ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебно-методическое пособие
для студентов очной и заочной
форм обучения
Донецк 2017
УДК 1 (075.8)
Шелехов Е.А., к. ф. н., доцент.
Социология: Рабочая программа и планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / Е.А. Шелехов. – Донецк: ДОНИЖТ, 2017. – 29 с.
Учебно-методическое пособие состоит из программы курса, планов семинарских занятий, вопросов для контроля знаний по дисциплине, а также тематики индивидуальных заданий. Методические указания предназначены студентам дневной и заочной формы обучения для осуществления самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Рекомендовано к печати решением кафедры социально-гуманитарных дисциплин Донецкого института железнодорожного транспорта, протокол № … от …
Составитель:
кандидат философских наук, доцент
кафедры социально-гуманитарных
дисциплин ДОНИЖТ Е.А. Шелехов
Рецензенты:
доктор исторических наук, заведующий
кафедрой социально-гуманитарных
дисциплин ДОНИЖТ В.Л. Агапов
кандидат философских наук
доцент кафедры философии ДонНТУ А.В. Гижа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………… | 4 | |
1. | Рабочая программа……………………………………………………... | 8 |
2. | Планы семинарских занятий…..………………………………………. | 10 |
3. | Тематика докладов……………………………………………………... | 20 |
4. | Вопросы по дисциплине……………………………………………….. | 20 |
5. | Критерии оценки знаний………………………………………………. | 22 |
6. | Рекомендованная литература………………………………………….. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структурных элементов (социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Дисциплина базируется на знании предмета «Обществоведение», на знаниях отечественной истории, философии, культурологии. С социологией тесно связаны такие науки, как «Политология» и «Психология».
Предметом курса являются общие закономерности функционирования социология, законы ее развития, конкретно-исторические социологические школы, ценностное содержание деятельности социологов в разное время.
Цель дисциплины:
1) формирование у студентов систематических знаний в области социологии, умение оценивать достижения социологической мысли, в том числе российской;
2) формирование у студентов способности самостоятельно приобретать новые и углублять полученные знания.
Задачи дисциплины :
1) сформировать у студентов научные представления о содержании понятия «социология», о феномене социологии, ее роли в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социального опыта;
2) рассмотреть закономерности и особенности социологической мысли в различные эпохи человеческой истории в различных регионах мира;
3) сформировать научные представления о базисных положениях социологии, о социологических направлениях и школах; о методологии и методах изучения социологии.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Иметь представление о социологии, ее предмете и об основных этапах развития мировой социологии; о связи социологии с другими сферами человеческой деятельности; об основных социологических направлениях.
Знать:
- место социологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы социологии, историю ее формирования как научной дисциплины, специфику основных современных социологических школ, направлений;
- методику и методологию социологических исследований;
- основные понятия социологии, ее структуру и функции;
- базовые ценности социологии;
- вклад выдающихся деятелей науки в развитие мировой социологии;
- основные теории, понятия и модели социологии;
- институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством;
- социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;
- причины, содержание и основные тенденции социальных процессов в современном мире; историю социологии.
Уметь:
- ориентироваться в социологической проблематике;
- понимать, характеризовать и давать оценку социологическим направлениям;
- формулировать собственные смыслы в социологии.
Владеть:
- навыками практического применения простейших методов эмпирического социального исследовании;
- навыками интерпретации социальных явлений с системной и функциональной точек зрения;
- навыками социального прогнозирования;
- базовыми приемами анализа социологической информации и разработки практических рекомендаций для решения социальных проблем
- научным инструментарием, необходимым для оценки качества социальной политики государства.
Социология находится в логической взаимосвязи с дисциплинами базовой и вариативной частей естественнонаучного и профессионального циклов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.).
Структура дисциплины
Характеристика учебной дисциплины | Очная форма | Заочная форма |
Уровень высшего профессионального образования | Специалист | |
Образовательно-квалификационный уровень: | Специалист | |
Формы контроля | Зачет | |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 2 | 2 |
Количество часов | 72 | 72 |
Год подготовки | 1-2 | 1-2 |
Семестр | 1-3 | 1-3 |
Количество часов по видам занятий: | ||
- лекционные | 18 | 4 |
- семинарские | 18 | 4 |
- лабораторные | ||
- самостоятельная работа | 36 | 64 |
в т.ч. индивидуальное задание | ||
Недельное количество часов: | ||
- аудиторные занятия | 2 | |
- самостоятельная работа студента | 2 | 3.5 |
Разделы дисциплины, виды и трудоемкость занятий (в часах)
№ п/п | Наименование тем | Лекции | Семинары | Самост. работа | Всего часов |
1 | Социология как наука. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. | 2 | 2 | 4 | 8 |
2 | Классические и современные социологические теории. Социологический проект О. Конта. | 2 | 2 | 4 | 8 |
3 | Общество как социальная общность. | 2 | 2 | 4 | 8 |
4 | Личность и общество. | 2 | 2 | 4 | 8 |
5 | Социальные институты. | 2 | 2 | 4 | 8 |
6 | Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. | 2 | 2 | 4 | 8 |
7 | Социальная динамика. | 2 | 2 | 4 | 8 |
8 | Социология молодежи. | 2 | 2 | 4 | 8 |
9 | Современные проблемы общества. | 2 | 2 | 4 | 8 |
Итого | 18 | 18 | 36 | 72 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕМА № 1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 364.