Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство»

 (Наименование специальности)  

 

 

Красноярск, 2011 г.

 

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности(ей):130502 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»; 140613«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»;151001 «Технология машиностроения»; 150203 «Сварочное производство»; 150409 «Специальные машины и устройства»; 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и является единой для всех форм обучения в Аэрокосмическом колледже СибГАУ.

В соответствии с ГОС дисциплина «Менеджмент» должна содержать:

·цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм собственности;

·функции менеджмента;

·внешнюю и внутреннюю среду организации;

·основы теории принятия управленческих решений;

·стратегический менеджмент;

· управление рисками;

·  систему мотивации труда;

· систему методов управления;

· управление конфликтами и стрессами;

· индивидуально-типологические особенности личности;

· психологические аспекты малых групп и коллективов;

· этику делового общения;

· руководство: власть и партнерство;

· стили руководства;

· коммуникации;

· деловое общение: организация проведения деловых совещаний и переговоров, основные типы собеседников;

· планирование работы руководителя; основные направления улучшения использования времени;

· информационные технологии в сфере управления производством.

Цели и задачи учебной дисциплины

Предметом курса «менеджмента» являются концепции, функции, методы и приемы, обеспечивающие достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования экономических ресурсов.

Цель дисциплины «Менеджмент» - обеспечить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками управления, необходимыми для профессиональной деятельности.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность и задачи менеджмента;

- рассмотреть принципы, функции и методы менеджмента;

-рассмотреть формы построения взаимоотношений с сотрудниками;                                                                                              

 - рассмотреть организацию как объект управления, её признаки и характеристики, внешнюю и  внутреннюю среду;

- изучить связующие процессы в менеджменте: коммуникации и принятие решений;

- рассмотреть социально – психологические стороны менеджмента (мотивацию деятельности, руководство группой, управление конфликтами и стрессами);

 - обеспечить связи в преподавании «Менеджмента» с дисциплинами, изучаемыми параллельно и в   последующем.

Дисциплина изучается на 3-4 курсе обучения с учетом знаний и умений, сформированных на основе общепрофессиональных (базовых) и специальных дисциплин (основы экономики, экономика отрасли, правовое обеспечение профессиональной деятельности)

Учебная дисциплина «Менеджмента» в структуре основной образовательной программы относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

По окончанию изучения дисциплины «Менеджмента» студент должен:

     иметь представление:

-о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

    знать:

- цели и задачи управления организациями;

- основные функции менеджмента и их характеристику;

- факторы внешней и внутренней среды;

- правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ;

- типы решений;

 - требования к решениям;

- методы принятия эффективного решения;

   - критерии мотивации;

- виды рисков;

- методы управления;

- структуру коммуникационного процесса, функции и виды коммуникации;

- причины и виды конфликтов, стадии развития конфликтной ситуации, методы управления                                                     конфликтами;

- формы делового и управленческого общения в коллективе;

-индивидуально-типологические особенности личности;

- психологические аспекты малых групп и коллективов;

-формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

- технику личной работы руководителя;

- сущность и классификацию стилей управления;

    уметь:

 - принимать эффективное управленческое решения в конкретной ситуации;

- применять принципы эффективного взаимодействия в коллективе;

- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;

- рационально распределять своё рабочее время;

владеть навыками:

- логического мышления;

- составления пана совещания, бесед, переговоров;

- принятия эффективных управленческих решений.

  Рабочая программа рассчитана на 47 часов, в том числе практические занятия - 2 часа для специальности(ей):150203 «Сварочное производство» и 150409 «Специальные машины и устройства».

Виды и формы контроля

Система контроля над ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины включает следующие виды контроля:

- текущий контроль проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала, для этого в рабочей программе предусмотрена обязательная контрольная работа.

- итоговый контроль

а)  в форме зачета для специальностей: 130502 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»; 140613«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»; 150203 «Сварочное производство»; 150409 «Специальные машины и устройства»;230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»;

б) в форме экзамена для специальности 151001 «Технология машиностроения»  (7 семестр) предусматривается по завершении учебного курса (на экзамене определяется уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине, качество сформированных у них базовых знаний, умений и навыков в объёме требований программы.


 Тематический план

По дисциплине «Менеджмент»


Функции менеджмента.

Студент должен знать:

-основные функции менеджмента и их характеристику.

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль)- основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла.

Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Функции менеджмента.
  2. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль)- основы управленческой деятельности.
  3. Характеристика функций цикла.
  4. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

 

 

Стратегический менеджмент.

Студент должен знать:

- сущность стратегического менеджмента.

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Формы планирования.

2. Виды планов. Основные стадии планирования.

3. Стратегический менеджмент.

4. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

 

 

Коммуникации в менеджменте.

Студент должен знать:  

-коммуникации как связующие процесса управления;

 

Коммуникация: понятие, способы, модели, структура, виды, процесс. Трансакционный анализ. Коммуникативность. Общение: коммуникативная,                         -перцептивная, -интерактивная сторона общения. Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Коммуникация: понятие, способы, модели, структура, виды, процесс.
  2. Трансакционный анализ.
  3.  Коммуникативность.
  4. Общение: коммуникативная, -перцептивная, -интерактивная сторона общения.
  5.  Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления.

 

Система мотивации труда.

Студент должен знать:  

-критерии мотивации; первичные и вторичные потребности; правила делегирования.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Мотивация и критерии мотивации труда.
  2. Индивидуальная и групповая мотивация.
  3.  Ступени мотивации.
  4. Правила работы с группой.
  5. Мотивация и иерархия потребностей.
  6. Первичные и вторичные потребности.
  7. Потребности и мотивационное поведение.
  8. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования.
  9. Правила и принципы делегирования.

 

 

Методы управления.

Студент должен знать:

-группы методов управления;

 

Экономические методы управления; организационно- распорядительные (административные) методы управления; социально-психологические методы управления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Экономические методы управления;

2. Организационно- распорядительные (административные) методы управления;  

3. Социально-психологические методы управления.

 

Управление рисками.

Студент должен иметь представление:

- о методике оценки капиталовложений;

Студент должен знать:

-виды рисков.

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый.
  2. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

 

 

Этика делового общения.

Студент должен знать:

-правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

-условия эффективного общения;

 

Студент должен уметь:

-составлять план беседы, переговоров, совещаний;

   

Деловое общение, его характеристика. Начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Деловое общение, его характеристика.
  2. Начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

 

 

Практическая работа №1 «Составление плана проведения совещания, переговоров, бесед».

Стиль руководства.

Студент должен знать:

- сущность и классификацию стилей управления;

Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента». Связь стиля управления и ситуации.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Стили управления и факторы его формирования.
  2.  «Решетка менеджмента».
  3. Связь стиля управления и ситуации.

 

 

Планирование работы руководителя. Основные направления улучшения использования времени.

Студент должен знать:

-технику личной работы руководителя.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Планирование работы менеджера.
  2. Затраты и потери рабочего времени.
  3.  Основные направления улучшения использования времени.
  4. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места.
  5. Улучшение условий и режима работы.
  6. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

 

 

Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство»

 (Наименование специальности)  

 

 

Красноярск, 2011 г.

 

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности(ей):130502 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»; 140613«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»;151001 «Технология машиностроения»; 150203 «Сварочное производство»; 150409 «Специальные машины и устройства»; 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и является единой для всех форм обучения в Аэрокосмическом колледже СибГАУ.

В соответствии с ГОС дисциплина «Менеджмент» должна содержать:

·цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм собственности;

·функции менеджмента;

·внешнюю и внутреннюю среду организации;

·основы теории принятия управленческих решений;

·стратегический менеджмент;

· управление рисками;

·  систему мотивации труда;

· систему методов управления;

· управление конфликтами и стрессами;

· индивидуально-типологические особенности личности;

· психологические аспекты малых групп и коллективов;

· этику делового общения;

· руководство: власть и партнерство;

· стили руководства;

· коммуникации;

· деловое общение: организация проведения деловых совещаний и переговоров, основные типы собеседников;

· планирование работы руководителя; основные направления улучшения использования времени;

· информационные технологии в сфере управления производством.

Цели и задачи учебной дисциплины

Предметом курса «менеджмента» являются концепции, функции, методы и приемы, обеспечивающие достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования экономических ресурсов.

Цель дисциплины «Менеджмент» - обеспечить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками управления, необходимыми для профессиональной деятельности.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность и задачи менеджмента;

- рассмотреть принципы, функции и методы менеджмента;

-рассмотреть формы построения взаимоотношений с сотрудниками;                                                                                              

 - рассмотреть организацию как объект управления, её признаки и характеристики, внешнюю и  внутреннюю среду;

- изучить связующие процессы в менеджменте: коммуникации и принятие решений;

- рассмотреть социально – психологические стороны менеджмента (мотивацию деятельности, руководство группой, управление конфликтами и стрессами);

 - обеспечить связи в преподавании «Менеджмента» с дисциплинами, изучаемыми параллельно и в   последующем.

Дисциплина изучается на 3-4 курсе обучения с учетом знаний и умений, сформированных на основе общепрофессиональных (базовых) и специальных дисциплин (основы экономики, экономика отрасли, правовое обеспечение профессиональной деятельности)

Учебная дисциплина «Менеджмента» в структуре основной образовательной программы относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

По окончанию изучения дисциплины «Менеджмента» студент должен:

     иметь представление:

-о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

    знать:

- цели и задачи управления организациями;

- основные функции менеджмента и их характеристику;

- факторы внешней и внутренней среды;

- правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ;

- типы решений;

 - требования к решениям;

- методы принятия эффективного решения;

   - критерии мотивации;

- виды рисков;

- методы управления;

- структуру коммуникационного процесса, функции и виды коммуникации;

- причины и виды конфликтов, стадии развития конфликтной ситуации, методы управления                                                     конфликтами;

- формы делового и управленческого общения в коллективе;

-индивидуально-типологические особенности личности;

- психологические аспекты малых групп и коллективов;

-формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

- технику личной работы руководителя;

- сущность и классификацию стилей управления;

    уметь:

 - принимать эффективное управленческое решения в конкретной ситуации;

- применять принципы эффективного взаимодействия в коллективе;

- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;

- рационально распределять своё рабочее время;

владеть навыками:

- логического мышления;

- составления пана совещания, бесед, переговоров;

- принятия эффективных управленческих решений.

  Рабочая программа рассчитана на 47 часов, в том числе практические занятия - 2 часа для специальности(ей):150203 «Сварочное производство» и 150409 «Специальные машины и устройства».

Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.