C труктура современной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фундаментальная часть психологии представлена общей психоло­гией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные во­просы, встающие  перед  психологической  наукой в целом,  выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического позна­ния, сформулировать основные закономерности существования и раз­вития психической реальности. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психо­логия рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психи­ческим процессам, состояниям и свойствам. Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, обще­нием, познавательными процессами человека, изучая их как в теорети­ческом плане, так и экспериментально.

Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в цен­тре более частных отраслей психологической науки, являющихся отно­сительно самостоятельными областями знания. Так, проблемы раз­вития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравни­тельной психологии и зоопсихологии. Сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология – наука о психике животных; иногда их объединяют под названием «эволюционная биопсихология».

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

Закономерности онтогенетического развития психики в связи с воз­растом изучает возрастная психоло­гии; соотношение мозга и пси­хики – в психофизиологии и ней­ропсихология; проблемы аномального развития психики – специальная психология; закономерности взаимодействия личности и социума, фор­мирования и развития групп – социальная психология; закономерности трудовой деятельности – психология труда.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно авто­номные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами про­блематики. Так, в возрастной психологии выделяются: детская психоло­гия (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого воз­раста и старости (геронтопсихология).

Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

Специальная психология вклю­чает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых; тифлопсихологию (психология сле­пых); сурдопсихологию (психология глухих).

Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, со­циальную психологию личности.

Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся ин­женерная психология, изучающая деятельность человека в системе «че­ловек – машина», авиационная психология, психология управления и др.

Такое «членение» психологии не означает отсутствия связи между названными областями. Напротив, целый ряд психологических дис­циплин оказывается возможным только благодаря их взаимодействию, апеллируя к наработанным в них теоретическим схемам, эксперимен­тальным данным, методам работы.

Психология тесно взаимосвязана с различными науками. Так, философия является методологической основой психологии.

Естественные науки (биология, физиология, химия, физика и др.) способствуют изучению физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Кибернетика оказывает помощь в изу­чении процессов психической саморегуляции человеческой личности; со­циология – в решении задач социальной психологии, в изучении роли психологии в социальном процессе; педагогика – в решении задач обуче­ния и воспитания, формирования личности; технические науки – в разра­ботке технических средств для исследования психики, а также оптималь­ных условий деятельности человека в условиях технического прогресса.

 

Психика и организм

 

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, же­лания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, пережи­вания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных со­стояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результа­тах и других внешне выражаемых реакциях.
     Психика – это свойство высокоорганизованной материи - нервной системы отражать объективную действительность и на основе формируе­мого при этом психического образа целесообразно регулировать деятель­ность субъекта и его поведение. У человека носителем психики является головной мозг.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует созна­ние как результат общественно-трудовой деятельности человека, его об­щения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельно­сти.  

Сознание,  будучи общественным продуктом,  присуще только чело­веку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокуп­ность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздей­ствиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики
     С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (по­требностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция от­ражения, формирования образа, функция смыслообразования и понима­ния, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопозна­ния.

Все многообразие форм существования психики объединяют в сле­дующие группы (рисунок 1).

1. Психические процессы человека:

а) познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

б) эмоционально-волевые.

2.Психические свойства человека:

- направленность,

- темперамент,

- характер,

- способности.

3. Психические состояния (апатия, неуверенность, угнетенность, уныние, бодрсть и др.)

 



Рисунок 1 – Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

Строение нервной системы

Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь че­ловека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.

Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки, или ней­роны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рисунок 2). Нейрон состоит из тела клетки, дендритов – нескольких ко­ротких отростков, воспринимающих возбуждение, и аксона – одного длинного отростка, передающего возбуждение другим нейронам. Место контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называ­ется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом месте осуществляется функциональная связь между нейронами.

 

 

1 – дендриты; 2 – аксон; 3 – синапс; 4 – тело нейрона

 

Рисунок 2 – Строение нейрона

 

Существует два основных принципа разделения нервной системы человека: по функциональному и анатомическому принципу. По функ­циональному принципу ее делят на вегетативную (она управляет внут­ренними органами и обменом веществ) и соматическую (управляет свя­зью с внешней средой). По анатомическому принципу нервную систему принято разделять  на  две части  –  центральную (центры принятия решений) и периферическую (чувствительные, исполнительные и вспомога­тельные компоненты) (рисунок 3).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.