ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Е.А. Шелехов
СОЦИОЛОГИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебно-методическое пособие
для студентов очной и заочной
Форм обучения
Донецк – 2017
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Е.А. Шелехов
СОЦИОЛОГИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебно-методическое пособие
для студентов очной и заочной
форм обучения
Донецк 2017
УДК 1 (075.8)
Шелехов Е.А., к. ф. н., доцент.
Социология: Рабочая программа и планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / Е.А. Шелехов. – Донецк: ДОНИЖТ, 2017. – 29 с.
Учебно-методическое пособие состоит из программы курса, планов семинарских занятий, вопросов для контроля знаний по дисциплине, а также тематики индивидуальных заданий. Методические указания предназначены студентам дневной и заочной формы обучения для осуществления самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Рекомендовано к печати решением кафедры социально-гуманитарных дисциплин Донецкого института железнодорожного транспорта, протокол № … от …
Составитель:
кандидат философских наук, доцент
кафедры социально-гуманитарных
дисциплин ДОНИЖТ Е.А. Шелехов
Рецензенты:
доктор исторических наук, заведующий
кафедрой социально-гуманитарных
дисциплин ДОНИЖТ В.Л. Агапов
кандидат философских наук
доцент кафедры философии ДонНТУ А.В. Гижа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………… | 4 | |
1. | Рабочая программа……………………………………………………... | 8 |
2. | Планы семинарских занятий…..………………………………………. | 10 |
3. | Тематика докладов……………………………………………………... | 20 |
4. | Вопросы по дисциплине……………………………………………….. | 20 |
5. | Критерии оценки знаний………………………………………………. | 22 |
6. | Рекомендованная литература………………………………………….. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структурных элементов (социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Дисциплина базируется на знании предмета «Обществоведение», на знаниях отечественной истории, философии, культурологии. С социологией тесно связаны такие науки, как «Политология» и «Психология».
Предметом курса являются общие закономерности функционирования социология, законы ее развития, конкретно-исторические социологические школы, ценностное содержание деятельности социологов в разное время.
Цель дисциплины:
1) формирование у студентов систематических знаний в области социологии, умение оценивать достижения социологической мысли, в том числе российской;
2) формирование у студентов способности самостоятельно приобретать новые и углублять полученные знания.
Задачи дисциплины :
1) сформировать у студентов научные представления о содержании понятия «социология», о феномене социологии, ее роли в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социального опыта;
2) рассмотреть закономерности и особенности социологической мысли в различные эпохи человеческой истории в различных регионах мира;
3) сформировать научные представления о базисных положениях социологии, о социологических направлениях и школах; о методологии и методах изучения социологии.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Иметь представление о социологии, ее предмете и об основных этапах развития мировой социологии; о связи социологии с другими сферами человеческой деятельности; об основных социологических направлениях.
Знать:
- место социологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы социологии, историю ее формирования как научной дисциплины, специфику основных современных социологических школ, направлений;
- методику и методологию социологических исследований;
- основные понятия социологии, ее структуру и функции;
- базовые ценности социологии;
- вклад выдающихся деятелей науки в развитие мировой социологии;
- основные теории, понятия и модели социологии;
- институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством;
- социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;
- причины, содержание и основные тенденции социальных процессов в современном мире; историю социологии.
Уметь:
- ориентироваться в социологической проблематике;
- понимать, характеризовать и давать оценку социологическим направлениям;
- формулировать собственные смыслы в социологии.
Владеть:
- навыками практического применения простейших методов эмпирического социального исследовании;
- навыками интерпретации социальных явлений с системной и функциональной точек зрения;
- навыками социального прогнозирования;
- базовыми приемами анализа социологической информации и разработки практических рекомендаций для решения социальных проблем
- научным инструментарием, необходимым для оценки качества социальной политики государства.
Социология находится в логической взаимосвязи с дисциплинами базовой и вариативной частей естественнонаучного и профессионального циклов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.).
Структура дисциплины
Характеристика учебной дисциплины | Очная форма | Заочная форма |
Уровень высшего профессионального образования | Специалист | |
Образовательно-квалификационный уровень: | Специалист | |
Формы контроля | Зачет | |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 2 | 2 |
Количество часов | 72 | 72 |
Год подготовки | 1-2 | 1-2 |
Семестр | 1-3 | 1-3 |
Количество часов по видам занятий: | ||
- лекционные | 18 | 4 |
- семинарские | 18 | 4 |
- лабораторные | ||
- самостоятельная работа | 36 | 64 |
в т.ч. индивидуальное задание | ||
Недельное количество часов: | ||
- аудиторные занятия | 2 | |
- самостоятельная работа студента | 2 | 3.5 |
Разделы дисциплины, виды и трудоемкость занятий (в часах)
№ п/п | Наименование тем | Лекции | Семинары | Самост. работа | Всего часов |
1 | Социология как наука. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. | 2 | 2 | 4 | 8 |
2 | Классические и современные социологические теории. Социологический проект О. Конта. | 2 | 2 | 4 | 8 |
3 | Общество как социальная общность. | 2 | 2 | 4 | 8 |
4 | Личность и общество. | 2 | 2 | 4 | 8 |
5 | Социальные институты. | 2 | 2 | 4 | 8 |
6 | Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. | 2 | 2 | 4 | 8 |
7 | Социальная динамика. | 2 | 2 | 4 | 8 |
8 | Социология молодежи. | 2 | 2 | 4 | 8 |
9 | Современные проблемы общества. | 2 | 2 | 4 | 8 |
Итого | 18 | 18 | 36 | 72 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕМА № 1
ТЕМА № 2
ТЕМА № 3
ТЕМА № 4
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Теории развития личности. Личность как деятельный субъект. Личность в гражданском обществе. Социальная идентификация. Общественное мнение как институт гражданского общества. Мировое общественное мнение.
ТЕМА № 5
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество и социальные институты. Основные виды социальных институтов. Признаки социального института. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Социальный статус и социальная роль. Понятие институционального кризиса.
ТЕМА № 6
ТЕМА № 7
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
Теория социального действия М. Вебера. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальные процессы. Социальные движения: реформистские, радикальные, революционные.
ТЕМА № 8
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Молодёжь как социальная общность, особенности социализации, особенности образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальная мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.
ТЕМА № 9
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА
Индустриальное и постиндустриальное общество. Особенности социальных отношений в информационном обществе. Глобализация и проблемы глобализации.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Темы докладов и рефератов
1. Дискуссии в социологической науке о предмете социологии.
2. Особенности познания действительности в социологии.
3. Макросоциологические и микросоциологические теории.
4. Социология и развитие железнодорожного транспорта.
5. Важнейшие направления исследований отечественной социологии.
6. Взаимосвязь социологии с историей, маркетингом, менеджментом.
7. Значение социологии в подготовке специалистов железнодорожного транспорта.
Литература к теме
1. Волков Ю.Г., Мостовая Н.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
2. Гидденс Э. Социология. М.: Основы, 1999.
3. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. – М.: ИНФРА, 2005.
4. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.
5. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО-Университет, 1997.
6. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред. Л. Скокова. – К., 2006.
Социологические теории
1. Социологический проект О. Конта.
2. Классические и современные социологические теории.
3. Русская социологическая мысль.
Ключевые понятия и термины: общество, социология, объект, предмет социологии, социальная система, теоретическая и эмпирическая социология, микросоциология, макросоциология, позитивизм, неопозитивизм.
Темы докладов и рефератов
1. Социология как инструмент познания психолого-инженерной деятельности.
2. О. Конт – основатель социологии.
3. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.
4. Социология М. Вебера и современность.
5. Социология Э. Дюркгейма.
Литература к теме
1. Вдовиченко Л.Н. Социология на службе общества / Л.Н. Вдовиченко // Социс. – 2014. – № 2. – С. 134–140.
2. Зборовский Г.Е. Теоретическая социология: QUO VADIS? / Г.Е. Зборовский // Социс. – 2014. – № 9. – С. 14–23.
3. Иванов Д.В. Этапы эволюции социологии и доминантные типы теоретизирования / Д.В. Иванов // Социс. – 2014. – № 9. – С. 3–13.
4. Князев В.Н. Есть ли новые идеи в социологии? / В.Н. Князев // Социс. – 2014. – № 10. – С. 147–151.
5. Коллинз, Р. Четыре социологических традиции / Р. Коллинз. – М. – 2009. – 317 с.
6. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии / С.А. Кудрина // Социс. – 2014. – № 3. – С. 38–44.
7. Малиновский Л.В. О новых тенденциях в развитии российской социологии / Л.В. Малиновский // Социс. – 2014. – № 2. – С. 157–158.
8. Насибуллин Р.Т., Салахутдинова Р.Р. Социологическое знание: состояние, критический анализ, пути повышения качества (XIV Харчевские чтения) / Р.Т. Насибуллин, Р.Р. Салахутдинова // Социс. – 2013. – № 3. – С.128–131.
9. Попов Е.А. Современная социология в перекрестье междисциплинарности / Е.А. Попов // Социс. – 2014. – № 8. – С. 23–29. 5
10. Романовский Н.В. Еще раз о роли теоретической социологии / Н.В. Романовский // Социс. – 2014. – № 8. – С. 93–101.
11. Романовский Н.В. Эволюция теоретической мысли в социологии. Комментарий к проблеме / Н.В. Романовский // Социс. – 2014. – № 8. – С.3–13.
12. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии / Ж.Т. Тощенко // Социс. – 2014. – № 4. – С. 3–13.
Темы докладов и рефератов
1. Типология обществ в исторической перспективе.
2. Понятие «социальная система» – структурно-функциональный подход.
3. Теория модернизации и теория общественно-экономических формаций о единстве развитии социума.
4. Теория цивилизации о многообразии развития социума. Западная и восточная модели обществ.
5. Социологический анализ основных типологий социальных институтов.
6. Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи.
7. Тенденции и проблемы современной семьи с позиции теории конфликта.
8. Институализация религии и формирование церкви.
9. Социальная роль семьи в современном обществе.
10. Эволюция социальных институтов.
11. Средства массовой информации как социальный институт.
Литература к теме
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.
2. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. – №1.
3. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. – №10.
4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.
5. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. – 2004. – №2.
6. Социология организаций: Учеб. для вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.
7. Социология семьи: Учебное пособие / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 640 с.
8. Социология. Общий курс: Учеб. пособие для вузов / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2001. – 527с.
9. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.
10. Социология: Учеб. для вузов / О.Г. Филатова. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 511 с.
11. Социология: Учебник / А.И. Кравченко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2003. – 534 с.
12. Социология: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397с. 13.Социология: Учеб. – М.: Проспект, 2006. – 536 с.
13. Шубина Л.В. Общественное мнение об опросах общественного мнения // Социс. – 2005. – №11.
Тема 4. Личность и общество
1. Личность в социологии. Основные факторы развития личности.
2. Социальные статусы и социальные роли.
3. Социализация личности. Социальный контроль и девиация.
Ключевые понятия и термины: культура, личность, индивид, социальный тип личности, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация, ресоциализация, десоциализация, контрсоциализация, социальная норма, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение.
Темы докладов и рефератов
1. Основные социологические теории личности.
2. Особенности социализации личности в современном обществе.
3. Статусный набор.
4. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.
5. Способы ухода от социального контроля (трансформация, отстранение, манипулирование и др.)
Литература к теме
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.М. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественно-научные и гуманитарные аспекты. – Ростов-На-Дону, 1994.
3. Гидденс Э. Социология. М.: Основы, 1999.
4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
5. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. – М.: ИНФРА-М., 2005.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ "Сфера", 2001.
7. Клонингер С. Теории личности: познание человека. – М.: Минск: Питер, 2003.
8. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. – М.: ДИК, 2000.
Темы докладов и рефератов
1. Социологический анализ основных типологий социальных институтов.
2. Дифференциация и спецификация социальных институтов в современном обществе.
3. Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи.
4. Тенденции и проблемы современной семьи с позиции теории конфликта.
5. Институализация религии и формирование церкви.
6. Социальная роль семьи в современном обществе.
7. Эволюция социальных институтов.
8. Средства массовой информации как социальный институт.
Литература к теме
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.
2. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. – №1.
3. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. – №10.
4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.
5. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. – 2004. – №2.
6. Кравченко А.И. Социология: Учебник; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2003. – 534 с.
7. Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397с.
8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.
9. Социология семьи: Учебное пособие / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 640 с.
10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2001. – 527с.
11. Филатова О.Г. Социология: Учеб. для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 511 с.
12. Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. для вузов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.
13. Шубина Л.В. Общественное мнение об опросах общественного мнения // Социс. – 2005. – №11.
Темы докладов и рефератов
1. Марксистская теория классов. Проблема социального равенства и социальной справедливости.
2. Концепции «социальной стратификации» в социологии.
3. Социальная стратификация современного общества.
4. Проблемы формирования элиты в современном обществе.
5. Проблемы и перспективы становления среднего класса в современной России.
6. Социология бедности.
7. Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.
8. Позитивные и негативные последствия социальной мобильности.
9. Маргиналы как объект социологии.
Литература к теме
1. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социс. – 2006. – №11.
2. Беляева Л.А. Исследование мотивации социальных работников // Социс. – 2005. – №12.
3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия // Социс. – 2001. – №5. – С. 67 – 76.
4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социс. – 2004. – №3.
5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности // Социальные исследования. – 2001. – №5. – С. 76 – 86.
6. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2000. – 384 с.
7. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // Социс. – 2005. – №12.
8. Радаев В.В., Шкаратян О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. – М.: Наука, 1995. – 237 с.
9. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социс. – 2004. – №4.
10. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с. 11. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.
11. Чинакова Л.И. Об отличительных признаках бедности и нищеты // Социс. – 2005. – №1.
12. Шкаратян О.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ. – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006. – 468с.
13. Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) // Социс. – 2006. – № 7.
Тема 7. Социальная динамика
1. Теория социального действия М.Вебера.
2. Социальные взаимодействия и социальные отношения.
3. Социальные процессы.
Ключевые понятия и термины: социальные изменения, социальный прогресс, регресс, социальная реформа, социальная революция, социальное развитие, социальная стабильность, модернизация, социальная мобильность.
Темы докладов и рефератов
1. Социальная динамика и ее источники.
2. Эволюционное и революционное в социальном развитии.
3. Прогресс и социальная стабильность.
Литература к теме
1. Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.
2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.
3. Рассадина Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. – 2006. – №9.
4. Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции // Социс. – 2004. – №8.
5. Филатова О.Г. Социология: Учеб для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 511 с.
6. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996. – 346 с.
Тема 8. Социология молодежи
1. Предмет и функции социологии молодежи.
2. Определение понятия "молодежь" в социологии.
3. Социологический анализ основных молодежных проблем: состояние, тенденции, перспективы.
Ключевые понятия и термины: молодежь, социально-демографическое сообщество, возрастная периодизация молодежи, социализация, адаптация, становление молодежи, социальная зрелость, молодежное сознание, молодежная культура, молодежные проблемы, студенческая молодежь, государственная молодежная политика.
Темы докладов и рефератов
1. Главная цель исследований социологии молодежи.
2. Место социологии молодежи в системе социологического знания.
3. Социологические исследования в молодежной среде.
4. Изучение молодежных проблем.
5. Основные категории и понятия социологии молодежи.
Литература к теме
1. Гидденс Э. Социология. М.: Основы, 1999.
2. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. – СПб: Питер, 2004.
3. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. М.: ИНФРА-М., 2005.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ "Сфера", 2001.
5. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО – Университет, 1997.
6. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред. Л. Скокова. – К., 2006.
7. Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-практической конференции: (В 2 ч.). – К., 1992.
Темы докладов и рефератов
1. Теоретическая концепция И. Валлерстайна.
2. Глобализация и проблемы современной России.
3. «Третий мир» в условиях глобализации.
4. Сценарий глобализации Ф. Фукуямы.
Литература к теме
1. Ахмедова Т.Т. Политические и экономические аспекты глобализации // Вопросы философии. – 2012. – № 3. – С. 72–81.
2. Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304с.
3. Воскресенский А.Д. Социальные порядки и пространство мировой политики (Историческая эволюция мировой системы) // Полис. – 2013. – № 2. – С. 6–23.
4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999. – 704 с.
5. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений // Социс. – 2011. – № 2. – С. 3–12.
6. Лоусон Т. Социология. А–Я: словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 602 с.
7. Рукавишников В. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. – М.: Совпадение, 2000. – 368 с.
8. Сорокин П.А. Революция и насилие, демократия и охлократия // Заметки социолога. Социологическая публицистика. – СПБ, 2000. – 315с.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Обществ. – М., Политиздат, 2002.
10. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. – М., СПб.: Университетская книга, 2001. – 380 с.
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ
1. Позитивизм в социологии (Общее и особенное в социальных взглядах О. Конта и Г. Спенсера).
2. Проблема социальной гармонии и солидарности в западной классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм).
3. Социальные функции религии.
4. Марксистская формационная парадигма исследования социально-исторического процесса.
5. Общественное мнение как институт гражданского общества.
6. Роль СМИ в формировании духовной сферы общества.
7. Образование как социальный институт. Цели и задачи реформирования образования в современном государстве.
8. Молодёжные организации и движения.
9. Особенности молодёжной культуры.
10. Культура как фактор социальных изменений.
11. Причины, содержание и пути разрешения социальных конфликтов.
12. Причины межнациональных и межэтнических конфликтов.
13. Мировая система и проблемы глобализационного процесса.
14. Миросистемный анализ общественного развития (И.Валлерстайн).
15. Личность как социальный феномен.
16. Социализация личности.
17. Социальное неравенство как основа социальной стратификации.
18. Социальная мобильность и её типы.
19. Социальная структура современного российского общества.
20. Семья как социальный институт и социальная группа.
ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Социология как наука.
2. Предмет, структура и функции социологии.
3. Место социологии в системе социологического знания.
4. Определение понятия «молодежь» в социологии.
5. Основные категории и понятия социологии.
6. Характеристика различных подходов к пониманию социологии как науки.
7. Специфика социологии по предмету исследования.
8. Причины возникновения социологии как самостоятельной науки.
9. Законы, категории и структура социологии.
10. Расширенная характеристика основных функций социологии.
11. Роль социологии в жизни общества.
12. Отличие социологи от других наук.
13. Протосоциология, ее характеристика.
14. Место О. Конта в истории социологии.
15. Основные принципы системы Ф. Тейлора и их социальная сущность.
16. Роль и значение учения Г. Спенсера для развития социологической мысли.
17. Вклад Дюркгейма в развитие социологической мысли.
18. Предмет и метод социологии в социологическом учении М. Вебера.
19. Суть социологической концепции марксизма.
20. Развитие социологической мысли в России.
21. Общая характеристика современной социологии.
22. Методологические подходы к анализу социальной структуры общества.
23. Понятие «социальная структура общества» и характеристика восходящих элементов социальной структуры.
24. Общество как социальная система.
25. Социальные группы как элемент социальной структуры общества.
26. Процесс становления студенческой группы как малой социальной группы.
27. Социальные институты в системе социальных связей.
28. Классификация социальных институтов и их функции в современном обществе.
29. Социальная структура общества: сущность, основные элементы и виды.
30. Теория социальной стратификации.
31. Социально-классовые (стратицийные) образования, возникшие в условиях качественного обновления общества, их особенности.
32. Основные признаки формализованной структуры социальной организации.
33. Маргинальность социальных групп в условиях качественного обновления общества.
34. Социальная стратификация современного общества.
35. Могут ли социальные конфликты играть положительную роль в развитии общества?
36. Понятие и сущность социологии личности.
37. Специфика социологического подхода к изучению личности.
38. Макро и микросоциологическая концепции личности.
39. Понятия «потребности», «интересы», «мотивы».
40. Типологизация личностей в социологии.
41. Проблема социализации и факторы социализации личности.
42. Роль социализации в становлении личности.
43. Проблемы социализации личности студентов в современном обществе.
44. Брак и семья как объект социологического исследования.
45. Функции семьи.
46. Типология брака и семьи.
47. Семья как малая социальная группа.
48. Тенденции развития семейных отношений.
49. Пути преодоления напряженности, конфликтности в семье.
50. Социально-психологические проблемы устойчивости брака.
51. Студенческая семья, ее проблемы.
52. Этапы жизненного цикла семьи.
53. Социальные факторы кризиса современной семьи и проблемы оптимизации брачно-семейных отношений.
54. Суть государственной молодежной политики.
55. Роль в государственной молодежной политике социологии молодежи.
56. Основные молодежные проблемы, их суть.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
При осуществлении текущего контроля используются следующие критерии:
Оценка «5» ставится, если студент:
· в полном объеме усвоил программный материал и владеет им системно, имеет глубокие знания; может аргументированно выражать собственные суждения в устной и письменной форме; обладает определенным ораторским искусством;
· самостоятельно безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; может анализировать социологическую информацию, синтезировать и обобщать ее в определенной системе, изложить собственную интерпретацию социальных явлений, характеризует современные социальные процессы, используя различные источники информации;
· применяет усвоенные понятия и умения для самостоятельного поиска информации из нескольких источников, в справочной литературе и Интернете; легко ориентируется при работе с данными социологических. опросов; допускает не более одной ошибки, которую легко исправляет по требованию преподавателя.
Оценка «4» ставится, если студент:
· ответы студента, результаты сделанной им работы в основном отвечают требованиям, предъявляемым к оценке «5»; дает правильное определение социологических понятий и пользуется ими, допуская их частичные нарушения и небольшие логические неточности; допускает упущение некоторых важных теоретических положений и фактов, но в целом формулирует правильные выводы;
· допускает нарушения в структуре ответа, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно выстроенные предложения, повторы слов; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно; допускает одну-две негрубые ошибки и может их исправить самостоятельно при требовании или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка «3» ставится, если студент:
· может передать основное содержание учебной темы, отвечая на вопросы преподавателя; ответ представляет собой сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, требует постоянной помощи преподавателя;
· материал излагается несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно или ответ представляет собой зачитывание законспектированного текста учебного пособия;
· допускает отсутствие некоторых элементов в структуре ответа, редко устанавливает причинно-следственные связи, слабо аргументирует выводы и обобщения, допуская при этом ошибки, не разделяет понятия на важные и второстепенные, не всегда чётко и правильно их определяет, описывает часто неправильно или непонятно;
· обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении конспекта научной литературы, допускает ошибки в трактовке ключевых понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская более двух грубых ошибок. социальные явления и процессы не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними, пользуется источниками социальной информации, использует их для объяснения основного содержания темы, но не в состоянии выработать собственную точку зрения; может дать краткую фрагментарную характеристику социальному явлению.
Оценка «2» ставится, если студент:
· не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала, не может отвечать на поставленные вопросы; допускает незнание фактов и деталей, высказывания не соответствуют рассматриваемой проблеме; не может установить причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах преподавателя; не умеет выделить понятия, дать четкое логичное объяснение определений понятий; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Семестровый зачет выставляется по результатам текущего контроля в обязательном присутствии студентов. Итоговая оценка определяется как среднеарифметическая всех видов работ, а именно: докладов, рефератов, контрольных работ на практических занятиях, решений практических ситуаций, участия в деловых играх. Работы оцениваются по 100-бальной шкале.
Баллы | Оценка | Критерии оценивания | |
А | 90-100 | Зачтено | Отличное выполнение заданий с незначительным количеством неточностей. |
В | 80-89 | Зачтено | В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 10 %). |
С | 75-79 | Зачтено | В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 20 %). |
Д | 70-74 | Зачтено | Неплохо, но со значительным количеством недостатков. |
Е | 60-69 | Зачтено | Выполнение удовлетворяет минимальным критериям. |
FX-F | 0-34 | Не зачтено | Выполнение не удовлетворяет минимальным критериям. |
Образовательные технологии
При изучении дисциплины используются следующие виды обучения:
- лекции с применением мультимедийных технологий;
- семинарские занятия, на которых рассматриваются основные вопросы социологии;
- консультации преподавателей;
- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического лекционного материала;
- контрольные работы на семинарских занятиях;
- подготовка к зачету по дисциплине;
- зачет.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добреньковым. – М.: Гардарика, 1998.
2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.
3. Гидденс Э. Социология. – М.: Основы, 1999.
4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО – Университет, 1997.
5. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред. Л. Скокова. – К., 2006.
6. Лавриненко В.Н., Нартов М.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
7. Примуш Н.В. Социология: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Лебедь», 1999.
8. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.
9. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлов, Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
10. Социология: Курс лекций / В.М. Пича, О.М. Семашко, Н.И. Чернши и др.; Под ред. д. соц. н., проф. В.М. Пича. – М.: Завет, 1997.
11. Социология: Пособие для высших учеб. заведений. / Под ред. проф. Городяненко В.Г. – М.: ОТ «Академия», 2002.
12. Социология: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Макеева. – М.: Знание, 2005.
Дополнительная:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Пер. с англ. – М., 1992.
2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. – М.: DiaSoft, 2002.
3. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX – начало ХХ века: В – 2 ч. – Ч.1: Западная социология: Учеб пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитарий. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005
4. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.
5. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. – СПб.: Питер, 2004.
6. Гидденс Э. Устройство общества: Очерки теории структурации. – М.: Акад. Проект, 2003.
7. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. М.: ИНФРА – М, 2005.
8. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.
9. Захарченко М.В., Погорелый А.И. История социологии (от античности до начала XX в.). – К., 1993.
10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000.
11. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996.
12. История украинской культуры / Под ред. В.П. Шкварець. – Николаев, 1996.
13. Капитонова З.А. Социология XX века (История технология). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
15. Костенко Н., Иванов В. Опыт контент-анализа. Модели и практики. – М.: Центр свободной прессы, 2003.
16. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк. – М. 1987.
17. Лесив И. Современные методы менеджмента. – Ужгород, 1994.
18. Леш К. Восстание элит и предательство демократии. – М.: Логос, 2004.
19. Мид Дж. Г. Дух, самость и общество. С точки зрения социального Бихевиористы. – М.: Рус. центр духовной культуры, 2000.
20. Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. (В – 2 ч.). – К., 1992.
21. Молодежь и государство: Материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Артемовск, Донецкая область, 13-15 октября 2006г. / Науч. ред. И. Ю. Древницкая; Отв за вып. В.В. Лыков. – Донецк: Типография «Новый мир», 2006.
22. Ноэль 3. Массовые опросы. Введение в методику домоскопиы. – М.: Аваэкстра, 1993.
23. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов / Под ред. Л.И. Глухарева и В. Страдье. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
24. Оникиенко В.В., Шаленко М.В. совершенствование территориальной организации трудовых ресурсов. – М.: Наукова думка, 1999.
25. Опросы общественного мнения. / Под ред. Н.В. Панина. – К., 1995.
26. Осовская Г.В., Крушельницкая О.В. Управление трудовыми ресурсами. Учебное пособие. – М.: Кондор, 2003.
27. Паника Н.В. Технология социологического исследования. – К., 1996.
28. Петюх В.М. Рынок труда и занятость. – М.: МАУП, 1999.
29. Пилипенко В.Е. Вишняк А.И., Куценко О.Д. и др. Специальные и отраслевые социологии: Учеб. пособие. – М.: Каравелла, 2003.
30. Пича В.М. Предмет, структура, функции социологии. – Львов, УПИ, 1994.
31. Пича В.М. Радость семейного общения. – К., 1990.
32. Пича В.М. Социология семьи: Материалы к лекциям по курсу "Социология". – Львов, 1995.
33. Пича В.М., Вовканич С.И., Маковецкий В.М. Как подготовить, провести и обобщить результаты социологических исследований. – Львов, 1996.
34. Погорелый А.И. Социологическая мысль XX века: Учеб. пособие. – К.: Просвещение, 1996.
35. Полторак В.А. Социология: Основы социологии труда и управления. – К., 1992.
36. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. – М.: Тандем, 1998.
37. Проблемы развития социологической теории. Теоретические проблемы изменения социальной структуры украинского общества. – М.: САУ, Ин-т социологии НАН Украины, 2002.
38. Проблемы социальной защиты молодежи в условиях изменения социально-экономических отношений // Материалы Международной научно-практической конференции. – Киев, 25-28 ноября 1992 – К., 1993.
39. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997.
40. Ручка А.А., Танчер В.В. Курс истории теоретической социологии. – М.: Наукова думка, 1995.
41. Рущенко И.П. Социология. Курс лекций. Учеб. пособие для вузов. – Харьков, 1996.
42. Саакян. А.П. Экономика и социология труда. – СПб, 2002.
43. Семашко А.Н. Социология искусства: Учеб. пособие. – М.: Миллениум. 2004.
44. Смелзер Н. Социология. – М: Феникс, 1994.
45. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб: ЗХГЫ, 2000.
46. Социология семьи. Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.
47. Социология труда и управления: Терминологический словарь-справочник / Под ред. В.А. Полторак. – К., 1993.
48. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлова, Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
49. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. – Донецк Донбасс, 1999.
50. Черныш Н.И. Общественное сознание молодежи. – Львов, 1990.
51. Черныш Н.И. Социология: Конспект лекций. – К., 1990.
52. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах запада. – М.: СПб.: Университетская книга, 2001.
53. Элиас Н. Общество индивидов. – М. Праксис, 2001.
54. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998.
55. Якодкина А.Г. Социальная инфраструктура и политика. – К., 2000.
Электронные информационные ресурсы:
1. История социологии. Учебник. – М.: Высшее Образование и Наука, 2007. – 448 с – http://www.for-stydents.ru
2. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – («концепции», «фундаментальный учебник»). – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. – 308 с – http://sferaznaniy.ru
3. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с: ил – http://www.for-stydents.ru
4. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. – М.: Юрайт, 2014. – 584 с. http://window.edu.ru
5. Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. – М.: Юрайт, 2014. – 636 с. http://window.edu.ru
6. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с. – http://sferaznaniy.ru
7. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.: ил. – http://studentam.net
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебно-методическое пособие
для студентов очной и заочной
Форм обучения
Технический редактор Пасько Л.С.
Подписано к печати 18.05.2017. Формат 60×84/16. Бумага офисная. Гарн. Times New Roman. Печать на ксероксе Услов. печ. л. 1,8. Тираж 30 экз. Заказ № |
Донецкий институт железнодорожного транспорта Напечатано в типографии ДОНИЖТ 283018, г. Донецк – 18, ул.Горная, 6. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Е.А. Шелехов
СОЦИОЛОГИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебно-методическое пособие
для студентов очной и заочной
Форм обучения
Донецк – 2017
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Е.А. Шелехов
Дата: 2018-12-28, просмотров: 433.