II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) – психология как наука о сознании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот этап возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

Становление психологии в этот период связано с несколькими выдающимися именами.

Первым из них мы назовем Рене Декарта, французского мыслителя, автора таких важных для психологии работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».

 

Рене Декарт (1596 – 1650) – родился во Франции. Начальное образование получил в иезуитском колледже. Некоторое время был военным. В математике Декарт первым ввел понятие переменной величины и функции, заложил основы аналитической геометрии. Его научные исследования в области физики относятся, главным образом, к механике, оптике и строению Вселенной.

 

Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Соответственно, Декарт и рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения.

Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики. Процессы жизни у животных – своего рода заранее «готовые» ответы на внешние воздействия. Так же механически протекают нервные процессы у человека: нервы – это трубочки, передающие животные духи, как газ или ветер. Общая схема такова: от органов чувств по «чувствительным» нервам (сейчас их называют центростремительными или афферентными нервными путями) воздействие поступает в головной мозг, откуда по двигательным нервам (центробежным, эфферентным путям) животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая в науке позже. В связи с этим Декарта часто называют «отцом физиологической психологии».

Итак, есть простая схема, описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описывает животного и человека? По Декарту, нет. Люди обладают разумом, животные же бездуховны, они не мыслят. Именно разумная душа составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую» вытекает из его попытки найти нечто, не подвергаемое сомнению; таким несомненным фактом является факт наличия самого сомнения, а, следовательно, мышления. Таким образом, душа в системе Декарта оказалась интеллектуализированной; к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире. Эта традиция сохранилась в психологии надолго.

Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании. И, поскольку психическое (сознание) дано непосредственно только субъекту, то в качестве ведущего способа познания психического провозглашалась рефлексивная деятельность человека или интроспекция.

Идеи Р. Декарта надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии.

К середине XVII в. сложилось и стало доминировать представление о том, что знание основывается на опыте, а идеи, которые со­ставляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения вос­ходит к сенсуализму, учению, сложившемуся еще в античности, согласно которому нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве.

В конце XVIII — начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии: в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц начал изучение душевной жизни первобыт­ных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.

Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был достигнут при разработке идеи Р. Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах чеха Г. Прохазки (1749 – 1820), англичанина Ч. Белла (1774 – 1842) и француза Ф. Мажанди (1783 – 1855), где рефлекс рассматривается как рефлекторная дуга, по которой нервное возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. В 40-е гг. XIX в. принцип рефлекса был перенесен со спинного мозга на головной и стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и т. д.

И. М. Сеченов (1829 – 1905) на основе представления о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в научную дисциплину. Он радикально преобразовал само понятие рефлекса, во-первых, рассматривая событие, запускающее рефлекс, не как собственно физический стимул, а как раздражитель,  имеющий для организма определенное сигнальное значение, соответствующее возможностям организма и отражающее свойства среды, и, во-вторых, сам рефлекс воспринял не просто как распространение возбуждения по нервам от рецептора к эффектору, а как целостный развивающийся акт организма. Это позволило использовать трансформированный им принцип рефлекса для объяснения явлений мышления и воли. И.М. Сеченов обосновывал необходимость замены субъективного метода интроспекции на объективный, включения в сферу исследования не только феноменов сознания, но и двигательной активности.

В этот период важнейшей проблемой становилась выработка отношения психологии к таким общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времени в естественнонаучных дисциплинах, как приемы экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания. Очевидно, что не все эти требования были выполнимы для эмпирической и ассоциативной психологии, однако уже в работах И.Ф. Гербарта появились обоснования применения в психологии математики. Гербарт ввел понятие порога — границы, отделяющей одну область сознания от другой; границу же, разделяющую бессознательное от неясного сознания, обозначил как порог сознания, а раздел ясного и неясного сознания — как порог ясного сознания.

 

Иоган Фридрих Гербарт (1776 - 1841) - немецкий психолог и педагог. Получил образование сначала в латинской классической школе, затем в Йенском университете. Был знаком с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние на него оказало учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно. Работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском университетах в должности профессора.

 

Эти идеи, а также результаты исследований Г. Гельмгольца (1821 –1894), в которых была показана конечность скорости протекания нервных процессов, привели к развитию количественных исследований в психологии. Ф. Дондерс (1818 – 1889) оценил скорость протекания психических процессов. Э. Вебер (1795 – 1878) установил количественное соотношение между величинами стимулов-раздражителей и ощущений. Г. Фехнер (1801 – 1887) разработал методики измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности и сформулировал закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя. Его исследования положили начало новой отрасли психологии, названной психофизикой.

Представители научных дисциплин, работающие над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии – как «механику представлений» И.Ф. (Гербарт), «ин­теллектуальную физику», «ментальную химию» (Дж.Ст. Милль). Однако ни существенные успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин в качестве образцов не могли придать психологии статус научной дисциплины до тех пор, пока не были решены вопросы принятия общенаучных ценностей, применения общенаучного метода, а также собственного метода и предмета исследования.

Таким образом, в этот период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции; произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на основе самонаблюдения; сформулирована необходимость перехода от исследований теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научным.

В исследованиях, выполненных в этот период, сложились основные объяснительные принципы – развития, детерминизма, целостности, активности; даны их разнообразные трактовки, которые наряду с понятиями, сформулированными для описания изучаемой реальности (характер, темперамент, восприятие, апперцепция, самонаблюдение, сознание, опыт, поведение и т. д.), на следующем этапе развития психологии играли важнейшую роль при формировании парадигм. К концу этого периода наметилась ориентация организации исследований на общенаучные ценности и нормативы, сложились контакты с уже сформировавшимися самостоятельными науками, были разработаны первые научные программы исследований, которые составили основные необходимые предпосылки формирования психологии как самостоятельной научной дисциплины и парадигм, как ее структурных компонентов.

Но все же в этот период не было завершено формирование необходимых составляющих структуры научного знания – собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечива­ющие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества про­фессиональных психологов.

III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении.

С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения – в их нынешних вариантах – часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии; представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта, открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в г. Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки – Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

 

Вильгельм Вундт (1832 –1920) — немецкий психолог, физиолог и философ. Его лабораторию экспериментальной психологии прославили своими именами Кюльпе, Крепелин, Леман, Бехтерев, Кеттелль, Стенли Холл, Уоррен, Стрэттон, Титченер и др. Были изучены зрительные феномены (визуальный контраст, цветовая слепота, оптические иллюзии), чувство времени, слуховые, тактильные восприятия, и многое другое.

 

Важнейшая роль В. Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В его лаборатории проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира). В 1881 г. он основал научный журнал «Философские исследования» ( Philosophische Studien ), вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам. Вундт также учредил фиксированное членство в научном психологическом сообществе, благодаря проведению в Париже в 1889 г. Первого международного психологического конгресса.

Другим крупным психологом того времени – и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, совершенно уникален – был американский ученый Уильям Джеймс, создатель теории «потока сознания». Он не был экспериментатором, однако, на основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Ряд его идей (порой небесспорных) послужил основой для новых направлений психологической мысли. По тем временам их оригинальность была удивительна.

У. Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, и что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, возможно, более важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.

Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосознания и самооценки. Он выдвинул ряд положений, актуальных до настоящего времени. Например, положение о двойственности «Я» выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект (проанализируйте в этом отношении фразы типа «Я недоволен собой»).

 

Уильям Джеймс (1842 — 1910) — американский философ и психолог, пробовал себя в качестве артиста, натуралиста в джунглях Амазонии, доктора. В 1892 г. организовал первую в США лабораторию прикладной психологии. Изучал гипноз и искусство внушения. Был профессором Гарвардского университета. Его двухтомник «Принципы психологии» принес ему титул «Отца психологии».

 

К концу XIX в. было обнаружено, что метод интроспекции не рас­крывает основных сторон психики хотя бы потому, что круг изучаемых в

в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. Уже эти обстоятельства лишают интроспекцию статуса метода. Не менее важно, что интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии. Должны быть исключены объекты, у которых не сформирована, нарушена или отсутствует способ­ность к самонаблюдению: дети, представители некоторых культур, лица с психологическими и неврологическими поражениями, лица, находящиеся в специфических состояниях (сон, стресс, включенность в ответственную деятельность) или подлежащие судебно-медицинской экспертизе, группы и коллективы как предмет психологического исследования, животные.

Применение самонаблюдения как методики сталкивается с непредска­зуемой зависимостью результатов интроспекции от следующих факторов: 1) культурная принадлежность субъекта; 2) степень овладения самона­блюдением, которая ограничивается возрастными особенностями, языковой компетенцией и т. д.; 3) соотнесение нескольких внутренних планов при со­вмещении основной деятельности и самонаблюдения, от чего не спасает и ретроспективная интроспекция; 4) установка испытуемого на участие в ис­следовании, его роли во взаимоотношениях с исследователем и др.

Поэтому интроспекция также не является и методикой психологиче­ского исследования, а может рассматриваться лишь как неизбежное условие применения некоторых методик психологии (например, опросников) или вспомогательный прием сбора эмпирического материала (рассуждения вслух при решении задач, отчеты испытуемых).

Существенные изменения в представления о предмете и методе психо­логии были внесены 3. Фрейдом, который основал парадигму психоанализа.

Идея неосознаваемых психических явлений, бессознательного, которое составляет предмет изучения психоанализа, была введена в психологию Г.В. Лейбницем и развита Г. Гельмгольцем (теория бессознательных умозак­лючений), а также Г. Фехнером, который полагал, что большая часть психи­ческой деятельности не обнаруживает себя в сознании. Другие источники психоанализа – неврология (область, в которой специализировался 3. Фрейд), применение гипноза в лечении истерии французскими врачами Ж. Шарко и П. Жане в парижской клинике «Сальпетриер», где З. Фрейд прохо­дил стажировку и др.

Психоанализ в его развитой форме до его превращения в версию попу­лярной психологии был направлен на изучение личности и строился в соот­ветствии с такими принципами, как принцип детерминизма (в механистиче­ской версии), принцип развития (причем одно из важнейших положений психоанализа состоит в том, что этапы онтогенеза ребенка фиксируются в виде специфических психических структур), принцип активности, источник которой, согласно уче­нию З. Фрейда, лежит внутри субъ­екта.

Психоанализ отказался от интроспекции как метода исследования. Для получения исходного материала о глубинных психических структурах и процессах использовался анализ свободных ассоциаций, оговорок, специ­фики забывания, толкование сновидений и т. п. Установление особенностей глубинных психологических структур через интерпретацию этого материала составляет существо метода З. Фрейда.

 

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. С первых классов блестяще учился. Получил классическое образование: изучал греческий язык и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов – Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше. Окончил медицинский факультет Венского университета.

 

На основе психоанализа сформировалось множество неофрейдистских парадигм: аналитическая психология К.Г. Юнга (1875 – 1961), индивидуаль­ная психология А. Адлера (1870 – 1937), теория глубинных источников тре­воги К. Хорни (1885 – 1952) и др.

Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психо­логии был совершен Д. Уотсоном. Датой рождения бихевио­ризма (от англ. behavior – поведение) считают публикацию в 1913 г. его ста­тьи «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение». С точки зрения этой парадигмы, психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук. Бихевиористы отвергают метод интроспекции и отказы­ваются от представления о сознании как о предмете психологического иссле­дования, а также полагают, что любые психологические структуры и про­цессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (по­скольку нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования.

Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: по­ведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности»,– объявил Д. Уотсон.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движе­ния, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S  R, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул (S), порож­дает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма характер реакции определя­ется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Д. Уотсона –  научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные сти­мулы, чтобы получить нужное поведение! Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный кон­троль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воз­действие стимула.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Д. Уотсону, законы научения (т.е. формирова­ния реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимы и на человеческое поведение.

Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотно­симо с закономерностями формирования условного рефлекса по И. П. Павлову (на которого, кстати, бихевиористы широко ссылались).

 

Джон Уотсон (1878-1958) – американский психолог, основатель бихевиоризма, автор трудов по поведению животных и человека, сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей. В Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по экспериментальной психологии. Был президентом Американской психологической ассоциации. Продолжил карьеру в рекламном бизнесе.

 

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скин­нер, предположивший, что поведение может строиться и по иному прин­ципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведе­ния (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограм­мирования» человека); в общем случае имеется в виду, что, имея опреде­ленный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, а вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т.е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и этим делая их более вероятными. На этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» ов­ладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

 

Беррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990) – американский психолог, изобретатель и писатель. Получил докторскую степень по психологии в Гарвардском университете. В 1972г. был назван Американской психологической ассоциацией самым выдающимся психологом XX столетия. При жизни был занесен в почетный список Американской ассоциации психологов.

 

Бихевиоризм существует до настоящего времени; многие исследова­тели и практики, в том числе в педагогике, психотерапии, ориентированы на него, хотя среди наиболее популярных зарубежных теорий он, сравни­тельно с психоанализом и гуманистической психологией, находится на вторых ролях. Вместе с тем его несомненной заслугой признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также разработал методологии и техники экспериментального исследова­ния. Итак, бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его прило­жения (в отношении человека) – педагогика, психология, терапия; в этих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных.

IV этап (с середины XX в. по настоящее время) – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

До середины XX века в психологии сформировалось большое количе­ство конкурирующих, несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии пони­мания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения та­кого множества столь различных парадигм.

Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и ха­рактеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной пара­дигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволю­ционном процессе выработки психологическим сообществом согласован­ного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и ме­тоде психологии.

Важным психологическим направлением, возникшим в период «открытого кризиса», явилась гештальтпсихология (приблизительный перевод с немецкого: психология формы), связанная в первую очередь с именами германских исследователей М. Вертгеймера (1880 – 1943); К. Коффки (1886 – 1941) и В. Келера (1887 – 1967).

 

Макс Вертгеймер (1880 – 1943) – немецкий психолог. Изучал философию и психологию в университетах Праги, Берлина и одновременно посещал лекции по музыке, физиологии, истории искусств. В 1905 году получил докторскую степень, защитив диссертацию. Занимался проблемами музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», парапсихологией. Известны его разработки «детектора лжи».

 

В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через син­тез отдельных элементов, и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свой­ства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении систем­ного подхода, причем не только в психологии, но в науке в целом). Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фи­гуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.

Гештальтпсихология, возникшая как направление исследования по­знавательных процессов, оказала влияние на психологию в различных ее проявлениях. Предметом исследования оказались целостные структуры (гештальты), что же касается практических приложений, то они опреде­ляются тем, как используют те или иные положения, конкретные на­правления практической психологии.

Курт Ко́ффка (1886 – 1941) – немецкий психолог. Обучался в Берлинском университете получил степень доктора философии. Вместе с Келером участвовал в экспериментах Вертгеймера, посвящённых изучению восприятия движения. С ними основал журнал «Психологическое исследование». У Коффки был дальтонизм, отчасти поэтому он изучал цветное зрение, остаточные об­разы и феномен «фигура–фон».

 

Идеи гештальтпсихологии оказались чрезвычайно эвристичными: по существу был открыт новый способ психологического мышления. Не­смотря на то, что в «чистом» виде это направление в современной пси­хологии практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего тем значением, которое оно несет в культуре в практике конкретного человека), многие идеи геш­тальтпсихологов оказали глубокое влияние на развитие и возникнове­ние ряда психологических направлений: идея целостности широко про­никла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальтпсихологии во многом определили идею проблемного обуче­ния и т.д.

Немецко-американские психологи Курт Левин и Фре­дерик Перлс заимствовали у этой науки ряд принципов, кото­рые распространили за пределы психологии познавательных процессов – в область психологии личности.

 

Курт Левин (1890 – 1947) – немецко-американский психолог. В Америке основал научно-исследовательский центр по проблемам групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Ввел в психологию понятие «группы». Имел широкий круг интересов, эрудирован в вопросах биологии, физики, математики. Его любимая фраза: «Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости».

 

Курт Левин вошел в исто­рию науки как автор так назы­ваемой «теории поля». Вслед за гештальтпсихологами (с которыми он одно время непосредственно сотрудничал) он полагал, что образ мира формируется как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (озарение). Понятие «поля» связывается К. Левином с системой объ­ектов-побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле на­пряжено (аналог физического поля; как и гештальтисты, К. Левин утверждал тождество физических и психологических закономерностей), когда воз­никает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряже­ние нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу. Например, если мы хотим есть, то появившийся в поле зрения бутерброд «притягивает» нас (в терминах К. Левина, имеет положительную валентность), но удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человека определяется объектами поля, называются «полевое поведение»; его «нормальный» вариант предполагает, что объект управляет поведе­нием в силу того, что соответствует потребности. В дальнейшем от пове­дения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отноше­ний, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

Фредерик Перлс – создатель одного из наиболее влиятельных на­правлений современной психотерапии – гештальттерапии, помимо геш­тальтпсихологии наследовал ряд идей психоанализа и некоторых других направлений. Хотя Перлс был противником теорий как таковых, тем не менее, он сформулировал некоторые положения, дабы не допустить пре­вращения гештальттерапии в простое использование приемов (которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно много).

Принцип целостности им распространяется и на проблему соотноше­ния между психической и физической действительностью. Перлс считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т. е. бытия чело­века. Кроме того, идея целостности – и это уже от гештальтпсихологии – означает понимание индивида, как части более широкого поля, включаю­щего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается «контакт­ная граница» между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход – завершением. Проблема нев­ротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т. е. «незаконченных», неотреагированных проблем, что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий (предполагается, что жизнь в настоящем есть истинная жизнь). Перлс этого не доказывает. Вообще, отказ от строгого обос­нования – одна из примет совре­менной психотерапии. Главное, по Перлсу, это осознавание того, что и как происходит, но не поиск при­чин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных, по­верхностных способов поведения – клише, т.е. стереотипных способов взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на по­верхностные уровни поведения. Но если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к «внутреннему взрыву», пере­живаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций (гнев, горе, радость жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, невозможность жить в настоящем.

 

Фредерик Саломон Перлз ( 1893 – 1970) – выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт. Получив степень доктора медицины, начинает заниматься психиатрией. Изучал медицину без особого интереса, рассматривал ее как путь в философию и физиологию. В Южной Африке в г. Йоханнесбурге основал Психоаналитический институт, в США – Институт гештальттерапии.

 

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психоло­гии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «тре­тья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевио­ризму. Возникновение в 60-е годы нашего столетия названия и формулирование основных принципов направления связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу.

В центре гуманисти­ческой психологии – понятие становления личности, представление o не­обходимости максимальной творческой самореализации, что означает ис­тинное психическое здоровье.

Обозначим основные отличия гуманистической психологии от пер­вых двух «сил» (психоанализа и бихевиоризма).

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

 

Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970) – американский психолог. В Висконсинском Университете получил степень бакалавра по психологии, позже – магистра гуманитарных наук, доктора. Преподавал психологию в Бруклинском колледже и Университете Брандейса. Некоторое время был президентом Американской психологической ассоциации. Впоследствии занялся философией демократической политики, экономики и этики.

 

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (не­пригодность) исследований животных для понимания человека; этот те­зис также противостоит бихевиоризму.

B отличие от классического психоанализа, гуманистическая психо­логия утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием ок­ружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность. Она у всех врожденная, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой лично­сти: прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

Эти принципы в основном распространяются и на другие гумани­стические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не пред­ставляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике — психотерапии и педагогике.

Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

«Сердце» концепции Маслоу — его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и ие­рархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Базовые физиологические потребности;

2. Потребности, связанные с безопасностью;

3. Потребности, связанные с любовью и приятием;

4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением;

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности лич­ностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности следующий: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удов­летворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более вы­сокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может под­няться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализа­ции, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек – высшая ценность и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состо­яться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX в. Карла Роджерса. Для него понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, по Роджерсу, имеет врож­денную тенденцию расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает, несмотря на то, что на его пути встают препятствия. Существует много примеров того, как люди, живущие в жестких ус­ловиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со сто­роны общества; более того, именно контроль заставляет человека посту­пать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответ­ствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – по­мочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

 

Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987) – прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался спортом, шумными играми и практически не имел друзей. Получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в педагогическом колледже при Колумбийском университете. Преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете.

 

Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что че­ловек становится более сложным, независимым, социально ответствен­ным.

Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обяза­тельно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; проти­воположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация харак­терна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется струк­тура «Я», т.е. самосознание.

Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с фор­мированием «Я» у ребенка возникает потребность в положительном отно­шении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном са­моотношении; однако единственный путь его выработки связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других.

Ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их не­соответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгру­энтность». На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, не­цельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориен­тиров» – они нестабильны. Отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиоз­ным, общественным, малым группам близких друзей и пр.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориента­ции на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоак­туализацию ребенка, полагает Роджерс, безусловное позитивное отноше­ние к ребенку, «безусловное принятие» его. Ребенок должен знать: он любим неза­висимо от того, что делает. Тогда потребности в положительном отноше­нии и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоак­гуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цель­ным, «полностью функционирующим».

Роджерс развивал «лично­стно-центрированную» терапию, принципы которой (главное внима­ние – личности как таковой, а не со­циальным ролям или идентичности) распространились за пределы психо­терапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обраще­ние к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функциони­рующей личностью». Свойства же полностью функционирующей личности в понимании Роджерса во многом напоминают свойства ребенка, что естест­венно: человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, ха­рактерной для ребенка

до переориентации на условия получения одоб­рения.

Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология представ­лены А. Маслоу как «три силы» в психологии. На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 60-е годы «трансперсональная психология», ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явле­ния, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям чело­веческой психики, к тому, что называется «мистическими пережива­ниями», «космическим сознанием» и т.п., т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционных по­зиций. В центре трансперсональной психологии (т.е. «психологии за преде­лами личности») так называемые измененные состояния сознания, пережи­вание которых может привести человека к смене фундаментальных ценно­стей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф, разработавший метод холотропного дыхания (холотропный – ведущий к целостности), именуемый также ребе­фингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как в измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собствен­ного рождения, и символический – духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации ин­тенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специ­альной музыки (часто говорят, что трансперсональная психология возрож­дает традиции язычества).

Станислав Гроф (род. в 1931 г. в Чехословакии) – практикующий психиатр-клиницист. Изучал применение ЛСД для лечения психических расстройств. В настоящее время – профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Один из основателей Международной трансперсональной ассоциации. Открытия Грофа вдохновили культовых режиссёров братьев Вачовски на создание кинотрилогии «Матрица».

 

Согласно представлениям основоположников этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Таким образом, на данном этапе можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки:

1) разви­тие существующих парадигм;

2) появление новых парадигм;

3) формиро­вание различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии;

4) экспансия наиболее развитых парадигм на различные отрасли психологии;

5) развитие связей психологии с дру­гими дисциплинами (психолингвистикой; психофизиологией; нейропси­хологией; генетической психофизиологией).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.