Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемы, которые более всего волнуют предпринимателей, специалисты делят на 4 группы:

1. общие проблемы;

2. проблемы на стадии организации малого предприятия;

3. проблемы на стадии старта деятельности;

4. проблемы на стадии становления и развития предприятия.

Общие проблемы малого предпринимательства - это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития.

К ним относят:

1. Несовершенство законодательства: нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий; существенные законодательные пробелы (дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; неотработанность механизма правоприменения нормативных актов; отсутствие должного законодательства о залоге и т.п.).

2. Несовершенство налоговой системы. Имеет отрицательное влияние на бизнес в целом и малые предприятия в частности. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства ограничен. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и т.п. При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам.

3. Несовершенство финансово-кредитной системы. Денежные средства фондов поддержки малого предпринимательства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования программ и отдельных проектов поддержки малых предприятий. Однако механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств.

4. Безопасность деятельности предприятия. Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона: невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты; невыполнение своих обязательств поставщиками; произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.; прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»; передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам; утечка информации из коммерческих банков.

Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия – первом важнейшем этапе, включающем следующие основные процедуры: обсуждение целесообразности создания малого предприятия между партнерами, согласование особенности деятельности предприятия, ролей учредителей, выбор хозяйственной формы предприятия, оценка экономических последствий, риска; разработка пакета учредительных документов (устава и учредительного договора), его нотариальное заверение; сдача пакета документов на регистрацию; постановка на учет в налоговой инспекции; открытие расчетного счета в банке и взнос денег в уставной фонд предприятия; получение лицензии на право ведения деятельности; если необходимо, получение сертификата на продукцию или оказываемые услуги.

На стадии старта деятельности начинается непосредственно работа предприятия, и здесь предприниматели чаще всего сталкиваются с такими проблемами: недостаток оборотных средств; нехватка производственных площадей; крайне высокая арендная плата; трудности со сбытом продукции. Рынки сбыта сужаются вследствие обнищания широких масс населения и неплатежеспособности многих предприятий; недостаток квалифицированных кадров; недостаток профессиональных знаний и навыков, особенно в областях маркетинга, финансов, отчетности, составления бизнес-планов; отсутствие информации о местонахождении различных структур, занимающихся деятельностью по поддержке малых предприятий и их возможностях; очень высокие цены на качественную рекламу.

На стадии становления и развития малое предприятие достигает в своей деятельности определенных результатов: имеет свое место на рынке, клиентуру, его продукция или услуги пользуются спросом, реализация приносит прибыль, то есть предприятие растет и развивается. Но и здесь у предпринимателей возникает ряд определенных серьезных проблем: жесткая конкуренция; информационный рынок отличается хаотичностью развития, дороговизной и низким качеством (неактуальностью) предоставляемой информации. До сих пор в среде предпринимателей преобладают такие источники информации как личные связи, знакомства, кустарные базы данных по материалам печати и рекламы; недостаток лекций, семинаров, тренингов, деловых игр для предпринимателей, необходимых для повышения уровня их профессиональных знаний и навыков; недостаток достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов; бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур: различные органы требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы наладить обмен данными.

Таким образом, без помощи властных структур малые предприятия не смогут работать и развиваться в полную силу, так как они находятся под тяжелым прессом вышеописанных проблем, которые сами не в состоянии решить. И власти, заинтересованные в развитии данного сектора экономики, должны создавать структуры, занимающиеся поддержкой малого и среднего предпринимательства, чтобы помочь ему в преодолении препятствий, возникающих на пути предпринимателей.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 182.