В Кузнецком Алатау олени обитают в течение круглого года, совершая в основном небольшие вертикальные перемещения. Изредка, особенно при беспокойстве со стороны человека, стада могут переходить с хребта на хребет на расстояние до нескольких десятков километров. Летом северные олени держатся в горной тундре со снежниками, на альпийских лугах и верховых болотах. Значительную часть времени они проводят на снежниках, предпочитая места, где ветер сдувает кровососущих насекомых. С наступлением зимы часть оленей спускается в таежную зону, другие концентрируются в небольших, замкнутых долинах, в пределах верхней границы лесного пояса, а также в субальпийском поясе, где зимуют на крайне незначительной площади, передвигаясь главным образом по своим старым следам и кормясь веточками кедра и кустарников, и лишь изредка поднимаются в гольцы.
В Кузнецком Алатау в рацион северных оленей входят: ягель, эпифитные лишайники, грибы (сыроежки, свинушки, грузди и др.), разнообразные травянистые растения. В зимнее время основу питания составляют древесные лишайники, побеги ивы и березы, ягоды рябины, там, где ветер сдувает снег, ‒ сухая трава.
Биоценозы Кемеровской области
Наибольшую площадь занимают леса, которые относятся к трем формациям:
· светлохвойные (лиственничные и сосновые),
· темнохвойные (кедровые, черневая тайга, прирусловые ельники),
· лиственные леса (березовые, березово-осиновые, прирусловые).
Кедровые леса произрастают от 400 м над уровнем моря до верхнего предела распространения лесной растительности (1800 м над уровнем моря) и представлены большим количеством типов леса. Флористическое разнообразие этих лесов невелико. Большая часть кедровников сильно пострадали от рубок.
Уникальными для области являются кедрово-пихтовые, высокотравно-широкотравные леса Горной Шории, на западном макросклоне хребта Кузнецкий Алатау. Особенностью этих лесов является то, что в зимнее время под мощным снеговым покровом не происходит промерзания почв, а большое количество осадков способствует быстрому круговороту веществ в почве. В сложении насаждений, кроме кедра, участвуют ель, пихта, береза, осина. В подлеске обильно встречаются черемуха, рябина, калина, малина, красная смородина. Здесь обитает большое количество реликтовых растений: коротконожка лесная, осока лесная, копытень европейский и другие. Отсутствие промерзания почв обусловливает развитие весенней эфемероидной флоры, которая является украшением черневой тайги. Особое место в черневых лесах имеют естественные насаждения липы сибирской, которая является эндемиком и реликтом.
В Кемеровской области широко распространены березовые леса. Их основу составляют береза пониклая и береза белая, а так же осина. Очень редко в состав первого яруса входит сосна и лиственница. Кустарниковый ярус березняков составляют ивы, рябина, карагана кустарниковая, шиповники и многие другие виды.
Пойменные леса представлены ивовыми зарослями и лесами из тополя лавролистного, в некоторых случаях тополя черного.
1. Дайте определение «Антропогенные изменения».
2. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области. Составьте схему:
Исчезающие виды животных и растений
Биологический вид | Описание | Места обитания | Возможные причины исчезновения |
3. Приведите примеры биоценозов Кемеровской области, сделайте их краткую характеристику.
Биоценоз
Географическое положение, описание
Представители
4. Сделайте заключение о влиянии человека и антропогенного фактора на природные ландшафты Кемеровской области.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое биоценоз?
2. Какие биоценозы выделяют в Кемеровской области?
3. Как человек воздействует на светлохвойные леса?
4. Как человек воздействует на темнохвойные леса?
5. Как человек воздействует на лиственные леса?
6. В чем особенность черневой тайги?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 11
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Бионика.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: расширить представление о бионики, ее развитии и значении.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: студенты получат представление о важности практического применения знаний по бионике.
НОРМА ВРЕМЕНИ: 90 минут.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: справочный раздаточный материал.
ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
1. Что такое антропогенное воздействие на окружающую среду?
2. Приведите примеры антропогенного воздействия на окружающую среду в Кемеровской области.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последовательность выполнения работы
Выполните упражнения:
Задание 1. Используя теоретический материал, письменно ответьте на вопросы.
Своё название бионика получила от древнегреческого слова «bion» — элемент жизни, ячейка, или элемент биологической системы.
Бионика является одним из направлений биологии, которое изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов. Целью этого является создание более совершенных технических систем или устройств.
Направления бионики.
В настоящее время различают три основных направления в бионике:
· биологическое;
· математическое;
· техническое.
Темы исследований бионики:
· исследование и моделирование нейронов;
· исследование систем навигации, эхолокации;
· исследование биологических анализаторов;
· исследование методов кодирования и передачи информации у животных;
· изучение аэродинамических свойств птиц, гидродинамических особенностей рыб, дельфинов, китов,
· освоение биологических способов добычи полезных ископаемых, и многое другое.
Бионика это прикладная наука о применении в технологических устройствах и системах принципов организации основных структур и свойств живой природы.
Бионика в медицине
Бионика в медицине – эта наука, которая занимается изучением принципов построения, а также функционирования не только сложных биологических систем, но и их элементов.
Бионика в медицине охватывает множество направлений:
· изучение нервной системы человека и животных, а также моделирования нервных клеток и нейронных сетей для создания более совершенных вычислительных систем.
· изучение органов чувств и многих систем восприятия окружающего мира живыми организмами.
· изучение принципов ориентации, навигации и локации у различных видов животных.
· изучение физиологических, биохимических, а также морфологических особенностей живых организмов.
В медицине благодаря бионике открыли методы использования биотоков. Сегодня использование биотоков в медицинской бионике позволило сделать существенный прорыв в виде искусственной руки, которая работает с помощью импульсов. Первый искусственный протез появился в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году, но его возможности были крайне малы, такая рука могла только сжимать и разжимать пальцы, а также совершать чередование этих команд. Эти опыты проводились до тысяча девятьсот шестидесятого года, после этого бионика в медицине вновь совершила стремительный рывок, предоставив общественности новый вид искусственной руки, она уже могла не только сжимать пальцы, но и писать с помощью ручки.
Также внимание ученых привлекли пауки. Паутина толщиной в один простой карандаш может остановить авиалайнер на полной скорости. Это при том, что в состав паутины входит всего 2 вида белков. Один из них отвечает за прочность нити, второй за её эластичность. В настоящее время научные лаборатории многих стран изучают этот удивительный природный материал. Создаются искусственные материалы, близкие по составу к паутине. Сегодня нити паутины применяются в основном в оптической промышленности, в качестве ниток в микрохирургии. За счет высокого содержания в себе бактерицидных веществ паутина может с успехом применяться в медицине в качестве шовного материала, искусственных связок и сухожилий, пленок для заживления ран, ожогов и пр.
УЗИ аппараты – это один из основных инструментов диагностики. Его принцип работы основывается на таком явлении как ультразвук.
Ультразвук не воспринимается человеческим ухом, поскольку колебания звуковой волны в этом случае воспроизводятся с очень большой частотой. УЗИ аппараты посылают в полость исследуемого объекта ультразвук, который при отражении создает эхо.
УЗИ аппараты (УЗ сканеры) дают возможности получать двух мерные изображения – эхограммы. Это происходит при помощи звуковых волн высокой частоты.
УЗИ аппараты представлены на рынке мед оборудования различными УЗ сканерами. Название УЗ сканер обусловлено тем, что электронный аппарат оснащен сканирующим лучом.
УЗИ аппараты широко применяются для исследований заболеваний мягких тканей (для исследования костных тканей данные аппараты не применяются), определения кист, наполненных жидкостью и плотных образований (опухоли). Также УЗИ аппараты широко применяется при обследовании внутриутробного развития плода.
УЗИ аппараты "работают" на операциях, взятии сложных анализов и выполняют функцию "третьего глаза" для медицинского персонала. При наблюдении за беременными и развитием плода УЗИ аппараты являются незаменимыми помощниками для работников женских консультаций и перинатальных центров.
Исследование, которое проводят УЗИ аппараты, необходимо, для так называемой визуализации. При этом они не дают полного представления об исследуемом новообразовании и не позволяют дать заключение о характере опухоли.
УЗИ аппараты – это первичный инструмент, который благодаря своей доступности и мобильности, позволяет провести первое и самое важное исследование.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дать определение «бионике».
2. Перечислите направления бионики.
3. Как вы думаете, к какому направлению бионики относится применение бионики в медицине? Ответ поясните.
4. Перечислите медицинские специальности, использующие достижения бионики, приведенные в тексте.
5. На основании какого явления был создан аппарат УЗИ, какие виды животных активно его используют?
6. Приведите как минимум еще три примера медицинских специальностей, использующих достижения бионики.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1008.