Практическая работа №6
Тема: «Составление схем цепей питания для различных экосистем»
Цель работы: продолжить формирование навыков составления цепей питания
Пищевые цепи и трофические уровни
1)Дайте определение понятиям:
- пищевая цепь
-трофический уровень
-продуценты
-первичные консументы
-вторичные консументы
-редуценты
2) Почему в экосистемах редко бывают группы консументов пятого или шестого порядка?
3) Назовите известные Вам типы пищевых цепей.
Какие организмы являются начальным звеном каждой из них?
Как различаются эти типы пищевых цепей по основному источнику энергии?
4) Дайте определение понятию «пищевая сеть». Как понятие пищевой сети связано с видовым составом биогеоценоза и его устойчивостью?
· Детритная цепь питания
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a6116f4-c579-3e55-d83e-d6378d4c9e88/00124995222223487.htm
· Интерактивная модель «Пищевая цепь дубравы»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bba2f24-d51e-5468-900b-1ba5e9048532/00124995219864463.htm
· Пищевая цепь луга
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1723d41-10bf-e091-b708-a40adacca3a5/00124995240146610.htm
· Пищевая цепь хвойного леса
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17374bcb-857c-02b4-0fa0-a79eeb311eff/00124995237599591.htm
· Цепи питания водоема
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66adc903-1689-9bda-6ab7-9c1b4f8b4711/00124995242614629.htm
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунок учебника и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод..
Отчетные задания:
1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны
2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.
Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.
3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам:
бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
5). Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х звеньев)
6) К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
Практическая работа №9
Тема: «Выявление и описание последствий своей будущей профессиональной деятельности на ОС»
Цель: проанализировать воздействие производственной деятельности в области будущей профессии на окружающую среду.
Задания:
Заполните таблицу
Наименование профессии | |
Основные виды деятельности | |
Положительное влияние на окружающую среду | |
Отрицательное влияние на окружающую среду |
Ответьте на вопрос: как минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду? Какие методы современные способы защиты возможно применять?
Составьте план защиты окружающей среды на одном из предприятий города по вашему профилю.
Литература
Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. И. Тупикин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 384 с.: ил.
Практическая работа № 8
Тема: «Выявление экологических факторов, влияющих на организм во время профессиональной деятельности (соответственно будущей профессии)»
Цель: определить комплекс факторов, влияющих на организм человека в процессе профессиональной деятельности, последствия их воздействия на здоровье и меры профилактики.
Задание:
Группа факторов | фактор | Воздействие на организм | Меры предупреждения |
химические | |||
Физические | |||
биологические |
Источники информации:
Инструкции по охране труда
znaytovar.ru/s/Faktory-vliyayushhie-na-usloviya-t.html
http://mtsz.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_290053_enc_43716.pdf
http://www.medical-enc.ru/15/prof-vrednosti.shtml
http://old148.uralschool.ru/?category=34&class=rubric_articles_items&id=326
http://www.actuaries.ru/lib/detail.php?ID=2001
Дата: 2018-12-28, просмотров: 953.