Данная психодиагностическая процедура обладает большой ценностью для школьной психологической деятельности, несмотря на значительные технические сложности, возникающие при составлении методики, обработке и интерпретации данных.
При составлении текста методики возникает необходимость выбрать и обосновать тематику и направленность предлагаемых для продолжения суждений. В нашей модели мы, естественно, исходим из содержания параметров психолого-педагогического статуса школьников. Данная методика интересна нам прежде всего как способ выявления особенностей системы отношений школьника к миру, значимой деятельности, самому себе. С помощью незаконченных предложений можно выявить когнитивные и эмоциональные аспекты этой системы. Алгоритм отбора суждений для диагностики состоит в следующем.
Прежде всего, выделяются социальные сферы, психологически значимые для школьников данного возраста. Затем внутри каждой сферы подбираются значимые критерии системы данных отношений, которые оцениваются в двух аспектах: как школьник «видит», воспринимает систему своих конкретных социальных отношений и как эмоционально оценивает их.
Например, для старших подростков одной из наиболее значимых является система их отношений со сверстниками. В
139
рамках этой системы существенными являются такие аспекты взаимоотношений, как субъективная включенность в эмоциональные доверительные отношения, включенность в широкую систему социальных контактов. Соответственно, в методику войдут суждения, позволяющие понять, как видит старшеклассник свою позицию в группе, социуме и насколько эти позиции его эмоционально удовлетворяют.
При обработке и анализе данных незаконченных предложений у многих практиков возникают серьезные затруднения. Существуют две основные формы анализа данных этой методики — качественная, содержательная и количественная, критериальная. Первая форма, несомненно, глубже, но может быть с успехом использована только в индивидуальной диагностической работе. В диагностическом массовом обследовании применяется вторая форма. Однако и сама критериальная, количественная обработка может осуществляться разными способами. Например, с помощью присвоения ответам учащимся определенных шкальных оценок: положительное отношение к вопросу +1, отрицательное —1, нейтральное (уход) — 0. Такая система оценки описана в литературе (29, 38), однако по опыту собственной работы и консультирования практикующих школьных психологов мы знаем, что не всегда можно однозначно оценить ответ школьника в этой системе координат. Более приемлемой нам кажется обработка результатов методики незаконченных предложений с помощью контент-анализа. Контент-анализ представляет собой специфический количественно-качественный метод обработки и анализа больших массивов неструктурированной информации (26). В нашем случае он может быть использован для обработки данных сочинений, психотерапевтических интервью с учащимися, методики незаконченных предложений. Метод предполагает выделение определенных характеристик исследуемого текста и подсчет частоты их встречаемости. При обработке незаконченных предложений в качестве характеристик могут быть выделены: конкретные темы, раскрываемые в ответах школьников, эмоциональная оценка описываемых ситуаций, речевые особенности предложений и др.
Итак, анализ данных проективной методики «Незаконченные предложения» позволяет получить представление об особенностях системы отношений школьника к миру, окружающим
140
людям и самому себе. В ответах школьников содержится также важная информация об их эмоциональном состоянии. Косвенно по первичным ответам можно судить и об интеллектуальном развитии школьника (правильность речи, понимание смысла незаконченного высказывания, грамотность, развернутость ответа и т. д.).
Существует большое количество вариантов данной методики для детей школьного возраста. В своей практической работе мы ориентируемся на два основных варианта: для младших подростков, составленный Е. В. Новиковой, и для старших подростков, составленный М. Р. Битяновой и А. Ф. Шадурой.
По итогам диагностического минимума заполняется итоговый документ обследования — психолого-педагогическая карта школьника. Ее заполнение позволяет психологу определить, какими особенностями обучения, общения (поведения) и психического состояния характеризуется данный школьник и существуют ли выраженные проблемы его психологического развития на данный момент школьного обучения. Психолого-педагогическая карта составляется по тем же параметрам, по которым отслеживается статус школьника. Как уже отмечалось выше, на этом этапе обследования не всегда удается четко определить суть и происхождение существующих психологических трудностей. Во многих случаях требуется более детальное обследование, ориентированное на уточнение выдвигаемых гипотез.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.