Автоматизация технологических процессов и производств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автоматизация технологических процессов и производств

Направленность:

Автоматизация технологических процессов и производств

(в машиностроении)

 

Формы обучения: очная, заочная

 

 

Курган 2016


Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» составлена в соответствии с учебными планами по программе бакалавриата Автоматизация технологических процессов и производств (Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении)), утвержденными:

- для очной формы обучения « 30 » апреля 2015 года;

- для заочной формы обучения « 30 » апреля 2015 года.

 

 

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры «Автоматизация производственных процессов» «30» августа 2016 года, протокол № 1.

 

Рабочую программу составил

доцент кафедры АПП, канд. техн. наук                         Б.П. Кудряшов

 

 

Согласовано:

 

 

Заведующий

кафедрой АПП, канд. техн. наук                                   О.В. Дмитриева

 

Специалист по учебно-методической работе

 управления образовательных

программ                                                                       Г.В.Казанкова

 

 




ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Всего: 9 зачетных единицы трудоемкости (324 академических часа)

Очная форма обучения

Вид учебной работы

На всю дисциплину

Семестр Семестр
3   4
Аудиторные занятия (контактная работа с преподавателем), всего часов в том числе: 16 2 8 2 80
Лекции 68 34 34
Лабораторные работы 64 32 32
Практические занятия 30 16 14
Самостоятельная работа, всего часов в том числе: 162 62 100
самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины 32 17 25
курсовая работа 30 - 30
Подготовка к экзамену 90 45 45
Вид промежуточной аттестации экзамен экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам, часов 324 144 180

 

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

На всю дисциплину

Семестр Семестр
4   5
Аудиторные занятия (контактная работа с преподавателем), всего часов в том числе: 40 20 20
Лекции 14 10 4
Лабораторные работы 20 8 12
Практические занятия 6 2 4
Самостоятельная работа, всего часов в том числе: 284 124 160
Подготовка контрольной работы 20 20 -
Подготовка курсовой работы 40   40
Подготовка к экзамену 18 9 9
Другие виды самостоятельной работы (самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины) 136 95   111
Вид промежуточной аттестации экзамен Экзамен Экзамен
Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам, часов 324 144 180

 



МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Электротехника и электроника» относится к обязательным дисциплинам блока1 базовой части учебного плана подготовки бакалавров. Изучение дисциплины является необходимым элементом при подготовке высококвалифицированных бакалавров-инженеров по указанному направлению.

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения, сформированных при изучении дисциплин:

- Математика;

- Физика;

- Основы инженерных расчетов;

- Информационные технологии;

- Материаловедение;

- Инженерная и компъютерная графика.

Для успешного освоения дисциплины студенты должны знать основные законы математики, физики, а также компьютерные методы обработки данных, используемые при измерениях, уметь обрабатывать статистические данные, владеть навыками работы с файлами Matchad и Exel. Иметь опыт работы в программах Electronics Workbench и Multisim а также SprintlayOut и Splan.

В результате изучения дисциплины студенты приобретают знания в области принципов работы, технических характеристик, конструктивных особенностей электрических и электронных компонентов и схем,  технологии измерений и обработки экспериментальных данных и будут уметь применять компьютерные технологии для их разработки, моделирования и исследования. Знания, умения и навыки, приобретенные в курсе необходимы для изучения общеинженерных и специальных технических дисциплин, а также в последующей инженерной деятельности; планировании и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Целью освоения дисциплины «Электротехника и электроника» является усвоение студентами необходимых знаний в области электротехники и электроники, приобретение знаний по современным принципам, методам и средствам расчета, конструирования, диагностики электрических и электронных схем . Навыки, выработанные студентами при изучении курса, будут применяться при решении задач в научной и практической деятельности бакалавра-инженера по направлению 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств».

Задачами освоения дисциплины «Электротехника и электроника»  являются:

- ознакомление студентов с основными понятиями электротехники и электроники, теорией расчета электрических и электронных схем;

- изучение основных закономерностей, касающихся электрических цепей;

- изучение инженерных методов расчета электрических цепей;

- формирование навыков применения специализированного программного обеспечения для расчета и моделирования электрических и электронных схем;

- формирование навыков работы с макетами электронных устройств;

- формирование навыков планирования экспериментов; обработки экспериментальных данных, получения и интерпретации результатов.

 

В результате изучения дисциплины студент должен получить необходимые теоретические знания в электротехнике и электронике и уметь применять их на практике.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

-способность участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с автоматизацией производств, выборе на основе анализа вариантов оптимального прогнозирования последствий решения (ОПК-4)

-способность участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью (ОПК-5);

-способность владеть элементами начертательной геометрии и инженерной графики, применять современные программные средства выполнения и редактирования изображений и чертежей и подготовки конструкторско-технологической документации (ППК-3).

  В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

   знать

-основные законы электротехники,

- основные положения теории и методы расчета однофазных и трехфазных

электрических цепей,

-основные законы электротехники для электрических и магнитных цепей;

- устройство и принципы работы электрических машин,

 -основные типы электрических машин и трансформаторов и области их применения,

- принцип действия полупроводниковых приборов, их параметры и характеристики, влияние внешних воздействий на характеристики и параметры,

-основные типы и области применения электронных полупроводниковых приборов,

-параметры современных полупроводниковых устройств; усилителей, генераторов, вторичных источников питания.

 

    уметь

- анализировать и объяснять явления и процессы в электрических цепях,  

- работать с приборами и оборудованием,

- использовать при обработке экспериментальных данных стандартные прикладные программы,

-разрабатывать принципиальные электрические схемы,

-проектировать и разрабатывать типовые электрические и электронные устройства,

-использовать формальные модели для решения задач анализа схем,

-читать схемы, содержащие полупроводниковые приборы,

-разрабатывать и проектировать типовые электронные устройства.

 

     владеть

- навыками исследования и анализа процессов в электрических цепях схем

электротехнического и электронного оборудования,

- навыками описания проводимых исследований и подготовки отчета по

результатам работы,

-навыками работы с электротехнической аппаратурой и электронными устройствами и экспериментального исследования типовых электронных устройств.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Учебно-тематический план

Очная форма обучения

Рубеж

Номер раздела, темы

Наименование раздела,

Темы

Заочная форма обучения

Номер раздела, темы

Наименование раздела,

Темы

Семестр

Рубеж

Номер раздела, темы

Наименование раздела,

Темы

Заочная форма обучения

Семестр

Номер раздела, темы

Наименование раздела,

Темы

Содержание лекционных занятий

Раздел «электротехника»

Тема 1. Основные понятия и определения электротехники.

Элементы электрических цепей. Активные и пассивные электрические цепи. Параметры электрических цепей. Ток и напряжение в элементах цепи. Источники ЭДС и источники тока. Простейшие схемы электрических цепей. Топологические понятия для схемы, электрической цепи.

Тема 2. Линейные электрические цепи.

Законы Ома и Кирхгофа и основанные на них методы расчета. Потенциальная диаграмма. Баланс мощности в электрической цепи. Расчет при последовательном, параллельном и смешанном соединении участков цепи. Эквивалентные преобразования в электрических цепях. Метод суперпозиций.

Синусоидальные ЭДС, напряжения и токи. Источники синусоидальных ЭДС и токов. Действующие и средние значения периодических напряжений и токов. Векторные и топографические диаграммы. Пассивные элементы R, L и С в цепи синусоидального тока. Расчёт цепей синусоидального тока. Активная, реактивная и полная мощности. Резонансный колебательный контур. Индуктивно-связанные цепи.

 

Тема 3. Трехфазные электрические цепи.

Понятие о трехфазных источниках ЭДС, фазе многофазной цепи, линии, приёмника, нейтральном проводе. Схемы трёхфазных цепей. Фазные и линейные напряжения и токи. Расчеты трехфазных цепей в симметричных и несимметричных режимах со статической нагрузкой. Мощность в трёхфазных цепях. Измерение мощности трёхфазных цепей. Вращающееся магнитное поле.

Тема 4. Переходные процессы.

Понятие о переходном процессе в линейной электрической цепи. Причины возникновения и сущность переходного процесса. Законы коммутации. Порядок составления и методы решения уравнений электрической цепи. Свободные и принужденные составляющие. Классический и операторный методы расчета переходного процесса. Уравнения цепи в операторной форме. Законы Ома и Кирхгофа в операторной форме. Эквивалентные операторные схемы.

Тема 5. Нелинейные электрические и магнитные цепи.

Понятия об элементах и свойствах нелинейных цепей. Классификация нелинейных элементов. Основные свойства и методы расчета нелинейных электрических цепей при постоянных токах.

 

Тема 6. Электрические цепи несинусоидального тока.

Определение коэффициентов ряда Фурье. Ряд Фурье в комплексной форме.

Максимальные, действующие и средние значения несинусоидальных токов и напряжений и их измерение. Коэффициенты амплитуды, формы и искажения. Активная, реактивная и полная мощности, мощность искажения. Особенности расчёта линейных цепей с источниками несинусоидальных напряжений и токов

Тема 7. Электромагнитное поле.

Основные величины, характеризующие магнитные цепи. Аналогия уравнений магнитных и электрических нелинейных цепей. Закон полного тока. Технические характеристики ферромагнитных материалов. Расчет магнитных цепей.

Тема 8. Электромагнитные устройства. Электрические машины и трансформаторы

Основные типы электрических аппаратов. Принципы работы электромагнитных устройств. Трансформатор, принцип действия и область применения. Типы электрических машин, их характеристики.

 

Практические занятия

Номер раздела, темы

Наименование раздела, темы

Темы практического занятия

Норматив времени, час.

Очная форма обучения Заочная форма обучения 1 Основные понятия и определения электотехники. Элементы электрических цепей. Активные и пассивные электрические цепи. Физические явления в электрических цепях. Параметры электрических цепей. 2 -- 2 Линейные электрические цепи. Методы анализа сложных электрических цепей, правила Кирхгофа. 4 - 3 Трехфазные электрические цепи. Схемы трёхфазных цепей. Фазные и линейные напряжения и токи. Расчеты трехфазных цепей в симметричных и несимметричных режимах со статической нагрузкой. Мощность в трёхфазных цепях. 2 - 4 Переходные процессы. Порядок составления и методы решения уравнений электрической цепи. Свободные и принужденные составляющие. Классический и операторный методы расчета переходного процесса. Уравнения цепи в операторной форме. 4 2 8 Электромагнитные устройства. Электрические машины и трансформаторы Закон полного тока. Технические характеристики ферромагнитных материалов. Расчет магнитных цепей. 4 -

Всего:

16 2

Лабораторные занятия

Номер раздела, темы

Наименование раздела, темы

Наименование и содержание лабораторных работ

Норматив времени, час.

Очная форма обучения Заочная форма обучения 1 Основные понятия и определения электотехники. «Измерения в электрических цепях» Универсальный лабораторный стенд «Уралочка» и его приборное оснащение. Электробезопасность при проведении лабораторных работ. 4 -- 2 Линейные электрические цепи. «Неразветвленная электрическая цепь переменного тока». Исследование влияния параметров неразветвленной цепи на амплитудно-фазовые соотношения между напряжениями на ее участках. Ознакомление с экспериментальными методами определения параметров пассивных приемников. Исследование явление резонанса напряжений. «Исследование влияния параметров цепи на амплитудно-фазовые соотношения между токами в ее параллельно соединенных ветвях и ток в неразветвленной части цепи. Ознакомление с экспериментальными методами определения параметров пассивных приемников. Исследование явление резонанса токов.   3 2     Рубежный контроль 1 1   3 Трехфазные электрические цепи. «Исследование цепи трехфазного тока при соединении приемников звездой». Исследование влияния изменения параметров приемников, соединенных звездой в трехфазной системе, на фазные токи и напряжения и ток в нейтральном проводе в трех- и четырех проводных цепях. «Исследование цепи трехфазного тока при соединении приемников треугольником». Исследование влияния изменения параметров приемников, соединенных треугольником в трехфазной системе, на фазные и линейные 4 2 4 Переходные процессы. «Исследевание переходных процессов в линейных электрических цепях». Определение параметров переходных процессов в простейших электрических цепях с R, L и C элементами при воздействии на цепь постоянного напряжения.   4 2     Рубежный контроль 2 1   5 Нелинейные электрические и магнитные цепи. «Нелинейная цепь постоянного тока» . Ознакомиться с особенностями нелинейных цепей постоянного тока, характеристиками нелинейных элементов, научиться экспериментальным путем определять эти характеристики и с их помощью анализировать простейшие устройства с нелинейным элементом. 4 - 6 Электрические цепи несинусоидального тока. «Исследование электрической цепи, содержещей R, L и C элементы при воздействии несинусоидального напряжения». Ознакомиться с методами анализа несинусоидальных цепей. 2 - 7 Электромагнитное поле.     «Разветвленная магнитная цепь». Исследование распределения магнитных потоков в разветвленной магнитной цепи трехфазного стержневого трансформатора при различных случаях намагничивания. 4 -     Рубежный контроль 3 1   8 Электромагнитные устройства. Электрические машины и трансформаторы «Испытание однофазного трансформатора». Ознакомиться с устройством, основными элементами конструкции и методами испытания однофазного трансформатора небольшой мощности. 4 2

Всего:

32 8

Содержание лекционных занятий

Раздел «электроника»

Практические занятия

Номер раздела, темы

Наименование раздела, темы

Темы практического занятия

Норматив времени, час.

Очная форма обучения Заочная форма обучения 1 Пассивные элементы электронных схем Резисторы, конденсаторы, индуктивности. Делители напряжения. RC и RL-фильтры. Интегрирующие и дифференцирующие цепи. 2 -- 2 Полупроводнико-вые диоды и их применение Расчет выпрямителй, параметрических стабилизаторов, ограничителей сигнала 2 2 3 Транзисторы. Характеристики и режимы работы. Расчет элементов стабилизации режима по постоянному току транзисторных каскадов 2 2 4 Основные схемы на биполярных и полевых транзисторах. Расчеты схем транзисторных источников тока и дифференциального усилителя 4 - 5 Операционные усилители и их применение Определение параметров схем с ОУ по номиналам цепей обвязки. Расчет номиналов элементов схем на операционных усилителях. 4 -

Всего:

14 4

Лабораторные занятия

Номер раздела, темы

Наименование раздела, темы

Наименование и содержание лабораторных работ

Норматив времени, час.

Очная форма обучения Заочная форма обучения

2

Полупроводниковые диоды и их применение

Лабораторная работа №1. Возможности пользовательского интерфейса программы «Electronics Workbench», 4 -- Лабораторная работа №2. Исследование характеристик диодов и транзисторов. 4 2 3 Транзисторы. Характеристики и режимы работы. Лабораторная работа №3.   Исследование основных схем включения транзисторов. 4 2     Рубежный контроль 1 1 -

4

 

Основные схемы на биполярных и полевых транзисторах.

 

Лабораторная работа №4. Эмиттерный повторитель 1 - Лабораторная работа №5. Транзисторный источник тока. 1 - Лабораторная работа №6. Эмиттерный повторитель с однополярным источником питания 2 - Лабораторная работа №7    Дифференциальный усилитель. 4 -     Рубежный контроль 2 1 -

5

Операционные усилители и их применение

Лабораторная работа №8. Измерение основных параметров операционных усилителей

Лабораторная работа №9. Применение операционных усилителей.

4 - 5 4     Рубежный контроль 3 1 -

Всего:

32 8

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При прослушивании лекций рекомендуется в конспекте отмечать все важные моменты, на которых заостряет внимание преподаватель.

Залогом качественного выполнения практических заданий является самостоятельная подготовка к ним накануне путем повторения материалов лекций. Рекомендуется подготовить вопросы по неясным моментам и обсудить их с преподавателем в начале занятия.

Преподавателем запланировано применение на практических занятиях технологий развивающейся кооперации, коллективного взаимодействия. Поэтому приветствуется групповой метод выполнения лабораторных работ и защиты отчетов. Качественное выполнение лабораторных работ возможно только при самостоятельной подготовке. Рекомендуется подготовить вопросы по неясным моментам и обсудить их с преподавателем в начале лабораторной работы.

Лабораторные работы выполняются с использованием программного пакета MULTISIM v14.0 (National Instruments) и стенда ELVIS II.

Для текущего контроля успеваемости по очной форме обучения преподавателем используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки академической активности. Самостоятельная работа подразумевает изучение разделов дисциплины, подготовку к лабораторным работам и практическим занятиям, к рубежным контролям (для обучающихся очной формы обучения), выполнение курсовой работы, подготовку к экзамену.

Рекомендуемая трудоемкость самостоятельной работы представлена в таблице:

 

Рекомендуемый режим самостоятельной работы

Раздел «электротехника»

Наименование

вида самостоятельной работы

Рекомендуемая

Трудоемкость,

Акад. час.

Очная форма обучения Заочная форма обучения Самостоятельное изучение тем дисциплины: 2 115 Методы анализа сложных электрических цепей. Метод эквивалентного генератора. Метод наложения. Эквивалентная замена соединений звезда и треугольник. - 20 Переходные процессы в цепяхпеременного тока. 1 20 Электрические цепи синусоидального тока со взаимоиндукцией. 1 20 Синхронные двигатели и генераторы. - 20 Подготовка к практическим и лабораторным занятиям 12 15 Подготовка к рубежным контролям (по 1 часу на каждый рубеж) 3 - Выполнение контрольной работы - 20 Подготовка к экзамену 45 9 62 124

Раздел «электроника»

Наименование

вида самостоятельной работы

Рекомендуемая

Трудоемкость,

Акад. час.

Очная форма обучения Заочная форма обучения Самостоятельное изучение тем дисциплины: 12 106 Свойства и конструктивные особенности пассивных компонентов электронных схем. 2 18 Изучение схем использующих диоды. Изучение свойств специальных диодов. 2 18 Изучение схемотехники транзисторных устройств 2 20 Изучение аналоговых интегральных микросхем (операционных усилителей). 2 20 Изучение схемотехники устройств на операционных усилителях 2 15 Изучение базовых элементов логических серий интегральных микросхем 2 15 Подготовка к практическим и лабораторным занятиям 10 5 Подготовка к рубежным контролям (по 1 часу на каждый рубеж) 3 - Выполнение курсовой работы 30 40 Подготовка к экзамену 45 9 100 160

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Перечень оценочных средств

1. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки академической активности студентов в КГУ (для очной формы обучения)

2. Контрольная (для заочной формы обучения) и курсовая (для очной и заочной формы обучения) работы

3. Отчеты студентов по практическим занятиям

4. Отчеты студентов по лабораторным работам

5. Банк заданий к рубежным контролям № 1, - № 6 (для очной формы обучения)

6. Банк вопросов к экзаменам

24/100

                         

6.3. Процедура оценки результатов освоения дисциплины

Рубежные контроли и экзамен проводятся в форме письменного ответа на вопросы.

Перед проведением каждого рубежного контроля преподаватель прорабатывает со студентами основной материал соответствующих разделов дисциплины в форме краткой лекции-дискуссии. Варианты тестовых заданий для рубежных контролей №1-6 состоят из 4 вопросов.

На каждый ответ при рубежном контроле студенту отводится 10 минут.

Экзамен проводится в традиционной устной или письменной форме. Экзаменационный билет состоит из 2 вопросов. Каждый вопрос оценивается в 15 баллов. Количество баллов по результатам экзамена соответствует количеству правильных ответов и объему раскрытия темы каждого вопроса билета. Время, отводимое студенту на экзаменационный билет, составляет 1 академический час.

Результаты текущего контроля успеваемости и экзамена заносятся преподавателем в экзаменационную ведомость, которая сдается в деканат факультета в день экзамена, а также выставляются в зачетную книжку студента.

 

Примеры оценочных средств для рубежных контролей и экзамена раздел  «электротехника»

Пример задания для рубежного контроля 1

 

1. Почему в неразветвленной цепи переменного тока действующее значение напряжения, приложенного к цепи, уравновешивается геометрической суммой действующих значений напряжений приемников, входящих в цепь, а не арифметической, как в цепи постоянного тока?

2. Как влияет положение ферромагнитного сердечника, вводимого внутрь индуктивной катушки, включенной в цепь переменного тока на ее параметры?

3.  Что такое коэффициент мощности и каково его практическое значение?

4.  Чем определяется знак угла сдвига по фазе между напряжением и током?

5. Какое явление называется резонансом напряжений? Каково условие резонанса?

6. Изменением каких параметров можно получить режим резонанса напряжений?

7. С помощью каких приборов и по каким признакам можно судить о наступлении резонанса напряжений?

8. Какими достоинствами обладают цепи с параллельным соединением по сравнению с последовательным?

9.  Как влияет емкость батареи конденсаторов на ее проводимость?

10. Как влияет емкость батареи конденсаторов, включенной в цепь параллельно, на угол сдвига по фазе между напряжением и током в неразветвленной части цепи?

11. Чем определяется знак угла сдвига по фазе между током и напряжением в цепи с параллельным соединением приемников?

12. Какое явление называется резонансом тока?

13.  При каком соотношении параметров цепи возможен резонанс токов?

14. Потребляется ли энергия контуром при резонансе токов, если активное сопротивление контура равно нулю?

15. В чем заключаются отличия и преимущества четырехпроводных цепей от трехпроводных и когда они проявляются?

16. Какова роль нейтрального провода? Как отразится на работе цепи обрыв нейтрального провода при симметричной нагрузке?

17. Каковы соотношения между линейными и фазными напряжениями и токами при соединении потребителей звездой?

18. Каковы последствия короткого замыкания одной фазы в трех и четырехпроводных цепях?

19. Как отразится обрыв одной фазы на электрическое состояние двух других фаз в трехпроводной и четырехпроводной цепях?

20. Можно ли включать осветительную нагрузку, соединенную звездой, в трехфазную трехпроводную цепь?

21. Какая нагрузка считается равномерной, однородной и симметричной?В чем достоинства и недостатки схемы соединения треугольником по сравнению с соединением звездой в трехфазной цепи?

22. Каково соотношение между фазными и линейными токами и напряжениями в трехфазной цепи, соединенной треугольником?

23. Какой порядок включения и обозначения фаз приемника при соединении треугольником?

24. Как изменятся линейные токи при изменении нагрузки в одной из фаз приемника.

25. Как отражается обрыв одного линейного провода (перегорание предохранителя) на электрическое состояние фаз приемника

 

Пример задания для рубежного контроля 2

1. Какие элементы электрической цепи называются нелинейными?

2.  Как изменяются сопротивления лампы накаливания и стабилитрона с увеличением тока?

3.  В чем заключается сущность графического метода анализа нелинейных цепей постоянного тока?

4.  Что такое дифференциальное сопротивление нелинейного элемента и какое применение оно находит при анализе нелинейных цепей?

5.  Как влияет величина дифференциального сопротивления стабилитрона на коэффициент стабилизации параметрического стабилизатора напряжения?

6.  У каких нелинейных элементов R ст>Rd, а у каких, наоборот, R ст<Rd?

7.  Источник ЭДС Е = 56 В подключен к двум последовательно соединенным резисторам с вольт-амперными характеристиками, заданными аналитически: U 1 ( I ) = 5I2 + I и U 2 ( I ) = 7I2 + 3I, где напряжение U – в вольтах, ток I – в амперах. Определить напряжение U1 и U2 на резисторах?

8. Определить величину R, при которой ток I = 0,4 А, если U 0 = 6 В, I 1 = =0,02U 2 А, I 2 = 0,08U 2 А.

9.  Назовите единицы измерения магнитной индукции и магнитного потока в системе СИ.

10.  Что входит в понятие «магнитная цепь»?

11.  Какое назначение магнитопровода в магнитной цепи?

12.  Почему магнитопровод трансформатора выполнен не сплошным, а набран из пластин электротехнической стали?

13.  Для какой части магнитной цепи применим первый закон Кирхгофа и как он сформулирован?

14.  Как зависит ЭДС обмотки от амплитуды и частоты магнитного потока в стержне, на котором эта обмотка?

Пример задания для рубежного контроля 3

1. Для чего магнитопровод трансформатора выполняют из электротехнической стали, а не из неферромагнитного материала?

2. Для чего магнитопровод трансформатора собирают из отдельных тонких изолированнных друг от друга пластин электротехнической стали?

3. С какой целью проводят опыт холостого хода трансформатора?

4. Чем объяснить резкое увеличение тока холостого хода с увеличением напряжения выше определенной. Близкой к номинальной величине?

5. С какой целью проводят опыт короткого замыкания трансформатора?

6. что называют внешней характеристикой трансформатора?

7. Что такое схема замещения трансформатора и как экспериментально можно определить параметры упрощенной схемы замещения?

8. Как изменютс коэффициент мощности и коэффициент полезного действия трансформатора при увиличении нагрузки от холостого хода до номинальной?

8. Каковы отличия в конструкциях короткозамкнутого и фазного роторов асинхронных двигателей?

9. С какой целью в цепь фазного ротора вуключают добавочный реостат?

10. Что такое естественная и искусственная механические характеристики асинхронного двигателя и их отличия?

С какой частотой изменяется ток в обмотке ротора испытуемого двигателя при номинальной нагрузке?

Примерный список вопросов к

Раздел «электроника»

Пример задания для рубежного контроля 1

1. Нарисовать вольт-амперную характеристику (ВАХ)стабилитрона . Показать характеристический треугольник для определения динамического сопротивления стабилитрона. Показать как влияет температура перехода стабилитрона на ход его ВАХ.

2. Нарисовать электрическую схему параметрического стабилизатора напряжения на стабилитроне привести формулы для расчета балластного резистора.

 3. Как определяется параметр β биполярного транзистора:

 

    1. Uкэ/Iб

     2. ΔIк/ΔIб

     3. ΔUкэ/ ΔIб

     4. ΔUб/ ΔIб

 

4. Нарисовать входную характеристику биполярного транзистора. Показать как по ней найти динамическое входное сопротивление перехода база-эмиттер.

 

Пример задания для рубежного контроля 2

 

1. Нарисовать схему включения транзистора с общим коллектором. Показать направления токов базы, коллектора и эмиттера для P-N- P и N-P-N транзисторов.

2.Особенности схемы включения транзистора с общей базой. Как влияет внутреннее сопротивление источника сигнала на усиление каскада с общей базой. Как теоретически определяется коэффициент усиления по напряжению схемы включения транзистора с общей базой:

     1.Uк/Iб

    2. SRн

     3.Uк/Uб

    4. ΔUк/ ΔUб

 

3. Какая из схем включения биполярного транзистора в равных условиях имеет самое большое входное сопротивление

     С общим эмиттером

     С общей базой

     С общим коллектором

 

4. Чему равно напряжение коллектора в отсутствии сигнала в схеме:

                

                 1. 1в

                  2. 2,3в

                  3. 9,7в

                  4. 5,3в

Пример задания для рубежного контроля 3.

                                        

1.Чему равно входное сопротивление схемы?

                  

1.  1КОм

2. 3 КОм

                3. 10 КОм

                4. 30 КОм

2. Нарисовать схему усилителя на ОУ с коэффициентом усиления по напряжению -10 раз и входным сопротивлением 22 КОм.

3. Зачем в схему усилителя введён резистор R1

 

                      

1. Для задания коэффициента усиления по напряжению

2. Для уменьшения влияния входного тока ОУ на смещение выходного напряжения

          3. Для задания значения входного сопротивления схемы

          4. Для предотвращения перегрузки входа ОУ большим входным сигналом (ограничения входного тока)       

 

4. В каком качестве может использоваться изображённая ниже схема

 

         

1.    Усилитель постоянного тока

2. Компаратор

3. Идеальный интегратор

4. Триггер Шмитта

 

Примерный список вопросов к

Фонд оценочных средств

Полный банк заданий для текущего, рубежных контролей и промежуточной аттестации по дисциплине, показатели, критерии, шкалы оценивания компетенций, методические материалы, определяющие процедуры оценивания образовательных результатов, приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины.

 

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел «Электротехника»

7.1.1 Основная учебная литература

1. Электротехника : учебник для вузов / А.С.Касаткин, М.В.Немцов.- 12-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 544 с. : ил.. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 525.

 

2. Электротехника и электроника: учебник / М. В. Немцов, М. Л. Немцова.- 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 428 с.

7.2.1 Дополнительная учебная литература

1. Данилов, И.А. Общая электротехника: учеб.пособие. / И.А.Данилов – М.: Высшее образование, 2009. – 673 с..

2. Турыгин В.Н., Мошкин В.И. Основы теории линейных электрических цепей: Учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2002.- 103с.

3. Сборник задач по электротехнике и основам электроники: Учебн. пособие для неэлектрич. спец. вузов./Под ред. В.Г. Герасимова. – 4-е изд., перераб. – М. Высш. шк., 1987. – 288 с.

 

раздел «электроника»

7.1.2 Основная учебная литература

1. Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для вузов/ М.В.Немцов. -М.: Издательство МЭИ, 2003- 596, с.: ил

2. Жаворонков М.А. Электротехника и электроника: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2005,- 400 с. .: ил

7.2.2 Дополнительная учебная литература

1. Титце У., Шенк К., Полупроводниковая схемотехника: Справочное руководство. М., ДМК Пресс, 2008.-том1.- 828 с. .: ил

2. Титце У., Шенк К., Полупроводниковая схемотехника: Справочное руководство. М., ДМК Пресс, 2008.-том2.- 942 с. .: ил

3. Прянишников В.А.Электроника : полный курс лекций / В. А. Прянишников. 4-е изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 327, с.: ил.

4. Иванов А.А., Иванов В.Я., Кудряшов Б.П. Операционные усилители: Учебное пособие.- Курган: КГУ, 2001.48 с.

5. Кудряшов Б.П., Иванов А.А. Электронные устройства в системах автоматизации. Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 98с.

6. Иванов А. А., Кудряшов Б. П. Разработка электронных устройств систем автоматизации. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Электротехника и электроника».  Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 34с.

6. Иванов А.А., Кудряшов Б.П. Источники электропитания электронных устройств. .Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 91 с.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

раздел  «электротехника»:

1. Методические указания к выполнению лабораторных работ. «Исследование частотных характеристик двухполюсников и четырехполюсников» (5-8 работы)./ Сост. Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2012. –38 с.

2. Методические указания к выполнению лабораторной работы № 7 «Исследование цепей переменного тока, содержащих индуктивно связанные катушки» / Сост. Мошкин В.И., Пухова Н.В. - Курган: Изд-во КГУ, 2011. – 10 с.

3. Методические указания к выполнению лабораторной работы № 12 «Исследование феррорезонансных явлений и ферромагнитного стабилизатора напряжения» / Сост. Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2011 г. – 13 с.

4. Методические указания к выполнению лабораторной работы № 5 «Исследование частотных характеристик двухполюсников с последовательно соединенными элементами» / Сост. Мошкин В.И. –Курган: Изд-во КГУ, 2011. – 33 с.

5. Обучающие и контролирующие программы по разделам «Однофазные цепи переменного тока» (1-30 варианты), «Трехфазные цепи» (1-25 варианты) / Сост. Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2012. – 55 с.

       6. Контрольные задания «Общая электротехника и электроника» Сост. Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2012. – 55 с.

раздел «электроника»:

        1. Кудряшов Б.П. , Иванов А.А.Исследование характеристик диодов и транзисторов. Методические указания к выполнению лабораторной работы. Курган, 2013.14с

         2.Б.П. Кудряшов, А.А.Иванов Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Электротехника и электроника». Часть 1.Курган, КГУ. 2014. 31 с.

            3. Кудряшов Б.П. , Иванов А.А.Исследование основных схем включения транзисторов. Методические указания к выполнению лабораторной работы. Курган, 2013 16 с..

4. Кудряшов Б. П. USB-осциллограф. Методические указания по использованию USB-осциллографа при выполнении лабораторных 

работ. Курган, 2013.12 с.

               5. Кудряшов Борис Петрович «Возможности пользовательского интерфейса программы «Electronics Workbench » . Методические указания по использованию программы  «Electronics Workbench » при выполнении лабораторных работ. Курган, 2013.37 с.

              6. Кудряшов Б.П. , Иванов А.А.Операционные усилители. Методические указания к выполнению лабораторной работы. Часть 1Измерение основных параметров операционных усилителей. Курган, 2014.15 с.

          7.Кудряшов Б.П. , Иванов А.А.Операционные усилители. В 2-х частях. Методические указания к выполнению лабораторной работы. Часть 2 Применение операционных усилителей. Курган, 2014. 16с.

 

 

РЕСУРСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»,

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. http://www.bookarchive.ru – Электронные версии учебников

2. http://www/informika.ru – Электронная версия учебников

3. http://window.edu.ru – Единое окно образовательных ресурсов

4. dist.kgsu.ru - Система поддержки учебного процесса КГУ;

5. http://testing.agtu.ru - On-lain тесты по ТОЭ

6. http://testua.ru/mekhanizatsiya/465-testy-po-elektronike.html -тесты по электронике

7. http://knowkip.ucoz.ru/tests/- тесты по электронике on-line

8. http://www/kazus.ru - Электроные версии учебников, форумы по электронным устройствам

9. http://001-lab.at.ua/publ/ehlektronika/on_lajn_raschety_1/3-1-0-25 - On-line калькулятор

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Компьютерный класс, стенды для проведения лабораторных работ по электротехнике «Уралочка», стенды для проведения лабораторных работ по электронике стенд ELVIS II, пакет программ Multisim v14.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Электротехника и электроника»

образовательной программы высшего образования –

программы бакалавриата

ЛИСТ

Автоматизация технологических процессов и производств

Направленность:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 575.