1. Социальные изменения: реформы и революции.
2. Концепция социального прогресса.
3. Формирование мировой системы.
Ключевые понятия и термины: регресс, революция, реформа, модернизация, неолитическая революция, промышленная революция, технология, закон ускорения истории, мировые системы, мировая экономическая система, мировое сообщество, цивилизация, ядро, периферия, полупериферия, глобализация.
Темы докладов и рефератов
1. Теоретическая концепция И. Валлерстайна.
2. Глобализация и проблемы современной России.
3. «Третий мир» в условиях глобализации.
4. Сценарий глобализации Ф. Фукуямы.
Литература к теме
1. Ахмедова Т.Т. Политические и экономические аспекты глобализации // Вопросы философии. – 2012. – № 3. – С. 72–81.
2. Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304с.
3. Воскресенский А.Д. Социальные порядки и пространство мировой политики (Историческая эволюция мировой системы) // Полис. – 2013. – № 2. – С. 6–23.
4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999. – 704 с.
5. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений // Социс. – 2011. – № 2. – С. 3–12.
6. Лоусон Т. Социология. А–Я: словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 602 с.
7. Рукавишников В. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. – М.: Совпадение, 2000. – 368 с.
8. Сорокин П.А. Революция и насилие, демократия и охлократия // Заметки социолога. Социологическая публицистика. – СПБ, 2000. – 315с.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Обществ. – М., Политиздат, 2002.
10. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. – М., СПб.: Университетская книга, 2001. – 380 с.
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ
1. Позитивизм в социологии (Общее и особенное в социальных взглядах О. Конта и Г. Спенсера).
2. Проблема социальной гармонии и солидарности в западной классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм).
3. Социальные функции религии.
4. Марксистская формационная парадигма исследования социально-исторического процесса.
5. Общественное мнение как институт гражданского общества.
6. Роль СМИ в формировании духовной сферы общества.
7. Образование как социальный институт. Цели и задачи реформирования образования в современном государстве.
8. Молодёжные организации и движения.
9. Особенности молодёжной культуры.
10. Культура как фактор социальных изменений.
11. Причины, содержание и пути разрешения социальных конфликтов.
12. Причины межнациональных и межэтнических конфликтов.
13. Мировая система и проблемы глобализационного процесса.
14. Миросистемный анализ общественного развития (И.Валлерстайн).
15. Личность как социальный феномен.
16. Социализация личности.
17. Социальное неравенство как основа социальной стратификации.
18. Социальная мобильность и её типы.
19. Социальная структура современного российского общества.
20. Семья как социальный институт и социальная группа.
ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Социология как наука.
2. Предмет, структура и функции социологии.
3. Место социологии в системе социологического знания.
4. Определение понятия «молодежь» в социологии.
5. Основные категории и понятия социологии.
6. Характеристика различных подходов к пониманию социологии как науки.
7. Специфика социологии по предмету исследования.
8. Причины возникновения социологии как самостоятельной науки.
9. Законы, категории и структура социологии.
10. Расширенная характеристика основных функций социологии.
11. Роль социологии в жизни общества.
12. Отличие социологи от других наук.
13. Протосоциология, ее характеристика.
14. Место О. Конта в истории социологии.
15. Основные принципы системы Ф. Тейлора и их социальная сущность.
16. Роль и значение учения Г. Спенсера для развития социологической мысли.
17. Вклад Дюркгейма в развитие социологической мысли.
18. Предмет и метод социологии в социологическом учении М. Вебера.
19. Суть социологической концепции марксизма.
20. Развитие социологической мысли в России.
21. Общая характеристика современной социологии.
22. Методологические подходы к анализу социальной структуры общества.
23. Понятие «социальная структура общества» и характеристика восходящих элементов социальной структуры.
24. Общество как социальная система.
25. Социальные группы как элемент социальной структуры общества.
26. Процесс становления студенческой группы как малой социальной группы.
27. Социальные институты в системе социальных связей.
28. Классификация социальных институтов и их функции в современном обществе.
29. Социальная структура общества: сущность, основные элементы и виды.
30. Теория социальной стратификации.
31. Социально-классовые (стратицийные) образования, возникшие в условиях качественного обновления общества, их особенности.
32. Основные признаки формализованной структуры социальной организации.
33. Маргинальность социальных групп в условиях качественного обновления общества.
34. Социальная стратификация современного общества.
35. Могут ли социальные конфликты играть положительную роль в развитии общества?
36. Понятие и сущность социологии личности.
37. Специфика социологического подхода к изучению личности.
38. Макро и микросоциологическая концепции личности.
39. Понятия «потребности», «интересы», «мотивы».
40. Типологизация личностей в социологии.
41. Проблема социализации и факторы социализации личности.
42. Роль социализации в становлении личности.
43. Проблемы социализации личности студентов в современном обществе.
44. Брак и семья как объект социологического исследования.
45. Функции семьи.
46. Типология брака и семьи.
47. Семья как малая социальная группа.
48. Тенденции развития семейных отношений.
49. Пути преодоления напряженности, конфликтности в семье.
50. Социально-психологические проблемы устойчивости брака.
51. Студенческая семья, ее проблемы.
52. Этапы жизненного цикла семьи.
53. Социальные факторы кризиса современной семьи и проблемы оптимизации брачно-семейных отношений.
54. Суть государственной молодежной политики.
55. Роль в государственной молодежной политике социологии молодежи.
56. Основные молодежные проблемы, их суть.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
При осуществлении текущего контроля используются следующие критерии:
Оценка «5» ставится, если студент:
· в полном объеме усвоил программный материал и владеет им системно, имеет глубокие знания; может аргументированно выражать собственные суждения в устной и письменной форме; обладает определенным ораторским искусством;
· самостоятельно безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; может анализировать социологическую информацию, синтезировать и обобщать ее в определенной системе, изложить собственную интерпретацию социальных явлений, характеризует современные социальные процессы, используя различные источники информации;
· применяет усвоенные понятия и умения для самостоятельного поиска информации из нескольких источников, в справочной литературе и Интернете; легко ориентируется при работе с данными социологических. опросов; допускает не более одной ошибки, которую легко исправляет по требованию преподавателя.
Оценка «4» ставится, если студент:
· ответы студента, результаты сделанной им работы в основном отвечают требованиям, предъявляемым к оценке «5»; дает правильное определение социологических понятий и пользуется ими, допуская их частичные нарушения и небольшие логические неточности; допускает упущение некоторых важных теоретических положений и фактов, но в целом формулирует правильные выводы;
· допускает нарушения в структуре ответа, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно выстроенные предложения, повторы слов; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно; допускает одну-две негрубые ошибки и может их исправить самостоятельно при требовании или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка «3» ставится, если студент:
· может передать основное содержание учебной темы, отвечая на вопросы преподавателя; ответ представляет собой сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, требует постоянной помощи преподавателя;
· материал излагается несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно или ответ представляет собой зачитывание законспектированного текста учебного пособия;
· допускает отсутствие некоторых элементов в структуре ответа, редко устанавливает причинно-следственные связи, слабо аргументирует выводы и обобщения, допуская при этом ошибки, не разделяет понятия на важные и второстепенные, не всегда чётко и правильно их определяет, описывает часто неправильно или непонятно;
· обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении конспекта научной литературы, допускает ошибки в трактовке ключевых понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская более двух грубых ошибок. социальные явления и процессы не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними, пользуется источниками социальной информации, использует их для объяснения основного содержания темы, но не в состоянии выработать собственную точку зрения; может дать краткую фрагментарную характеристику социальному явлению.
Оценка «2» ставится, если студент:
· не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала, не может отвечать на поставленные вопросы; допускает незнание фактов и деталей, высказывания не соответствуют рассматриваемой проблеме; не может установить причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах преподавателя; не умеет выделить понятия, дать четкое логичное объяснение определений понятий; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Семестровый зачет выставляется по результатам текущего контроля в обязательном присутствии студентов. Итоговая оценка определяется как среднеарифметическая всех видов работ, а именно: докладов, рефератов, контрольных работ на практических занятиях, решений практических ситуаций, участия в деловых играх. Работы оцениваются по 100-бальной шкале.
Баллы | Оценка | Критерии оценивания | |
А | 90-100 | Зачтено | Отличное выполнение заданий с незначительным количеством неточностей. |
В | 80-89 | Зачтено | В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 10 %). |
С | 75-79 | Зачтено | В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 20 %). |
Д | 70-74 | Зачтено | Неплохо, но со значительным количеством недостатков. |
Е | 60-69 | Зачтено | Выполнение удовлетворяет минимальным критериям. |
FX-F | 0-34 | Не зачтено | Выполнение не удовлетворяет минимальным критериям. |
Образовательные технологии
При изучении дисциплины используются следующие виды обучения:
- лекции с применением мультимедийных технологий;
- семинарские занятия, на которых рассматриваются основные вопросы социологии;
- консультации преподавателей;
- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического лекционного материала;
- контрольные работы на семинарских занятиях;
- подготовка к зачету по дисциплине;
- зачет.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добреньковым. – М.: Гардарика, 1998.
2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.
3. Гидденс Э. Социология. – М.: Основы, 1999.
4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО – Университет, 1997.
5. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред. Л. Скокова. – К., 2006.
6. Лавриненко В.Н., Нартов М.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
7. Примуш Н.В. Социология: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Лебедь», 1999.
8. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.
9. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлов, Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
10. Социология: Курс лекций / В.М. Пича, О.М. Семашко, Н.И. Чернши и др.; Под ред. д. соц. н., проф. В.М. Пича. – М.: Завет, 1997.
11. Социология: Пособие для высших учеб. заведений. / Под ред. проф. Городяненко В.Г. – М.: ОТ «Академия», 2002.
12. Социология: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Макеева. – М.: Знание, 2005.
Дополнительная:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Пер. с англ. – М., 1992.
2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. – М.: DiaSoft, 2002.
3. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX – начало ХХ века: В – 2 ч. – Ч.1: Западная социология: Учеб пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитарий. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005
4. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.
5. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. – СПб.: Питер, 2004.
6. Гидденс Э. Устройство общества: Очерки теории структурации. – М.: Акад. Проект, 2003.
7. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. М.: ИНФРА – М, 2005.
8. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.
9. Захарченко М.В., Погорелый А.И. История социологии (от античности до начала XX в.). – К., 1993.
10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000.
11. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996.
12. История украинской культуры / Под ред. В.П. Шкварець. – Николаев, 1996.
13. Капитонова З.А. Социология XX века (История технология). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
15. Костенко Н., Иванов В. Опыт контент-анализа. Модели и практики. – М.: Центр свободной прессы, 2003.
16. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк. – М. 1987.
17. Лесив И. Современные методы менеджмента. – Ужгород, 1994.
18. Леш К. Восстание элит и предательство демократии. – М.: Логос, 2004.
19. Мид Дж. Г. Дух, самость и общество. С точки зрения социального Бихевиористы. – М.: Рус. центр духовной культуры, 2000.
20. Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. (В – 2 ч.). – К., 1992.
21. Молодежь и государство: Материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Артемовск, Донецкая область, 13-15 октября 2006г. / Науч. ред. И. Ю. Древницкая; Отв за вып. В.В. Лыков. – Донецк: Типография «Новый мир», 2006.
22. Ноэль 3. Массовые опросы. Введение в методику домоскопиы. – М.: Аваэкстра, 1993.
23. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов / Под ред. Л.И. Глухарева и В. Страдье. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
24. Оникиенко В.В., Шаленко М.В. совершенствование территориальной организации трудовых ресурсов. – М.: Наукова думка, 1999.
25. Опросы общественного мнения. / Под ред. Н.В. Панина. – К., 1995.
26. Осовская Г.В., Крушельницкая О.В. Управление трудовыми ресурсами. Учебное пособие. – М.: Кондор, 2003.
27. Паника Н.В. Технология социологического исследования. – К., 1996.
28. Петюх В.М. Рынок труда и занятость. – М.: МАУП, 1999.
29. Пилипенко В.Е. Вишняк А.И., Куценко О.Д. и др. Специальные и отраслевые социологии: Учеб. пособие. – М.: Каравелла, 2003.
30. Пича В.М. Предмет, структура, функции социологии. – Львов, УПИ, 1994.
31. Пича В.М. Радость семейного общения. – К., 1990.
32. Пича В.М. Социология семьи: Материалы к лекциям по курсу "Социология". – Львов, 1995.
33. Пича В.М., Вовканич С.И., Маковецкий В.М. Как подготовить, провести и обобщить результаты социологических исследований. – Львов, 1996.
34. Погорелый А.И. Социологическая мысль XX века: Учеб. пособие. – К.: Просвещение, 1996.
35. Полторак В.А. Социология: Основы социологии труда и управления. – К., 1992.
36. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. – М.: Тандем, 1998.
37. Проблемы развития социологической теории. Теоретические проблемы изменения социальной структуры украинского общества. – М.: САУ, Ин-т социологии НАН Украины, 2002.
38. Проблемы социальной защиты молодежи в условиях изменения социально-экономических отношений // Материалы Международной научно-практической конференции. – Киев, 25-28 ноября 1992 – К., 1993.
39. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997.
40. Ручка А.А., Танчер В.В. Курс истории теоретической социологии. – М.: Наукова думка, 1995.
41. Рущенко И.П. Социология. Курс лекций. Учеб. пособие для вузов. – Харьков, 1996.
42. Саакян. А.П. Экономика и социология труда. – СПб, 2002.
43. Семашко А.Н. Социология искусства: Учеб. пособие. – М.: Миллениум. 2004.
44. Смелзер Н. Социология. – М: Феникс, 1994.
45. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб: ЗХГЫ, 2000.
46. Социология семьи. Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.
47. Социология труда и управления: Терминологический словарь-справочник / Под ред. В.А. Полторак. – К., 1993.
48. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлова, Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
49. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. – Донецк Донбасс, 1999.
50. Черныш Н.И. Общественное сознание молодежи. – Львов, 1990.
51. Черныш Н.И. Социология: Конспект лекций. – К., 1990.
52. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах запада. – М.: СПб.: Университетская книга, 2001.
53. Элиас Н. Общество индивидов. – М. Праксис, 2001.
54. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998.
55. Якодкина А.Г. Социальная инфраструктура и политика. – К., 2000.
Электронные информационные ресурсы:
1. История социологии. Учебник. – М.: Высшее Образование и Наука, 2007. – 448 с – http://www.for-stydents.ru
2. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – («концепции», «фундаментальный учебник»). – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. – 308 с – http://sferaznaniy.ru
3. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с: ил – http://www.for-stydents.ru
4. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. – М.: Юрайт, 2014. – 584 с. http://window.edu.ru
5. Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. – М.: Юрайт, 2014. – 636 с. http://window.edu.ru
6. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с. – http://sferaznaniy.ru
7. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.: ил. – http://studentam.net
Дата: 2018-12-28, просмотров: 407.