Малое предпринимательство за рубежом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого предпринимательства, а также выработку странами с рыночной экономикой критериев для отграничения субъектов малого предпринимательства от иных субъектов предпринимательства.

За рубежом присутствуют следующие критерии.

В Великобритании малое предпринимательство имеет следующие критерии: по численности – 0-49 человек; по объему годового оборота – 5,3 млн долларов.

В США малое предпринимательство имеет следующие критерии: по численности – 100, 500, 750, 1000, 1500 человек (в зависимости от вида деятельности); по объему годового дохода – 0,75–20 млн долларов (также в зависимости от вида деятельности).

В Канаде малое предпринимательство имеет следующие критерии: по численности – до 49 (услуги) и до 99 человек (производство); по объему годового дохода – до 5 млн (услуги) и до 10 млн долларов (производство).

В Японии малое предпринимательство имеет следующие критерии: по численности – до 100 (услуги), до 50 (розничная торговля), до 100 (оптовая торговля) и до 300 человек (производство); по объему уставного капитала – до 474 тыс. (услуги), до 474 тыс. (розничная торговля), до 948 тыс. (оптовая торговля), и 2844 тыс. долларов (производство) – по курсу на февраль 2004 г.

Отдельной строкой следует указать Индию: по численности – не регламентируется; по стоимости активной части основных фондов – до 22 тыс. (мелкие) и до 55 тыс. (малые). Индийский опыт представляется особенно интересным, поскольку показывает результаты усилий государства, совершающего прорыв в своем развитии и выходящего по ряду показателей в группу ведущих стран мира. При этом малому предпринимательству отводится одна из ведущих ролей во внедрении современных технологий, в решении социально-экономических и других весьма значимых проблем.

Каждое из государств СНГ приняло в разное время свои законодательные акты о поддержке малого предпринимательства, и они различны в своих признаках. Имеются различия и в классификации малых предприятий по видам экономической деятельности. В ряде стран законодательно закреплены ограничения по годовой сумме оборота малых предприятий.

Армения и Узбекистан ввели понятие «микрофирма», но с различием по численности.

В Китайской народной республике еще на рубеже 80-х –90-х годов Госсовет КНР утвердил «Критерии разграничения крупных, средних и малых предприятий в промышленности» применительно к различным отраслям, основанные либо на годовых объемах производства (в подавляющем большинстве случаев), либо на первоначальной стоимости основных фондов. Например, к малым были отнесены металлургические предприятия с выплавкой менее 100 тыс. тонн стали и шахтоуправления с добычей менее 900 тыс. тонн угля в год, к средним – соответственно предприятия с выплавкой менее 600 тыс. тонн стали и добычей менее 3 млн тонн угля. Соответствующие критерии были приняты и для строительных организаций. В последние годы китайская статистика использует для классификации предприятий показатель объема реализованной продукции, фактически отражая на общегосударственном уровне только деятельность так называемых масштабных предприятий с годовым объемом реализации не менее 5 млн юаней (600 тыс. долл.). Так, в 1999 г. из 8 млн промышленных предприятий, зарегистрированных в КНР, только 165 тысяч составляли «масштабные» предприятия, в том числе 141,6 тысяч – мелкие, 15850 – средние и 7558 – крупные.

В Республике Корея к малым предприятиям относятся компании с численностью рабочих до 300 человек и капиталом, не превышающим 80 млрд вон (около 70 млн долларов CIIIA).

В Албании малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих – не более 300 человек, основной капитал – не более USD 500,000.

В Азербайджане малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих – не более 50 человек.

В Чешской республике малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих – не более 500 человек для предприятий всех отраслей, кроме «первичных», таких как сельское хозяйство, деревообработка.

В Эстонии малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих – не более 80 человек; оборот не более EEK 15 миллионов.

В Венгрии различаются подходы к определению малого предпринимательства, применяемые в бухгалтерском учете, налогообложении и статистике: 1. Применительно к бухгалтерскому учету, для ведения упрощенной годовой отчетности малого предприятия, предприятие должно удовлетворять 2 из приведенных ниже требований: общая стоимость имущества – не более HUF 150 миллионов; годовой доход с продаж – не более HUF 300 миллионов и/или число работающих – не более 100 человек. 2. Льготные кредиты и гарантии, как предприятия SME, получают фирмы, удовлетворяющие следующим требованиям: микропредприятия: число работающих – не более 10 человек; малые предприятия: число работающих – не более 60 человек. 3. Применительно к статистике: малые предприятия: число работающих от 20 до 50 человек.

В Казахстане малое предпринимательство имеет следующие критерии: малое предприятие: число работающих – не более 200 человек.

В Киргизстане малое предпринимательство имеет следующие критерии: малое предприятие: число работающих – не более 50 человек.

В Латвии малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих – не более 25 человек; оборот – не более Lat 200,000. Балансовая стоимость основных средств – не более Lat 70,000.

В Литве малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих – не более 100 чел.; оборот – не более Litas 2 миллиона.

В Молдове малое предпринимательство имеет следующие критерии: микропредприятия: число работающих – не более 19 человек; малые предприятия: число работающих – от 20 до 75 человек.

В Польше нет единого официального определения малого предпринимательства, несмотря на то что предприятия этого сектора являются одним из главных элементов экономической политики государства. Главное статистическое управление относит к определению малого предпринимательства предприятия с числом работающих до 50 человек. Но Правительство не разделяет этот подход и малое предприятие: число работающих – не более 50 человек.

В Румынии малое предпринимательство имеет следующие критерии: малое предприятие: число работающих – не более 25 человек; годовой оборот в пределах от LEI 10 миллионов до 2 миллиардов.

В Словении малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих – не более 50 человек в промышленности, строительстве, разработке месторождений; ремесленные кооперативы; индивидуальные предприниматели.

В Республике Македония малое предпринимательство имеет следующие критерии: для малых предприятий: число работающих – не более 50 человек; доход – не более MD 8,000; имущество (активы баланса) – не более MD 6,000. Должны выполняться по крайней мере 2 из указанных критериев.

На Украине малое предпринимательство имеет следующие критерии: число работающих: в промышленности и строительстве – не более 100 человек; на транспорте – не более 100 человек; исследования и разработки – не более 60 человек; оптовая торговля – не более 50 человек; розничная торговля – не более 20 человек.

В Узбекистане малое предпринимательство имеет следующие критерии: малые предприятия: число работающих – не более 300 человек.

В Европейском Союзе принят обязательный для всех стран-членов (а теперь и кандидатов) Регламент прямого действия № 70/2001 от 12.1.2001 г., устанавливающий рамки государственного содействия малым и средним предприятиям. Основные его положения сводятся к следующему:

1) к числу малых предприятий могут быть отнесены деловые структуры с числом занятых до 50 чел. и годовым оборотом до 7 млн евро и балансом до 5 млн евро. Фирмы с числом занятых менее 10 чел. считаются «микропредприятиями», но именно они составляют свыше 90% общего числа анализируемых участников хозяйственной деятельности.

2) государственная поддержка мелкому и среднему бизнесу может оказываться из бюджетов любого уровня и во всех секторах хозяйства (кроме угледобычи, черной металлургии, сельского хозяйства, рыболовства и судостроения, где действуют специальные схемы), но лишь по проектам стоимостью до 25 млн евро и в объеме до 15 млн евро. Содействие может иметь форму налоговых, амортизационных, кредитных, инвестиционных, консультативных, инфраструктурных, тарифных и иных льгот (субвенций), направляемых как в основной капитал, так и в иные активы фирм-бенефициаров (земля, строения, оборудование, приобретение технологии, подвижной состав и т.д.). Не разрешается использовать эти средства для субсидирования экспорта или для искусственного создания преимуществ при сбыте отечественных товаров перед импортными (что запрещено правилами ВТО).

3) «грант-элемент» поддержки (то есть чистые субсидии) не может превышать 15% стоимости проекта для малых и 7,5% для средних фирм.

4) затраты на внешний консалтинг для мелких и средних предприятий могут возмещаться в размере 50%, на участие в выставках – в том же размере, но только для первого участия в какой-то определенной выставке и применительно лишь к стоимости аренды, монтажа стенда и его обслуживания.

Во Франции малое предпринимательство имеет следующие критерии: по численности – 0–49 человек; по объему складочного капитала – не более 5 млн евро; по объему годового оборота – не более 7 млн евро.

Германия, как и Франция, – член Европейского Союза, поэтому их показатели по критериям отнесения субъектов предпринимательства к малому предпринимательству одинаковы, в отличие от Италии, финансовые критерии которой существенно отличаются: по численности – до 50 человек; по объему складочного капитала – не более 10 млн евро (в 2 раза больше, чем в Германии и Франции); по объему годового оборота – не более 10 млн евро (что на 30% превышает показатели Германии и Франции).

К тому же в Италии отдельной строкой выделяются микропредприятия с указанием собственных критериев: по численности – до 10 человек; по объему складочного капитала – не более 2 млн евро; по объему годового оборота – не более 2 млн евро.

В области регулирования предпринимательской деятельности можно выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере затрагивают высокоразвитые страны. Первая - это снижение административного воздействия на бизнес, предоставление ему большей свободы. В то же время государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики. Социальная составляющая постоянно находится в числе её приоритетов.

К быстрому росту мелких предприятий в США привело сокращение государственного вмешательства при самой разнообразной их поддержке. Методом естественного отбора здесь формируются лидеры будущего бизнеса. Максимально упрощена процедура регистрации нового предприятия. Она занимает здесь один день и стоит от 5 до 10 долл.

Во Франции на национальном уровне под контролем премьер-министра действует Комиссия по выработке проектов законов, упрощающих регистрацию и создание малых и средних предприятий (МСП).

В Австралии создана и функционирует система, сдерживающая принятие нормативных актов, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию и обусловливающая излишние административные издержки. Цель реформы регулирования, которая проводилась здесь с середины 90-х годов, – повышение эффективности функционирования рынков с точки зрения потребителей. Основным способом достижения этой цели было провозглашено повышение ответственности бизнеса за состояние дел в отрасли путем саморегулирования. В отличие от многих других стран, в которых также в той или иной степени проводилась подобная реформа, в Австралии был четко сформулирован лозунг «регулировать меньше», а не «регулировать лучше», то есть, сформировался принцип минимизации государственного участия.

В Германии государство может вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Важное значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых и средних предприятий. Антимонопольное законодательство препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке. Здесь приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. В интересах экономики в целом государство не вправе сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий. Важнейшие регулирующие функции немецкого государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка в стране. Они предусматривают основополагающие права на свободу предпринимательской деятельности, например, право заключать договоры, вступать в объединения, создавать филиалы и отделения, выбирать профессию и место работы, самостоятельно устанавливать цены на выпускаемую продукцию. Это касается и частной собственности, распоряжения ею, прежде всего средствами производства (земельными участками, зданиями, машинами и другими основными фондами). Законодательно закреплены принципы самостоятельного предпринимательства.

Второе направление государственного регулирования предпринимательской деятельности – его разнообразная поддержка. Налоговая политика как инструмент поощрения инновационной деятельности в приоритетных отраслях широко используется во Франции, Великобритании и Германии. Финансовая помощь, обычно мелким и средним фирмам, оказывается в форме субсидий, гарантированных займов и дотаций.

Опыт Франции интересен ещё и стимулированием перемещения предприятий на периферию, в слабо развитые регионы. В этом случае малые и средние предприятия получают целевые кредиты на капиталовложения, структурную перестройку производства.

США характеризуются большим опытом создания «инкубаторов бизнеса», имеющих цель оказания помощи в создании новых предприятий. Эффективность их очень высока. Они функционируют на основе субсидий федерального правительства; средств, получаемых от правительства штатов, муниципальных властей; помощи промышленных корпораций, учебных заведений, а также за счет арендной платы предпринимателей и процентов от продаж вышедших из «инкубаторов» и успешно работающих предприятий. В последние годы в США расширяется строительство технопарков. Активную роль здесь играют муниципальные власти. Создавая производственную площадку со всеми коммуникациями, в последующем они за символическую цену продают её предпринимателям, которые размещают на ней самые разнообразные производства. В целом опыт США подтверждает, что политика государственного регулирования предпринимательства эффективна, если отвечает интересам всего общества, а не отдельных (вне зависимости от их мощи и влиятельности) социальных групп.

В Австралии в 1996-2000 гг. было сформировано несколько рабочих групп, которые шаг за шагом исследовали эффективность собственно государственного регулирования, квазирегулирования и саморегулирования и разрабатывали рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих инструментов. Способы регулирования здесь делятся на: саморегулирование, то есть установление стандартов поведения и их применение и защиту самим бизнесом без какого-либо государственного вмешательства; квазирегулирование (сорегулирование), допускающее участие государства в какой-либо форме в обеспечении соблюдения кодексов и правил, разрабатываемых бизнесом; государственное регулирование - принятие нормативных актов, обязательных для исполнения, контроль за выполнением которых осуществляет государственный орган. В каждом случае, когда доказана необходимость вмешательства в свободное функционирование рынка, сначала рассматривается возможность реализации наиболее мягкой опции – саморегулирования, затем квазирегулирования и лишь в самом крайнем случае – прямого государственного вмешательства.

Во Франции и Германии государственное регулирование стало одним из средств структурных реформ, поддержания уровня производственного накопления, развития предпринимательства и предотвращения падения рентабельности предприятий в условиях затяжной депрессии.

Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории Республики Корея. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы. Демократизация общества, начавшаяся с конца 1980-х годов, затронула и экономику, вызвав усиление противоречий между нарастающей инициативой частного бизнеса и сохраняющимся контролем государства. Дискуссии, идущие среди южнокорейских ученых-экономистов, касаются лишь роли и масштабов госрегулирования. Вопрос о его полной отмене на повестке дня не стоит. Роль государства меняется в направлении от бюрократической и контрольно-руководящей до вспомогательной, ориентированной на создание условий для экономического роста, справедливого и эффективного распределения ответственности между центральными и местными органами власти. Формируется модель органичного сочетания рынка с системой косвенного государственного вмешательства.

Существуют 3 модели развития малого предпринимательства: 1) модель Мондрагона (на основе кооперативного движения постепенно сформировался крупный комплекс малых предприятий, занимающихся разнообразной промышленной и непромышленной деятельностью; быстрому росту кооперативов вначале способствовала высокая степень закрытости экономики Испании до ее вступления в ЕС, а в последующие годы, после вступления развитие комплекса поддерживалось целенаправленной государственной промышленной политикой, предусматривавшей предоставление кооперативам субсидий, технической помощи и программ обучения; основная роль в формировании и развитии этого комплекса принадлежала институциональному фактору, при этом особо надо выделить кооперативный банк Caja Laboral Popular (CLP) и существующий при нем отдел предпринимательства, всяческими путями способствовавшие возникновению и структурному развитию названного комплекса; разнообразие систем поддержки (начальные и средние школы, техническая школа, школа бизнеса, учебная школа для начинающих работать, система социального обеспечения), которые нередко возникали в качестве реакции на узкие места, появляющиеся в ходе развития и управления производством, эта сеть позволяла комплексу справиться с экономическими трудностями путем перевода работников с предприятий, переживавших временный спад, на более успешно функционирующие предприятия, и с помощью этого избежать увольнений; применение принципа рабочего самоуправления, который служит главной мотивацией труда занятых на производстве людей). 2) модель Эмилии-Романьи (в Италии, особенно привлекательной она выглядит для слаборазвитых или развивающихся регионов, поскольку предусматривает трансформацию аграрного общества в индустриальное; объединяет территориальные скопления промышленных малых фирм или сетей, характеризующихся высокой степенью кооперирования и конкуренции; характерно наличие сильных институциональных структур поддержки, опирающихся на местные правительства, причем консорциумы и ассоциации, занимаются оказанием малым фирмам различных реальных услуг; возможностью применения высокооплачиваемого наемного труда квалифицированных рабочих при повышении эффективности производства и инновациях; меры государственной политики, направленные на развитие малого предпринимательства, включают в себя налоговые и кредитные стимулы и региональную промышленную политику). 3) модель Вест Мидленда (в Великобритании основу конкурентоспособности составляли в 70-е гг. неурегулированный рынок труда и дешевая рабочая сила; малые фирмы тяготеют к деятельности в тех областях, которые можно определить как товарные рынки, зависящие больше от ценовых, чем неценовых факторов; низкие издержки, особенно на рабочую силу, имеют для них первостепенное значение, что и определяет их невысокую доходность; создание рабочих мест стало главной целью политики поддержки малого бизнеса в Великобритании в 80-е годы; самая крупная бюджетная программа The Enterprise Allowance Scheme была непосредственно направлена на то, чтобы побудить безработных стать независимыми предпринимателями, но так и не удалось создать сильного, конкурентоспособного сектора малых предприятий в значительной мере потому, что упор делался на немедленное возникновение большого числа предприятий с целью противостоять безработице во многих регионах).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.