Принципы разделения властей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Законодательная власть:

Осуществляется представительными органами власти. В РФ – это федеральное собрание, в США – конгресс.

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать общественные отношения путем принятия законов. Парламент состоит из депутатов, считающихся представителями народа, но не обязанных выполнять наказы жителей своего округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями. Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом, т.е. они не могут быть подвергнуты полицейскому аресту, против них не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.

Парламент формирует или принимает участие в формировании высших органов государства. В РФ Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительство, объявляет амнистию, принимает бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти.

2. Исполнительная власть и ее функции:

Исполнение принятых законов, распорядительная деятельность.

Во главе исполнительной власти стоит глава государства, как конституционный орган и должностное лицо государства. Он представляет гос-во и вовне и внутри его. Глава гос-ва – символ государственности, наравне с флагом, гербом и гимном.

В некоторых странах глава государства рассматривается как непосредственная часть парламента (Великобритания, Индия). В других гос-вах глава гос-ва – глава исполнительной власти (США, Египет). В отдельных странах он не может входить в состав какой-либо ветви власти (Германия). Глав гос-ва – национальный символ (Япония). Глава гос-ва – единоличный правитель (Саудовская Аравия). Глава государства бывает единоличным и коллегиальным.

Правительство:

Состоит из министров и осуществляет административно распорядительную деятельность. Под его руководством находятся государственные учреждения, ВС, финансы, международные дела.

3. Судебные органы:

Осуществляют правосудие, а органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

 

4.5. Формы государства:

Существуют две формы правления: монархия и республика. В монархиях формальным источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству. Виды монархического правления: абсолютная и конституционная. Последняя бывает дуалистической и парламентской (правительство формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту).

Республика:

Источник власти – народное большинство. Высшие органы власти избираются гражданами. Виды:

1) Президентская:

Президент – глава гос-ва и правительства, которое ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона.

2) Полупрезидентская (парламентско-президентская):

Президент – глава гос-ва, но разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства. Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства, он имеет право издавать указы только с санкции правительства.

3) Парламентская:

Президент – глава гос-ва, а исполнительная власть принадлежит главе правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать распоряжения, согласованные с правительством.

 

4.6. Формы национально-государственного устройства:

1) Унитарное государство:

Единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для него характерна единая система гражданства, права, государственного аппарата, суда, налогообложения, мононациональное население. Унитарное гос-во бывает:

а) централизованным (Великобритания, Швеция, Дания), могут предоставлять широкую самостоятельность местным низовым органам управления;

б) децентрализованные (Франция, Испания, Италия), крупные регионы пользуются широкой автономией.

2) Федерация:

Устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенной между ними и центром компетенции, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, а часто и право на двойное гражданство. На федеративном уровне создается двухпалатный парламент, верхняя палата выражает интересы субъектов федерации, а нижняя – страны в целом.

3) Конфедерация:

Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов.

 

 

4.7. Избирательные системы:

Выборы – процедура формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц путем голосования.

Политический режим является демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:

1) Все взрослое население должно иметь право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы.

2) Выборы должны проводиться регулярно.

3) Ни какую существующую группу взрослого населения нельзя лишить права формировать партии и выставлять кандидатов на выборах.

4) Все места в законодательной палате должны быть заняты в результате конкуренции.

5) Компании должны проводиться честно и справедливо.

6) Голоса должны подаваться свободно и тайно и обнародоваться честно.

 

Функции выборов:

1) Выборы лигитируют власть.

2) Служат барометром политической жизни.

3) Являются средством отбора политических руководителей.

4) На современном этапе появляется апсонтизм, т.е. неучастие в выборах.

 

Совокупность установленных критериев и процедур, с помощью которых определяются результаты голосования, называются избирательной системой. Он бываем мажоритарной и пропорциональной.

Мажоритарная: избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов, которое делятся на относительное большинство (избирается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, и партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство) и абсолютное большинство (для избрания необходимо более 50% голосов. Их число может быть: а) от общего числа зарегистрированных избирателей;

б) от общего числа поданных голосов;

в) от общего числа поданных действительных голосов).

 

Пропорциональная: каждая политическая партия, избирательное объединение получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

В ряде стран применяются смешанные избирательные системы.

 

4.8. Политическая идеология:

Политическое сознание – система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, по средствам которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами.

Политическое сознание образует несколько уровней:

1) Государственное сознание (выработка законопроектов, программ, обоснование существующего политического режима).

2) Теоретическое сознание (разработка политических концепций, идей).

3) Обыденное сознание (участие в политическом процессе)

4) Идеология (выражается в виде политических теорий, концепций, принципов и лозунгов).

 

Идеология выражается в виде политических теорий и концепций, политических идей и идеалов, принципов и лозунгов.

 

Идеология оформлена в политических партиях, движениях, союзах и выполняет ряд функций:

1) Образовательно-воспитательная

2) Интегрирующая (сплочение общества на базе общегосударственных , патриотических или групповых ценностей)

3) Пропагандистская (создание позитивного образа проводимой политической линии).

 

Идеологические направления:

1) Либерализм (учение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства).

Первыми либеральным документом была Декларация Независимости США 1776 года и Декларация Прав Человека и Гражданина 1789 года во Франции (человек рождается свободным и равным в правах с другими, право на собственность и пр.)

Идеалом либерализма является индивидуализм, «человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно». Частная собственность – гарант и мера свободы, господство принципов свободного рынка и свободной конкуренции, а государство играет роль «ночного сторожа».

На современном этапе существует неолиберализм – признание необходимости участия масс в политическом процессе. Неолибералы стояли у истоков идей всеобщего благоденствия, информационного общества и конвергенции.

Основные принципы либерализма:

а) Приверженность парламентскому строю

б) Негативное отношение к вмешательству государства в экономику

в) Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона.

г) Обеспечение политических прав и свобод граждан

д) Компромисс в решении важных политических проблем.

 

2) Консерватизм (сохранение и поддержание исторически-сложившихся форм государственной и общественной жизни):

Принципы:

а) Общество – система норм, обычаев, традиций и общественных институтов, уходящих корнями в историю

б) Ориентация на государственный авторитет

в) Пессимизм в оценке возможностей человеческой природы

г) Неверие в возможность социального равенства между людьми

д) Признание частной собственности в качестве гаранта личной свободы и социального порядка

 

3) Социал-реформизм (социально-политическое учение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ):

Принципы:

а) Отрицание всякой диктатуры как формы политического режима

б) Приверженность принципу демократического парламентаризма

в) Политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем

г) Приоритет мирных демократических средств в достижении поставленных целей

д) Государственное регулирование экономики и развития рыночных механизмов

е) Социальная замкнутость трудящихся

ж) Мирное сосуществование различных государств.

 

4.9. Политические режимы:

Это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

1) Тоталитаризм – политическая система, опирающаяся на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто для небольшой части населения, партия обладает олигархической структурой, переплетенной с государственной бюрократией. Управление осуществляется по средствам террора, управляемого партией и тайной полицией. СМИ находятся под жестким контролем властей. Партия и правительство контролируют также и экономическую жизнь.

Разновидности:

а) Фашизм

б) Национал-социализм

в) Коммунизм

2) Авторитаризм – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающих аппозиции, но предоставляющих автономию личности во вне политической деятельности.

Черты:

а) Неограниченность власти

б) Опора на силу

в) Режим не прибегает к массовым политическим репрессиям

г) Не преследуется инакомыслие

д) Политическая элита назначается сверху

е) Полномочия местных органов власти минимальны

ж) Население превращается в объект политических манипуляций

з) Поощряются расовые националистические предрассудки

и) Пропагандируется образ врага.

Режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктатур и военных хунд.

3) Демократия:

а) Классическая демократия

б) Либеральная демократия:

Предполагает эффективное участие граждан в управлении, равенство граждан по отношению к принятию решений, возможность получать достоверную политическую информацию, наличие механизмов контроля граждан над политической повесткой дня. Государственные руководители избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство через прямые или косвенные выборы. Режим предполагает учет интересов меньшинства, принцип конституционализма, гарантии в отношении основных свобод граждан.

 

4.10. Политическая партия:

Специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для завоевания и использования политической власти.

Политическая партия включает понятия:

1) Носитель идеологии

2) Организационная структура

3) Поддержка сторонников

4) Завоевание и использование власти.

 

Партии парламентского типа:

Формируются как кружки и клубы единомышленников, их цель – завоевание большинства в парламенте. Формирование целей государственной политики, как итог.

Партии внешнего происхождения:

Обладают большей централизацией, их члены связаны не только общностью политических целей, но и идеологическим родством. Первичные организации:

1) Партком (по территориальному признаку, имеет постоянный состав активистов). Такие партии еще называются кадровыми, их сила состоит в выборе престижного кандидата, в умении создать имидж, в искусстве применения государственных технологий, в возможности найти финансовые средства.

2) Секции (открыты для новых членов, живут за счет первичных взносов, строят работу по территориальному принципу). Благополучие партии пропорционально численности. Такие партии называются массовыми.

 

На современном этапе появились универсальные партии, как объединение избирателей разной классовой, социальной, экономической принадлежности для завоевания большинства голосов в ходе конкретных выборов.

Политические партии решают ряд задач:

1) Выражают интересы социальных групп

2) Проводят в жизнь политические решения

3) Определение коллективных целей, задач для всего общества

4) Создают политические элиты

5) Выступают в качестве референтных групп (группа, на которые индивид ориентирует свои политические предпочтения)

 Множество партий образуют единую систему. Наличие 5 и более партий создает ситуацию «крайней многопартийности», что опасно для стабильного политического режима.

 

4.11. Общественные движения:

От политических партий отличаются тем, что не ставят задачи завоевания политической власти, а стремятся изменить поведение органов власти. Так, экологическое движение «Гринпис» (существует с 1971 года) ориентируется на экологические программы, участвуя в избирательных компаниях, работе органов власти). Существуют также антивоенное и пр. движения.

Некоторые объединения ставятся вне закона, запрещаются и преследуются. В РФ запрещены объединения, действия которых направлены на изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.