При построении родословных необходимо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

соблюдать следующие правила:

а) необходимо выяснить по собранному материалу число поколений;

б) построение родословной начинается с пробанда;

в) каждое поколение нумеруется римскими цифрами слева;

г) символы, обозначающие особей одного поколения, располагаются на горизонтальной линии и могут нумероваться арабскими цифрами.

 

Пример решения задачи:

По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Ответ

Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный.


Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 XaY. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, Xa он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип XAXa, Xa она получила от отца.


Потомок №11 получила Xa от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип XAXa, XA она получила от своей матери (№9).



Решение генетических задач

Дигибридное скрещивание

1. Одна из форм ане­мии (заболевание крови) наследуется, как ауто­сом­ный доминантный признак. У го­мо­зи­гот это за­бо­ле­ва­ние приводит к смерти, у ге­те­ро­зи­гот проявляется в лег­кой форме. Жен­щи­на с нор­маль­ным зрением, но лег­кой формой ане­мии родила от здо­ро­во­го по крови муж­чи­ны дальтоника, сына, стра­да­ю­ще­го легкой фор­мой анемии и дальтонизмом. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и ве­ро­ят­ность рождения сле­ду­ю­ще­го сына без аномалий, ука­зав его генотип?

Сцепленное с полом наследование

2. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х–хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Группы крови

3. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

 

Генеалогическое древо

4. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.

 

5. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной уста­но­ви­те ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния признака, вы­де­лен­но­го чёрным цве­том (доминантный или рецессивный, сцеп­лен или не сцеп­лен с полом), и обос­нуй­те его. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы людей 1, 2 и 3. Установите, с какой ве­ро­ят­но­стью жен­щи­на 4 будет гетерозиготной.

ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дать определение гена.

2. Дать определение генотипа.

3. Дать определение гетерозиготы.

4. Дать определение аллельного гена.

5. Дать определение сибса.

6. Дать определение пробанда.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 6

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: проведение сравнения и описание особей одного вида по морфологическому признаку.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться выявлять морфологические признаки животных, растений; определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: освоить навык выявления морфологических признаков для отнесения особей животных и растений к разным видам.

НОРМА ВРЕМЕНИ:90 минут.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: листы характеристики видов животных и растений.

 

ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

1. Что такое фенотип?

2. Кого называют универсальным акцептором?

3. Дать характеристику голандрическому типу наследования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность выполнения работы

Выполните упражнения:


Задание 1.На основании теоретического материала, сравнения иллюстраций составьте морфологическую характеристику двух видов растений одного рода, заполните таблицу «сравнение двух видов растений по морфологическому критерию».

 

Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Плод — боб (продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета). Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.

Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод —односемянный боб (яйцевидной формы); семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.

 

Таблица «сравнение двух видов растений по морфологическому критерию».

Признак для сравнения Образец № 1 Видовое название:____ Образец № 2 Видовое название:_____
Род растения    
Тип корневой системы    
Стебель(древесный, травянистый, прямостоячий, ползучий, стелющийся и т.п.)    
Листья (простые, сложные)    
Жилкование листьев    
Листорасположение    
Цветок или соцветие    
Плод, его название (сочный или сухой, одно- или многосемянный)    

Задание 2.На основании теоретического материала, сравнения иллюстраций составьте морфологическую характеристику двух видов животных одного рода, заполните таблицу «сравнение двух видов животных по морфологическому критерию».

Дата: 2018-12-28, просмотров: 696.