Рабочая тетрадь по
Всемирной истории с древнейших времён
До конца XVIII века
Студент ____ группы________
__________________________
__________________________
Оренбург 2016
У истоков рода человеческого.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Палеолитическое хозяйство было производящим.
2. Первым металлом, использованным человеком была медь.
Задание 2.Расставьте этапы становления человека в хронологическом порядке.
1) Австралопитек
2) Неандерталец
3) Человек разумный
4) Человек умелый
5) Кроманьонец
Задание 3. Подпишите названия первых орудий труда человека.
____________ _____________ ____________ ___________ ____________
Задание 4. Впишите пропущенные слова в текст «Как была найдена пещерная живопись».
Около _______ лет назад один археолог обследовал пещеру _______________ в ___________. Он взял с собой _____________ ____________. Внезапно она закричала: «___________, __________!». ____________ засмеялся, но когда он поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры _____________.
Задание 5. Соотнесите название расы с признаками, которые её отличают от других рас.
Негроидная |
Монголоидная |
Тёмные прямые волосы, специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами |
Мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, выступающий нос |
Сочетание негроидных и европеоидных черт |
Тёмная пигментация кожи, жёсткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов |
Океаническая |
Европеоидная |
Задание 6. Заполните таблицу.
Периоды первобытного общества | Достижения |
Каменный век | |
Энеолит | |
Бронзовый век | |
Ранний железный век |
Ранние цивилизации.
Задание 1. Восстановите социальную структуру Древнего Египта в иерархическом порядке.
|
Задание 2.В поучении говорилось: «Сделайся ______________! Он освобождён от повинностей, он охранён от всяких работ, он удалён от мотыги и кирки. Ты разодет, тебя возвеличивают…»
О какой выгодной должности в Египте идёт речь?
Задание 3.
«Я – царь совершенный. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильные не притесняли слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове… Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрет мое начертанное имя на камне и напишет свое – будь то царь, будь то простой человек, пусть великие боги проклянут его судьбу». Так писал Хаммурапи, правитель Вавилонского царства.
Восстановите 5 законов царя, найденные на стеле.
1.____________________________________________________________________________.
2_____________________________________________________________________________.
3_____________________________________________________________________________.
4_____________________________________________________________________________.
5_____________________________________________________________________________.
Задание 4.Заполните таблицу «Социальная структура древнеиндийского общества»
Название касты | Профессии | Цвет |
Брахманы | ||
воины | ||
слуги |
Задание 5. К деятельности каких известных царей относятся эти события?
Событие | Страна | Правитель |
Разделение монархии на 20 сатрапий | ||
Общеимперская кампания «распространение добра» | ||
Возведение Великой китайской стены |
Задание 6. К истории каких стран относятся эти выражения?
«Краснобровые» - __________________________.
«Жёлтые повязки» - __________________________.
«Махабхарата» - _____________________________.
«Висячие сады Семирамиды» - _________________.
Античная цивилизация.
Задание 1. Вычеркните неверный ответ.
Задание 2. Соотнесите слова с именем человека, которые их сказал.
Высказывание | Имя человека | Ответ |
1. «Приди и возьми» 2. «Если даже все остальные эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу» 3. «Отец успеет захватить всё, а мне не удастся совершить ничего великого и блестящего» | А) А.Македонский Б) Леонид В) Демосфен | 1.- 2. – 3. - |
Задание 3. Вычеркните лишнее имя. Объясните почему.
Перикл, Солон, Драконт,Мегакл, Клисфен. _______________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задание 4.Впишите в ленту времени важнейшие события истории Древнего Рима.
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| ||
2 тысячелетие до н.э. | 1 тысячелетие до н.э. |
Задание 5. Подпишите название сооружения, укажите имя царя, при котором оно было
построено.
__________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________ |
Задание 6. «Гуси Рим спасли» - откуда пошла такая поговорка?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Право в Древней Руси.
Задание 1. Соотнесите понятия и их определения.
Понятие | Определение | Ответ |
А) Холоп | 1. В Древней Руси лица, заключившие с феодалом договор, ставивший их в определенную и экономическую зависимость. | А) - |
Б) Закуп | 2. Княжеский или боярский слуга, принимавший участие в управлении хозяйством. | Б) - |
В) Смерд | 3. Человек, близкий по своему положению к рабству. | В) - |
Г) Рядович | 4. Человек, работающий за долг или ссуду | Г) - |
Д) Тиун | 5. Свободный крестьянин-общинник, прямой данник князя. | Д) - |
Задание 2. Заполните таблицу «Древнерусское законодательство».
Название документа | Содержание документа |
Правда Ярослава | |
Правда Ярославичей | |
«Устав» Владимира Мономаха |
Задание 3. Укажите статьи «Русской Правды», которые свидетельствуют о наличии неравенства
на Руси. Укажите не менее 3-х статей.
правление прозвище Мудрый. Почему? _____________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 5. Укажите, из каких источников представлены данные документы.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 6. Заполните пропуски в тексте.
Древнейшая дошедшая до нас летопись ____________ ______________________ ____________ .
Правда Ярослава ________________ кровную месть. В Правде Ярославичей ___________________ ___________ запрещена, взамен неё введён _________________ штраф. Штраф дифференцировался в зависимости от _______________ _________________ убитого: от _____ до
____ гривен. Основным населением страны были свободные общинники, ____________ , как их называет Русская Правда. Рабы в Русской Правде именуются как _____________, ______________.
В Пространной Правде упоминаются два вида холопства: ___________ (полное) и _____________.
О каком событии идёт речь?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Русь на пути к возрождению.
Задание 1. Выберите несколько правильных ответов среди предложенных.
Деятельность Ивана Калиты характеризуется:
а) первым из русских князей получил право собирать ордынский «выход»;
б) отражал многочисленные набеги литовских войск на Москву;
в) построил белокаменный Московский Кремль;
г) неизменно опирался в своей политике на помощь Золотой Орды;
д) прекратил княжеские усобицы.
Варианты ответа. 1) а,б,д. 2) б,в,д. 3) б,в,г. 4) а,г,д.
Правильный ответ _____________
Задание 2. Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.
Имя | Характеристика | Ответ |
А) Иван Калита | 1. Сын князя Ивана II. При нем в 1367 году построен белокаменный кремль в Москве. Он впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как «свою отчину». | А) –
Б) –
В) - |
Б) Дмитрий Донской | 2. Владимирский и московский великий князь (с 1353 г.). После смерти брата, Семена Гордого, возглавил московское княжество; отстоял право на великокняжеский престол в борьбе с суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем. Продолжал политику отца и брата по объединению русских земель. | |
В) Иван Красный | 3. Второй сын князя Даниила Александровича. В 1332 году московский князь добился в Орде признания себя великим князем «надо всею Русской землею». |
Задание 3. Расставьте события в хронологической последовательности.
А) Нападение на ордынский город Булгар русской ратью
Б) Восстание в Твери
В) Куликовская битва
Г) Сражение на р. Воже
Д) Начало московско-тверской войны
Задание 4. Какой событие из жизни князя Дмитрия Донского изобразил на своей картине
_________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ |
Кившенко А.Д.
Задание 5. Перечислите еретические движения XIV– XV вв. ______________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 6.В Нижнем Поволжье к XIV веку образовался целый ряд золотоордынских городов и селений. О каком из них идёт речь в книге В.Г. Яна «К последнему морю»: «В верхнем, северном конце острова, на каменистом холме, переливался радостными яркими красками странного необычного вида небольшой домик-игрушка с лёгкой кружевной башенкой, весь выложенный цветными изразцами. Каждая плитка имела рисунок с завитками и узорной каймой, и в каждом цветке был вплавлен тонкий лепесток червонного золота…». ________________________________
От Руси к России.
Задание 1.
1) Определите принцип образования хронологического ряда.
2) Вычеркните дату, не связанную с данным рядом.
3) Определите, какие события стоят за датами (включая «лишнюю»).
1478 г., 1485 г., 1497., 1510 г., 1521 г.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Соотнесите дату и событие.
Событие | Дата | Ответ |
1. Судебник Ивана III 2. Вступление на престол Ивана III 3. Стояние на р. Угре 4. Начало русско-литовской войны 5. Иван III стал именоваться государем всея Руси | А) 1485 г. Б) 1497 г. В) 1500 г. Г) 1480 г. Д) 1462 г. | 1.- 2. – 3. – 4. – 5. - |
Что было изображено на печати изначально?_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ |
Задание 4. Соотнесите термины и определения.
Термин | Определение | Ответ |
А) Приказы | 1. Административно-территориальная единица в России XI-XX веков. В Древней Руси так поначалу называлась вся территория земли (княжества); затем полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. | А) - |
Б) Боярская дума | 2. Единый общегосударственный свод законов. | Б) - |
В) Волость | 3. Высший совет из представителей аристократии при русском государе в X— начале XVIII века. Деятельность его имела законосовещательный характер. | В) - |
Г) Судебник | 4. Органы центрального и местного управления в России середины XVI — середины XVIII веков, а также названия стрелецких полков в XVI-XVII веках. | Г) - |
Задание 5. Заполните схему «Распад Золотой Орды»
Большая Орда |
Задание 6. Иосифляне, нестяжатели, стригольники…Каким было отношение церкви и великокняжеской власти в XV-XVI вв.?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Модель прядильной машины
XVIII в.
Задание 2. Заполните схему «Предпосылки промышленного переворота».
Политические |
Экономические |
Социальные |
Предпосылки |
Задание 3.Дайте определение словам.
Производительные силы - _____________________________________________________________
Луддизм- ___________________________________________________________________________
Стачка- ____________________________________________________________________________
Фабрика ___________________________________________________________________________
Задание 4. Заполните таблицу «Положение рабочего класса промышленных стран».
Страна | Правовой статус рабочих |
Англия | |
Франция | |
Германия |
Задание 5.Соотнесите имя изобретателя и его открытие.
Имя изобретателя | Открытие | Ответ |
А) Джон Кей | 1. Пароход | А) - |
Б) Джеймс Уатт | 2. Летучий челнок для ткацкого станка | Б) - |
В) Роберт Фултон | 3. Паровая машина | В) - |
Г) Иван Ползунов | 4. Прялка «Дженни» | Г) - |
Задание 6.Родиной промышленного переворота называют Англию. Почему? Какие условия
сложились в Англии, которые позволили стать ей индустриальной цивилизацией?__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рабочая тетрадь по
Всемирной истории с древнейших времён
До конца XVIII века
Студент ____ группы________
__________________________
__________________________
Оренбург 2016
Дата: 2018-12-28, просмотров: 603.