Социальный статус включает в себя:
1) Атрибутивные признаки – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе.
2) Функциональные признаки
3) Оценочные (престиж и пр.)
4) Нормативные признаки – выполнение человеком норм поведения.
Социальный статус показывает то, что личность может делать и то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций.
Социальный статус личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр.
Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества. Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет.
Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют:
1) Образование
2) Материальное благосостояние
3) Квалификация
4) Личные качества человека
Основные направления социальной политики государства
Политические реформы в России 90-ых годов затронули все стороны жизни людей.
В социальной сфере:
Идет процесс формирования стратификационной системы. На месте сверх централизованного государства возникли достаточно неразвитые страны. Происходит:
1) Снижение жизненного уровня большинства граждан
2) Падение производства и обострение всех социальных проблем
3) Уменьшение численности населения РФ
4) Изменение численности и состава экономически активного населения
5) Перемещение рабочей силы в сферу услуг
6) Изменение структуры собственности.
Духовно-нравственная сфера
Культура и духовная жизнь
«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.
В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».
Подходы к осмыслению феномена культуры:
1) Деятельный:
Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.
2) Аксиологический:
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.
3) Семиотический (знаковый):
Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.
4) Социологический подход:
Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.
5) Гуманитарный подход:
Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.
Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.
Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.