Административно- территориальное устройство- это деление территории государства, а в федеративном государстве—его субъектов на части—территориальные единицы, в рамках кот. осуществляются определенные государственные функции и(или)самоуправление населения (местное самоуправление),создаются государственные органы или органы местного самоуправления.
Принципы АПУ: 1) социально- экономич. плотность населения, развитие инфраструктуры, наличие крупных производственных промышленных объектов.
2) Географический – расположение территориальных единиц внутри субъектов, доступность наличия дорог.
3) Принцип многонациональности учет национ.особенностей.
4) Демографический – учет плотности населения, системы расселения населения
Административно-территориальное устройство:
• элемент территориальной организации РФ;
• основа иерархии органов государства и местного самоуправления: административно-территориальное устройство субъектов РФ может быть основной для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления;
• основа участия граждан в управлении государственными и общественными делами.
Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:
• соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
• создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
• содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
• обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
• сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
• участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.
совместного ведения Российской Федерации субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты Российской Федерации принимают законы об административно-территориальном устройстве, используя при этом критерии выделения административно-территориальных единиц, заложенные в Указе Президиума Верховного Совета РОСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 2006 г. введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства субъектов Российской Федерации:
• субъект РФ делится на территории муниципальных районов и городских округов;
• в состав муниципального района входят сельские и городские поселения;
• сельское поселение состоит из сельских населенных пунктов;
• городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов;
• сельский населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности;
• возможно деление крупных городов на районы (городские районы).
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г., местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Сельское поселение и городское поселение являются муниципальными образованиями первичного уровня.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Территорию поселений составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый). Сельский населенны пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.
Муниципальный район - несколько поселений (сельских и городских) или поселений и так называемых межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает осуществление местного самоуправления в районах городов федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – в пределах внутригородских районов. Кроме того, спецификой некоторых субъектов Федерации является введение в их системе административно-территориального устройства такой единицы как административные округа. Административный округ включает в себя несколько районов города. Границы административных округов не могут пересекать границ районов.
В основном субъекты РФ до последнего времени сохраняли прежнюю систему административно- территориального устройства и могли иметь такие виды административно-территориальных единиц: 1)города республиканского, краевого, областного, окружного значения—города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ ;эти города могут быть двух видов—состоящие из территории в пределах городской черты; состоящие из данной территории, а также прилегающих(присоединенных)территорий—это могут быть территории более мелких городов, поселков и сельских округов;
2) районы в сельской местности;
3) города районного значения—города, входящие в состав сельских районов;
4) районы в городах (городские районы);
5) сельские округа (волости, сельсоветы) —административно-территориальные единицы в сельской местности, включающие от 5—6 до14—20сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами, лесами и т.п.); сельские округа (волости,сель2 советы) входят, как правило, в состав сельских районов, хотя иногда могут входить и в состав территории города, находящегося в ведении субъекта РФ;
6) поселки рабочие, курортные, дачные, кот. могут входить как в состав сельских районов, так и городов, районов в городах. Отдельные небольшие населенные пункты в сельской местности—села, деревни, аулы, мелкие поселки обычно не являются самостоятельными административно-территориальными единицами и входят в состав сельских округов (волостей, сельсоветов).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.