Прославление праведников на земле – в Церкви воинствующей: аа) почитание Святых
Вместе с тем, как праведный Судия и Мздовоздаятель удостаивает праведников, по кончине их, прославления на небеси – в Церкви торжествующей, хотя еще предначинательного, Он удостаивает их прославления и на земле – в Церкви воинствующей1714. Это прославление выражается тем, что Церковь земная: а) почитает скончавшихся праведников, как угодников и друзей Божиих; б) призывает их в молитвах, как предстателей пред Богом; в) чтит самые их мощи и другие останки; г) чтит их свящ. изображения или иконы.
Церковь Христова почитает праведников, не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая Святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своею жизнию; чествует Святых ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под. (Прав. испов. ч. III, отв, на вопр. 52; Посл. восточн. патр. о прав. вере отв. на вопр. 3)1715. В таком смысле почитание Святых -
I. Совершенно согласно с св. Писанием. Св. Писание решительно запрещает воздавать кому-либо Божеское поклонение и служение ( λατρεία), кроме единого истинного Бога (Втор. 6:13; Ис. 42:8; Матф. 4:10; 1 Тим. 1:17); но вовсе не запрещает этим воздавать надлежащее, разумеется, низшее почтение (δουλεία) и верным слугам Его, угодникам и друзьям, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, яко дивному во святых своих (Пс. 67:36). Напротив, в ветхом Завете, в котором дан был закон: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши (Втор. 6:13), богодухновенный Псалмопевец взывал: мне же зело честни быша друзи твои, Боже (Псал 138:17), и сыны пророческие торжественно поклонишася до земли верному рабу и другу Божию – Елисею (4 Царст. 2:15). Равным образом и в новом Завете сам Христос Спаситель, который подтвердил закон: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши (Матф. 4:10), сказал верным ученикам своим: вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам (Иоан. 15:14), и засвидетельствовал пред ними: иже вас приемлет, мене приемлет: и иже приемлет мене, приемлет пославшаго мя (Матф. 10:40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. И тот же св. Апостол, который изрек: единому Богу честь и слава (1 Тим. 1:17), изрек в другом месте: слава и честь всякому делающему благое (Рим. 2:10).
II. Имеет несомненное основание в свящ. Предании. Доказательством тому служат:
1) Празднества, которые с самого начала своего Церковь Христова обыкла совершать в честь угодников Божиих. Книга Постановлений апостольских, перечисляя дни, когда рабы должны быть свободны от трудов, говорит: «да не работают во дни Апостолов: ибо они были наставниками вашими во Христе и даровали вам Св. Духа; да празднуют в день первомученика Стефана и во дни прочих св. мучеников, которые предпочли Христа своей жизни»1716. Церковь смирнская (во 2 в.) в послании своем о мученичестве св. Поликарпа свидетельствует: «мы собрали его кости, – сокровище, драгоценнее дорогих камней и чище золота, – и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостию, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения, как в память уже совершивших свой подвиг, так в научение и утверждение будущих подвижников»1717. Равным образом и Христиане, бывшие зрителями мученической кончины св. Игнатия Богоносца (в нач. 2 в.), по их собственным словам, «заметили для себя день и час, дабы, собираясь во время его мученичества, иметь общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым, поправшим диавола, и совершившим путь своего Христолюбивого желания во Христе Иисусе Господе нашем»1718 Потом об обыкновении Церкви праздновать ежегодно дни кончины мучеников свидетельствуют св. Отцы1719 и называют этот обычай древним1720; свидетельствуют целые Соборы1721, и осуждают тех, которые не хотели участвовать в таких празднованиях: «аще кто, пришедши в надменное расположение, гнушаясь, осуждает собрания в честь мучеников и совершаемые в оных служения и памяти их: да будет под клятвою», – говорят в 20 правиле своем Отцы гангрского Собора, и в следующем правиле непосредственно присовокупляют: «сия же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией, по писанию, подвижничествовати желают, но тем, которые и подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто и, вопреки писаниям и церковным правилам, вводят новости… и, да речем вкратце, желаем, да бывают в Церкви вся, принятая от Божественных писаний и апостольских преданий».
2) Приношение бескровной жертвы, или совершение Литургии в дни памяти св. мучеников, священные бдения в честь их, похвальные слова. О первом ясно свидетельствуют еще Тертуллиан1722 и Киприан1723, а потом св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин1724. О вторых – св. Григорий нисский1725, св. Василий великий1726 и блаж. Феодорит1727. А похвальные слова в честь мучеников и других Святых до нас дошли от Василия великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Григория нисского, Ефрема сирина и других1728.
3) Храмы Божии, которые издревле сооружались во имя Святых и в особенности мучеников, на местах их страдания и погребения, и назывались мартириями (от μάρτυρ мученик). О таких мартириях в древней Истре, Дафнах, Дрипии, Никомидии, Константинополе и других местах упоминают св. Златоуст1729, Евсевий1730, Августин1731. Известен знаменитый храм во имя св. апостола Фомы, существовавший в Едессе1732, – еще более знаменитый во имя двенадцати св. Апостолов, построенный в Царьграде Константином великим1733, – и храм во имя св. апостола Иоанна близ Константинополя1734. Известно также, что Собор ефесский собирался в церкви св. Марии, а халкидонский в церкви св. Евфимии1735.
4) Исповедания древних Христиан и в особенности пастырей Церкви, которые раскрывают и основания, и образ, и цель почитания Святых. Вот, например, что говорят:
Христиане смирнской церкви в послании о мученичестве св. Поликарпа: «Мы никогда не можем ни оставить Христа, который пострадал для спасения всего мира спасаемых, ни поклоняться (προσκυνείν) кому-либо другому: потому что Ему мы поклоняемся, как Сыну Божию, а мучеников достойно молим, как учеников и подражателей Господа, – любим, за их неизменную приверженность к своему Царю и учителю»1736.
Св. Василий великий: «Любителю мучеников наскучит ли когда творит память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке»1737. «Когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку прославляем в рабах Его; восхваляем же праведников засвидетельствованием о том, что знаем, и людей увеселяем слышанием прекрасного. Так жизнь Иосифа есть увещание к целомудрию, а повествование о Сампсоне – побуждение к мужеству»1738.
«Памятию мученика (Маманта) вся страна подвигнута; весь город принимает участие в празднике; не сродники стекаются на гробы отцев, но все притекают на место благочестия… Видишь, как чествуется добродетель. а не богатство. Так Церковь чем чтит предваривших, тем самым возбуждает живущих еще. Не домогайся, говорит она, ни богатства, ни мудрости мира престающей (1 Кор. 2:6), ни славы увядающей, – все это исчезает вместе с жизнию: но будь делателем благочестия; оно и на небо вознесет тебя, оно приуготовит тебе и бессмертную жизнь, и продолжительную славу у людей»1739.
Св. Иоанн Златоуст: «Скажи мне, где гроб Александров? Укажи и скажи, в который день он умер? А гробы рабов Христовых славны, и находятся в царственном городе; дни кончины их известны; ибо составляют торжество для целой вселенной. Александрова гроба не знают и свои; а гроб Христов знают и варвары. И гробы рабов Распятого блистательнее царских дворцов, не только по величине и красоте строений; ибо и в сам они превосходнее; – но, что гораздо важнее, по ревности стекающихся к ним. Ибо и тот, кто носит багряницу, приходит лобызать гробы сии, и стоит пред ними, и молит Святых, чтоб предстательствовали за него пред Богом. В предстательстве уже умершего, скинотворца и рыбаря, имеет нужду облеченный в диадиму»1740.
Салвиан: «Я чту всех их (Святых) не иначе, как подражателей Христа; не иначе чествую, как члены Христовы, и для того только воспомянул об них, чтобы быть достойным их памяти»1741.
Блаж. Августин: «Христианский народ чествует память мучеников торжеством веры (religiosa soleranitate)…, но так, что мы не приносим жертвы (sacrificemus) никому из мучеников, а только Богу мучеников, хотя и устрояем олтари в память мучеников… То, что приносится, приносится Богу, увенчавшему мучеников, в память тех, которых Он увенчал… Мы чтим мучеников тою честию любви и общения (cultu dilectionis et societatis), которою и в этой жизни чествуются святые Божии человеки… Но тем чествованием (cultu), которое по-гречески называется служением (λατρεία) и есть собственно Божеству подобающее служение (servitus), мы и не чтим, и не учим чтить никого, кроме одного Бога»1742.
Отцы второго никейского Собора, VИИ-го вселенского: «Храним слова Господни, апостольские и пророческие, чрез которые мы научились чтить и величать (τιμάν καί μεγαλύνειν), во-первых, собственно и истинно Богородицу, – и св. ангельские силы, Апостолов, Пророков и славных мучеников, святых и богоносных учителей, и всех святых мужей, и просить их предстательства: потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу»1743.
Св. Иоанн Дамаскин: «Должно почитать Святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих… Они царствовали и господствовали над страстями, и сохранили невредимым подобие образа Божия, по которому сотворены…; они добровольно соединились с Богом, приняли Его в жилище своего сердца, и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, чем Он есть по естеству. Как же не почитать тех, которые суть и слуги, и друзья, и сыны Божии? Честь, воздаваемая усерднейшим сослужителям, доказывает любовь к общему Владыке. Святые соделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога; вселюся в них, говорит Бог, и похожду, и буду им Бог (2 Кор. VI:16)… Как же не почитать одушевленные храмы, одушевленные жилища Божии?.. Истинно, должно почитать, воздвигать во имя их храмы Богу, приносить дары, чтить дни памяти их и в оные веселиться духовно… Будем почитать Богородицу, как истинную матерь Божию, пророка Иоанна – как предтечу и крестителя, апостола и мученика: ибо, как сказал Господь, не восста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Матф. 11:11). И он был первый проповедник царствия Божия. Будем почитать Апостолов, как братий Господа, как самовидцев и служителей Его страдания, ихже Бог и Отец предуведе и предустави сообразных быти образу Сына своего (Рим. 8:29; 1 Кор. 12:28); во-первых, Апостолов, во-вторых, Пророков, в третьих, пастырей и учителей (Еф. 4:11). Будем почитать мучеников Господних, избранных из всякого звания, как воинов Христовых, крестившихся крещением смерти Его, как участников в страданиях и славе Его, и их чиноначальника, архидиакона Христова, апостола и первомученика Стефана. Будем почитать преподобных Отец наших и Богоносных подвижников, претерпевавших более продолжительное и трудное мученичество совести, иже проидоша в милотех, в козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся и в горах, и в вертепах, и пропастех земных, ихже не бе достоин мир (Евр. 11:37. 38). Будем почитать живших до благодати Пророков, патриархов, праведников, предвозвестивших пришествие Господа. Взирая на образ жизни всех сих Святых, поревнуем их вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови, дабы и нам с ними сподобиться венцов славы»1744.
В таком смысле почитание Святых, без всякого сомнения, не покажется нееообразным никому из людей здравомыслящих.
§ 254 бб) Призывание Святых
Почитая Святых, как верных слуг, угодников и друзей Божиих, св. Церковь вместе с тем призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своею собственною силою, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. 1:17), – как предстателей и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который един есть в собственном смысле и, самостоятельный ходатай Бога и человеков, давый себе избавление за всех (1 Тим. 2:5)1745 (Прав. Испов. веры ч. IIИ, отв. на вопр. 52; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 8).
Св. Писание преподает нам этот догмат, когда – а) научает обращаться к молитвам Святых, как сильным пред Богом; когда – б) вместе с тем показывает, что Святые и по отшествии на небо могут слышать наше призывание их, и – в) наконец, свидетельствует, что они не престают молиться за оставшихся на земле братий своих и помогать им.
1) Мест первого рода немало в свящ. книгах. Так, в ветхом Завете читаем, что – а) сам Бог повелел Авимелеху просить молитв за себя у Авраама, говоря: пророк есть, и помолится о тебе, и жив будеши (Быт. 20. 7); б) повелел потом согрешившим друзьям Иова просить молитв сего праведника: идите к рабу моему Иову… Иов же раб мой помолится о вас, понеже точию лице его прииму: аще бо не его ради, погубил бых убо вас (Иов. 42:8), и – в) что Иудеи, убежденные столь ясными повелениями Господа в силе и действенности молитв праведников, просили себе молитв у Самуила, который отвечал им: не буди мне, еже отступити от Господа Бога моего, и не вопити о вас с молением (1 Цар. 7:8; снес. 12, 23), и действительно возопи ко Господу о Израили, и послуша его Господь (- 9). В новом Завете туже истину заповедал св. апостол Павел собственным примером, когда, при всей своей святости, многократно просил себе молитв у благочестивых учеников своих: молю же вы, братие, Господем нашим Иисусом Христом и любовию духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу (Рим. 15:30); или: братие, молитеся о нас (1 Сол. 5:25), бдяще во всяком терпении и молитве о всех святых, и о мне (Еф. 6:18. 19; снес. Кол. 4:3; 2 Кор. 1:10. 11). А св. апостол Иаков, наставляя Христиан вообще молиться друг за друга, и след., просить друг у друга молитв, замечает в особенности: много бо может молитва праведнаго споспешествуема (Иак. 5:16). Если же Слово Божие заповедует обращаться к молитвам Святых, пока они еще на земле, и называет эти молитвы сильными пред Богом и спасительными для нас; если, следовательно, такое призывание Святых, еще живущих с нами, нимало не оскорбляет благости Отца небесного и не уничижает достоинства нашего Спасителя, единого ходатая Бога и человеков1746: не тем ли более мы должны обращаться к молитвам Святых, когда они переселяются на небо, и приходят в ближайшее общение с Господом? Не тем ли сильнее может быть тогда их предстательство за нас пред престолом Вседержителя, как предстательство угодников Его, уже прославленных? Не тем ли менее оскорбительно и для благости Отца небесного, и для достоинства нашего Искупителя, может быть призывание Святых, уже соделавшихся наследниками Богу и сонаследниками Христу (Рим. 8:17)?
2) В объяснение того, что Святые, и по отшествии своем на небо, несмотря на отделяющее их от нас расстояние, могут слышать наши молитвы и знать наши нужды, св. Писание представляет многие разительные примеры. Так оно свидетельствует, что угодники Божии, которых мы призываем в молитвах, находясь еще в теле, нередко имели дар прозирать во глубину сердца человеческого, как св. Петр прозрел в сердце Анании (Деян. 5:3), и знать события, совершавшиеся в отдаленности, как Елисей узнал о поступке Гиезия (4 Цар. 4:19. 25. 26), и, что еще удивительнее, открывал царю израильскому все тайные намерения двора сирийского (4 Цар. 6:12). Свидетельствует, что Святые, находясь еще на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы Ангелов, как Иаков (Быт. 32:1) и Елисей (4 Цар. 6:17), другие удостаивались созерцать самого Бога, как Исаия (6, 1–5) и Езекииль (Езек. 2, 1–8), третьи восхищались до третьего небесе, и слышали там неизреченные глаголы, как св. Павел (2 Кор. 12:2-6). Свидетельствует, наконец, что Святые на небеси равни суть ангелом (Лук. 20:36), которые действительно знают внутреннее состояние и обращение грешников к Богу: ибо радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лук. 15:10), – что Авраам, находясь на небеси, мог слышать вопль богача, страждущего во аде, несмотря на великую, отделяющую их пропасть, и что этот праотец сказал богачу между прочим: братия твои имут Моисея и пророк, да послушают их, – чем ясно выразил, что, находясь на небеси, праведники имеют возможность знать совершающееся на земле, после их кончины: ибо Моисей и Пророки жили после Авраама (Лук. гл. 16). Без всякого сомнения, все это примеры не какого нибудь естественного ведения человеческого, а ведения благодатного, вследствие чрезвычайных дарований от Бога; но почему же не допустить, что души праведников на небеси удостаиваются все такого же высочайшего просвещения от Бога, – что, предстоя непосредственно Его престолу, они созерцают происходящее на земле в свете лица Божия1747? Ныне видим, пишет св. Апостол, якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан бых (1 Кор. 13:12).
3) Наконец, из св. книг мы удостоверяемся, что Святые, отшедшие на небо, имея возможность знать наши нужды и слышать наши молитвы, действительно предстательствуют за нас пред престолом Вседержителя. Некогда сам Бог говорил Иеремии: аще станут Моисей и Самуил пред лицем моим, несть душа моя к людем сим… Кто умилосердится к тебе, Иерусалиме; и кто поскорбит о тебе, или кто пойдет молити о мире тебе (Иер. 15:1. 5)? Этими словами Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие, могли ходатайствовать пред Ним за иудеев. Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, который и сам молился за вся люди иудейские, и, указывая на иного мужа, с ним бывшего, сказал Иуде: сей есть братолюбец, иже много молится о людех и о святем граде, Иеремия Божий пророк (2 Макк. 15:12. 14). Отсюда должно заключить, что в Церкви иудейской несомненно существовало верование в предстательство Святых скончавшихся за живущих. В новом Завете св. апостол Петр довольно ясно обещает ученикам не прекращать своего попечения об них пред Богом и после своей смерти, говоря: потщуся же и всегда имети вас по моем исходе память о сих творити (2 Петр. 1:15). А св. Иоанн Богослов удостоился видеть в откровении на небеси, как двадесят и четыре старцы падоша пред агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых (Апок. 5:8), и потом, как дани быша Ангелу фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый, сущий пред престолом, и как изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Апок. 8:3. 4).
I. На основании свящ. Писания и вместе свящ. Предания, св. Церковь всегда содержала учение о призывании Святых, с полною уверенностию в их предстательстве за нас пред Богом на небеси. Это учение и верование Церкви находим:
1) Во всех древних литургиях. В литургии св. апостола Иакова говорится: «Особенно же творим память о святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Еe чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас…»1748. Тоже встречается в литургиях, известных под именами св. апостола Петра и евангелиста Марка1749, в литургиях Василия великого и Иоанна Златоустого1750, в чине римском и требнике св. Григория великого1751. Св. Кирилл иерусалимский, изъясняя литургию Церкви иерусалимской, замечает: «потом поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше»1752.
2) В древних сказаниях о св. мучениках. Свидетеля мученической кончины св. Игнатия Богоносца (в начале ИИ-го века) говорят: «Возвратившись домой со слезами, мы имели всенощное бдение…; потом, немного уснувши, некоторые из нас увидели внезапно восстающего и обнимающего нас, а другие также увидели молящегося за нас блаженного Игнатия»1753. Повествование о мучениках сциллитанских, пострадавших в 200 году, составленное современником-очевидцем, заключается следующими словами: «скончались Христовы мученики месяца июля в 17 день и ходатайствуют за нас пред Господом И. Христом»1754. Св. Максим, пострадавший в 250 году, сказал, между прочим, своему мучителю: «благодать Христа, молитвами всех Святых, соделает меня здравым во веки…»1755. Евсевий передает сказание о мученице третьего века Потамиене, что она, идя на смерть, обещалась защищавшему ее от языческой черни воину Василиду, по отшествии своем, молить за него Господа, и что, спустя три дня после мученической своей кончины, она, как засвидетельствовал сам Василид, явилась ему ночью, и возложив на главу его венец, сказала, что она молилась за него Господу и молитва еe услышана1756. Св. Григорий Богослов рассказывает о другой мученице третьего века, св. Иустине, что она, желая соблюсти свое девство посреди обольщений, «молила Деву Марию помочь бедствующей деве»1757.
1) В писаниях древних учителей Церкви. Например:
Св. Дионисия ареопагита: «Что молитва Святых еще при жизни их, а тем более по смерти, приносит пользу только достойным святых молитв, – этому научают нас истинные предания мудрых…. Так неисполнимою и суетною надеждою обольщается тот, кто просит молитв Святых, и отвергает свойственные им святые дела, не радит о божеских дарованиях, и отступает от яснейших и спасительных заповедей»1758.
Св. Киприана: «Будем взаимно памятовать друг друга…, будем везде и всегда молиться друг за друга… И если кто из нас прежде отойдет туда (на небо). по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца молитва за наших братий»1759.
Евсевия кесарийского: «У нас обычай и посещать гробы (Святых), и совершать здесь молитвы, и чтить блаженные их души, – и это признаем мы делом справедливым»1760.
Св. Василия великого – в слове на сорок мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! – И вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву. Идеже еста два или трие собрани во имя Господне, ту есть посреде их (Матф. 18:20); а где сорок, там усомнится ли кто в присутствии Божием? К сорока мученикам прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся, – один, чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, – другой, чтоб охранять его благополучие. Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему здравия. – Прошения ваши да будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтобы быть родителями подобных детей… Святый лик! священная дружина! непоколебимый полк! общие хранители человеческого рода! добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные, ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо; вам отверзлись врата рая»1761.
Св. Григория Богослова – в надгробном слове отцу: «Я уверен, что теперь молитвами произведет он больше, нежели прежде учением; поколику стал ближе к Богу, сложив с себя телесные оковы, освободившись от брения, омрачающего ум, непокровенным представ к непокровенному первому и чистейшему Уму, сподобившись (если могу так смело выразиться) ангельского чина и дерзновения»1762. В похвальном слове св. Киприану: «ты же милостиво призри на меня с высоты, управляй моим словом и жизнию, паси сию священную паству, или будь моим сопастырем, направляй ее, сколько возможно, к лучшему, гони от нее прочь беспокойных волков и всех, гонящихся за слогами и речениями, подавай нам наиболее совершенное и светлое озарение Святой Троицы, которой ты предстоишь ныне, которой и мы поклоняемся»1763.
Св. Иоанна Златоустого: «Молитвы Святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (во грехах) и исправляемся… Впрочем, сие говорю не для того, чтобы не призывать Святых в молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны сами делать»1764. «Зная сие, возлюбленнии, будем прибегать к предстательству Святых, и призывать их, чтобы они за нас молились; но не будем только полагаться на их молитвы, а и сами станем действовать по примеру их, как должно»1765.
Св. Ефрема Сирина: «Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби, из любви к Богу и Спасителю, и имеющие дерзновение пред самим Владыкою, ходатайствуйте, о Святые, за нас расслабленных и грешных, и исполненных лености, да приидет на вас благодать Христова, и просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа»1766.
Так же – св. Амвросия 1767, св. Григория нисского1768, Дидима александрийского1769, Феодора гераклийского1770, Иеронима1771, Феодорита1772, Августина1773 и других1774.
2) В Деяниях Соборов. Так, Отцы четвертого вселенского Собора, выслушав послание Флавиана, единогласно воскликнули: «Вечная память Флавиану!.. Флавиан живет по смерти: мученик, да молится за нас»!1775. На седьмом вселенском Соборе Отцы, рассуждая о почитании и призывании Святых, между прочим, положили: «Если кто не исповедует, что все Святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатию, досточестны (τίμιους) пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв Святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир (υπέρ τού κόσμου πρεσβεύειν), ΠΟ церковному преданию: анафема»1776.
Не опустим без внимания и того, что учение о призывании и предстательстве Святых содержат и исповедуют, согласно с православною Церковию, и все иномыслящие Христиане, отделившиеся от нее древле: не только латиняне, но и несториане1777, Абиссинцы1778, Копты1779, Армяне1780, кроме одних протестантов1781.
§ 255. вв) Почитание св. мощей и других останков угодников Божиих
Воздавая надлежащее почитание угодникам Божиим, переселившимся душами своими на небо, потому особенно, что в них почивал и почивает сам Бог, един Святый и во Святых почивающий, св. Церковь, естественно, вместе с тем чествует и оставшиеся на земле мощи или телеса угодников, которые так же удостоились быть храмами Св. Духа (1 Кор. 6:19; снес. 3, 16. 17), и другие останки Святых, получившие от них или чрез них освящение, каковы – риза и пояс Богоматери, вериги св. апостола Петра и под. (Простр. хр. катих. о чл. IX).
I. Это столько естественное чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в том, что сам Бог благоволил почтить и прославить те и другие бесчисленными знамениями и чудесами. Так -
1) В св. Писании читаем: а) что тело одного мертвеца, едва только коснулось костям пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило, и мертвый восстал (4 Цар:13, 21; снес. Сирах. 48:14. 16)1782; б) что самая милоть Илии, оставленная им Елисею, разверзла прикосновением своим воды Иордана для перехода последнему пророку (4 Цар. 2:14; снес. 8); в) что даже платки и полотенца св. апостола Павла, полагавшиеся, в отсутствии его, на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19:12).
2) В истории Церкви находим бесчисленное множество подобных чудес, которые совершал Господь чрез мощи и другие останки святых для всех, притекавших к ним с верою. Об этом свидетельствовали с совершенным убеждением еще древние св. Отцы и учители Церкви пред своими современниками, нередко призывая их самих во свидетели истины. Например:
Св. Григорий Богослов – в слове св. мученику Киприану: «Вы сами должны воспомнить все прочее, как то: изгнание бесов, исцеление болезней, предведение будущего. Все сие, при помощи веры, может подавать даже прах Киприанов, как знают изведавшие сие опытом, от которых и нам передана память о чуде, и будет передаваться будущим временам»1783. И в другом слове: «они (св. мученики) прославляются великими почестями и праздниками, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, так же действительны. как их тела»1784.
Св. Амвросий – в слове при открытии мощей св. Гервасия и Протасия: «Вы узнали и даже сами видели многих, освободившихся от демонов, а еще больше таких, которые, лишь только касались одежды Святых руками, тотчас исцелялись от своих немощей. Возобновились чудеса древнего времени с тех пор, как чрез пришествие Господа Иисуса излилась на землю благодать обильнейшая: вы видите многих, исцелившихся как бы некоторою тенью Святых. Сколько убрусцев передаются из рук в руки! Сколько одежд, которые были возлагаемы на священнейшие останки и от одного прикосновения соделались целебными, испрашивают (верующие) друг у друга! Все стараются хоть несколько прикоснуться, и тот, кто прикоснулся, здрав бывает»1785.
Св. Ефрем Сирин: «И по смерти действуют они (мученики), как живые, исцеляют больных, изгоняют бесов, и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа»1786.
Св. Иоанн Златоуст: «Не только тела, но и самые гробницы Святых исполнены благодати. Ибо если во время Елисея совершилось нечто подобное, и мертвый чрез прикосновение ко гробу его разрешился от уз смерти и возвратился к жизни: тем более ныне, когда благодать обильнее и действия Духа плодотворнее, естественно прикасающемуся с верою к самой гробнице (Святых) извлекать из нее великую пользу. Посему Бог и оставил нам мощи Святых, желая как бы рукою привести нас к той ревности, какая была в них, и даровать нам некоторую пристань и надежное врачевство против зол, отвсюду нас окружающих»1787. «Кости Святых… покоряют и подвергают истязаниям демонов, разрешают связанных жестокими их узами… Прах, кости и пепел мучат существа невидимые»1788. «Не на то смотри, что лежит пред тобою нагое и лишенное душевной деятельности тело мученика, но на то, что в нам присутствует иная, бо́льшая самой души сила – благодать Святого Духа, которая своими чудодействиями удостоверяет нас в истине воскресения. Ибо если Бог сообщил мертвым и превратившимся в прах телам такую силу, какою не обладает никто из живых: то кольми паче даст Он им, в день воздаяния, жизнь лучшую и блаженнейшую прежней»1789.
Блаж. Августин, в частности, повествует о многих чудесах, совершившихся в его время, при многочисленных свидетелях, от мощей св. мученика Стефана, и замечает: «Не прошло и двух лет, как эти мощи находятся в Иппоне, и хотя не все, совершившиеся с того времени, чудеса преданы письмени, однакож число записанных восходит до седмидесяти. А в Каламе, где мощи св. мученика пребывали с давних пор, и где более заботятся собирать сведения о чудесах, число их восходит несравненно выше»1790.
Такие же свидетельства о чудесах, совершавшихся во все века от мощей и вообще останков угодников Божиих, встречаются непрерывно у последующих учителей Церкви1791 и историков1792, также в жизнеописаниях Святых1793 и других сказаниях, продолжающихся до настоящего времени1794.
3) Особенно разительнейшее чудо, которым Господь прославляет тела многих угодников своих, есть их нетление, когда осуществляются на деле – и предсказание царя-пророка: не даси (Господи) преподобному твоему видети истления (Пс. 15:10), исполнившееся прежде всего на первенце из мертвых, Иисусе Христе (Деян. 2:27), – и благожелание древнего мудреца израильского праведникам: кости их процветут от места их (Сирах. 46:14; сн. 49, 12; Ис. 58:11)1795. Это нетление св. мощей, это изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления, как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел и в сильнейшее побуждение для нас – почитать самые телеса прославляемых Богом праведников и подражать вере их1796, не подлежит ни малейшему сомнению. В Киеве и Новгороде, Москве и Вологде, и во многих других местах нашего Богохранимого отечества открыто почивают многие нетленные останки: св. угодников, и непрестающими чудесами для притекающих к ним с верою громогласно свидетельствуют о истине своего нетления1797.
II. Вместе с тем, как Господь Бог во все времена прославлял самые останки угодников своих бесчисленными чудесами, св. Церковь также во все времена, последуя свящ. преданию, оказывала св. останкам надлежащее почтение.
1) Это почтение выражалось: а) в благоговейном собирании и хранении останков угодников Божиих, как известно еще из сказаний второго века о мученичестве св. Игнатия Богоносца1798 и Поликарпа1799, и из свидетельств последующего времени1800; б) в торжественных открытиях и перенесениях св. мощей1801·, в) в построении над ними св. храмов или алтари1802; г) в установлении празднеств в память их открытия или перенесения1803; д) в путешествиях к св. гробницам и украшении их1804; е) в постоянном правиле Церкви – полагать в основание алтарей мощи св. мучеников и иначе не освящать храмов1805. И не только на одни тела или мощи угодников Божиих простиралось уважение Христиан, но и на самые орудия страданий и смерти мучеников1806, на самые вещи, которыми Святые пользовались при жизни. Так Евсевий свидетельствует: «кафедра Иакова, который первый епископство над иерусалимскою церковию получил от самого Спасителя (в христианской Церкви были предания, что Иаков рукоположен во епископа самим Спасителем) и Апостолов, и которого божественное писание (Гал. 1:19) нарицает братом Христовым, – сохранилась еще доселе. Тамошние братия преемственно блюдуть ее и этим ясно показывают всем, как древние и нынешние Христиане благоговели и благоговеют пред святыми мужами за их любовь к Богу»1807.
2) Св. Отцы и учители Церкви постоянно возбуждали и поддерживали в Христианах это уважение к св. останкам угодников Божиих, объясняли истинный дух его, ограждали от неправомыслящих. Например:
Св. Иоанн Златоуст говорил своим слушателям – в похвальном слове Игнатию Богоносцу: «Будем вседневно притекать к сему Святому для приятия от него духовных даров. Всякий, приступающий к нему с верою, приобретает великие блага. Ибо не только тела, но и самые гробы Святых преисполнены духовных даров благодати… Посему я призываю всех вас, – в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастии, или во глубине греховной, – теките сюда с верою: вы получите помощь, и с великою радостию возвратитесь отсюда, приобретши одним воззрением облегчение совести вашей… Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно – и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, – и для счастливых, ибо утверждает их счастие, – и для болящих, ибо возвращает им здравие, – и для здравых, ибо отвращает болезни»1808. В похвальном слове св. мученикам Иувентину и Максиму: «Будем всегда приходить к ним, прикасаться к раке их и с верою объимать останки их, дабы от них привлечь на себя какое-либо благословение. Ибо, как воины, показывая царю полученные ими от неприятелей раны, смело говорят с ним; так и сии мученики, нося на руках усеченные главы свои, и выступив на среду, удобно могут испросить у Царя небесного все, что только захотят»1809. В похвальном слове египетским мученикам: «Если в прежнее время люди, совершившие чудные дела, призывали в помощь имена святых мужей, Авраама, Исаака и Иакова, и от одного воспоминания сих имен получали великую для себя пользу, умилостивляя ими Бога: то тем паче можем умилостивить Его мы, которые прибегаем не только к воспоминанию имен, но и к самым телам подвизавшихся за имя Божие»1810.
Блаж. Иероним писал к пресвитеру Руперию: «не говорю, – мы чтим (colimus et adoramus) останки мучеников, да не послужим твари более, нежели Творцу. Но мы чествуем (honoramus) останки мучеников, чтобы Божески чтить (ut adoremus) Того, коего они суть мученики. Чествуем слуг, чтобы чествование их восходило ко Владыке, который сказал: иже вас приемлет, мене приемлет (Матф. 10:40)»1811·
Отцы седьмого вселенского Собора постановили: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи Святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что оне подлинные и истинные: если это епископы или клирики, – да низложатся; а если иноки и миряне, – да лишатся приобщения»1812.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.