Чрезвычайные дары Апостольского века должны сопровождать Церковь Христову на протяжении всей ее земной истории - в этом харизматики едины, хотя различные их направления признают разное количество и разнообразные комбинации этих даров. Учение о видимых дарах Святого Духа является для них "не только обязательным, но и основным в вероучении" [1].
Крещение Духом Святым непременно должно сопровождаться получением каких-либо духовных даров. При этом обязательно стяжается дар или знамение языков. Дар языков есть следствие крещения Духом Святым - оба акта тесно связаны между собой и являются свидетельством один другого. Ничего подобного не включает в свой "символ веры" ни одна из протестантских церквей. Это учение существенно отличает харизматиков от прочих деноминаций [2].
Святые отцы Церкви крайне предостерегали всех христиан от всевозможных духовных обольщений. "Никак не прими, - говорит преподобный Григорий Синаит, - если увидишь что-либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным никаким изображением. Увидевший что-либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере, обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно" [3].
Нередко на собраниях неохаризматиков связную человеческую речь можно услышать лишь при чтении Священного Писания или проповеди. Современные харизматы утверждают, что их экстатический язык – язык ангельский, ведомый лишь одному Богу. Однако когда в Священном Писании идет речь о даре "языков", имеются в виду именно "живые" разговорные языки.
Приведем основные доводы.
1. Греческое слово "glossa" означает в Писании в первую очередь человеческий язык. В Новом Завете оно несколько раз применяется, обозначая язык, как орган, но обычно означает язык, как речь. Это верно в отношении как Ветхого, так и Нового Завета. Раз тридцать слово glossa употребляется в греческом Ветхом Завете (Септуагинте), и каждый раз имеется в виду нормальный человеческий язык или речь.
2. Здесь также употребляется греческое слово "dialektos", от которого мы получили свое слово "диалект" или наречие (Деян. 2:6-8). Некоторые из присутствовавших на собрании в день Пятидесятницы услышали Божие Слово на своем родном языке, а другие на родном наречии. Если бы речь шла о каком-то экстатическом языке, не было бы этого разделения на язык и наречие.
3. Тот же термин "glossa" употребляется позднее в книге Деяний Апостолов и в 1 Коринфянам 12-14 главах. Некоторые пятидесятники и харизматики утверждают, что "действительно, обычные языки упоминаются во второй главе Деяний Апостолов, но после того они уже имеют другое значение". Но если мы рассмотрим упоминание языков позже в книге Деяний Апостолов (10:46; 19:6), мы опять найдем то же самое слово glossa, подразумевающее язык или известную уже разговорную речь. Во всей книге Деяний Апостолов греческое слово, означающее язык, неизменно одно и то же, и означает оно нормальную речь. Интересно заметить, что glossa всегда и во всей книге Деяний Апостолов дается во множественном числе, подразумевая множество языков. Неразборчивый же лепет никогда не упоминается во множественном числе, потому что у лепета нет разновидностей, и его можно классифицировать только в единственном числе.
Мы встречаем это и в 1 Коринфянам 14 главе: применяя это слово в единственном числе в стихах 2, 4, 13, 14 и 19, ап. Павел имеет в виду поддельный языческий лепет (неразборчивую речь), применяемый многими коринфскими верующими взамен настоящих известных языков. Всякий раз, когда ап. Павел хотел говорить об истинном даре языков, он прибегал к множественному числу. Единственным исключением будет 1 Кор. 14:27, где несомненно ап. Павел имел в виду настоящий дар, но писал об одном человеке, говорившем на одном языке, и потому применил единственное число. В Библии курсивом добавлено при единственном числе - "на незнакомом языке" - для различия между языческой речью экстаза и истинным даром языков во множественном числе, перед которым не стоит слово "незнакомый". Видно, что переводчики именно по вышеуказанной причине правильно применили термин "незнакомый" во всей 14 главе, кроме 27 стиха.
4. В 1 Коринфянам 12:10 употребляется тот же термин "glossa" , а затем говорится об истолковании языков. Греческое слово "истолкование" - здесь "hermeneuo" - означает "перевод". Язык экстаза или невнятный лепет непереводимы. При переводе берется слово на одном известном языке и в точности переводится на другой известный язык. Необходим был сверхъестественный дар для перевода с языка, которого сам не знаешь, чтобы присутствующие верующие могли получить назидание (1 Кор. 14:5). В таком случае никак невозможно переводить что-то правильно.
5. В 1 Коринфянам 12.10 упоминаются "разные" (разного рода) языки. Примененное здесь греческое слово genos есть то, от которого мы получили слово "genus," означающее род, семью, расу, нацию, группу тесно связанных видов. Лингвистам известен термин "группа языков". Опять-таки, имеется в виду нормальная человеческая речь.
6. 1 Коринфянам 14:21 дает понять, что языки (иностранная речь) были даны, как знамение неверующему Израилю. An. Павел ссылается на Исайи 28.11-12 в 1 Кор. 14:21: "В законе написано: 'иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушает Меня, говорит Господь". И дальше ап. Павел говорит, что языки даны как знамение не для верующих, а для неверующих - неверующего Израиля, на что и пророк Исайя указал в 28:11-12.
Кем же были эти люди, говорившие на незнакомых языках, через которых исполнилось пророчество Исайи? Ими были ассирийцы, которые говорили на чистом ассирийском языке!
7. 1 Коринфянам 14:27 указывает на подлинный язык, если его нужно было переводить. Ап. Павел предупредил коринфских верующих, что когда кто-то из них заговорит в собрании на незнакомом языке, "говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй". Это означает настоящий язык, потому что его необходимо переводить. Неисполнение этого указания привело бы к неразберихе, о которой говорится в 23 стихе: "Если вся церковь сойдется вместе, все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь?"
Мистические религии были хорошо известны в Коринфе в первом веке. В мистических религиях широко использовались языки - непонятный лепет в состоянии экстаза. И коринфяне, по-видимому, извратили дар языков, применяя экстатическую подделку.
Другая причина, почему коринфяне неправильно применяли дар языков, заключалась в том, что они делали это чтобы похвалиться перед другими и возвысить себя. Ап. Павел говорит об этом в 1 Кор. 14:4: "Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя, а кто пророчесвует, тот назидает церковь". В 1 Кор. 10:24 ап. Павел уже изложил этот принцип: "Никто не ищи своего, но каждый пользы другого".
Есть несколько объяснений явления "иных языков", которые мы слышим сегодня:
1. Иные языки могут быть сатанинского или демонического происхождения. Отдельные критики харизматиков и пятидесятников полностью приписывают иные языки "работе дьявола". Что дает основание так думать? То, что все лжерелигии в мире произошли от одной личности - сатаны.
Лжерелигиям присущи иные языки - невнятное бормотание в состоянии эйфории. Последнее издание Encyclopedia Britannica содержит полезные статьи о практике иных языков, которой пользуются язычники во время своих религиозных обрядов. Из Восточной Африки пришло сообщение об одержимых бесами людях, свободно говорящих на языке свах ил и или же на английском, хотя при нормальных условиях они не поняли бы ни одного слова на этих языках.
В племени тонга (Thonga people) в Африке во время ритуала изгнания злого духа собравшиеся обычно поют на языке зулусов, хотя сами тонгайцы этого языка не знают. Сам изгоняющий бесов говорит при этом на языке зулусов посредством, якобы, "чуда иного языка".
Применение иных языков можно найти у мусульман, эскимосов и тибетских монахов. Парапсихологическая лаборатория при медицинском факультете университета в штате Вирджиния сообщает о практике иных языков у тех, кто занимается оккультизмом [4].
2. Иные языки это заученное поведение. Разговор на иных языках не является сверхестественным переживанием. Человек может просто научиться, как это делать. Это пожалуй, наиболее общее объяснение того явления иных языков, которое встречается в харизматическом движении сегодня. Поразительно, что многие, говорящие на иных языках, употребляют одни и те же термины и звуки. Я достаточно наслушался всего этого, чтобы самому начать повторять эти "слова".
В своей книге "Psychology of Speaking in Tongues" ("Психология разговора на иных языках") Дж. Килдаль определил иные языки, как безусловно усвоенный навык [5]. Клиническому психологу Дж. Килдалю и его коллеге, психиатру П. Квальбену. было поручено American Lutheran Church и National Institute of Mental Health тщательно и всесторонне изучить явление "иных языков". После всех своих исследований они пришли к твердому убеждению, что это ничто иное, как поведение, заученное в результате подражания.
В харизматическом движении сильный нажим оказывается со стороны друзей ты должен принадлежать, должен проявлять, должен иметь те же дары и ту же силу, что и другие. "Ответом" на все духовные проблемы являются иные языки. Нетрудно понять, почему иные языки стали таким огромным общим знаменателем - конечной целью для каждого, кто с этим связан.
3. Иные языки могут быть чисто психологическим явлением. Некоторые, наиболее странные, случаи проявления иных языков можно объяснить психологически. Человек, говорящий на иных языках, впадает в состояние автоматических (непроизвольных) движений, внутренне отключаясь от внешнего окружения, что приводит к разъединению почти всех мышц с сознательным контролем над ними. Большинство людей, рано или поздно, сталкиваются в своей жизни с моментами некоторой оторванности, почти потери сознания. В подобных случаях, особенно в обстановке, где много шума и возбуждения, как это часто бывает в харизматических собраниях, человек может легко перейти в состояние, когда он уже не вполне владеет собой, и последствием этого также может быть явление иных языков. В этой области психологического состояния не исключена возможность гипноза. Дж. Килдаль и П. Квальбен заключили на основании своих наблюдений, что "подверженность гипнозу представляет собой благоприятные условия для перехода в глоссолалию" [6].
Святой Симеон, Новый Богослов, описывает молитву мечтателя и плоды ее так: "Он возводит к небу руки, глаза и ум, воображает в уме своем Божественные совещания, небесные блага, чины святых Ангелов, селения святых, короче, собирает в воображении своем все, что слышал в Божественном Писании, рассматривает это во время молитвы, взирает на небо, всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда проливает слезы и плачет. Таким образом, мало-помалу кичится сердце его, не понимая того умом; он мнит, что совершаемое им есть плод Божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтоб сподобил его всегда пребывать в этом делании. Это признак прелести" [7].
После всестороннего исследования говорящих на иных языках, Дж. Килдаль и П. Квальбен пришли к выводу, что люди покорные, поддающиеся внушению и впадающие в зависимость от руководства, обычно попадали под влияние иных языков [8]. Вильям Самарин также подтверждает, что "люди определенного типа проявляют обычно особый интерес к религиям, где практикуются иные языки" [9].
Невозможно проанализировать побуждения каждого, кто говорит на "иных языках", и обнаружить полную причину подобного поведения. Но есть много объяснений явления иных языков, в частности, в области психологии и подражания. Д-р. Е. Манселл Паттисон, член Христианской Ассоциации психологических исследований (Christian Association for Psychological Studies), писал: "Итогом нашего анализа является демонстрация как раз тех естественных механизмов, в результате которых происходит глоссолалия. Как психологический феномен, глоссолалия легко производима и это явление нетрудно исследовать. Я могу включить также свои личные наблюдения из клинических опытов над пациентами с неврологическими и психиатрическими заболеваниями. В результате известных видов мозговых нарушений, наступающих вследствие инсультов, мозговых опухолей и т.п., пациент остается с нарушениями в автоматических связях эталонов речи. При исследовании состояния подобных пациентов с 'афазией' (утратой навыков речи), мы наблюдали то же явление разлада речи, которое происходит при глоссолалии. Подобный разлад речи наблюдается в образе мышления и речи шизофреников, по своей структуре напоминающем глоссолалию. Эти данные демонстрируют то, что одни и те же стереотипы речи следуют всякий раз, когда сознательное, волевое управление речью нарушается в результате травмы мозга или психоза, а также в результате пассивного, самовольного отказа от контроля" [10].
Всякому, кого хотят научить говорить на иных языках, дается совет "пассивно отказаться от волевого управления собой". Человек должен как бы освободиться от себя, отказаться от управления своим голосом. Он должен сказать всего несколько слов, а потом предоставить им возможность литься, и ему не нужно думать о том, что он говорит.
Интересно, что Джозеф Смит, основатель веры мормонов, так учил своих последователей говорить на иных языках: "Встань на ноги и говори или производи какие-либо звуки, и так продолжай производить эти звуки, пока Господь не превратит их в язык или речь" [11]. Подобные указания Дж. Смита звучат, как цитаты из многих харизматических книг, в которых даются указания, как начать говорить на иных языках. Тому, кто желает говорить на иных языках, советуется вначале "производить какие-либо звуки". И ему не следует беспокоиться о том, что он говорит, "потому что Господь сделает из этого язык". То есть, он должен отказаться от всякого контроля над тем, что говорит. Поэтому не удивительно, что изучавшие глоссолалию пришли к выводу, что это стереотипный образец поведения, которое наступает при специфических эмоциональных условиях в результате отсутствия сознательного управления голосовым аппаратом.
Вся суть заключается в том, что само по себе возникновение иных языков может иметь много объяснений, и это явление может проявляться сегодня в таком же поддельном виде, не зависящем от Святого Духа [12].
Все виды бесовской прелести, которым подвергается молящийся, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы. "Если кто, - говорит преподобный Григорий Синаит, - с самонадеянностью, основанной на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую: того дьявол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя" [13].
Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их по-видимому из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. [14].
Все большее количество фактов указывает на то, что некоторые особенности Движения Веры могут нанести его последователям как духовный, так и физический вред. Невозможно установить, сколько людей пострадало от этого, но их количество наверняка исчисляется тысячами. Защищать подобные проявления, ссылаясь на людей, которым они не повредили, так же безответственно, как попытки оправдать изнасилование детей ссылками на случаи, когда жертвы насилия оставались относительно невредимыми. Компания "Свартлинг и Свартлинг" первой опубликовала научные данные, касающиеся психиатрических заболеваний среди бывших членов Движения Веры в Швеции [15]. Гудрун Свартлинг (трудотерапевт из Академической Больницы в Уппсале, Швеция) с 1986 года встречалась с более чем 100 бывшими членами шведского Движения Веры. Семьдесят из них посещали Библейскую Школу "Слово Жизни", созданную большой церковью Livets Ord "Слово Жизни" в Уппсале. Миссис Свартлинг сумела опросить 43 из 70 бывших студентов; шестеро отказались дать интервью. Остальных найти не удалось, или же их психика была слишком травмирована, чтобы с ними можно было поговорить. Она построила свой опрос в более свободной форме. Каждому опрашиваемому был выдан полный список вопросов, но, в зависимости от полученных ответов, ему могли быть заданы дополнительные вопросы.
Около половины общего числа опрошенных испытывали симптомы, напоминающие психоз. Четвертая часть участников пыталась покончить с собой; 93% говорили о беспокойстве и чувстве вины; 85% - об испорченных отношениях с семьями, не принадлежавшими к Движению. Большинство участников до поступления в Библейскую Школу не испытывали такого крайнего беспокойства, тяжелых кошмаров или необычно сильного чувства вины. По окончании школы 63% из них обратились за помощью к психиатру. 16% обращались за помощью еще до поступления в школу. Одиннадцать участников после своего пребывания в школе попали в больницу. Шестеро из них подверглись принудительному лечению в психиатрических лечебницах. 56% брали отпуск по болезни из-за проблем, связанных с обучением в Библейской школе. В 66% случаев отпуск продолжался более двух месяцев. В пяти случаях отпуск затянулся больше чем на год, а в четырех случаях - на несколько лет.
Николай Святченко, иерей
Ставрос - 05.06.2017.
Использованная литература
1. Граждан В. Антиобщественный характер вероучения, морали и деятельности современного пятидесятничества.. М.,1965. С.30
2. Ефимов И. Свящ. Современное харизматическое движение сектантства. - М, 1995. -С.109.
3. О первом образе внимания к молитве, Добротолюбие, ч. 1 Цит по: Свят. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты Т.2. -М. 1992. -С.38.
4. Подробное описание распространения иных языков см. в труде William J. Samarin, Tongues of Men and Angels (New York: Macmillan Co., 1972). См. также: Joseph Dillow, Speaking in Tongues (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1975), pp. 172-74.
5. John Kildahl, The Psychology of Speaking in Tongues (New York: Harper and Row, 1972), p. 74. Цит по МакАртур Д.Ф.Харизматики.Elkhart.1991. С.183.
6. Ibid., p. 54.
7. О первом образе внимания и молитве, Добротолюбие, ч.1. Цит по: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т.2. М.,1992. С.60.
8. МакАртур Д.Ф. Харизматики. - Elkhart, 1991. - С. 38-56.
9. Samarin Willliam J. Tongues of Men and Angeles. New York 1972, p. 228. Цит по: МакАртур Д.Ф. Харизматики. - Elkhart, 1991. -С.184.
10. E. Mansell Pattison, "Speaking in Tongues and About Tongues," Christian Standard (February 15, 1964), p. 2. Цит по МакАртур Д.Ф.Харизматики. - Elkhart, 1991. -С.185
11. Samarin, Tongues, - p. 53.
12. МакАртур Д.Ф. Харизматики. - Elkhart, 1991. -С.185
13. Свт. Игнатий (Брянчанинов) Указ соч. - С. 234.
14. Там же.
15. Пол Р. Мартин. Обратная сторона движения веры. - Киев, 2002.
Вопросоответы о согласии отцов
Автор: Александр Люлька
Вопрос 1. Что такое это "согласие отцов" и зачем оно нужно нам?
Edictum Mediolanense
Ответ: Это принцип или лучше сказать, правило, с помощью которого, говоря словами преподобного Викентия Лиринского, можно "узнать... как некоторым верным и как бы общим путем отличать истину веры кафолической от лживости уклонения еретического" и каким образом "узнать обманы и избежать сетей вновь являющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым и целым".
Вопрос 2. Не достаточно ли для этого Святых Вселенских Соборов?
Ответ: Достаточно для тех вопросов для которых были собраны эти Соборы. Однако, выслушаем самих отцов Пятого Вселенского Собора:
"Святой собор сказал: «для порядка пусть прочитают все, что сделано». Когда это было исполнено, святой собор сказал:
«считая обязанностию священников — положить начало находящемуся у нас делу о трех главах, о которых письменно спрашивал нас благочестивейший и миролюбивейший император, и всем объявить о правой вере и о святых отцах и учителях, которые в разные времена сияли в святой Церкви Божией,
мы исповедуем пред всеми, что содержим и исповедуем ту веру, которая сначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими была проповедана во всем мире, которую исповедали и изъяснили и передали святым церквам святые отцы и преимущественно те, которые собирались на четырех святых соборах;им мы следуем всецело и во всем и приемлем их;
приемлем также и четыре святых собора, то есть, триста восемнадцать святых отцов собиравшихся в Никее, и сто пятьдесят собиравшихся в Константинополе, и двести собиравшихся в первый раз в Ефесе, и шесть сот тридцать собиравшихся в Халкидоне, и все, что вышеуказанными четырьмя святыми соборами определено относительно одной и той же веры; а всех, осужденных вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами, признаем осужденными и анафематствованными наравне с прочими еретиками.
При этом мы делаем известным, что хранили и храним все, что, как сказано выше, определено четырьмя вышеупомянутыми святыми соборами относительно правой веры и что, на основании канонов, положено ими относительно церковной практики. Ибо хотя в разные времена созываемы были против появлявшихся еретиков четыре вышеупомянутые святые собора; но они удержали и провозгласили одно и тоже исповедание правой веры, и потому все, согласное с тем, что упомянутыми четырьмя святыми соборами определено относительно правой веры, мы приемлем; а все, что несогласно с определениями тех же четырех святых соборов относительно правой веры и написано с целию нанести оскорбление или сопротивление тем же четырем соборам или одному из них и в защиту еретиков и их нечестивого учения, все это, считая чуждым благочестия, мы осуждаем и анафематствуем»."
Как мы видим, отцы безусловно принимают и исповедуют веру, которая дарована Спасителем Его Церкви от начала, "одно и тоже исповедание правой веры". Но:
«Сверх того мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову, Григорию нисскому, Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу, и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией.
Итак, поелику в святой кафолической и апостольской Церкви Божией должно быть сохраняемо и проповедуемо это правое исповедание; то если кто либо удаляет себя самого от него, удаляющий себя самого от правой веры и вступающий в общение с еретиками, справедливо осуждается и анафематствуется святою Церковию Божиею».
Деяния Вселенских Соборов. Деяния V Вселенского Собора, 3-е.
Итак, сей Собор выделяет двенадцать отцов, чьи писания в совокупности признаются им, Собором, непогрешимыми, но и всех "прочих святых отцов", проповедовавших ту же правую веру. Посему, если что-то мы не находим в соборных решениях, мы можем и должны обратиться к творениям святых отцов, которых сами Соборы объявляют достойными всяческого доверия.
Если кому-то нужно удостоверение Вселенского Собора относительно принципа согласия отцов, то вот оно выражено вполне ясно и недвусмысленно.
Вопрос 3. Что это за двенадцать отцов, которых Вселенский Собор признал непогрешимыми в учениях?
Ответ: Подробнее прочтём об этом разъяснение:
«9 мая (такую датировку принимают, следуя краткой редакции; по пространной редакции – 12 мая). Участники Собора… определили, следуя во много зачитанному в 1-ом деянии «Определению» святого Юстиниана (Hefele, Leqlercq. Vol.3(1). P.84), основные принципы своей работы – придерживаться решений четырех Вселенских Соборов и учения святых отцов: святителей
Афанасия Великого,
Василия Великого,
Григория Богослова,
Григория Нисского,
Амвросия Медиоланского,
Иоанна Златоуста,
Кирилла Александрийского,
Прокла Константинопольского,
Льва Великого,
бл. Августина [Гиппонского],
епископа Илария Пиктавийского,
Архиепископа Феофила Александрийского,
принимая всё, что «они изложили о правой вере и об осуждении еретиков»
(ACO& T.4. V.1. P.37; ДВС. Т.3. С.314).
Вселенские Соборы. Православная энциклопедия, Москва, 2005.
Учения указанных святых отцов Вселенские Соборы признают безусловно и в полноте.
Вопрос 4. Но мы видим, что в числе непогрешимых отцов упомянут Свт. Григорий Нисский, у которого, как нам известно, были ошибочные суждения об апокатастасисе, то есть о таком всеобщем восстановлении, какое было осуждено Церковью. Нет ли здесь противоречия, ведь он назван в числе безошибочных, при наличии ошибок?
Ответ: Нет, противоречия здесь нет. Как мы видим, отцы Собора не говорят, что написанное каждым из отцов непогрешимо, но они говорят: «приемлем... что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков» , не каждый в отдельности, а они все, то есть, в совокупности. Ни один человек не может обладать той святостью и безошибочностью, которая дана Богом всей Церкви. И здесь речь идёт о том, что, когда эти двенадцать отцов говорят согласно о каком-то вопросе, то их общее согласие и будет выражением истины от Бога, хотя бы кто-то из них в ином и ошибся.
Вопрос 5. Стало быть, когда нам говорят, что для установления согласия отцов необходимо изучить все до одного творения всех святых, даже и те, которые пока не найдены или не переведены на доступный нам язык, или переведены плохо, такие люди заблуждаются?
Ответ: Совершенно верно, они просто неправильно понимают принцип consensus patrum и не знают, либо не принимают установления Вселенских Соборов. Для отыскания истины по какому-либо вероучительному вопросу довольно узнать суждения по нему этих двенадцати отцов или даже нескольких из них - согласно слову Вселенского Пятого Собора и последующих, которые подтверждали постановления предыдущих.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.