соблюдать следующие правила:
а) необходимо выяснить по собранному материалу число поколений;
б) построение родословной начинается с пробанда;
в) каждое поколение нумеруется римскими цифрами слева;
г) символы, обозначающие особей одного поколения, располагаются на горизонтальной линии и могут нумероваться арабскими цифрами.
Пример решения задачи:
По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
Ответ
Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный.
Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 XaY. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, Xa он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип XAXa, Xa она получила от отца.
Потомок №11 получила Xa от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип XAXa, XA она получила от своей матери (№9).
Решение генетических задач
Дигибридное скрещивание
1. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?
Сцепленное с полом наследование
2. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х–хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Группы крови
3. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
Генеалогическое древо
4. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.
5. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы людей 1, 2 и 3. Установите, с какой вероятностью женщина 4 будет гетерозиготной.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дать определение гена.
2. Дать определение генотипа.
3. Дать определение гетерозиготы.
4. Дать определение аллельного гена.
5. Дать определение сибса.
6. Дать определение пробанда.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 6
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: проведение сравнения и описание особей одного вида по морфологическому признаку.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться выявлять морфологические признаки животных, растений; определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: освоить навык выявления морфологических признаков для отнесения особей животных и растений к разным видам.
НОРМА ВРЕМЕНИ:90 минут.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: листы характеристики видов животных и растений.
ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
1. Что такое фенотип?
2. Кого называют универсальным акцептором?
3. Дать характеристику голандрическому типу наследования.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последовательность выполнения работы
Выполните упражнения:
Задание 1.На основании теоретического материала, сравнения иллюстраций составьте морфологическую характеристику двух видов растений одного рода, заполните таблицу «сравнение двух видов растений по морфологическому критерию».
Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Плод — боб (продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета). Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.
Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод —односемянный боб (яйцевидной формы); семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.
Таблица «сравнение двух видов растений по морфологическому критерию».
Признак для сравнения | Образец № 1 Видовое название:____ | Образец № 2 Видовое название:_____ |
Род растения | ||
Тип корневой системы | ||
Стебель(древесный, травянистый, прямостоячий, ползучий, стелющийся и т.п.) | ||
Листья (простые, сложные) | ||
Жилкование листьев | ||
Листорасположение | ||
Цветок или соцветие | ||
Плод, его название (сочный или сухой, одно- или многосемянный) |
Задание 2.На основании теоретического материала, сравнения иллюстраций составьте морфологическую характеристику двух видов животных одного рода, заполните таблицу «сравнение двух видов животных по морфологическому критерию».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 696.