Практических работ по биологии
Требования безопасности перед началом работы.
1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.
Требования безопасности во время работы
4. Точно выполнять указания преподавателя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
5. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
6. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не сдувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
7. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
8. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
9.Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
10.При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу и одежду.
11.При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
12.Во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
13. После окончания лабораторных и практических работ тщательно вымыть руки с мылом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ, немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом преподавателю, не убирать самостоятельно разлитые вещества.
2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
3. При получении травмы сообщить об этом преподавателю, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить, пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение
Требования безопасности по окончании работы.
1. Привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование, приборы, инструменты, препараты.
2. Отработанные водные растворы реактивов сливать не в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л, для их последующего уничтожения.
3. Тщательно вымыть руки с мылом.
Планирование практических и лабораторных занятий
Наименование раздела, темы | Номер, название лабораторной, практической работы | Кол-во часов, отведенных на работу | Форма представления результата |
Тема 1.1 Химический состав клетки | Л/р №1 «Свойства углеводов, липидов и белков клетки» | 1 | таблица |
П/з №1 «Сравнительный анализ ДНК и РНК» | 1 | таблица | |
Тема 1.2 Структура и функции клетки | Л/р №2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий по готовым микропрепаратам» | 1 | рисунок с обозначениями таблица |
Л/р №3 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке». | 1 | рисунок с обозначениями таблица | |
Тема 1.3 Физиология клетки | Л/р №4 «Определение каталитической активности ферментов». | 1 | таблица |
П/з №2 «Сравнение процессов брожения и дыхания». | 1 | ||
Тема 2.1 Размножение организмов | Л/р №5 «Рассмотрение фаз митоза на готовых микропрепаратах клетки». | 1 | рисунок с обозначениями |
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов | Л/р №6 «Изучение развития зародыша на микропрепаратах и влажных препаратах» | 1 | рисунки с обозначениями |
Тема 3.1 Основные закономерности явлений наследственности | П/з № 3 «Составление схем моногибридного скрещивания». | 1 | решение задач |
П/з №4 «Составление схем дигибридного скрещивания». | 1 | решение задач | |
Л/р №7 «Решение генетических задач» | 1 | решение задач | |
Тема 3.2 Закономерности изменчивости | Л/р №8 «Анализ фенотипической изменчивости организмов» | 1 | таблицы график |
Л/р №9 «Выявление мутагенов и канцерогенов в пище, оценка возможного их влияния на организм». | 1 | таблица | |
Тема 3.3 Генетика и селекция | П/з №5 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | 1 | |
Тема 4.1 Эволюционное учение. | Л/р №10 «Изучение фактических материалов доказательства эволюции» | 1 | таблица |
Л/р №11 «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях и гербарных материалах» | 1 | таблица | |
Л/р №12 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | описание приспособлений | |
Тема 5.1 Экосистемы | П/з №6 «Составление схем цепей питания для различных экосистем» | 1 | схемы |
Тема 5.3 Биосфера и человек | П/р№7 «Выявление и описание последствий своей будущей профессиональной деятельности на ОС» | 1 | таблица |
П/р№8 «Выявление экологических факторов, влияющих на организм во время профессиональной деятельности повара» | 1 | таблица | |
Итого: | 20 |
Спецификация
Знания | умения | Формы контроля |
основные положения биологических теорий (клеточная, сущность законов Г.Менделя, | решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания | П/з № 3 «Составление схем моногибридного скрещивания» П/з №4 «Составление схем дигибридного скрещивания» Л/р №7 «Решение генетических задач» |
закономерностей изменчивости; | объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов | Л/р №8 «Анализ фенотипической изменчивости организмов» |
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), | Л/р №9 «Выявление мутагенов и канцерогенов в пище, оценка возможного их влияния на организм». | |
основные положения биологических теорий (клеточная) | сравнивать: химический состав тел живой и неживой природы, | Л/р №1 «Свойства углеводов, липидов и белков клетки» Л/р №4 «Определение каталитической активности ферментов». П/з №1 «Сравнительный анализ ДНК и РНК» П/з №2 «Сравнение процессов брожения и дыхания». |
строение биологических объектов: клетки; | сравнивать: биологические объекты | Л/р №3 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке». Л/р №2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий по готовым микропрепаратам» |
вида | описывать особей видов по морфологическому критерию; | Л/р №11 «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях и гербарных материалах» |
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, | сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, процессы половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; | Л/р №5 «Рассмотрение фаз митоза на готовых микропрепаратах клетки». Л/р №6 «Изучение развития зародыша на микропрепаратах и влажных препаратах» |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; | Л/р №10 «Изучение фактических материалов доказательства эволюции» | |
формирование приспособленности, | выявлять приспособления организмов к среде обитания; | Л/р №12 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
строение биологических объектов: экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере | составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | П/з №6 «Составление схем цепей питания для различных экосистем» |
объяснять: влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов | П/р№8 «Выявление экологических факторов, влияющих на организм во время профессиональной деятельности повара» | |
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | П/р№7 «Выявление и описание последствий своей будущей профессиональной деятельности на ОС» | |
использовать приобретенные знания и умения для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии | П/з №5 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | |
биологическую терминологию и символику | находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать | Л/р №1-12 П/з № 1-8 |
Критерии оценивания:
Отметка "5"
Лабораторная, практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности и правил техники безопасности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Лабораторная или практическая работа выполнена в полном объеме и самостоятельно с соблюдением правил техники безопасности при выполнении работ. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Лабораторная или практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.