Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство»
(Наименование специальности) |
Красноярск, 2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности(ей):130502 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»; 140613«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»;151001 «Технология машиностроения»; 150203 «Сварочное производство»; 150409 «Специальные машины и устройства»; 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и является единой для всех форм обучения в Аэрокосмическом колледже СибГАУ.
В соответствии с ГОС дисциплина «Менеджмент» должна содержать:
·цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм собственности;
·функции менеджмента;
·внешнюю и внутреннюю среду организации;
·основы теории принятия управленческих решений;
·стратегический менеджмент;
· управление рисками;
· систему мотивации труда;
· систему методов управления;
· управление конфликтами и стрессами;
· индивидуально-типологические особенности личности;
· психологические аспекты малых групп и коллективов;
· этику делового общения;
· руководство: власть и партнерство;
· стили руководства;
· коммуникации;
· деловое общение: организация проведения деловых совещаний и переговоров, основные типы собеседников;
· планирование работы руководителя; основные направления улучшения использования времени;
· информационные технологии в сфере управления производством.
Цели и задачи учебной дисциплины
Предметом курса «менеджмента» являются концепции, функции, методы и приемы, обеспечивающие достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования экономических ресурсов.
Цель дисциплины «Менеджмент» - обеспечить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками управления, необходимыми для профессиональной деятельности.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и задачи менеджмента;
- рассмотреть принципы, функции и методы менеджмента;
-рассмотреть формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
- рассмотреть организацию как объект управления, её признаки и характеристики, внешнюю и внутреннюю среду;
- изучить связующие процессы в менеджменте: коммуникации и принятие решений;
- рассмотреть социально – психологические стороны менеджмента (мотивацию деятельности, руководство группой, управление конфликтами и стрессами);
- обеспечить связи в преподавании «Менеджмента» с дисциплинами, изучаемыми параллельно и в последующем.
Дисциплина изучается на 3-4 курсе обучения с учетом знаний и умений, сформированных на основе общепрофессиональных (базовых) и специальных дисциплин (основы экономики, экономика отрасли, правовое обеспечение профессиональной деятельности)
Учебная дисциплина «Менеджмента» в структуре основной образовательной программы относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
Требования к уровню освоения дисциплины
По окончанию изучения дисциплины «Менеджмента» студент должен:
иметь представление:
-о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
знать:
- цели и задачи управления организациями;
- основные функции менеджмента и их характеристику;
- факторы внешней и внутренней среды;
- правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ;
- типы решений;
- требования к решениям;
- методы принятия эффективного решения;
- критерии мотивации;
- виды рисков;
- методы управления;
- структуру коммуникационного процесса, функции и виды коммуникации;
- причины и виды конфликтов, стадии развития конфликтной ситуации, методы управления конфликтами;
- формы делового и управленческого общения в коллективе;
-индивидуально-типологические особенности личности;
- психологические аспекты малых групп и коллективов;
-формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
- технику личной работы руководителя;
- сущность и классификацию стилей управления;
уметь:
- принимать эффективное управленческое решения в конкретной ситуации;
- применять принципы эффективного взаимодействия в коллективе;
- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;
- рационально распределять своё рабочее время;
владеть навыками:
- логического мышления;
- составления пана совещания, бесед, переговоров;
- принятия эффективных управленческих решений.
Рабочая программа рассчитана на 47 часов, в том числе практические занятия - 2 часа для специальности(ей):150203 «Сварочное производство» и 150409 «Специальные машины и устройства».
Виды и формы контроля
Система контроля над ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины включает следующие виды контроля:
- текущий контроль проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала, для этого в рабочей программе предусмотрена обязательная контрольная работа.
- итоговый контроль
а) в форме зачета для специальностей: 130502 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»; 140613«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»; 150203 «Сварочное производство»; 150409 «Специальные машины и устройства»;230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»;
б) в форме экзамена для специальности 151001 «Технология машиностроения» (7 семестр) предусматривается по завершении учебного курса (на экзамене определяется уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине, качество сформированных у них базовых знаний, умений и навыков в объёме требований программы.
Тематический план
По дисциплине «Менеджмент»
Функции менеджмента.
Студент должен знать:
-основные функции менеджмента и их характеристику.
Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль)- основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла.
Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Вопросы для самоконтроля:
Стратегический менеджмент.
Студент должен знать:
- сущность стратегического менеджмента.
Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Формы планирования.
2. Виды планов. Основные стадии планирования.
3. Стратегический менеджмент.
4. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
Коммуникации в менеджменте.
Студент должен знать:
-коммуникации как связующие процесса управления;
Коммуникация: понятие, способы, модели, структура, виды, процесс. Трансакционный анализ. Коммуникативность. Общение: коммуникативная, -перцептивная, -интерактивная сторона общения. Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления.
Вопросы для самоконтроля:
Система мотивации труда.
Студент должен знать:
-критерии мотивации; первичные и вторичные потребности; правила делегирования.
Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.
Вопросы для самоконтроля:
Методы управления.
Студент должен знать:
-группы методов управления;
Экономические методы управления; организационно- распорядительные (административные) методы управления; социально-психологические методы управления.
Вопросы для самоконтроля:
1. Экономические методы управления;
2. Организационно- распорядительные (административные) методы управления;
3. Социально-психологические методы управления.
Управление рисками.
Студент должен иметь представление:
- о методике оценки капиталовложений;
Студент должен знать:
-виды рисков.
Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.
Вопросы для самоконтроля:
Этика делового общения.
Студент должен знать:
-правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
-условия эффективного общения;
Студент должен уметь:
-составлять план беседы, переговоров, совещаний;
Деловое общение, его характеристика. Начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Вопросы для самоконтроля:
Практическая работа №1 «Составление плана проведения совещания, переговоров, бесед».
Стиль руководства.
Студент должен знать:
- сущность и классификацию стилей управления;
Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента». Связь стиля управления и ситуации.
Вопросы для самоконтроля:
Планирование работы руководителя. Основные направления улучшения использования времени.
Студент должен знать:
-технику личной работы руководителя.
Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.
Вопросы для самоконтроля:
Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство»
(Наименование специальности) |
Красноярск, 2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности(ей):130502 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»; 140613«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»;151001 «Технология машиностроения»; 150203 «Сварочное производство»; 150409 «Специальные машины и устройства»; 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и является единой для всех форм обучения в Аэрокосмическом колледже СибГАУ.
В соответствии с ГОС дисциплина «Менеджмент» должна содержать:
·цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм собственности;
·функции менеджмента;
·внешнюю и внутреннюю среду организации;
·основы теории принятия управленческих решений;
·стратегический менеджмент;
· управление рисками;
· систему мотивации труда;
· систему методов управления;
· управление конфликтами и стрессами;
· индивидуально-типологические особенности личности;
· психологические аспекты малых групп и коллективов;
· этику делового общения;
· руководство: власть и партнерство;
· стили руководства;
· коммуникации;
· деловое общение: организация проведения деловых совещаний и переговоров, основные типы собеседников;
· планирование работы руководителя; основные направления улучшения использования времени;
· информационные технологии в сфере управления производством.
Цели и задачи учебной дисциплины
Предметом курса «менеджмента» являются концепции, функции, методы и приемы, обеспечивающие достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования экономических ресурсов.
Цель дисциплины «Менеджмент» - обеспечить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками управления, необходимыми для профессиональной деятельности.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и задачи менеджмента;
- рассмотреть принципы, функции и методы менеджмента;
-рассмотреть формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
- рассмотреть организацию как объект управления, её признаки и характеристики, внешнюю и внутреннюю среду;
- изучить связующие процессы в менеджменте: коммуникации и принятие решений;
- рассмотреть социально – психологические стороны менеджмента (мотивацию деятельности, руководство группой, управление конфликтами и стрессами);
- обеспечить связи в преподавании «Менеджмента» с дисциплинами, изучаемыми параллельно и в последующем.
Дисциплина изучается на 3-4 курсе обучения с учетом знаний и умений, сформированных на основе общепрофессиональных (базовых) и специальных дисциплин (основы экономики, экономика отрасли, правовое обеспечение профессиональной деятельности)
Учебная дисциплина «Менеджмента» в структуре основной образовательной программы относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
Требования к уровню освоения дисциплины
По окончанию изучения дисциплины «Менеджмента» студент должен:
иметь представление:
-о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
знать:
- цели и задачи управления организациями;
- основные функции менеджмента и их характеристику;
- факторы внешней и внутренней среды;
- правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ;
- типы решений;
- требования к решениям;
- методы принятия эффективного решения;
- критерии мотивации;
- виды рисков;
- методы управления;
- структуру коммуникационного процесса, функции и виды коммуникации;
- причины и виды конфликтов, стадии развития конфликтной ситуации, методы управления конфликтами;
- формы делового и управленческого общения в коллективе;
-индивидуально-типологические особенности личности;
- психологические аспекты малых групп и коллективов;
-формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
- технику личной работы руководителя;
- сущность и классификацию стилей управления;
уметь:
- принимать эффективное управленческое решения в конкретной ситуации;
- применять принципы эффективного взаимодействия в коллективе;
- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;
- рационально распределять своё рабочее время;
владеть навыками:
- логического мышления;
- составления пана совещания, бесед, переговоров;
- принятия эффективных управленческих решений.
Рабочая программа рассчитана на 47 часов, в том числе практические занятия - 2 часа для специальности(ей):150203 «Сварочное производство» и 150409 «Специальные машины и устройства».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 225.