Малое предпринимательство в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Можно выделить 5 этапов развития сектора малого предпринимательства в современной России:

a. этап I (1988-91 гг.): это был период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого предпринимательства в большой степени просто отсутствовала;

b. этап II (1992-94 гг.): этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне. Несмотря на это и на стимуляцию малого предпринимательства путем налоговых льгот, это был период замедленного роста числа малого предпринимательства;

c. этап III (1995-97 гг.): это был период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, рост общего количества зарегистрированных предприятий не был отмечен;

d. этап IV (1998-2000 гг.): начавшись с финансового и экономического кризиса 1998г., данный период развития малого предпринимательства прошел через изменение рынков в результате девальвации, и отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки малого предпринимательства были в значительной степени урезаны;

e. этап V (2001-2007 гг.): положительные последствия девальвации 1998 года закончились, российская экономика вступила в фазу экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого предпринимательства нуждалась в фундаментальном пересмотре. Итогом этих преобразований стало принятие в 2007 году нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время можно говорить о начале следующего этапа развития малого и среднего предпринимательства, связанного с началом глобального финансового кризиса, который неизбежно скажется на малых предприятиях и поставит новые вызовы перед государственной системой поддержки этого сектора.

В 1990 годы помимо количественных перемен произошли также важные качественные изменения в роли малых предприятий в российской экономике: в начале большинство малых предприятий организовывалось с целью использования ресурсов больших государственных предприятий для промышленного производства, а сейчас сектор малого предпринимательства в большей степени нацелен на предоставление услуг крупным учреждениям, включая учреждения, занимающихся посреднической и субподрядной деятельностью; на первоначальном этапе развития деятельность малых предприятий расширялась путем заполнения рынка товарами и услугами, которых не хватало. Сегодня ее успех зависит в большей степени от гибкости и меньшей стоимости сделок; в первые годы перестройки малые предприятия поглощали наиболее квалифицированных и энергичных менеджеров и сотрудников, которые искали новые возможности, связанные с большим политическим и экономическим риском. Сегодня малые предприятия более разнообразны. Параллельно с развитием высокотехнологичных фирм и профессиональных услуг малые предприятия все в большей степени вносят свой вклад в трудоустройство групп населения, находящихся в невыгодном положении.

Малое предпринимательство в постсоветской России трактуется как сравнительно новая форма хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с «первичными звеньями» советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованная по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.

Выделим основные особенности малого и среднего предпринимательства в России на современном этапе:

1. Отдельные механизмы, доставшиеся в наследство от советских времен и продолжающие действовать на сегодняшний день, вступают в противоречие с рыночными, которые еще недостаточно хорошо успели развиться.

2. Отсутствуют четкие и адекватные хозяйственные правила, реальная имущественная ответственность собственников. При этом достаточно часто нарушаются законы, а судебная система не в состоянии защитить собственника в силу своей слабости.

3. Развитие малого предпринимательства в финансовом секторе, в торгово-посреднических сферах, где возможен быстрый оборот капитала и нет необходимости в крупных капиталовложениях, в ущерб производственному сектору.

4. Недостаточно высокий уровень образования и культуры управленческого персонала.

5. Пассивное включение и участие предпринимателей в союзах, ассоциациях, обществах взаимного кредитования и других формах предпринимательской самоорганизации.

6. Вынужденная диверсификация деятельности - наряду с производственной деятельностью занимаются торговлей для того, чтобы остаться на плаву и не обанкротиться.

7. Низкая инновационная активность.

8. Низкая обеспеченность малого бизнеса в целом собственными финансовыми ресурсами.

9. Широкое использование фирм-однодневок для прикрытия криминального бизнеса преступных структур.

Российскому малому предпринимательству свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.

Указанные особенности требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российских малых предприятий, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет – один из основных факторов замедления развития малого и среднего предпринимательства в России.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 203.