделов должны быть краткими, четкими, точно отражающими внутреннюю логику работы.

Арабскими цифрами обозначаются номера глав, параграфов, подпунктов и т.д. Параграфы нумеруются отдельно внутри главы соответствующей главы, подпункты – внутри параграфа. Названия разделов воспроизводятся полностью. И в тексте работы, и в «Содержании» номера разделов указываются в одной строке с заголовками, но в тексте в конце заголовка точка не ставится. В «Содержании» обязательно указываются номера страниц, на которых помещены соответствующие заголовки.

Во введении отражаются следующие основные моменты: общая формулировка темы; теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность; конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой; объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы; использованные в работе источники информации. Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Необходимо четко обозначить, чему посвящена работа, какую цель поставил перед собой автор и какие задачи намерен решить для достижения намеченной цели. Цель и задачи легче сформулировать после ознакомления с учебной и научной литературой.

Основная часть курсовой работы (обычно – 20-25 страниц) состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. Каждая глава освещает какой-либо самостоятельный вопрос, а параграф – часть этого вопроса. Начиная работать над главой, необходимо для себя отметить ее главную идею, выделить основные тезисы, которые предстоит обосновать. В основной части курсовой работы раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на современном этапе развития лингвистики, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Важнейшим являются содержательный аспект, логичность и последовательность изложения материала. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.

В курсовой работе необходимо придерживаться принятой в науке терминологии, нужно использовать стандартные условные сокращения и символы. Следует избегать повторения одних и тех же слов и выражений.

В заключении (рекомендуемый объем – до 2-3-х страниц) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Список используемой литературы оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. При оформлении списка нельзя забывать о правилах библиографического описания. Каждую запись следует начинать с красной строки, располагать работы в алфавитном порядке.

Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Бронникова, Ю.О. Современный русский язык: лексикология, фразеология, лексикография: учебное пособие / Ю.А. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2014. – 102 с.

Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие / Ж.В. Ганиев. – 5-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 198 с.

Докучаева, Р.М. Современный русский язык: синтаксис сложного предложения: учебное пособие / Р.М. Докучаева. – М.: Флинта: Наука, 2013. ‑ 224 с.

Евсеева, И.В. Современный русский язык. Актуальные вопросы морфемики, морфонологии и словообразования: учебное пособие / И. В. Евсеева. – М.: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2018. – 200 с.

Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – 8-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 323 с.

Касаткин, Л.Л. Современный русский язык. Фонетика: учебное пособие / Л.Л. Касаткин. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 271 с.

Князев, С.В. Современный русский литературный язык: фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учебное пособие / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая.  –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гаудеамус, 2012. – 429 с.

Крысин, Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика, лексикология, фразеология, лексикография: учебное пособие / Л.П. Крысин. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 239 с.

Кузьмина, Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учебное пособие / Н.А. Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 335 с.

Малышева, Е.Г. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева. – Омск: ОмГУ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Меликян, В.Ю. Современный русский язык. Синтаксическая фразеология: учебное пособие / В.Ю. Меликян. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 231 с.

Парецкая, М.Э. Современный учебник русского языка для иностранцев / М.Э. Парецкая, О.В. Шестак. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 469 с.

Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: А-Я / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 16-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 443 с.

Современный русский язык: учебник / Под ред. Л.Р. Дускаевой. – М.: Питер, 2014. – 348 с.

Современный русский язык и культура речи: учебник / Под ред. Н.В. Малычевой. – М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2014. – 247 с.

Современный русский литературный язык: учебное пособие / Под ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Вышэйшая шк., 2012. – 590 с.

Современный русский литературный язык и методика его преподавания: учебный словарь: учебное пособие / Отв. ред. И.А. Сыров. – М.: Маска, 2012. – 383 с.

Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц: учебник: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. – 5-е изд., перераб. – М.: Академия, 2014. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. – 2014. – 479 с.

Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц: учебник: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. 5-е изд., перераб.  – М.: Академия, 2014. – Ч. 2: Морфология. Cинтаксис. – 2014. – 622 с.

Современный русский язык: учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – Изд. 4-е, стер. – М.: АльянС, 2011. – 925 с.

Современный русский язык: учебник для бакалавров / Под ред. П.А. Леканта. – Изд. 5-е, стер. – М.: Юрайт, 2013. – 493 с.

Современный русский язык в интернете / Ред. Я.Э. Ахапкина. – М.: Яз. славянской культуры (ЯСК), 2014. – 325 с.

Торшин, В.Я. Справочник по русскому языку. Трудные случаи написания и произношения / В.Я. Торшин, А.Р. Кочоян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 473 с.

Чурилина, Л.Н. Современный русский язык. Лексикология. Лексическая семантика: учебное пособие / Л.Н. Чурилина, Е.Н. Деревскова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 161 с.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Приведенная ниже тематика курсовых работ является примерной.

Тексты СМИ: приемы языковой манипуляции.

Коммуникативно-речевой анализ жанра (На примере любого речевого жанра).

Концепты русской ментальности (на примере любого концепта).

Синонимическое варьирование в тесте (на примере текстов разных стилей).

Языковая игра в современных текстах СМИ.

Языковые особенности современной прозы (на примере любого жанра).

Тексты рекламных обращений.

Языковые аспекты пропаганды (на основе конкретных пропагандистских кампаний).

Стилистические приемы в текстах СМИ (на примере любого стилистического приема).

Язык политики (на материале текстов СМИ).

Речевой портрет (на примере отдельной личности или сообщества).

Особенности речевого поведения молодежи XXI века.

Метафора в языке.

Неологизмы и окказиональные образования в русском языке XXI века.

Речевое поведение и речевой имидж политика.

Использование антонимов в художественной речи.

Формирование национального самосознания средствами языка.

Отражение социальных отношений в общении.

Названия как система (на примере любых совокупностей имен).

Эвфемизмы в языке публичного общения.

Библеизмы в языке публицистики / художественной прозы.

Прецедентные тексты в современном дискурсе.

Контент-анализ для выявления ключевых слов года.

Контент-анализ текстов СМИ (журнала, газеты, виртуальных СМИ).

Неологизмы в терминологии последнего десятилетия.

Специальная лексика на страницах российских СМИ.

Новые заимствования в области музыки (бизнеса, спорта, моды).

Использование экзотизмов и варваризмов в современной журнальной публицистике.

Достоинства и недостатки использования внелитературной лексики в СМИ.

Активизация устаревших слов в современной речи.

Трансформация фразеологизмов в текстах СМИ.

Аллюзия (скрытая цитата) в тексте.

Сравнение (семантико-грамматический аспект). Структура и функции в тексте.

Использование жаргонной лексики в газетных текстах.

Речевые приемы создания комического эффекта.

Крылатые выражения на страницах газет.

Расширение значений слов как языковой процесс.

Лексика тематической группы «...» в текстах СМИ.

Мужчина и женщина в языковой картине мира (на материале русской фразеологии).

Происхождение современных русских личных имен.

Происхождение современных фамилий России (на материале фамилий студентов).

Прецедентные тексты в современной речи.

Эпитеты в произведения … (на примере текстов разных стилей).

Освоение заимствованной лексики в 21 веке.

Новое в русской фразеологии (по материалам фразеологических словарей последних лет).

Названия кинофильмов: структурный и семантический аспекты.

Имена собственный в русской фразеологии.

Оценочная лексика в современной художественной литературе.

Штампы и клише в современной деловой речи.

Лексико-семантические и прагматические особенности PR-текстов.

Лингвистические особенности слоганов в коммерческой рекламе.

Афоризмы в текстах СМИ.

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие требования

Курсовая работа печатается на одной стороне белой бумаги формата А4.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Шрифт всей работы – Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 (обычный), для заголовков глав – 16 (полужирный), для заголовков параграфов – 14 (полужирный курсив). Текст работы печатается через полтора интервала (заголовки и сноски оформляются через один интервал). Каждый абзац основного текста должен начинаться с красной строки (отступ – 1,25 см). Текст выравнивается по ширине.

Заголовки глав необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 18 пт. Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 12 пт.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, начиная с третьей страницы, в правом верхнем углу, без черточек и точек. Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй – содержание. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится. Рисунки, иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

В СОДЕРЖАНИИ главы работы нумеруются арабскими цифрами начиная со слова «ГЛАВА». Параграфы нумеруются в пределах каждой главы, например «2.1...» (первый параграф второй главы). Введение, заключение, список литературы и приложения не нумеруются.

 

 

Оформление таблиц

Цифровой и (или) текстовой материал, сгруппированный в определенном порядке в горизонтальные строки и вертикальные столбцы, оформляется в таблицу.

Таблица должна быть наглядной, компактной и легко обозримой. Лучше несколько небольших таблиц, чем одна большая.

Само слово «Таблица» и ее порядковый номер выравниваются по правому краю; после них никакие знаки препинания не ставятся.

– Таблица обязательно имеет заголовок, который следует печатать с прописной буквы и помещать над таблицей посередине.

– Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы.

– Заголовок таблицы пишется полностью, без сокращений.

– Точка в конце заголовка не ставится.

– Заголовок в кавычки не заключается.

– Заголовки столбцов таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

– Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставятся. Заголовки указывают в единственном числе.

– В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или графы.

– Графу «№ п/п» в таблицу не включают.

– Если повторяющийся в столбце таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же» и далее кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических формул. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

– При переносе таблицы на другой лист ее слово «Таблица», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью таблицы. Над последующими пишут «Продолжение табл. 1» или «Окончание табл. 1». Первой строкой продолжения или окончания таблицы служит строка с номерами столбцов.

– Под таблицей, указывается источник данных и (в случае необходимости) методика расчета отдельных показателей.

– В пределах одного столбца все цифры приводятся с одной степенью точности.

– Для лучшей обозримости цифры, приводимые в таблицах, следует округлять до целых чисел или 1–2 знаков после запятой (если нет специальной необходимости в приведении более дробных цифр).

– Для удобства чтения таблиц разряды располагаются под разрядами. Дробная часть, как правило, отделяется запятой. В клетке таблицы помещают одно число.

– В таблице не должно быть пустых клеток. Если данные отсутствуют, то в клетке ставится многоточие («...») либо пишется «нет свед.» или «н. св.». Если явления в какой-то период не было, в клетке ставится прочерк («-»). Если позиция не имеет смысла, то в соответствующей клетке ставится «х». Если необходимо указать, что число имеет значение, меньшее заданной точности, то в клетке ставится «0.0» или «0.00», показывающее наличие малого числа.

– Таблицу размещают в тексте после первого упоминания о ней таким образом, чтобы можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке на 90° (если таблица размещена на отдельном листе).

– Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Допускается нумерация таблиц в пределах всей работы, если этих таблиц в главах имеется не более двух-трех или в некоторых главах имеется по одной таблице.

– На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если она имеет номер, например: «в табл. 1.2».

Оформление цитат и ссылок

При написании курсовой работы следует избегать перегрузки текста цитатами. В то же время не допускается простое изложение содержания источников и литературы без ссылки на их авторов или выходные данные.

Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста, т. е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, знак в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое цитирование имеет многоточие на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания; изменяется первая буква цитаты, начинающейся со строчной буквы, если она стоит в начале предложения, и некоторые другие.

При цитатах, использовании заимствованных из источников цифр и фактов, изложении точек зрения ученых и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы. Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, отсылающее к библиографии. Она обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т. п., а также под каждой таблицей и иллюстрацией, если последняя не является результатом авторской разработки. Ссылка делается путем приведения номера по библиографическому списку источников. Номер источника указывается сразу после упоминания в тексте, проставляется в круглых (квадратных скобках). При прямом цитировании наряду с порядковым номером источника указываются номера страниц. Например: [2, с. 21], где 2 – номер источника в списке, 21 – номер страницы. Источником цитаты считается лишь оригинал, а не издание другого автора, где цитируемый текст приведён в качестве выдержки. При нескольких изданиях цитируемого источника рекомендуется выбирать наиболее авторитетное (например, академическое, полное собрание сочинений). Цитирование по цитате не допускается. Допустимо в качестве исключения, если первоисточник не доступен; цитируемый текст знаком по записям слов автора и воспоминаниям другого лица; цитируется архивный документ и воспроизведение текста может неправомерно придать цитированию характер архивного исследования. Условия смысловой точности цитирования разрешают воспроизвести только логически законченный фрагмент текста, т. е. с полнотой, которая гарантирует неизменность передачи смысла в источнике и цитате. Допустимо ради экономии исключение ненужных для цитирования слов, не влияющих на смысл цитаты. Купюры оформляются в виде многоточия на месте пропущенных слов и многоточием на месте пропущенных предложений. Условия буквальной точности цитирования требуют, чтобы цитата строго соответствовала источнику. Однако возможны исключения.

Если студент дословно цитирует источник, то цитируемый текст заключается в кавычки и сразу после кавычек ставится ссылка.

Если студент приводит в работе какие-либо цифровые примеры, статистические данные, то сразу после приведенных данных ставится ссылка.

Если же текст цитируется не дословно, а с комментариями студента, то кавычки не ставятся, а знак сноски ставится после фрагмента с заимствованными мыслями [См.: 3, с. 56–59].

Если на одной странице студент дает подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках приводятся слова «Там же» и указываются страница [Там же, с. 56–59].

Авторефераты и диссертации

23.  Богачева, Д.П. Проблемы лексикографического описания научной терминологии: На материале трудов Московско-Тартуской школы: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.П. Богачева. – М., 1999. – 16 с.

24.  Борисова, О.Г. Омонимия терминов медицинских наук: дис. … канд. филол. наук / О.Г. Борисова. – Краснодар, 2000. – 168 с.

25.  Виноградова, Л.В. Терминология туризма английского и русского языков в синхронном и диахронном аспектах: дис. ... канд. филол. наук / Л.В. Виноградова. – Н.Новгород, 2011. – 213 с.

26.  Гринберг, Т.Э. Коммуникационная концепция связей с общественностью: модели, технологии, синергетический эффект: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Т.Э. Гринберг. – М., 2013. – 36 с.

27.  Назайкин, А. Н. Эффективный PR-текст в СМИ: автореф. дис. … д-ра филол. наук / А.Н. Назайкин. – М., 2011. – 43 с.

 

Интернет-ресурсы

28. DisserCat – электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 30.10.19).

29. Медиалогия. Система мониторинга СМИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mlg.ru/ (дата обращения: 30.10.19).

30. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения: 30.10.19).

31. Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biblioclub.ru/. Ресурс библиотеки СФ МГПУ http://library.sfmgpu.ru/ (дата обращения: 30.10.19).

32. Электронно-библиотечная система Znanium.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/ (дата обращения: 30.10.19).

Приложения

Приложения следует оформлять на заключительных страницах работы, располагая их в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь порядковый номер и содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано «Приложение».

Если приложений больше, чем одно, их следует нумеровать арабскими цифрами в порядке возрастания (без знака №). Разделы, подразделы, иллюстрации, таблицы, помещенные в приложении, следует нумеровать в пределах каждого приложения.

При переносе приложения на другой лист ее слово «Приложение», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью приложения. Над последующими пишут «Продолжение прил. 1».

Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте работы. Ссылки на приложения делаются по тексту в виде заключенного в круглые скобки выражения (прил. 1), либо в виде оборота типа: «в прил. 2 приводится…».



ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Самарский филиал

Филологический факультет

Название курсовой работы

(размер шрифта – 16 пт, без кавычек)

студент (а/ки) __ курса

(за)очной формы обучения

Фамилия Имя Отчество

(в род. п.)

 

Научный руководитель

д. филол. н., профессор

Ю. В. Иванов

Подпись___________________

 

Работа защищена

  Оценка ___________________

  «_____» ____________20___г.

Подпись___________________

 

Самара 20___



ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ

ТЕМА

Термины педагогики: лексико-семантический анализ

Актуальность темы исследования определяется, во-первых, отсутствием лингвистических исследований в области коррекционной педагогики; во-вторых, расширением системы специального образования; в-третьих, новейшими открытиями в области семантической организации общеязыковой системы.

Одной из практических целей изучения семантики лексических единиц должно быть представление полной языковой картины мира на лингвистических основаниях. Если лексическую систему языка представить как на множество классов, состоящих из лексических подсистем – своеобразных разветвлений древа с многочисленными ветвями, вычленяющими более мелкие подмножества на основе семантического сужения, – то станет понятной необходимость изучения ее конечных участков, в том числе и терминологических, выполняющих, главным образом, номинативную, информативную функцию. Предпринятое исследование предполагает изучение системных отношений в конечном терминологическом подмножестве – специальном языке коррекционной педагогики.

Объектом исследования является семантика специальных единиц, обслуживающих науку педагогику.

Предметом исследования является терминология педагогики, под которой понимается совокупность терминов и терминологических словосочетаний, зафиксированных в словарной, справочной, научной, учебно-методической литературе, обозначающих специальные понятия данной области знания. Со стратификационной точки зрения, большую часть исследуемого материала составляют термины – нормативные специальные единицы: а) узкоограниченного употребления; б) общенаучные; Незначительная часть исследуемого семантического поля представлена ненормативной лексикой, не рекомендуемой в профессиональном общении. Такие слова отмечены стилистическими либо хронологическими маркерами.

Теоретическая база исследования. К настоящему времени в отечественном языкознании накоплен значительный опыт изучения отдельных семантических, и в том числе терминологических, микросистем. Имеем в виду труды Ф.П. Филина – о названиях обуви в русском языке (1963); О.Н. Трубачева – по ремесленной терминологии (1966); Ф.П. Сороколетова – по военной лексике (1970); С.Д. Шелова – о метаязыке лингвистики (1976); О.И. Стрижевской – о названиях минералов (1976); И.А. Бойцова – о терминологии журналистики (1987); З.И. Комаровой – о сельскохозяйственной терминологии (1991); Л.Н. Зенковой – об артиллерийской номинации (1991); С.В. Гринева – о специальных единицах строительства (1990); А.Ю. Самохина – о микросистемах медицинской терминологии (1989); А.С. Герда – об ихтиологических обозначениях (1968); М.Г. Бергер, Н.Б. Вассоевич – по геологической терминологии (1976) и нек. др.

Целью курсовой работы является наиболее полное семантическое исследование структуры терминологического поля педагогики, определение многообразия системообразующих отношений его составляющих в синхронном аспекте, выявление динамики семантических изменений в диахронии.

Задачи исследования:

1. Выявление с максимальной полнотой лексического состава исследуемого терминологического поля;

2. Систематизация языкового материала по лексико-семантическим группам на основе установленных архисем, актуализирующихся в семантическом поле дефектологии;

3. Анализ семантики терминов внутри лексико-семантических групп [далее – ЛСГ] путем разложения их значения на отдельные смысловые составляющие;

4. Выявление и описание семантических процессов данного терминологического подъязыка, обусловленных принадлежностью терминологической лексики к общеупотребительным словам языка; установление специфики, связанной с узкоограниченной сферой употребления терминов;

5. Наблюдение и фиксация семантических изменений, обусловленных развитием науки, динамикой понятийного значения специальных лексем.

Источниками сбора языкового материала для исследования послужили учебные пособия, специальные словари и справочники, толковые словари русского языка.

Методы исследования собранного языкового материала: сплошной выборки, семного анализа слов, оппозиционный, анализа словарных дефиниций, статистический, структурный, сравнительный, контекстный. В качестве основного предложен путь исследования содержательной стороны терминов педагогики путем разложения их значений на минимальные семантические составляющие, то есть метод компонентного анализа.

Теоретическое значение работы определяется важностью изучения терминов для выявления системной организации лексики как общелитературного языка в целом, так и ее терминологической подсистемы; необходимостью анализа лексики современного русского литературного языка с точки зрения лексико-семантической ее организации; дальнейшим развитием теории терминоведения и его подраздела – семасиологического терминоведения.

Практическая значимость курсовой работы выражается в том, что его материалы могут быть использованы в курсах лексикологии и семантики, для организации специализированных курсов и семинаров по терминоведению. 

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Во введении излагается история терминоведения с ломоносовского периода до настоящего момента, рассматриваются наиболее спорные вопросы терминологической науки, обосновывается факт существования терминологических полей в общеязыковой системе.

В первой главе «Разновидности лексико-семантических групп терминологии педагогики» излагается современная теория семантического поля и лексико-семантической группы как элементарного микрополя, иерархического характера структуры лексического значения, основанного на соотношении интегральных и дифференциальных сем; анализируются выделенные в структуре изучаемого терминологического поля ЛСГ; устанавливается комплекс сем, достаточный и необходимый для описания терминологического значения компонентов каждой конкретной структурной парадигмы.

Во второй главе «Семантические процессы в терминологии» в рамках системных отношений в лексике педагогики рассматриваются отношения синонимии, антонимии, многозначности; изучаются и внесистемные отношения омонимии; анализируются также явления, связанные с изменением плана выражения и плана содержания специальных единиц.

В заключении работы подводятся итоги, содержатся некоторые выводы.

Список литературы включает 50 наименований.

Приложение представляет собой алфавитный список терминов, анализируемых в работе (около 100 лексических единиц).

 



ОБРАЗЕЦ РЕЦЕНЗИИ НА КР

 

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Самарский филиал

Филологический факультет

РЕЦЕНЗИЯ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

СТУДЕНТА _______________________________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬ Д. ФИЛОЛ. Н., ПРОФЕССОР Ю. В. ИВАНОВ

ТЕМА РАБОТЫ             _______________________________

_____________________________________________________

 

СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ И ЗАЩИТЫ КР

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОМПЕТЕНЦИИ

СТЕПЕНЬ

ОВЛАДЕНИЯ

Выс. СР. НИЗК.
ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов      
ПК-8 способность проектировать образовательные программы      
СК-3 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста      
СК-5 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов      

 

НАЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАЗРАБОТОК АВТОРА

 ______________________________________________________________________________________________________________

ДОСТОИНСТВА КР:

_____________________________________________________

_____________________________________________________

______________________________________________________

ОБЩИЙ ВЫВОД: КУРСОВАЯ РАБОТА (НЕ)СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «РУСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ» (КВАЛИФИКАЦИЯ БАКАЛАВР), УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2015 Г. N 1426 , И ЗАСЛУЖИВАЕТ ОЦЕНКИ ______________ .

 

ПОДПИСЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ______________ (_______________)

 

«____»__________________20___ г.



ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА КР

 

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Самарский филиал

Филологический факультет

Задание на курсовую работу

СТУДЕНТА _______________________________________________________

ТЕМА РАБОТЫ

_____________________________________________________________________________________________________________

 

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К КР:

1. Выбор темы, беседа с руководителем, утверждение темы кафедрой.

2. Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана и согласование его с руководителем.

3. Подготовка первого варианта курсовой работы.

4. Сдача первого варианта курсовой работы руководителю.

5. Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.

6. Защита курсовой работы.



ЗАДАНИЕ ПРИНЯЛ К ИСПОЛНЕНИЮ

ПОДПИСЬ СТУДЕНТА



ОБРАЗЕЦ ЛИСТА НОРМОКОНТРОЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КР

 

СТУДЕНТА(КИ) 1-го КУРСА

_________________________________________________

Названия требований Отметка о соответствии требованию
1 2
1. Аккуратность оформления дипломного проекта соответствует/ не соответствует
2. Соблюдение требований к оформлению титульного листа соответствует/ не соответствует
3. Шрифт – Times New Roman соответствует/ не соответствует
4. Кегль – 14 соответствует/ не соответствует
5. Межстрочный интервал – полуторный соответствует/ не соответствует
6. Абзацный отступ – 1,25 см соответствует/ не соответствует
7. Поля: левое – 3 см, нижнее – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см соответствует/ не соответствует
8. Оформление наименований разделов и подразделов (выравнивание по центру, выделение жирным шрифтом, отсутствие точки после наименования, интервал между стоками – одинарный) соответствует/ не соответствует
9. Сокращение слов (после соответствующих пояснений) соответствует/ не соответствует
10. Ссылки на источники и литературу (квадратные скобки, номер источника/ литературы и номер страницы) соответствует/ не соответствует
11. Оформление таблиц (нумерация по тексту, названия, нумерация столбцов, разрыв таблиц) соответствует/ не соответствует
12. Оформление рисунков (нумерация по тексту, названия) соответствует/ не соответствует
13. Оформление формул (нумерация по тексту, названия) соответствует/ не соответствует
14. Оформление списка литературы соответствует/ не соответствует
15. Соблюдение требований к нумерации страниц (положение: вверху страницы, справа) соответствует/ не соответствует
16. Соблюдение орфографических правил современного русского литературного языка соответствует/ не соответствует
17. Соблюдение правил пунктуации современного русского литературного языка соответствует/ не соответствует
18. Соблюдение грамматических правил современного русского литературного языка соответствует/ не соответствует

 

 

Отметка нормоконтролера ______________ ______________

                               (пройден, не пройден) (подпись)

 

«___» ______________ 20___ г.


Учебное издание

 

 

Сложеникина Юлия Владимировна


СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Методические рекомендации к выполнению

курсовой работы по направлению подготовки

44.03.01.62 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

профиль: «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»

 

Подписано в печать 31.03.2019. Формат 60x90 1/16.

Бумага офисная. Гарнитура Times New Roman.

Печать оперативная. Усл. печ. л. 4,5. Тираж 50 экз.

Отпечатано на полиграфической базе СФ ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»,

443041, г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, 76.

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методическое пособие для выполнения

курсовой работы по направлению подготовки

44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

профиль: «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»

 

 

 

Самара

2019


УДК 659

ББК 60.842+72

 

Авторы:

Ю. В. Сложеникина,

Рецензенты:

Д. В. Князев, доцент СФ ГАОУ ВО МГПУ

 

 

    Сложеникина Ю.В. Современный русский язык: Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» / Ю. В. Сложеникина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 38 с.   Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1426 УДК 659 ББК 60.842+72

 

© СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019

© Ю. В. Сложеникина, 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 7

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ.. 8

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 10

ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ.. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 14

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ.. 16

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 19

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.. 28

ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ.. 29

ОБРАЗЕЦ РЕЦЕНЗИИ НА КР.. 33

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА КР.. 36

ОБРАЗЕЦ ЛИСТА НОРМОКОНТРОЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КР.. 38

 

 






ВВЕДЕНИЕ

 

1. Цель курсовой работы – формирование у студентов знаний, умений и навыков в области современного русского языка.

2. Задачи дисциплины:

- научить студентов теоретическому осмыслению языковых явлений и разбору основных единиц языка в структурно-семантической концепции,

- показать нормативность языковых явлений и тенденции их развития, а также особенности функционирования в различных социолингвистических условиях,

- ориентировать на решение основных задач школьного курса русского языка,

- обеспечить условия для сознательного восприятия и оценки общественно-речевой практики,

- овладеть элементарными навыками научно-исследовательской работы в области русского языка.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции выпускника ОПОП ВО бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины:

- ПК-1 ‑ готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- ПК-8 ‑ способность проектировать образовательные программы;

- СК-3 ‑ владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста;

- СК-5 ‑ способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

4. В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать: особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических единиц русского языка, законы их функционирования;

- уметь: выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа языковых единиц;

- владеть:

- - методикой разбора языкового явления (звука, фонемы, слова, морфемы, частей речи, словосочетания, простого и сложного предложения, осложненного предложения;

- - навыками самостоятельного лингвистического анализа литературных текстов;

- - приемами использования на практике полученных теоретических знаний из различных областей науки;

- - нормами профессиональной речи учителя.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, предусмотренный учебным планом. Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов самостоятельной работы студента, позволяющий приобрести навыки исследования, осмысления и истолкования языковых фактов, критического отношения к научной литературе.

В соответствии с учебным планом студент обязан подготовить и защитить курсовую работу по современному русскому языку. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области филологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

Тема курсовой работы должна быть актуальной в научном или практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, носить проблемный, а не описательный характер. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания. При выборе темы исследования студент должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Темы курсовых работ разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры в соответствии с профилем кафедры и утверждаются на ее заседании. Изменение тем курсовых работ возможно только через процедуру решения кафедры. Студент может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике дисциплины.

 Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, основанное на изучении необходимой учебной и научной литературы. Курсовая работа не может быть простой компиляцией, состоящей из фрагментов произведений других авторов, подвергнутых в какой-то степени литературной обработке. Необходимо произвести самостоятельное обобщение фактов, накопленных другими исследователями, раскрыть взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями. Курсовая работа должна содержать нечто новое. В ней могут быть использованы ранее не введенные в научный оборот источники (например, ранее не исследованный лингвистический материал) или не привлеченные ранее для изучения какой-либо проблемы новейшие данные (например, неопубликованные статистические материалы).

В работе может быть представлено оригинальное обобщение новейшей научной литературы по изучаемой теме, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение, и т.п.

 Курсовая работа должна быть не только оригинальным, но и завершенным исследованием. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

 

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

 

В ходе выполнения курсовой работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, грамотно и последовательно излагать материал, делать самостоятельные выводы. Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:

Выбор темы и беседа с руководителем, утверждение темы кафедрой.

Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана и согласование его с руководителем.

Подготовка первого варианта курсовой работы.

Сдача первого варианта курсовой работы руководителю.

Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.

Защита курсовой работы.

На основе предварительного ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Не следует перегружать план работы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы. Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях; проанализировать содержание сносок. Для подбора литературы последних лет можно также изучать электронные каталоги библиотек и указатели содержания периодических изданий.

После составления примерного перечня намеченных для анализа списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем. Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться. Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами. Текст работы должен демонстрировать:

– знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

– умение выделить проблему и определить методы ее решения;

– умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

– владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

– высокий уровень грамотности.

Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения. При составлении плана следует прежде всего определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.

Титульный лист и содержание выполняются на двух первых листах работы по определенной форме. Титульный лист оформляется в соответствии со стандартом. На нем указываются министерство, название учебного заведения, название кафедры, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе – курс, группа, факультет, фамилия, инициалы; сведения о руководителе – ученое звание, должность, фамилия, инициалы; место и год выполнения работы.

На следующей странице размещается содержание курсовой работы. Специалисту достаточно ознакомиться со страницей «Содержание», чтобы представить общую схему рассуждений автора.

Заголовки глав и подразделов должны быть краткими, четкими, точно отражающими внутреннюю логику работы.

Арабскими цифрами обозначаются номера глав, параграфов, подпунктов и т.д. Параграфы нумеруются отдельно внутри главы соответствующей главы, подпункты – внутри параграфа. Названия разделов воспроизводятся полностью. И в тексте работы, и в «Содержании» номера разделов указываются в одной строке с заголовками, но в тексте в конце заголовка точка не ставится. В «Содержании» обязательно указываются номера страниц, на которых помещены соответствующие заголовки.

Во введении отражаются следующие основные моменты: общая формулировка темы; теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность; конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой; объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы; использованные в работе источники информации. Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Необходимо четко обозначить, чему посвящена работа, какую цель поставил перед собой автор и какие задачи намерен решить для достижения намеченной цели. Цель и задачи легче сформулировать после ознакомления с учебной и научной литературой.

Основная часть курсовой работы (обычно – 20-25 страниц) состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. Каждая глава освещает какой-либо самостоятельный вопрос, а параграф – часть этого вопроса. Начиная работать над главой, необходимо для себя отметить ее главную идею, выделить основные тезисы, которые предстоит обосновать. В основной части курсовой работы раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на современном этапе развития лингвистики, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Важнейшим являются содержательный аспект, логичность и последовательность изложения материала. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.

В курсовой работе необходимо придерживаться принятой в науке терминологии, нужно использовать стандартные условные сокращения и символы. Следует избегать повторения одних и тех же слов и выражений.

В заключении (рекомендуемый объем – до 2-3-х страниц) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Список используемой литературы оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. При оформлении списка нельзя забывать о правилах библиографического описания. Каждую запись следует начинать с красной строки, располагать работы в алфавитном порядке.

Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.

 

 

ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Несвоевременное предоставление курсовой работы на кафедру приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдавшим без уважительной причины в срок курсовую работу, ставится неудовлетворительная оценка. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность. После написания курсовая работа передается для ознакомления руководителю, который определяет ее научный уровень, контролирует соблюдение требований по оформлению курсовой работы, дает развернутый письменный отзыв-рецензию и допускает работу к защите.

Студенты очной формы обучения представляют руководителю для проверки и предварительной оценки законченные и полностью оформленные работы, а также их электронные копии не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. Студенты заочной формы обучения представляют руководителю курсовую работу не позднее первого дня начала очередной сессии.

При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы руководитель возвращает курсовую работу для доработки и устранения недостатков. На курсовые работы руководителем составляется отзыв-рецензия. Форма и содержание отзыва-рецензии руководителя аналогичны тем, которые составляются на ВКР. Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии, где обязательно выставляется оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно»). Работа, которую руководитель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве-рецензии замечаний.

При подготовке к защите автор может использовать копию текста курсовой работы, поскольку ее первый экземпляр накануне защиты должен находиться на кафедре, на которой была выполнена курсовая работа.

К защите студент готовит устное выступление не более чем на 7-10 минут. Выступление должно: быть четким и лаконичным; демонстрировать знания по освещаемой проблеме; содержать четко выделенный объект исследования, его предмет, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы; освещать выводы и результаты проведенного исследования. При устном выступлении может использоваться наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы и пр. Во время защиты автор должен быть готов ответить на вопросы по теме исследования. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.

Основные критерии оценки курсовой работы: Глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах. Самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме. Использование новейшего фактического и статистического материала. Полнота решения задач, определенных в работе. Грамотность, логичность в изложении материала. Качество оформления.

Формой аттестации студента по курсовой работе является дифференцированный зачет («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка за курсовую работу по результатам защиты выставляется в ведомость и зачетную книжку студента (неудовлетворительная оценка – только в ведомость). Полные названия курсовых работ вносятся в приложения к дипломам. Защищенные курсовые работы студентов хранятся на кафедре в течение трех лет. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися на кафедре, при написании выпускных квалификационных работ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Бронникова, Ю.О. Современный русский язык: лексикология, фразеология, лексикография: учебное пособие / Ю.А. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2014. – 102 с.

Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие / Ж.В. Ганиев. – 5-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 198 с.

Докучаева, Р.М. Современный русский язык: синтаксис сложного предложения: учебное пособие / Р.М. Докучаева. – М.: Флинта: Наука, 2013. ‑ 224 с.

Евсеева, И.В. Современный русский язык. Актуальные вопросы морфемики, морфонологии и словообразования: учебное пособие / И. В. Евсеева. – М.: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2018. – 200 с.

Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – 8-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 323 с.

Касаткин, Л.Л. Современный русский язык. Фонетика: учебное пособие / Л.Л. Касаткин. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 271 с.

Князев, С.В. Современный русский литературный язык: фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учебное пособие / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая.  –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гаудеамус, 2012. – 429 с.

Крысин, Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика, лексикология, фразеология, лексикография: учебное пособие / Л.П. Крысин. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 239 с.

Кузьмина, Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учебное пособие / Н.А. Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 335 с.

Малышева, Е.Г. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева. – Омск: ОмГУ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Меликян, В.Ю. Современный русский язык. Синтаксическая фразеология: учебное пособие / В.Ю. Меликян. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 231 с.

Парецкая, М.Э. Современный учебник русского языка для иностранцев / М.Э. Парецкая, О.В. Шестак. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 469 с.

Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: А-Я / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 16-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 443 с.

Современный русский язык: учебник / Под ред. Л.Р. Дускаевой. – М.: Питер, 2014. – 348 с.

Современный русский язык и культура речи: учебник / Под ред. Н.В. Малычевой. – М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2014. – 247 с.

Современный русский литературный язык: учебное пособие / Под ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Вышэйшая шк., 2012. – 590 с.

Современный русский литературный язык и методика его преподавания: учебный словарь: учебное пособие / Отв. ред. И.А. Сыров. – М.: Маска, 2012. – 383 с.

Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц: учебник: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. – 5-е изд., перераб. – М.: Академия, 2014. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. – 2014. – 479 с.

Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц: учебник: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. 5-е изд., перераб.  – М.: Академия, 2014. – Ч. 2: Морфология. Cинтаксис. – 2014. – 622 с.

Современный русский язык: учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – Изд. 4-е, стер. – М.: АльянС, 2011. – 925 с.

Современный русский язык: учебник для бакалавров / Под ред. П.А. Леканта. – Изд. 5-е, стер. – М.: Юрайт, 2013. – 493 с.

Современный русский язык в интернете / Ред. Я.Э. Ахапкина. – М.: Яз. славянской культуры (ЯСК), 2014. – 325 с.

Торшин, В.Я. Справочник по русскому языку. Трудные случаи написания и произношения / В.Я. Торшин, А.Р. Кочоян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 473 с.

Чурилина, Л.Н. Современный русский язык. Лексикология. Лексическая семантика: учебное пособие / Л.Н. Чурилина, Е.Н. Деревскова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 161 с.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Приведенная ниже тематика курсовых работ является примерной.

Тексты СМИ: приемы языковой манипуляции.

Коммуникативно-речевой анализ жанра (На примере любого речевого жанра).

Концепты русской ментальности (на примере любого концепта).

Синонимическое варьирование в тесте (на примере текстов разных стилей).

Языковая игра в современных текстах СМИ.

Языковые особенности современной прозы (на примере любого жанра).

Тексты рекламных обращений.

Языковые аспекты пропаганды (на основе конкретных пропагандистских кампаний).

Стилистические приемы в текстах СМИ (на примере любого стилистического приема).

Язык политики (на материале текстов СМИ).

Речевой портрет (на примере отдельной личности или сообщества).

Особенности речевого поведения молодежи XXI века.

Метафора в языке.

Неологизмы и окказиональные образования в русском языке XXI века.

Речевое поведение и речевой имидж политика.

Использование антонимов в художественной речи.

Формирование национального самосознания средствами языка.

Отражение социальных отношений в общении.

Названия как система (на примере любых совокупностей имен).

Эвфемизмы в языке публичного общения.

Библеизмы в языке публицистики / художественной прозы.

Прецедентные тексты в современном дискурсе.

Контент-анализ для выявления ключевых слов года.

Контент-анализ текстов СМИ (журнала, газеты, виртуальных СМИ).

Неологизмы в терминологии последнего десятилетия.

Специальная лексика на страницах российских СМИ.

Новые заимствования в области музыки (бизнеса, спорта, моды).

Использование экзотизмов и варваризмов в современной журнальной публицистике.

Достоинства и недостатки использования внелитературной лексики в СМИ.

Активизация устаревших слов в современной речи.

Трансформация фразеологизмов в текстах СМИ.

Аллюзия (скрытая цитата) в тексте.

Сравнение (семантико-грамматический аспект). Структура и функции в тексте.

Использование жаргонной лексики в газетных текстах.

Речевые приемы создания комического эффекта.

Крылатые выражения на страницах газет.

Расширение значений слов как языковой процесс.

Лексика тематической группы «...» в текстах СМИ.

Мужчина и женщина в языковой картине мира (на материале русской фразеологии).

Происхождение современных русских личных имен.

Происхождение современных фамилий России (на материале фамилий студентов).

Прецедентные тексты в современной речи.

Эпитеты в произведения … (на примере текстов разных стилей).

Освоение заимствованной лексики в 21 веке.

Новое в русской фразеологии (по материалам фразеологических словарей последних лет).

Названия кинофильмов: структурный и семантический аспекты.

Имена собственный в русской фразеологии.

Оценочная лексика в современной художественной литературе.

Штампы и клише в современной деловой речи.

Лексико-семантические и прагматические особенности PR-текстов.

Лингвистические особенности слоганов в коммерческой рекламе.

Афоризмы в текстах СМИ.

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие требования

Курсовая работа печатается на одной стороне белой бумаги формата А4.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Шрифт всей работы – Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 (обычный), для заголовков глав – 16 (полужирный), для заголовков параграфов – 14 (полужирный курсив). Текст работы печатается через полтора интервала (заголовки и сноски оформляются через один интервал). Каждый абзац основного текста должен начинаться с красной строки (отступ – 1,25 см). Текст выравнивается по ширине.

Заголовки глав необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 18 пт. Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 12 пт.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, начиная с третьей страницы, в правом верхнем углу, без черточек и точек. Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй – содержание. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится. Рисунки, иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

В СОДЕРЖАНИИ главы работы нумеруются арабскими цифрами начиная со слова «ГЛАВА». Параграфы нумеруются в пределах каждой главы, например «2.1...» (первый параграф второй главы). Введение, заключение, список литературы и приложения не нумеруются.

 

 

Оформление таблиц

Цифровой и (или) текстовой материал, сгруппированный в определенном порядке в горизонтальные строки и вертикальные столбцы, оформляется в таблицу.

Таблица должна быть наглядной, компактной и легко обозримой. Лучше несколько небольших таблиц, чем одна большая.

Само слово «Таблица» и ее порядковый номер выравниваются по правому краю; после них никакие знаки препинания не ставятся.

– Таблица обязательно имеет заголовок, который следует печатать с прописной буквы и помещать над таблицей посередине.

– Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы.

– Заголовок таблицы пишется полностью, без сокращений.

– Точка в конце заголовка не ставится.

– Заголовок в кавычки не заключается.

– Заголовки столбцов таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

– Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставятся. Заголовки указывают в единственном числе.

– В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или графы.

– Графу «№ п/п» в таблицу не включают.

– Если повторяющийся в столбце таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же» и далее кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических формул. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

– При переносе таблицы на другой лист ее слово «Таблица», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью таблицы. Над последующими пишут «Продолжение табл. 1» или «Окончание табл. 1». Первой строкой продолжения или окончания таблицы служит строка с номерами столбцов.

– Под таблицей, указывается источник данных и (в случае необходимости) методика расчета отдельных показателей.

– В пределах одного столбца все цифры приводятся с одной степенью точности.

– Для лучшей обозримости цифры, приводимые в таблицах, следует округлять до целых чисел или 1–2 знаков после запятой (если нет специальной необходимости в приведении более дробных цифр).

– Для удобства чтения таблиц разряды располагаются под разрядами. Дробная часть, как правило, отделяется запятой. В клетке таблицы помещают одно число.

– В таблице не должно быть пустых клеток. Если данные отсутствуют, то в клетке ставится многоточие («...») либо пишется «нет свед.» или «н. св.». Если явления в какой-то период не было, в клетке ставится прочерк («-»). Если позиция не имеет смысла, то в соответствующей клетке ставится «х». Если необходимо указать, что число имеет значение, меньшее заданной точности, то в клетке ставится «0.0» или «0.00», показывающее наличие малого числа.

– Таблицу размещают в тексте после первого упоминания о ней таким образом, чтобы можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке на 90° (если таблица размещена на отдельном листе).

– Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Допускается нумерация таблиц в пределах всей работы, если этих таблиц в главах имеется не более двух-трех или в некоторых главах имеется по одной таблице.

– На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если она имеет номер, например: «в табл. 1.2».

Оформление цитат и ссылок

При написании курсовой работы следует избегать перегрузки текста цитатами. В то же время не допускается простое изложение содержания источников и литературы без ссылки на их авторов или выходные данные.

Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста, т. е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, знак в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое цитирование имеет многоточие на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания; изменяется первая буква цитаты, начинающейся со строчной буквы, если она стоит в начале предложения, и некоторые другие.

При цитатах, использовании заимствованных из источников цифр и фактов, изложении точек зрения ученых и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы. Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, отсылающее к библиографии. Она обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т. п., а также под каждой таблицей и иллюстрацией, если последняя не является результатом авторской разработки. Ссылка делается путем приведения номера по библиографическому списку источников. Номер источника указывается сразу после упоминания в тексте, проставляется в круглых (квадратных скобках). При прямом цитировании наряду с порядковым номером источника указываются номера страниц. Например: [2, с. 21], где 2 – номер источника в списке, 21 – номер страницы. Источником цитаты считается лишь оригинал, а не издание другого автора, где цитируемый текст приведён в качестве выдержки. При нескольких изданиях цитируемого источника рекомендуется выбирать наиболее авторитетное (например, академическое, полное собрание сочинений). Цитирование по цитате не допускается. Допустимо в качестве исключения, если первоисточник не доступен; цитируемый текст знаком по записям слов автора и воспоминаниям другого лица; цитируется архивный документ и воспроизведение текста может неправомерно придать цитированию характер архивного исследования. Условия смысловой точности цитирования разрешают воспроизвести только логически законченный фрагмент текста, т. е. с полнотой, которая гарантирует неизменность передачи смысла в источнике и цитате. Допустимо ради экономии исключение ненужных для цитирования слов, не влияющих на смысл цитаты. Купюры оформляются в виде многоточия на месте пропущенных слов и многоточием на месте пропущенных предложений. Условия буквальной точности цитирования требуют, чтобы цитата строго соответствовала источнику. Однако возможны исключения.

Если студент дословно цитирует источник, то цитируемый текст заключается в кавычки и сразу после кавычек ставится ссылка.

Если студент приводит в работе какие-либо цифровые примеры, статистические данные, то сразу после приведенных данных ставится ссылка.

Если же текст цитируется не дословно, а с комментариями студента, то кавычки не ставятся, а знак сноски ставится после фрагмента с заимствованными мыслями [См.: 3, с. 56–59].

Если на одной странице студент дает подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках приводятся слова «Там же» и указываются страница [Там же, с. 56–59].

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1514.