Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально.
Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологической науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Так, проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравнительной психологии и зоопсихологии. Сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология – наука о психике животных; иногда их объединяют под названием «эволюционная биопсихология».
На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
Закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом изучает возрастная психологии; соотношение мозга и психики – в психофизиологии и нейропсихология; проблемы аномального развития психики – специальная психология; закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп – социальная психология; закономерности трудовой деятельности – психология труда.
Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики. Так, в возрастной психологии выделяются: детская психология (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости (геронтопсихология).
Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.
Специальная психология включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых; тифлопсихологию (психология слепых); сурдопсихологию (психология глухих).
Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.
Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность человека в системе «человек – машина», авиационная психология, психология управления и др.
Такое «членение» психологии не означает отсутствия связи между названными областями. Напротив, целый ряд психологических дисциплин оказывается возможным только благодаря их взаимодействию, апеллируя к наработанным в них теоретическим схемам, экспериментальным данным, методам работы.
Психология тесно взаимосвязана с различными науками. Так, философия является методологической основой психологии.
Естественные науки (биология, физиология, химия, физика и др.) способствуют изучению физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.
Кибернетика оказывает помощь в изучении процессов психической саморегуляции человеческой личности; социология – в решении задач социальной психологии, в изучении роли психологии в социальном процессе; педагогика – в решении задач обучения и воспитания, формирования личности; технические науки – в разработке технических средств для исследования психики, а также оптимальных условий деятельности человека в условиях технического прогресса.
Психика и организм
Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Психика – это свойство высокоорганизованной материи - нервной системы отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. У человека носителем психики является головной мозг.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности.
Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.
Основные функции психики. Формы проявления психики
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Все многообразие форм существования психики объединяют в следующие группы (рисунок 1).
1. Психические процессы человека:
а) познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
б) эмоционально-волевые.
2.Психические свойства человека:
- направленность,
- темперамент,
- характер,
- способности.
3. Психические состояния (апатия, неуверенность, угнетенность, уныние, бодрсть и др.)
Рисунок 1 – Основные формы проявления психики и их взаимосвязь
Строение нервной системы
Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.
Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки, или нейроны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рисунок 2). Нейрон состоит из тела клетки, дендритов – нескольких коротких отростков, воспринимающих возбуждение, и аксона – одного длинного отростка, передающего возбуждение другим нейронам. Место контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом месте осуществляется функциональная связь между нейронами.
1 – дендриты; 2 – аксон; 3 – синапс; 4 – тело нейрона
Рисунок 2 – Строение нейрона
Существует два основных принципа разделения нервной системы человека: по функциональному и анатомическому принципу. По функциональному принципу ее делят на вегетативную (она управляет внутренними органами и обменом веществ) и соматическую (управляет связью с внешней средой). По анатомическому принципу нервную систему принято разделять на две части – центральную (центры принятия решений) и периферическую (чувствительные, исполнительные и вспомогательные компоненты) (рисунок 3).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.