Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночное основе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Они обладают рядом свойств:

· их невозможно исключить из потребления без высоких издержек

· ( например, отсутствие адекватной системы обороны приводит к угрозе поражения в ходе военных действий или террористических актов);

· отсутствует конкуренция в их потреблении – по критерию Парето

· ( например, надежная оборона или хорошая экология);

· участие государства в производстве этих благ (например, охрана окружающей природной среды, правотворчество и правоприменение);

· невозможность распределения общественных благ через рынки связана с тем, что при отсутствии принудительной оплаты за эти блага производители не могут получить оплату от потребителей своих продуктов.

 

Эти блага оплачиваются через налоговую систему, ведь только государство имеет право взимать налоги, пошлины и сборы.

Чисто общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Например, национальная оборона.

Чисто частное благо – такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например, покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование.

Потребление чистого частного блага связано с конкуренцией. Ведь чем больше хлеба потребляется одним человеком, тем менее доступен он для других. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага.

Чистые общественные блага можно рассматривать как такие блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.

Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды или внешняя полезность. Но так как положительные внешние эффекты не принимаются во внимание, когда благо производится индивидуумом или продается на рынке, то объем предложения такого блага меньше эффективного.

Самое большое, что человек готов заплатить за покупку блага - это предельная полезность, которую он может получить. На конкурентном рынке цена блага равно его предельным издержкам производства. Каждый человек покупал бы такое количество блага, при котором уравнивалась бы предельная полезность блага с его рыночной ценой.

Однако предельная общественная полезность каждой единицы чистого общественного блага – это сумма предельных полезностей для всех потребителей.

Это возникает благодаря тому, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Например, меры, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха. Это благо, которое приносит пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вами, плюс полезность, получаемая другим человеком и т.д. до тех пор, по кА к вашей полезности не будут прибавлены выгоды от всех остальных людей. Это верно для прироста любого чистого общественного блага.

Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага. Это не отличается от предельных общественных издержек производства чистых частных благ.

Так, например, для укрепления национальной обороны необходимо достаточное количество военной техники, оружия и военнослужащих. Поэтому укрепление обороноспособности поглощает дополнительные ресурсы.

Условия эффективности для чистого общественного блага таковы: MSC = MSB = ? MB ,

Где MSC –предельные общественные издержки производства единицы блага, ?MB – сумма предельных полезностей, получаемых каждым из потребителей этой дополнительной единицы.

Для достижения эффективного соглашения о производстве чистого общественного блага требуется кооперация потребителей. То есть должно быть выработано соглашение о разделении затрат между всеми потребителями.

 

Вопрос 2.

Многие товары и услуги благодаря своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами,которых может не хватать на всех потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности блага, которую получают уже существующие потребители. Здесь примером является дорога: дополнительные пользователи не уменьшают доступность услуг дорог вплоть до «точки перегрузки». А также: мост или тоннель.

 

В других случаях потребление благ неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы. Эти блага называются исключаемыми общественными благами или общественные блага с ограниченным доступом.

На эти блага легко назначить цену.

Примером исключаемого блага может быть телевещание. Использование платежей и сборов за установку телеоборудования позволяет воспрепятствовать получению полезности теми, кто отказывается платить. А также школьное обучение и знания, прививки.

Исключаемые блага могут производиться в частном порядке фирмами, предлагающими блага для продажи на рынке. А также могут производиться правительством. Частное предложение этих благ подразумевает, что затраты на них финансируются за счет доходов от продажи продукции. Предложение правительства таких благ может финансироваться за счет налогов, при бесплатном распределении соответствующих услуг (как в случае со школами).

Кроме того, правительство само может взимать плату за свои услуги. Так, например, государственные больницы и ВУЗы взимают плату за свои услуги, которая благодаря субсидиям ниже, чем была бы в противном случае.

 

Методические указания:

Прочитайте: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл. 13 с. 430-432.

 

Ответьте на вопросы:

1. Какие факторы определяют спрос на общественные блага?

2. Производство каких общественных благ – перегружаемых или исключаемых - более вероятно отдельными фирмами?

3. Почему правительственные органы обеспечивают предложение некоторых благ, например, образования, которые не являются общественными?

4. Чем общественные блага, потребление которых может привести к их перегрузке, и те общественные блага, доступ к которым можно ограничить, отличаются от чистых общественных благ?

Практические задания и тесты:

Обсудите на семинаре:

1. Понятие общественных благ и их свойства.

2. Отличия чистого общественного блага от чистого частного блага.

3. Спрос и предложение на чистые общественные блага.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.