Кафедра
гуманитарных дисциплин
Пилюгина Е.В.
СОЦИОЛОГИЯ
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся
по направлению 38.03.01"Экономика"
(программа подготовки бакалавра)
Очная форма обучения
Москва 2018
Аккредитованное образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Ректор _______________ А.Г. Забелин «______»____________20__г. |
Пилюгина Е.В.
СОЦИОЛОГИЯ
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся
по направлению 38.03.01"Экономика"
(программа подготовки бакалавра)
Очная форма обучения
Рекомендовано Учебно-методическим советом МФЮА
(Протокол №01-ю/16-18 от 08.09.2018 г.)
Одобрено кафедрой гуманитарных дисциплин
(протокол № 1 от 31.08.2018 г.)
Москва 2018
УДК 316
ББК 60.59я73
Л72
Рецензент:
Л 72 Пилюгина Е.В. Рабочая программа дисциплины «Социология» для студентов, обучающихся по направлению для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01"Экономика" (программа подготовки бакалавра), очная форма обучения. - М.: МФЮА, кафедра гуманитарных дисциплин, 2018. – 25 с.
Дисциплина С.1.Б.7 «Социология» изучает особенности социальной структуры современного общества, причины возникновения социальных конфликтов и способы их преодоления.
Дисциплина С.1.Б.7 «Социология» относится к базовой части блока 1 дисциплин гуманитарного, социального экономического цикла дисциплин изучаемых по программе обучения специалистов по специальности 38.03.01"Экономика".
Рабочая программа дисциплины содержит перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, место дисциплины в структуре образовательной программы, объем дисциплины, содержание дисциплины и видов учебных занятий, учебно-тематический план, содержание практических занятий и семинаров, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы, описание фонда оценочных средств, перечень основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, описание материально-технической базы.
УДК 316
Учебное издание
Пилюгина Елена Владимировна
Социология
Рабочая программа дисциплины
Компьютерный набор, верстка: Пилюгина Е.В.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл.п.л.1,6. Изд. № – 2018. Тираж - 14 экз.
Заказ № ______
Отпечатано в МФЮА
Ó Пилюгина Елена Владимировна, 2018
Ó МФЮА, 2018
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 3
3. Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах. 4
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий. 4
4.1. Содержание дисциплины.. 4
4.2. Учебно-тематический план. 10
4.3. Содержание практических занятий и семинаров. 11
5.Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 14
6. Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 15
6.1. Примерный список тем для тестирования. 15
6.2. Контрольные вопросы к зачету. 16
и система оценивания устных ответов студентов. 16
6.3. Тематика рефератов, докладов. 18
6.4. Варианты заданий в виде теста. 21
6.5. Уровень требований и критерии оценок. 22
7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 22
8. Интернет-ресурсы.. 23
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 24
10. Материально-техническая база, необходимая для обеспечения дисциплины 25
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина С.1.Б.7 «Социология» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Вид учебной работы
Всего
(в часах)
зачет
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий.
4.1. Содержание дисциплины
Тема 6. Социология личности
Понятие личности. Человек, индивид, личность: соотношение понятий в социологическом знании. Личность как субъект общественной жизни, социальных отношений. Социальные качества личности.
Социальный статус: понятие и виды. Особенности и закономерности статусного поведения. Соотношение социальных статусов и ролей.
Социальная роль: понятие и виды. Социальные роли как функции личности. Ролевые конфликты.
Социализация личности, ее формы и способы осуществления (первичная и вторичная социализация). Этапы социализации. Основные факторы формирования личности. Макросреда и микросреда. Проблемы формирования мотивационной структуры личности, ее потребностей и установок поведения, ценностных установок и мировоззренческих ориентаций. Концепция базовых потребностей личности А. Маслоу.
Личность как деятельный субъект. Личность как социальный тип. Социальная типология личности.
Социальный контроль, социальные нормы и санкции. Индивидуальное и групповое воспитание личности, его воздействие на процессы формирования социального сознания личности. Социальное поведение, личности, его влияние на макро- и микросреду общества, общественные отношения и процессы. Социокультурные параметры личности. Девиация и социопатия, их социальные причины.
Особенности изучения личности как единицы социальной общности. Подходы к изучению личности. Структуры личности, принятые в социологии. Факторы, влияющие на формирование личности.
Коллективная психология. Значение индивидуальной и коллективной психологии для развития социума. Психологическая контагиозность (заразительность) как основа внутригруппового единства. Настроение, эффект внушения в коллективе как основа для массовой культуры.
Культура как континуум средств научения. Формирование личности, воспитание и обучение человека как основа движения культуры общества.
Тема 6. Социология семьи
Мужчина и женщина с точки зрения социологии: биологический пол и гендер. Гендер и разделение труда. Гендер, власть и социальные изменения.
Социальная сущность женского вопроса. Женщины в первобытной мифологии. Женщина в мировых религиях: христианская парадигма женщины, особенности отношения к женщине в православной и католической традициях. Ислам о женщине. Буддизм о женщине. Взгляд на женщин в Средневековье и в эпоху Возрождения. Женщина в гуманизме. Женщина в системе ценностей буржуазного общества. Западноевропейские мыслители XIX—XX вв. о природе и социальном предназначении женщины. Социалистическая парадигма решения женского вопроса.
Исторические типы брака. Брак и семья в доиндустриальную эпоху. Матриархат, патриархат. Полигиния, полигамия, моногамия, полиандрия. Патриархальная семья как микромодель общества. Оптимальный состав семьи по полу и возрасту. Характер распределения ролей в семье. Специфика отношения к браку у разных народов мира.
Основные функции семьи: продолжение рода; хозяйственно-экономическая деятельность; общение и воспитание; организация социального контроля, нормативного регулирования поведения; организация досуга, отдыха, репродуктивно-релаксационной деятельности.
Кризис семьи в современном мире в социологической парадигме. Причины кризиса и перспективы его разрешения. Демографические проблемы, связанные с кризисом семьи. Социальная политика семьи в современной России.
П/п
Наименование
темы дисциплины
Трудоёмкость в часах
Всего часов
Аудиторная работа
СР
Итого:
Зачет:
Всего:
Содержание практических занятий и семинаров
№ п/п | Тематика практических занятий (семинаров) Технологии проведения | Рекомендуемые источники (раздел и порядковый номер источника) | Трудо-емкость в часах |
Тема 1. Социология как наука . | Тема: Появление и развитие социологии как науки. Содержание занятия: На занятии изучается и проводится сравнительный анализ различных аспектов социологии как науки. Вопросы для самостоятельной работы студентов: Объект исследования социологии. Предмет исследования в социологии. Специфика предмета ее исследования. Взаимодействие социологии с другими науками. Значение социологических знаний в профессиональной деятельности руководителя. Содержание практических заданий: На занятиях используются модели методик применяемых в социологических исследованиях, предлагается для устного или письменного (эссе) обсуждения вопрос и значении социологии в проф. деятельности, проводится тестирование по вопросам темы. | [Основная 1-4] | 1 |
Тема 2. История развития социологии | Тема: Анализ и изучение основных этапов развития социологии за рубежом и в России. Содержание занятия: На занятии изучаются основные этапы развития социологии как самостоятельной наук, ключевые социологические концепции. Вопросы для самостоятельной работы студентов: важнейшие для развития социологической науки теории: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, Д. Мида и др. Содержание практических заданий: На занятиях используются документы по истории социологической мысли, студенты готовят сообщение о выбранной социологической концепции, ее авторе. | [Основная 1-4, дополнительная – 3, 8] | 2 |
Тема 3. Методы и программа социологического исследования. | Тема: Отработка и изучение методик проведения социологических исследований: методология проведения, этапы и процедуры. Семинар-практикум. Содержание занятия: На занятиях изучаются методы социологических исследований, особенности составления программы социологического исследования, социологической анкеты и проведения опроса. Вопросы для самостоятельной работы студентов: Методы социологического исследования. Программа социологического исследования. Социологический опрос. Социологическая анкета, ее структура, типы вопросов. Содержание практических заданий: На занятиях студенты создают программу социологического исследования по выбранной ими теме. В качестве дополнительной самостоятельной работы – проведение социологического опроса и обработка полученных результатов. | [Основная 1-4, дополнительная -1 ] | 2 |
Тема 4. Общество как структура (структурный аспект общества) | Тема: Анализ социальной структуры общества: выявление основных категорий населения в различных типах обществ. Содержание занятия: проводится сравнительный структурный анализ различных типов обществ, например, современного российского общества и американского (либо европейского). Анализируются различные подходы к стратификации обществ. Вопросы для самостоятельной работы и для обсуждения: Общество как структура и как система. Социальная стратификация Социальная мобильность. Социальные общности и группы. Содержание практических заданий: на занятии используются и обсуждаются социологические материалы по стратификации обществ. Для выполнения предлагаются задания: составить профили стратификации в российском обществе по выбранным параметрам (студент-профессор, жена-деловая женщина, директор предприятия-отец и т.д.) | [Основная 1-4, дополнительная -1 ] | 2 |
Тема 5. Общество как система (системный аспект общества) | Тема: анализируются ключевые факторы и модели социогенеза, динамика развития общества, подходы - формационный и цивилизационный; классификация (типология) обществ. Содержание занятия: проводится сравнительный системный анализ различных типов обществ: российского общества досоветского, советского, постсоветского периода; современного российского общества и американского (европейского). Вопросы для самостоятельной работы и для обсуждения: 1.Типология обществ в историческом измерении 2.Особенности социального взаимодействия в различных типах обществ. Содержание практических заданий: на занятии используются и обсуждаются социологические материалы по типологии обществ. Организуется дискуссия по проблемам антропогенеза, моделей (подходов) к динамике развития общества; анализируются выдержки из работ К. Маркса, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Я. Данилевского, Д. Белла, О. Тоффлера и др. | 2 | |
Тема 5. Социология личности | Тема: Изучение и анализ социальных аспектов проявления личности. Семинар-диспут. Содержание занятия: На занятии рассматриваются различные аспекты формирования социального статуса личности, форм проявления социальных ролей, социализации личности. Вопросы для самостоятельной работы: Понятие личности. Социализация личности, ее этапы Социальные качества личности. Социальные статусы и роли личности. Содержание практических заданий: На занятиях анализируются и обсуждаются материалы раскрывающие социальную роль личности в обществе, для выполнения предлагаются задания: составить социальную автобиографию/биографию известного человека; статусный и ролевой набор индивида; проанализировать статусное поведение, ролевое поведение индивида и т.д. | [Основная 1-4, дополнительная - 9-15 ] | 2 |
Тема 6. Социология семьи | Тема: Изучение особенностей социальной структуры и функций семьи в современном обществе. Семинар-дискуссия. Содержание занятия: На занятиях изучаются проблемы социальных ролей мужчин и женщин с точки зрения социологии. Изучение семьи как малой социальной группы. Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения: Формирование института семьи и брака. Патриархальная семья. Социальные функции семьи. Социальные различия семей по принципам структуры, разделения социальных ролей, воспитания детей. Гендер и разделение труда. Гендер, власть и социальные изменения. Кризис современной семьи, его предпосылки и возможности преодоления Содержание практических заданий: На занятиях используются модели методик применяемых при изучении вопросов социологии семьи, обсуждаются вопросы, связанные с кризисом современной семьи на Западе, в России. | [Основная 1-4] | 1 |
Тема 7. Прикладные направления в социологии. Социология организации и управления. | Тема: Прикладные направления в социологии. Социальные аспекты управления, организационного поведения, конфликтов. Семинар-коллоквиум, семинар-практикум. Содержание занятия: В ходе проведения занятия анализируются в социологическом ракурсе организации, организационное поведение, управленческие процессы, политические процессы, конфликты. Вопросы для самостоятельной работы: Социология организации. Типология организаций и особенности организационного поведения. Социология управления. Типология руководителей. Социология политики. Политическая культура. Стили политического лидерства. Конфликтология. Методы регулирования конфликтов. Социология культуры. Социокультурная глобализация или социокультурная локализация? Современные геополитические процессы в социологическом измерении. Содержание практических заданий: На занятии анализируются и обсуждаются социологические материалы, исследования, обсуждаются вопросы темы. Проводится тестирование студентов с выявлением их типов, лидерских качеств, предпочитаемых способов разрешения конфликтов. | [Основная 1-4, дополнительная -9-15 ] | 2 |
Итого: | 14 |
5.Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Наименование темы (раздела) дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | Указание разделов, тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися |
1.Социология как наука | Подготовка к семинарскому занятию, работа с вводными главами учебных пособий. | 5 | - |
2.История развития социологии | Подготовка к практическим занятиям. Анализ социологических концепций, используя учебники и учебные пособия. Работа с текстами первоисточников социологической мысли. | 6 | - |
3.Методы и программа социологического исследования | Подготовка к практическим занятиям. Работа с первоисточниками (анализ результатов всеобщей и выборочных переписей). Подготовка программы социологического исследования, анкеты для социологического опроса. Проведение социологического опроса и анализ полученных результатов. | 6 | - |
4.Общество как структура (структурный анализ общества) | Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. | 6 | - |
5.Общество система (системный анализ общества) | Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. | 6 | - |
6.Социология личности | Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. Подготовка к дискуссии. | 4 | - |
7.Социология семьи | Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. Подготовка к дискуссии. | 5 | - |
8.Прикладные направления в социологии. Социология организации и управления. | Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Работа со специальной литературой и первоисточниками. Выполнение практических заданий. | 4 | - |
Итого: | 42 | ||
Зачет: | |||
Всего: | 42 |
6. Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Примерный список тем для тестирования
1. Научная и гуманитарная значимость социологии. Место социологии в гуманитарном знании и профессиональной деятельности.
2. Исторические этапы развития социологии
3. Ключевые концепции в социологии: О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.
4. Социологическое исследование. Типы социологического исследования.
5. Методы и программа социологического исследования.
6. Социальная структура общества.
7. Социальная стратификация: понятие и виды.
8. Социальная мобильность: понятие и виды.
9. Социальные общности: понятие и виды.
10. Социально-экономические общности: общая характеристика.
11. Этнические общности: общая характеристика. Особенности национальных отношений в современном мире.
12. Квази-группы и их место в социальном взаимодействии.
13. Социальные группы: понятие и виды.
14. Социальные институты: понятие и виды. Институционализация.
15. Социальные нормы и санкции.
16. Общество как социетальная система.
17. Концепции развития общества: К. Маркс. О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский, Д. Белл, О. Тоффлер.
18. Типы обществ.
19. Традиционное общество: общая характеристика.
20. Индустриальное общество: общая характеристика.
21. Постиндустриальное общество: общая характеристика.
22. Социализация личности: понятие и этапы.
23. Социальный статус: понятие и виды.
24. Социальная роль. Ролевые конфликты.
25. Потребности, мотивы, интересы в поведении личности.
26. Социальная типология личности.
27. Социология семьи: семья как социальный институт и социальная группа. Виды семьи. Кризис семьи в современном мире.
28. Социология организации: понятие организации и виды, особенности организационного поведения.
29. Социология конфликта (конфликтология): понятие, виды конфликта. Способы регулирования конфликтов.
30. Социология культуры.
31. Социология профессий.
32. Влияние глобализации и развития информационных технологий на изменение структуры общества и характера социальных взаимодействий.
6.2. Контрольные вопросы к зачету
и система оценивания устных ответов студентов
1. Предмет и объект социологии.
2. Структура и функции социологии.
3. Общество как социетальная система.
4. Социальная структура общества
5. Социальная стратификация.
6. Социальная мобильность, ее виды и роль в жизни общества.
7. Социализация личности.
8. Социальный институт. Институционализация.
9. Концепции социальных потребностей (А. Маслоу, Ф. Герцберг)
10. Концепции развития личности
11. Социальные потребности. Социальные мотивы.
12. Личность как биосоциальная система.
13. Социальный статус и социальная роль. Статусный набор.
14. Социальная деятельность и социальное действие.
15. Организация как социальный институт. Виды организаций. Особенности организационного поведения.
16. Социальная группа: понятие, классификация.
17. Социальная общность: понятие и виды.
18. Социальный конфликт: понятие и виды
19. Социальные коммуникации.
20. Социальное изменение. Социальный прогресс.
21. Социальные нормы и социальные санкции. Девиантное поведение.
22. Социальные движения и их типология.
23. Прикладная социология: направления исследований.
24. Социологическое исследование, его виды.
25. Программа социологического исследования.
26. Методы социологического исследования.
27. Обработка и анализ социологической информации.
28. Социальный механизм экономических отношений.
29. Массовидные явления социальной жизни.
30. Религия как социальный институт.
31. Социальное знание в Античности .
32. Социальное знание в Новое время.
33. Социальная философия Возрождения.
34. Позитивная социология О.Конта.
35. Органицизм в социологии: Г. Спенсер.
36. Классический этап социологи: Г. Зиммель
37. «Понимающая социология» М. Вебера.
38. Социально-философская теория К. Маркса.
39. Теория конфликта Р.Дарендорфа.
40. Символический интеракционизм в социологии. (Дж.Мид, Дж.Хоманс)
41. Структурный функционализм Т. Парсонса.
42. Интегративная социологическая теория Ю. Хабермаса.
43. Социальная мысль в России.
44. Интегральная социология П.Сорокина.
45. Причины, особенности и типология социальных конфликтов. Методы урегулирования социальных конфликтов.
46. Социальный аспект взаимодействия человека и природы.
47. Социология города и села. Специфика городского и сельского труда, быта и образа жизни.
48. Социальный аспект межэтнического и межконфессионального взаимодействия.
49. Социология управления: основные понятие и теории.
50. Социология культуры. Виды и формы культуры.
Варианты заданий в виде теста
1.1.Понятие «социология» введено:
А) О.Контом
Б) Г.Спенсером
В)Аристотелем.
1.2.Что означает понятие «социология»:
А) учение об обществе как целостной системе
Б) наука, изучающая человека
В) наука, изучающая отдельные социальные группы и общества.
1.3.Предмет социологии:
А) определенная социальная общность
Б) закономерности функционирования социальных общностей
В) структуры взаимодействия социальных общностей.
2.1. Первый вариант социальной стратификации предложил
А) Сократ
Б) Цицерон
В) Платон.
Интернет-ресурсы
1. http://социология.net/
2. http://socioline.ru/
3. http://www.ecsoc.ru/
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Освоение дисциплины «Социология» направлено на решение следующих задач: изучение социальной структуры современного общества, причин и форм социальной дифференциации общества. Причин, способов и методов возникновения социальной мобильности в современном обществе. Одной из основных задач курса является профилактика и поиск форм предотвращения социальных конфликтов в современном российском обществе.
Лекции построены на основе использования активных форм обучения:
- лекция-беседа (преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов);
- проблемная лекция (с помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста);
- лекция с заранее запланированными ошибками (эта форма проведения лекции необходима для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию).
На каждой лекции применяется сочетание этих форм обучения в зависимости от подготовленности студентов и вопросов, вынесенных на лекцию. Присутствие на лекции не должно сводиться лишь к автоматической записи изложения предмета преподавателем. Более того, современный насыщенный материал каждой темы не может (по времени) совпадать с записью в тетради из-за разной скорости процессов – мышления и автоматической записи. Каждый студент должен разработать для себя систему ускоренного фиксирования на бумаге материала лекции. Поэтому, лектором рекомендуется формализация записи посредством использования общепринятых языковых символов, общеприняты сокращений слов. Овладение такой методикой, позволяет каждому студенту не только ускорить процесс изучения, но и повысить его качество, поскольку успешное владение указанными приемами требует переработки, осмысления и структуризации материала.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета с оценкой, экзамена. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет - тестировании (интернет – зачете, экзамене), так и в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Подготовка к экзамену предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, конспектов лекций, повторение материалов практических занятий.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "iprbook", доступ к которой предоставлен студентам. Электронно-библиотечная система " iprbook" реализует легальное хранение, распространение и защиту цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. Iprbook обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям.
10. Материально-техническая база, необходимая для обеспечения дисциплины
Лекционный зал, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук); учебный кабинет гуманитарных дисциплин, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук, интерактивная доска), тексты, хрестоматии, специальная литература, исторические карты, таблицы, схемы по дисциплине.
Тестирование проходит в специализированном компьютерном классе.
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Пилюгина Е.В.
СОЦИОЛОГИЯ
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся
по направлению 38.03.01"Экономика"
(программа подготовки бакалавра)
Очная форма обучения
Москва 2018
Аккредитованное образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Ректор _______________ А.Г. Забелин «______»____________20__г. |
Пилюгина Е.В.
СОЦИОЛОГИЯ
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся
по направлению 38.03.01"Экономика"
(программа подготовки бакалавра)
Очная форма обучения
Рекомендовано Учебно-методическим советом МФЮА
(Протокол №01-ю/16-18 от 08.09.2018 г.)
Одобрено кафедрой гуманитарных дисциплин
(протокол № 1 от 31.08.2018 г.)
Москва 2018
УДК 316
ББК 60.59я73
Л72
Рецензент:
Л 72 Пилюгина Е.В. Рабочая программа дисциплины «Социология» для студентов, обучающихся по направлению для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01"Экономика" (программа подготовки бакалавра), очная форма обучения. - М.: МФЮА, кафедра гуманитарных дисциплин, 2018. – 25 с.
Дисциплина С.1.Б.7 «Социология» изучает особенности социальной структуры современного общества, причины возникновения социальных конфликтов и способы их преодоления.
Дисциплина С.1.Б.7 «Социология» относится к базовой части блока 1 дисциплин гуманитарного, социального экономического цикла дисциплин изучаемых по программе обучения специалистов по специальности 38.03.01"Экономика".
Рабочая программа дисциплины содержит перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, место дисциплины в структуре образовательной программы, объем дисциплины, содержание дисциплины и видов учебных занятий, учебно-тематический план, содержание практических занятий и семинаров, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы, описание фонда оценочных средств, перечень основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, описание материально-технической базы.
УДК 316
Учебное издание
Пилюгина Елена Владимировна
Социология
Рабочая программа дисциплины
Компьютерный набор, верстка: Пилюгина Е.В.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл.п.л.1,6. Изд. № – 2018. Тираж - 14 экз.
Заказ № ______
Отпечатано в МФЮА
Ó Пилюгина Елена Владимировна, 2018
Ó МФЮА, 2018
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 3
3. Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах. 4
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий. 4
4.1. Содержание дисциплины.. 4
4.2. Учебно-тематический план. 10
4.3. Содержание практических занятий и семинаров. 11
5.Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 14
6. Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 15
6.1. Примерный список тем для тестирования. 15
6.2. Контрольные вопросы к зачету. 16
и система оценивания устных ответов студентов. 16
6.3. Тематика рефератов, докладов. 18
6.4. Варианты заданий в виде теста. 21
6.5. Уровень требований и критерии оценок. 22
7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 22
8. Интернет-ресурсы.. 23
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 24
10. Материально-техническая база, необходимая для обеспечения дисциплины 25
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина С.1.Б.7 «Социология» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-2)
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина С.1.Б.7 «Социология» относится к базовой части образовательной программы по направлению 38.03.01"Экономика".
Дисциплина «Социология» базируется на знаниях, умениях и владениях, приобретенных студентами при изучении дисциплин: «Философия», «История», «Политология».
Требования к входным знаниям, умениям и владениям студентов:
Знать | Уметь | Владеть |
иметь представление о социологии как науке, ее месте в системе гуманитарного знания; знать основные этапы социологии, их хронологию | владение основами социологического мышления | владение способами выявления закономерностей развития общества; |
усвоить основные исторические факты и события социально-экономической и политической жизни социологии на всех этапах её развития | владение методами работы с социологическими, демографическими, статистическими источниками | владение навыками критического осмысления общественных процессов |
знать особенности общественно-политического и социального развития социума | умение ориентироваться в мировом социальном процессе | |
иметь представление о развитии национальных процессов в обществе; понимать историческую роль общественно-политических движений, содержание деятельности политических партий и организаций | умение связать теоретический материал с проблемами современности | |
иметь представление об общих культурно-ценностных ориентирах социологии, характерных для всего периода ее развития | умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к обществу |
3. Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
Вид учебной работы |
Всего (в часах) | Семестры (в соответствии с учебными планами) |
1 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 72 | 72 |
Аудиторные занятия | 30 | 30 |
Лекции (Л) | 16 | 16 |
Практические занятия (ПЗ) и семинары | 14 | 14 |
в т.ч.занятия в интерактивных формах (ЗИФ) | 6 | 6 |
Самостоятельная работа | 42 | 42 |
В семестре | 42 | 42 |
В сессию | ||
Вид промежуточной аттестации | зачет |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий.
4.1. Содержание дисциплины
Дата: 2018-12-28, просмотров: 420.