Тема 7. Прикладные направления в социологии. Социология организации и управления. Социология политики и культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фундаментальная и прикладная социология.

Социология организации. Организация: понятие и виды. Формальные и неформальные организации. Концепция формальной организации Э. Мэйо. Особенности организационного поведения. Система управления персоналом в современной организации, характеристика субъектов управления. Задачи управления персоналом и функции управления в деятельности руководителя.

Социология управления. Сущность социальных проблем управления. Управление в политике, социальной сфере, организации. Менеджмент как теория управления. Концепции управления и организационного поведения Ф. Тейлора, А. Файоля, Ф. Герцберга и др.

Социология политики. Сущность политики. Понятие политической культуры и ее связь с управлением. Политическое лидерство. Проблемы участия масс в политической жизни. Психология толпы, особенности поведения человека в толпе, характер политической деятельности толпы. Политические институты. Проблемы преодоления политических кризисов.

Социология массовых коммуникаций. Проблемы реализации типичных коммуникативных стратегий.

Социология культуры. Виды и формы культуры. Культура и общество. Инкультурация и социализация. Культура и цивилизация. Влияние специфики конкретных культур на социальную структуру и социальное взаимодействие. Этногенез. Специфика этнических взаимодействий. Глобализация в социокультурном измерении. Национализм и мультикультурализм. Социокультурные конвенции (пространственные, временные).

Основы конфликтологии. Социальный конфликт – понятие, определения, функции. Этапы развития и признаки конфликта. Конфликт как инструмент развития организации. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Стратегии и стили поведения в конфликтных ситуациях. Конфликт и инновация в управлении.

Социальные изменения. Социальный процесс, его стадии и факторы развития. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса, концепция социальной конвергенции. Глобализация и ее влияние на социальные процессы.

Современный геополитический кризис и формирование нового мирового порядка. Место России в мировом сообществе.

4.2. Учебно-тематический план

П/п

Наименование

темы дисциплины

Трудоёмкость в часах

Формы текущего контроля успеваемости

Всего часов

Аудиторная работа

СР

Общая Л ПЗ ЗИФ 1 Социология как наука 8 3 2 1   5 Устный опрос 2 История развития социологии 10 4 2 2   6 Тесты, устный опрос, работа с социологическими материалами, источниками по истории социологии. 3 Методы и программа социологического исследования   10 4 2 2 1 6 Тесты, устный опрос, работа с социологическими материалами, практическая работа – создание программы соц. исследования 4 Общество как структура (структурный анализ общества) 10 4 2 2 1 6 Тесты, устный опрос, работа с социологическими материалами, практические задания. 5 Общество как система (системный анализ общества) 10 4 2 2 1 6 Тесты, работа с социологическими материалами, практические задания Коллоквиум 6 Социология личности 8 4 2 2 1 4  Тесты, работа с социологическими материалами Коллоквиум 7 Социология семьи 8 3 2 1 1 5 Тесты, устный опрос, работа с социологическими материалами, проблемная беседа 8 Прикладные направления в социологии. Социология организации и управления. 8 4 2 2 1 4 Тесты, устный опрос, работа с социологическими материалами, проблемная беседа, практические задания

Итого:

72 30 16 14 6 42  

Зачет:

 

Всего:

72 30 16 14 6 42  

Содержание практических занятий и семинаров

№ п/п Тематика практических занятий (семинаров) Технологии проведения Рекомендуемые источники (раздел и порядковый номер источника) Трудо-емкость в часах
Тема 1. Социология как наука .   Тема: Появление и развитие социологии как науки. Содержание занятия: На занятии изучается и проводится сравнительный анализ различных аспектов социологии как науки. Вопросы для самостоятельной работы студентов: Объект исследования социологии. Предмет исследования в социологии. Специфика предмета ее исследования. Взаимодействие социологии с другими науками. Значение социологических знаний в профессиональной деятельности руководителя. Содержание практических заданий: На занятиях используются модели методик применяемых в социологических исследованиях, предлагается для устного или письменного (эссе) обсуждения вопрос и значении социологии в проф. деятельности, проводится тестирование по вопросам темы. [Основная 1-4] 1
Тема 2. История развития социологии   Тема: Анализ и изучение основных этапов развития социологии за рубежом и в России. Содержание занятия: На занятии изучаются основные этапы развития социологии как самостоятельной наук, ключевые социологические концепции. Вопросы для самостоятельной работы студентов: важнейшие для развития социологической науки теории: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, Д. Мида и др. Содержание практических заданий: На занятиях используются документы по истории социологической мысли, студенты готовят сообщение о выбранной социологической концепции, ее авторе. [Основная 1-4, дополнительная – 3, 8] 2
Тема 3. Методы и программа социологического исследования.      Тема: Отработка и изучение методик проведения социологических исследований: методология проведения, этапы и процедуры. Семинар-практикум. Содержание занятия: На занятиях изучаются методы социологических исследований, особенности составления программы социологического исследования, социологической анкеты и проведения опроса. Вопросы для самостоятельной работы студентов: Методы социологического исследования. Программа социологического исследования. Социологический опрос. Социологическая анкета, ее структура, типы вопросов. Содержание практических заданий: На занятиях студенты создают программу социологического исследования по выбранной ими теме. В качестве дополнительной самостоятельной работы – проведение социологического опроса и обработка полученных результатов. [Основная 1-4, дополнительная -1 ] 2
Тема 4. Общество как структура (структурный аспект общества)      Тема: Анализ социальной структуры общества: выявление основных категорий населения в различных типах обществ. Содержание занятия: проводится сравнительный структурный анализ различных типов обществ, например, современного российского общества и американского (либо европейского). Анализируются различные подходы к стратификации обществ. Вопросы для самостоятельной работы и для обсуждения: Общество как структура и как система. Социальная стратификация Социальная мобильность. Социальные общности и группы. Содержание практических заданий:  на занятии используются и обсуждаются социологические материалы по стратификации обществ. Для выполнения предлагаются задания: составить профили стратификации в российском обществе по выбранным параметрам (студент-профессор, жена-деловая женщина, директор предприятия-отец и т.д.) [Основная 1-4, дополнительная -1 ] 2
Тема 5. Общество как система (системный аспект общества)   Тема: анализируются ключевые факторы и модели социогенеза, динамика развития общества, подходы - формационный и цивилизационный; классификация (типология) обществ. Содержание занятия: проводится сравнительный системный анализ различных типов обществ: российского общества досоветского, советского, постсоветского периода; современного российского общества и американского (европейского). Вопросы для самостоятельной работы и для обсуждения: 1.Типология обществ в историческом измерении 2.Особенности социального взаимодействия в различных типах обществ. Содержание практических заданий:  на занятии используются и обсуждаются социологические материалы по типологии обществ. Организуется дискуссия по проблемам антропогенеза, моделей (подходов) к динамике развития общества; анализируются выдержки из работ К. Маркса, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Я. Данилевского, Д. Белла, О. Тоффлера и др.   2
Тема 5. Социология личности  Тема: Изучение и анализ социальных аспектов проявления личности. Семинар-диспут. Содержание занятия: На занятии рассматриваются различные аспекты формирования социального статуса личности, форм проявления социальных ролей, социализации личности. Вопросы для самостоятельной работы: Понятие личности. Социализация личности, ее этапы Социальные качества личности. Социальные статусы и роли личности. Содержание практических заданий: На занятиях анализируются и обсуждаются материалы раскрывающие социальную роль личности в обществе, для выполнения предлагаются задания: составить социальную автобиографию/биографию известного человека; статусный и ролевой набор индивида; проанализировать статусное поведение, ролевое поведение индивида и т.д. [Основная 1-4, дополнительная - 9-15 ] 2
Тема 6. Социология семьи   Тема: Изучение особенностей социальной структуры и функций семьи в современном обществе. Семинар-дискуссия. Содержание занятия: На занятиях изучаются проблемы социальных ролей мужчин и женщин с точки зрения социологии. Изучение семьи как малой социальной группы.  Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения: Формирование института семьи и брака. Патриархальная семья. Социальные функции семьи. Социальные различия семей по принципам структуры, разделения социальных ролей, воспитания детей. Гендер и разделение труда. Гендер, власть и социальные изменения. Кризис современной семьи, его предпосылки и возможности преодоления Содержание практических заданий:  На занятиях используются модели методик применяемых при изучении вопросов социологии семьи, обсуждаются вопросы, связанные с кризисом современной семьи на Западе, в России. [Основная 1-4] 1
Тема 7. Прикладные направления в социологии. Социология организации и управления. Тема: Прикладные направления в социологии. Социальные аспекты управления, организационного поведения, конфликтов.  Семинар-коллоквиум, семинар-практикум. Содержание занятия: В ходе проведения занятия анализируются в социологическом ракурсе организации, организационное поведение, управленческие процессы, политические процессы, конфликты. Вопросы для самостоятельной работы: Социология организации. Типология организаций и особенности организационного поведения. Социология управления. Типология руководителей. Социология политики. Политическая культура. Стили политического лидерства. Конфликтология. Методы регулирования конфликтов. Социология культуры. Социокультурная глобализация или социокультурная локализация? Современные геополитические процессы в социологическом измерении. Содержание практических заданий: На занятии анализируются и обсуждаются социологические материалы, исследования, обсуждаются вопросы темы. Проводится тестирование студентов с выявлением их типов, лидерских качеств, предпочитаемых способов разрешения конфликтов.  [Основная 1-4, дополнительная -9-15 ] 2
  Итого:   14

 

5.Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Наименование темы (раздела) дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Указание разделов, тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
1.Социология как наука Подготовка к семинарскому занятию, работа с вводными главами учебных пособий. 5 -
2.История развития социологии Подготовка к практическим занятиям. Анализ социологических концепций, используя учебники и учебные пособия. Работа с текстами первоисточников социологической мысли. 6 -
3.Методы и программа социологического исследования Подготовка к практическим занятиям. Работа с первоисточниками (анализ результатов всеобщей и выборочных переписей). Подготовка программы социологического исследования, анкеты для социологического опроса. Проведение социологического опроса и анализ полученных результатов. 6 -
4.Общество как структура (структурный анализ общества) Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий.   6 -
5.Общество система (системный анализ общества) Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. 6 -
6.Социология личности Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. Подготовка к дискуссии. 4 -
7.Социология семьи Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. Подготовка к дискуссии. 5 -
8.Прикладные направления в социологии. Социология организации и управления. Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. 4 -
  Итого: 42  
  Зачет:  
  Всего: 42  

6. Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Примерный список тем для тестирования

1. Научная и гуманитарная значимость социологии. Место социологии в гуманитарном знании и профессиональной деятельности.

2. Исторические этапы развития социологии

3. Ключевые концепции в социологии: О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

4. Социологическое исследование. Типы социологического исследования.

5. Методы и программа социологического исследования.

6. Социальная структура общества.

7. Социальная стратификация: понятие и виды.

8. Социальная мобильность: понятие и виды.

9. Социальные общности: понятие и виды.

10. Социально-экономические общности: общая характеристика.

11. Этнические общности: общая характеристика. Особенности национальных отношений в современном мире.

12. Квази-группы и их место в социальном взаимодействии.

13.  Социальные группы: понятие и виды.

14. Социальные институты: понятие и виды. Институционализация.

15. Социальные нормы и санкции.

16. Общество как социетальная система.

17. Концепции развития общества: К. Маркс. О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский, Д. Белл, О. Тоффлер. 

18. Типы обществ.

19. Традиционное общество: общая характеристика.

20. Индустриальное общество: общая характеристика.

21. Постиндустриальное общество: общая характеристика.

22. Социализация личности: понятие и этапы.

23. Социальный статус: понятие и виды.

24. Социальная роль. Ролевые конфликты.

25. Потребности, мотивы, интересы в поведении личности.

26. Социальная типология личности.

27. Социология семьи: семья как социальный институт и социальная группа. Виды семьи. Кризис семьи в современном мире.

28. Социология организации: понятие организации и виды, особенности организационного поведения.

29. Социология конфликта (конфликтология): понятие, виды конфликта. Способы регулирования конфликтов.

30. Социология культуры.

31. Социология профессий.

32. Влияние глобализации и развития информационных технологий на изменение структуры общества и характера социальных взаимодействий.

 

6.2. Контрольные вопросы к зачету

и система оценивания устных ответов студентов

1. Предмет и объект социологии.

2. Структура и функции социологии.

3. Общество как социетальная система.

4. Социальная структура общества

5. Социальная стратификация.

6. Социальная мобильность, ее виды и роль в жизни общества.

7. Социализация личности.

8. Социальный институт. Институционализация. 

9. Концепции социальных потребностей (А. Маслоу, Ф. Герцберг)

10. Концепции развития личности

11. Социальные потребности. Социальные мотивы.

12. Личность как биосоциальная система.

13. Социальный статус и социальная роль. Статусный набор.

 14. Социальная деятельность и социальное действие.

15. Организация как социальный институт. Виды организаций. Особенности организационного поведения.

16. Социальная группа: понятие, классификация.

17. Социальная общность: понятие и виды.

18. Социальный конфликт: понятие и виды

19. Социальные коммуникации.

20. Социальное изменение. Социальный прогресс.

21. Социальные нормы и социальные санкции. Девиантное поведение.

22. Социальные движения и их типология.

23. Прикладная социология: направления исследований.

24. Социологическое исследование, его виды.

25. Программа социологического исследования.

26. Методы социологического исследования.

27. Обработка и анализ социологической информации.

28. Социальный механизм экономических отношений.

29. Массовидные явления социальной жизни.

30. Религия как социальный институт.

31. Социальное знание в Античности .

32. Социальное знание в Новое время.

33. Социальная философия Возрождения.

34. Позитивная социология О.Конта.

35. Органицизм в социологии: Г. Спенсер.

36. Классический этап социологи: Г. Зиммель

37. «Понимающая социология» М. Вебера.

38. Социально-философская теория К. Маркса.

39. Теория конфликта Р.Дарендорфа.

40. Символический интеракционизм в социологии. (Дж.Мид, Дж.Хоманс)

 41. Структурный функционализм Т. Парсонса.

42. Интегративная социологическая теория Ю. Хабермаса.

43. Социальная мысль в России.

44. Интегральная социология П.Сорокина.

45. Причины, особенности и типология социальных конфликтов. Методы урегулирования социальных конфликтов.

46. Социальный аспект взаимодействия человека и природы.

47. Социология города и села. Специфика городского и сельского труда, быта и образа жизни.

48. Социальный аспект межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

49. Социология управления: основные понятие и теории. 

50. Социология культуры. Виды и формы культуры.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 331.