Схема наблюдения поведения школьника в процессе психологического обследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор — Битянова М. Р.

Предлагаемая схема наблюдения может использоваться как вспомогательное средство получения информации об умственной деятельности, поведении и общении школьника. Прежде всего, в ситуации индивидуального обследования. При этом мы не исключаем возможность использования данной схемы и в других психолого-педагогических ситуациях взаимодействия взрослого и ученика. Схема представляет собой набор описаний конкретных поведенческих проявлений ребенка, наблюдаемых психологом или педагогом в процессе общения, которые

131

соотнесены с различными параметрами его психолого-педагогического статуса.

Карта наблюдения Стотта

Данная методика представляет собой специализированный опросник для изучения содержания и природы дезадаптивного поведения школьника 7—12 лет. По форме он, также как и психолого-педагогическая карта, представляет собой технологию структурированного наблюдения учителем особенностей поведения ребенка. Однако наблюдению и оценке подвергаются в данном случае такие фрагменты поведения школьника, которые могут быть квалифицированы как проявления дезадаптации. Несомненным достоинством Карты наблюдения (сокращенно — КН) являются ее дифференциальные возможности — на основе заполненной педагогом карты можно не только установить факт наличия-отсутствия дезадаптации в поведении школьника, но и выяснить преимущественный характер существующих нарушений (замкнутость, враждебность, тревожность и др.), а также социальную сферу их проявлений (отношения со взрослыми, со сверстниками).

Соответственно, основное направление анализа данных — качественный анализ, позволяющий понять характер и глубину нарушений и наметить пути коррекции.

Серьезным недостатком метода является его трудоемкость. Поэтому заполнение КН рекомендуется по отношению к тем детям, нарушения в поведении у которых уже зафиксированы психологом и педагогом. Кроме того, на наш взгляд, у данной методики есть еще один серьезный недостаток, так сказать, идеологического характера. Он связан с клинической ориентацией метода и проявляется в самих формулировках поведенческих фрагментов. Учитель, заполняющий текст КН на всех детей класса, поневоле начинает смотреть на них, как на носителей негативных, патологических черт. Это не способствует формированию у него гуманистической установки относительно детей, а соответственно усложняет реализацию идеи психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе школьного обучения.

Анкеты для родителей

Анкетирование родителей предусматривается во всех диагностических минимумах, однако особую значимость они имеют

132

во 2-м и 4-м скринингах, направленных на изучение особенностей процесса адаптации школьников в новых социально-педагогических условиях. Выявляемая в процессе опроса родителей информация является важным компонентом диагностического минимума, так как она позволяет:

• соотнести поведение ребенка дома с его школьными проявлениями; • уточнить происхождение той или иной школьной проблемы ребенка или подростка; • дополнить данные, полученные при опросе педагогов и обследовании ребенка.

В соответствии с задачами анкетирования родителей задается и содержание опросников. В него входят вопросы или позитивные суждения, касающиеся интереса к школе, эмоциональных переживаний ребенка, возникающих в связи со школьными ситуациями, особенностей организации учебной деятельности дома, общего психофизического состояния школьника и др.

Мы не считаем возможным и нужным использовать в массовой школьной практике западные вопросники для родителей, ориентированные на выявление различных симптомов дезадаптивного поведения. Например, вопросник Ахенбаха. Они громоздки, сложны в обработке и самое главное — ориентированы на выявление детей с различными дезадаптивными, асоциальными, ненормативными формами поведения. Опыт применения опросника Ахенбаха убедил нас в том, что родители в процессе его заполнения скрывают значимую информацию, негативно реагируют на многие формулировки. Видно, что часто им просто неприятно соотносить текст опросника с собственным ребенком.

В качестве возможного варианта опроса родителей сошлемся на «Анкету для родителей первоклассников», приводимую в книге «Диагностика школьной дезадаптации» (15). Анкета состоит из вопросов закрытого типа, касающихся различных аспектов домашнего поведения ребенка, непосредственно связанных с учебной деятельностью и школьной ситуацией общения. Она не имеет строгих нормативов обработки, но может служить источником важной качественной информации. Кроме того, стандартизировать процедуру ее обработки в простой форме не представляет особого труда.

133

Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.