СОЦИОЛОГИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО

   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                            Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Е.А. Шелехов

СОЦИОЛОГИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной

Форм обучения

 

 

Донецк – 2017

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Е.А. Шелехов

СОЦИОЛОГИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной

форм обучения

 

 

Донецк 2017


УДК 1 (075.8)

 

 


Шелехов Е.А., к. ф. н., доцент.

Социология: Рабочая программа и планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / Е.А. Шелехов. – Донецк: ДОНИЖТ, 2017. – 29 с.

 

 

Учебно-методическое пособие состоит из программы курса, планов семинарских занятий, вопросов для контроля знаний по дисциплине, а также тематики индивидуальных заданий. Методические указания предназначены студентам дневной и заочной формы обучения для осуществления самостоятельной работы под руководством преподавателя.

 

 

Рекомендовано к печати решением кафедры социально-гуманитарных дисциплин Донецкого института железнодорожного транспорта, протокол № … от …

 

Составитель:

кандидат философских наук, доцент

кафедры социально-гуманитарных

дисциплин ДОНИЖТ                                                               Е.А. Шелехов 

Рецензенты:

доктор исторических наук, заведующий

кафедрой социально-гуманитарных

дисциплин ДОНИЖТ                                                                  В.Л. Агапов

 

 

кандидат философских наук

доцент кафедры философии ДонНТУ                                           А.В. Гижа

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение………………………………………………………………… 4
1. Рабочая программа……………………………………………………... 8
2. Планы семинарских занятий…..………………………………………. 10
3. Тематика докладов……………………………………………………... 20
4. Вопросы по дисциплине……………………………………………….. 20
5. Критерии оценки знаний………………………………………………. 22
6. Рекомендованная литература………………………………………….. 25


ВВЕДЕНИЕ

Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структурных элементов (социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Дисциплина базируется на знании предмета «Обществоведение», на знаниях отечественной истории, философии, культурологии. С социологией тесно связаны такие науки, как «Политология» и «Психология».

Предметом курса являются общие закономерности функционирования социология, законы ее развития, конкретно-исторические социологические школы, ценностное содержание деятельности социологов в разное время.

Цель дисциплины:

1) формирование у студентов систематических знаний в области социологии, умение оценивать достижения социологической мысли, в том числе российской;

2) формирование у студентов способности самостоятельно приобретать новые и углублять полученные знания.

Задачи дисциплины :

1) сформировать у студентов научные представления о содержании понятия «социология», о феномене социологии, ее роли в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социального опыта;

2) рассмотреть закономерности и особенности социологической мысли в различные эпохи человеческой истории в различных регионах мира;

3) сформировать научные представления о базисных положениях социологии, о социологических направлениях и школах; о методологии и методах изучения социологии.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Иметь представление о социологии, ее предмете и об основных этапах развития мировой социологии; о связи социологии с другими сферами человеческой деятельности; об основных социологических направлениях.

Знать:

- место социологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы социологии, историю ее формирования как научной дисциплины, специфику основных современных социологических школ, направлений;

- методику и методологию социологических исследований;

- основные понятия социологии, ее структуру и функции;

- базовые ценности социологии;

- вклад выдающихся деятелей науки в развитие мировой социологии;

- основные теории, понятия и модели социологии;

- институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством;

- социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;

- причины, содержание и основные тенденции социальных процессов в современном мире; историю социологии.

Уметь:

- ориентироваться в социологической проблематике;

- понимать, характеризовать и давать оценку социологическим направлениям;

- формулировать собственные смыслы в социологии.

Владеть:

- навыками практического применения простейших методов эмпирического социального исследовании;

- навыками интерпретации социальных явлений с системной и функциональной точек зрения;

- навыками социального прогнозирования;

- базовыми приемами анализа социологической информации и разработки практических рекомендаций для решения социальных проблем

- научным инструментарием, необходимым для оценки качества социальной политики государства.

Социология находится в логической взаимосвязи с дисциплинами базовой и вариативной частей естественнонаучного и профессионального циклов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.).

 


 

Структура дисциплины

Характеристика учебной дисциплины Очная форма Заочная форма
Уровень высшего профессионального образования

Специалист

Образовательно-квалификационный уровень:

Специалист

Формы контроля

Зачет

Количество зачетных единиц (кредитов) 2 2
Количество часов 72 72
Год подготовки 1-2 1-2
Семестр 1-3 1-3
Количество часов по видам занятий:    
- лекционные 18 4
- семинарские 18 4
- лабораторные    
- самостоятельная работа 36 64
в т.ч. индивидуальное задание    
Недельное количество часов:    
- аудиторные занятия 2  
- самостоятельная работа студента 2 3.5

 

Разделы дисциплины, виды и трудоемкость занятий (в часах)

№ п/п Наименование тем Лекции Семинары Самост. работа Всего часов
1 Социология как наука. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. 2 2 4 8
2 Классические и современные социологические теории. Социологический проект О. Конта. 2 2 4 8
3 Общество как социальная общность. 2 2 4 8
4 Личность и общество. 2 2 4 8
5 Социальные институты. 2 2 4 8
6 Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. 2 2 4 8
7 Социальная динамика. 2 2 4 8
8 Социология молодежи. 2 2 4 8
9 Современные проблемы общества. 2 2 4 8
Итого 18 18 36 72



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА № 1

ТЕМА № 2

ТЕМА №  3

ТЕМА № 4

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Теории развития личности. Личность как деятельный субъект. Личность в гражданском обществе. Социальная идентификация. Общественное мнение как институт гражданского общества. Мировое общественное мнение.

 

ТЕМА № 5

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество и социальные институты. Основные виды социальных институтов. Признаки социального института. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Социальный статус и социальная роль. Понятие институционального кризиса.

ТЕМА № 6

ТЕМА № 7

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Теория социального действия М. Вебера. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальные процессы. Социальные движения: реформистские, радикальные, революционные.

 

ТЕМА № 8

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Молодёжь как социальная общность, особенности социализации, особенности образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальная мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

 

ТЕМА № 9

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

Индустриальное и постиндустриальное общество. Особенности социальных отношений в информационном обществе. Глобализация и проблемы глобализации.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы докладов и рефератов

1. Дискуссии в социологической науке о предмете социологии.

2. Особенности познания действительности в социологии.

3. Макросоциологические и микросоциологические теории.

4. Социология и развитие железнодорожного транспорта.

5. Важнейшие направления исследований отечественной социологии.

6. Взаимосвязь социологии с историей, маркетингом, менеджментом.

7. Значение социологии в подготовке специалистов железнодорожного транспорта.

 

Литература к теме

1. Волков Ю.Г., Мостовая Н.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М.: Основы, 1999.

3. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. – М.: ИНФРА, 2005.

4. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.

5. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО-Университет, 1997.

6. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред.                  Л. Скокова. – К., 2006.

Социологические теории

1. Социологический проект О. Конта.

2. Классические и современные социологические теории.

3. Русская социологическая мысль.

 

Ключевые понятия и термины: общество, социология, объект, предмет социологии, социальная система, теоретическая и эмпирическая социология, микросоциология, макросоциология, позитивизм, неопозитивизм.

 

Темы докладов и рефератов

1. Социология как инструмент познания психолого-инженерной деятельности.

2. О. Конт – основатель социологии.

3. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

4. Социология М. Вебера и современность.

5. Социология Э. Дюркгейма.

 

Литература к теме

1. Вдовиченко Л.Н. Социология на службе общества / Л.Н. Вдовиченко // Социс. – 2014. – № 2. – С. 134–140.

2. Зборовский Г.Е. Теоретическая социология: QUO VADIS? /                Г.Е. Зборовский // Социс. – 2014. – № 9. – С. 14–23.

3. Иванов Д.В. Этапы эволюции социологии и доминантные типы теоретизирования / Д.В. Иванов // Социс. – 2014. – № 9. – С. 3–13.

4. Князев В.Н. Есть ли новые идеи в социологии? / В.Н. Князев // Социс. – 2014. – № 10. – С. 147–151.

5. Коллинз, Р. Четыре социологических традиции / Р. Коллинз. – М. – 2009. – 317 с.

6. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии /              С.А. Кудрина // Социс. – 2014. – № 3. – С. 38–44.

7. Малиновский Л.В. О новых тенденциях в развитии российской социологии / Л.В. Малиновский // Социс. – 2014. – № 2. – С. 157–158.

8. Насибуллин Р.Т., Салахутдинова Р.Р. Социологическое знание: состояние, критический анализ, пути повышения качества (XIV Харчевские чтения) / Р.Т. Насибуллин, Р.Р. Салахутдинова // Социс. – 2013. – № 3. – С.128–131.

9. Попов Е.А. Современная социология в перекрестье междисциплинарности / Е.А. Попов // Социс. – 2014. – № 8. – С. 23–29. 5

10. Романовский Н.В. Еще раз о роли теоретической социологии /               Н.В. Романовский // Социс. – 2014. – № 8. – С. 93–101.

11. Романовский Н.В. Эволюция теоретической мысли в социологии. Комментарий к проблеме / Н.В. Романовский // Социс. – 2014. – № 8. – С.3–13.

12. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии / Ж.Т. Тощенко // Социс. – 2014. – № 4. – С. 3–13.

Темы докладов и рефератов

1. Типология обществ в исторической перспективе.

2. Понятие «социальная система» – структурно-функциональный подход.

3. Теория модернизации и теория общественно-экономических формаций о единстве развитии социума.

4. Теория цивилизации о многообразии развития социума. Западная и восточная модели обществ.

5. Социологический анализ основных типологий социальных институтов.

6. Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи.

7. Тенденции и проблемы современной семьи с позиции теории конфликта.

8. Институализация религии и формирование церкви.

9. Социальная роль семьи в современном обществе.

10. Эволюция социальных институтов.

11. Средства массовой информации как социальный институт.

 

Литература к теме

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.

2. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. – №1.

3. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. – №10.

4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.

5. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. – 2004. – №2.

6. Социология организаций: Учеб. для вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

7. Социология семьи: Учебное пособие / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 640 с.

8. Социология. Общий курс: Учеб. пособие для вузов / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2001. – 527с.

9. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.

10. Социология: Учеб. для вузов / О.Г. Филатова. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 511 с.

11. Социология: Учебник / А.И. Кравченко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2003. – 534 с.

12. Социология: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397с. 13.Социология: Учеб. – М.: Проспект, 2006. – 536 с.

13. Шубина Л.В. Общественное мнение об опросах общественного мнения // Социс. – 2005. – №11.

 

Тема 4. Личность и общество

1. Личность в социологии. Основные факторы развития личности.

2. Социальные статусы и социальные роли.

3. Социализация личности. Социальный контроль и девиация.

 

Ключевые понятия и термины: культура, личность, индивид, социальный тип личности, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация, ресоциализация, десоциализация, контрсоциализация, социальная норма, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение.

 

Темы докладов и рефератов

1. Основные социологические теории личности.

2. Особенности социализации личности в современном обществе.

3. Статусный набор.

4. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.

5. Способы ухода от социального контроля (трансформация, отстранение, манипулирование и др.)

 

Литература к теме

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.М. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественно-научные и гуманитарные аспекты. – Ростов-На-Дону, 1994.

3. Гидденс Э. Социология. М.: Основы, 1999.

4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

5. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. – М.: ИНФРА-М., 2005.

6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ "Сфера", 2001.

7. Клонингер С. Теории личности: познание человека. – М.: Минск: Питер, 2003.

8. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. – М.: ДИК, 2000.

 

Темы докладов и рефератов

1. Социологический анализ основных типологий социальных институтов.

2. Дифференциация и спецификация социальных институтов в современном обществе.

3. Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи.

4. Тенденции и проблемы современной семьи с позиции теории конфликта.

5. Институализация религии и формирование церкви.

6. Социальная роль семьи в современном обществе.

7. Эволюция социальных институтов.

8. Средства массовой информации как социальный институт.

 

Литература к теме

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.

2. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. – №1.

3. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. – №10.

4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.

5. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. – 2004. – №2.

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2003. – 534 с.

7. Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397с.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.

9. Социология семьи: Учебное пособие / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 640 с.

10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2001. – 527с.

11. Филатова О.Г. Социология: Учеб. для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 511 с.

12. Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. для вузов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

13. Шубина Л.В. Общественное мнение об опросах общественного мнения // Социс. – 2005. – №11.

 

Темы докладов и рефератов

1. Марксистская теория классов. Проблема социального равенства и социальной справедливости.

2. Концепции «социальной стратификации» в социологии.

3. Социальная стратификация современного общества.

4. Проблемы формирования элиты в современном обществе.

5. Проблемы и перспективы становления среднего класса в современной России.

6. Социология бедности.

7. Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.

8. Позитивные и негативные последствия социальной мобильности.

9. Маргиналы как объект социологии.

 

Литература к теме

1. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социс. – 2006. – №11.

2. Беляева Л.А. Исследование мотивации социальных работников // Социс. – 2005. – №12.

3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия // Социс. – 2001. – №5. – С. 67 – 76.

4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социс. – 2004. – №3.

5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности // Социальные исследования. – 2001. – №5. – С. 76 – 86.

6. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2000. – 384 с.

7. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // Социс. – 2005. – №12.

8. Радаев В.В., Шкаратян О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. – М.: Наука, 1995. – 237 с.

9. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социс. – 2004. – №4.

10. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с. 11. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

11. Чинакова Л.И. Об отличительных признаках бедности и нищеты // Социс. – 2005. – №1.

12. Шкаратян О.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ. – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006. – 468с.

13. Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) // Социс. – 2006. – № 7.

 

Тема 7. Социальная динамика

1. Теория социального действия М.Вебера.

2. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

3. Социальные процессы.

 

Ключевые понятия и термины: социальные изменения, социальный прогресс, регресс, социальная реформа, социальная революция, социальное развитие, социальная стабильность, модернизация, социальная мобильность.

Темы докладов и рефератов

1. Социальная динамика и ее источники.

2. Эволюционное и революционное в социальном развитии.

3. Прогресс и социальная стабильность.

Литература к теме

1. Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.

3. Рассадина Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. – 2006. – №9.

4. Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции // Социс. – 2004. – №8.

5. Филатова О.Г. Социология: Учеб для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 511 с.

6. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996. – 346 с.

Тема 8. Социология молодежи

1. Предмет и функции социологии молодежи.

2. Определение понятия "молодежь" в социологии.

3. Социологический анализ основных молодежных проблем: состояние, тенденции, перспективы.

 

Ключевые понятия и термины: молодежь, социально-демографическое сообщество, возрастная периодизация молодежи, социализация, адаптация, становление молодежи, социальная зрелость, молодежное сознание, молодежная культура, молодежные проблемы, студенческая молодежь, государственная молодежная политика.

 

Темы докладов и рефератов

1. Главная цель исследований социологии молодежи.

2. Место социологии молодежи в системе социологического знания.

3. Социологические исследования в молодежной среде.

4. Изучение молодежных проблем.

5. Основные категории и понятия социологии молодежи.

 

Литература к теме

1. Гидденс Э. Социология. М.: Основы, 1999.

2. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. – СПб: Питер, 2004.

3. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. М.: ИНФРА-М., 2005.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ "Сфера", 2001.

5. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО – Университет, 1997.

6. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред.                    Л. Скокова. – К., 2006.

7. Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-практической конференции: (В 2 ч.). – К., 1992.

Темы докладов и рефератов

1. Теоретическая концепция И. Валлерстайна.

2. Глобализация и проблемы современной России.

3. «Третий мир» в условиях глобализации.

4. Сценарий глобализации Ф. Фукуямы.

 

Литература к теме

1. Ахмедова Т.Т. Политические и экономические аспекты глобализации // Вопросы философии. – 2012. – № 3. – С. 72–81.

2. Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304с.

3. Воскресенский А.Д. Социальные порядки и пространство мировой политики (Историческая эволюция мировой системы) // Полис. – 2013. – № 2. – С. 6–23.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999. – 704 с.

5. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений // Социс. – 2011. – № 2. – С. 3–12.

6. Лоусон Т. Социология. А–Я: словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 602 с.

7. Рукавишников В. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. – М.: Совпадение, 2000. – 368 с.

8. Сорокин П.А. Революция и насилие, демократия и охлократия // Заметки социолога. Социологическая публицистика. – СПБ, 2000. – 315с.

9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Обществ. – М., Политиздат, 2002.

10. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. – М., СПб.: Университетская книга, 2001. – 380 с.



ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

1. Позитивизм в социологии (Общее и особенное в социальных взглядах О. Конта и Г. Спенсера).

2. Проблема социальной гармонии и солидарности в западной классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм).

3. Социальные функции религии.

4. Марксистская формационная парадигма исследования социально-исторического процесса.

5. Общественное мнение как институт гражданского общества.

6. Роль СМИ в формировании духовной сферы общества.

7. Образование как социальный институт. Цели и задачи реформирования образования в современном государстве.

8. Молодёжные организации и движения.

9. Особенности молодёжной культуры.

10. Культура как фактор социальных изменений.

11. Причины, содержание и пути разрешения социальных конфликтов.

12. Причины межнациональных и межэтнических конфликтов.

13. Мировая система и проблемы глобализационного процесса.

14. Миросистемный анализ общественного развития (И.Валлерстайн).

15. Личность как социальный феномен.

16. Социализация личности.

17. Социальное неравенство как основа социальной стратификации.

18. Социальная мобильность и её типы.

19. Социальная структура современного российского общества.

20. Семья как социальный институт и социальная группа.

 

ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Социология как наука.

2. Предмет, структура и функции социологии.

3. Место социологии в системе социологического знания.

4. Определение понятия «молодежь» в социологии.

5. Основные категории и понятия социологии.

6. Характеристика различных подходов к пониманию социологии как науки.

7. Специфика социологии по предмету исследования.

8. Причины возникновения социологии как самостоятельной науки.

9. Законы, категории и структура социологии.

10. Расширенная характеристика основных функций социологии.

11. Роль социологии в жизни общества.

12. Отличие социологи от других наук.

13. Протосоциология, ее характеристика.

14. Место О. Конта в истории социологии.

15. Основные принципы системы Ф. Тейлора и их социальная сущность.

16. Роль и значение учения Г. Спенсера для развития социологической мысли.

17. Вклад Дюркгейма в развитие социологической мысли.

18. Предмет и метод социологии в социологическом учении М. Вебера.

19. Суть социологической концепции марксизма.

20. Развитие социологической мысли в России.

21. Общая характеристика современной социологии.

22. Методологические подходы к анализу социальной структуры общества.

23. Понятие «социальная структура общества» и характеристика восходящих элементов социальной структуры.

24. Общество как социальная система.

25. Социальные группы как элемент социальной структуры общества.

26. Процесс становления студенческой группы как малой социальной группы.

27. Социальные институты в системе социальных связей.

28. Классификация социальных институтов и их функции в современном обществе.

29. Социальная структура общества: сущность, основные элементы и виды.

30. Теория социальной стратификации.

31. Социально-классовые (стратицийные) образования, возникшие в условиях качественного обновления общества, их особенности.

32. Основные признаки формализованной структуры социальной организации.

33. Маргинальность социальных групп в условиях качественного обновления общества.

34. Социальная стратификация современного общества.

35. Могут ли социальные конфликты играть положительную роль в развитии общества?

36. Понятие и сущность социологии личности.

37. Специфика социологического подхода к изучению личности.

38. Макро и микросоциологическая концепции личности.

39. Понятия «потребности», «интересы», «мотивы».

40. Типологизация личностей в социологии.

41. Проблема социализации и факторы социализации личности.

42. Роль социализации в становлении личности.

43. Проблемы социализации личности студентов в современном обществе.

44. Брак и семья как объект социологического исследования.

45. Функции семьи.

46. Типология брака и семьи.

47. Семья как малая социальная группа.

48. Тенденции развития семейных отношений.

49. Пути преодоления напряженности, конфликтности в семье.

50. Социально-психологические проблемы устойчивости брака.

51. Студенческая семья, ее проблемы.

52. Этапы жизненного цикла семьи.

53. Социальные факторы кризиса современной семьи и проблемы оптимизации брачно-семейных отношений.

54. Суть государственной молодежной политики.

55. Роль в государственной молодежной политике социологии молодежи.

56. Основные молодежные проблемы, их суть.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

При осуществлении текущего контроля используются следующие критерии:

Оценка «5» ставится, если студент:

· в полном объеме усвоил программный материал и владеет им системно, имеет глубокие знания; может аргументированно выражать собственные суждения в устной и письменной форме; обладает определенным ораторским искусством;

· самостоятельно безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; может анализировать социологическую информацию, синтезировать и обобщать ее в определенной системе, изложить собственную интерпретацию социальных явлений, характеризует современные социальные процессы, используя различные источники информации;

· применяет усвоенные понятия и умения для самостоятельного поиска информации из нескольких источников, в справочной литературе и Интернете; легко ориентируется при работе с данными социологических. опросов; допускает не более одной ошибки, которую легко исправляет по требованию преподавателя.

Оценка «4» ставится, если студент:

· ответы студента, результаты сделанной им работы в основном отвечают требованиям, предъявляемым к оценке «5»; дает правильное определение социологических понятий и пользуется ими, допуская их частичные нарушения и небольшие логические неточности; допускает упущение некоторых важных теоретических положений и фактов, но в целом формулирует правильные выводы;

· допускает нарушения в структуре ответа, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно выстроенные предложения, повторы слов; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно; допускает одну-две негрубые ошибки и может их исправить самостоятельно при требовании или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

· может передать основное содержание учебной темы, отвечая на вопросы преподавателя; ответ представляет собой сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, требует постоянной помощи преподавателя;

· материал излагается несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно или ответ представляет собой зачитывание законспектированного текста учебного пособия;

· допускает отсутствие некоторых элементов в структуре ответа, редко устанавливает причинно-следственные связи, слабо аргументирует выводы и обобщения, допуская при этом ошибки, не разделяет понятия на важные и второстепенные, не всегда чётко и правильно их определяет, описывает часто неправильно или непонятно;

· обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении конспекта научной литературы, допускает ошибки в трактовке ключевых понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская более двух грубых ошибок. социальные явления и процессы не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними, пользуется источниками социальной информации, использует их для объяснения основного содержания темы, но не в состоянии выработать собственную точку зрения; может дать краткую фрагментарную характеристику социальному явлению.

Оценка «2» ставится, если студент:

· не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала, не может отвечать на поставленные вопросы; допускает незнание фактов и деталей, высказывания не соответствуют рассматриваемой проблеме; не может установить причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах преподавателя; не умеет выделить понятия, дать четкое логичное объяснение определений понятий; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

Семестровый зачет выставляется по результатам текущего контроля в обязательном присутствии студентов. Итоговая оценка определяется как среднеарифметическая всех видов работ, а именно: докладов, рефератов, контрольных работ на практических занятиях, решений практических ситуаций, участия в деловых играх. Работы оцениваются по 100-бальной шкале.

  Баллы Оценка Критерии оценивания
А 90-100 Зачтено Отличное выполнение заданий с незначительным количеством неточностей.
В 80-89 Зачтено В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 10 %).
С 75-79 Зачтено В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 20 %).
Д 70-74 Зачтено Неплохо, но со значительным количеством недостатков.
Е 60-69 Зачтено Выполнение удовлетворяет минимальным критериям.
FX-F   0-34   Не зачтено Выполнение не                   удовлетворяет минимальным критериям.

Образовательные технологии

При изучении дисциплины используются следующие виды обучения:

- лекции с применением мультимедийных технологий;

- семинарские занятия, на которых рассматриваются основные вопросы социологии;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического лекционного материала;

- контрольные работы на семинарских занятиях;

- подготовка к зачету по дисциплине;

- зачет.



РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добреньковым. – М.: Гардарика, 1998.

2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.

3. Гидденс Э. Социология. – М.: Основы, 1999.

4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО – Университет, 1997.

5. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред.                 Л. Скокова. – К., 2006.

6. Лавриненко В.Н., Нартов М.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

7. Примуш Н.В. Социология: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Лебедь», 1999.

8. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.

9. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлов, Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

10. Социология: Курс лекций / В.М. Пича, О.М. Семашко, Н.И. Чернши и др.; Под ред. д. соц. н., проф. В.М. Пича. – М.: Завет, 1997.

11. Социология: Пособие для высших учеб. заведений. / Под ред. проф. Городяненко В.Г. – М.: ОТ «Академия», 2002.

12. Социология: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Макеева. – М.: Знание, 2005.

Дополнительная:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Пер. с англ. – М., 1992.

2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. – М.: DiaSoft, 2002.

3. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX – начало ХХ века: В – 2 ч. – Ч.1: Западная социология: Учеб пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитарий. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005

4. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.

5. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. – СПб.: Питер, 2004.

6. Гидденс Э. Устройство общества: Очерки теории структурации. – М.: Акад. Проект, 2003.

7. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. М.: ИНФРА – М, 2005.

8. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.

9. Захарченко М.В., Погорелый А.И. История социологии (от античности до начала XX в.). – К., 1993.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000.

11. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996.

12. История украинской культуры / Под ред. В.П. Шкварець. – Николаев, 1996.

13. Капитонова З.А. Социология XX века (История технология). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

15. Костенко Н., Иванов В. Опыт контент-анализа. Модели и практики. – М.: Центр свободной прессы, 2003.

16. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк. – М. 1987.

17. Лесив И. Современные методы менеджмента. – Ужгород, 1994.

18. Леш К. Восстание элит и предательство демократии. – М.: Логос, 2004.

19. Мид Дж. Г. Дух, самость и общество. С точки зрения социального Бихевиористы. – М.: Рус. центр духовной культуры, 2000.

20. Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. (В – 2 ч.). – К., 1992.

21. Молодежь и государство: Материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Артемовск, Донецкая область, 13-15 октября 2006г. / Науч. ред. И. Ю. Древницкая; Отв за вып. В.В. Лыков. – Донецк: Типография «Новый мир», 2006.

22. Ноэль 3. Массовые опросы. Введение в методику домоскопиы. – М.: Аваэкстра, 1993.

23. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов / Под ред. Л.И. Глухарева и В. Страдье. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

24. Оникиенко В.В., Шаленко М.В. совершенствование территориальной организации трудовых ресурсов. – М.: Наукова думка, 1999.

25. Опросы общественного мнения. / Под ред. Н.В. Панина. – К., 1995.

26. Осовская Г.В., Крушельницкая О.В. Управление трудовыми ресурсами. Учебное пособие. – М.: Кондор, 2003.

27. Паника Н.В. Технология социологического исследования. – К., 1996.

28. Петюх В.М. Рынок труда и занятость. – М.: МАУП, 1999.

29. Пилипенко В.Е. Вишняк А.И., Куценко О.Д. и др. Специальные и отраслевые социологии: Учеб. пособие. – М.: Каравелла, 2003.

30. Пича В.М. Предмет, структура, функции социологии. – Львов, УПИ, 1994.

31. Пича В.М. Радость семейного общения. – К., 1990.

32. Пича В.М. Социология семьи: Материалы к лекциям по курсу "Социология". – Львов, 1995.

33. Пича В.М., Вовканич С.И., Маковецкий В.М. Как подготовить, провести и обобщить результаты социологических исследований. – Львов, 1996.

34. Погорелый А.И. Социологическая мысль XX века: Учеб. пособие. – К.: Просвещение, 1996.

35. Полторак В.А. Социология: Основы социологии труда и управления. – К., 1992.

36. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. – М.: Тандем, 1998.

37. Проблемы развития социологической теории. Теоретические проблемы изменения социальной структуры украинского общества. – М.: САУ, Ин-т социологии НАН Украины, 2002.

38. Проблемы социальной защиты молодежи в условиях изменения социально-экономических отношений // Материалы Международной научно-практической конференции. – Киев, 25-28 ноября 1992 – К., 1993.

39. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997.

40. Ручка А.А., Танчер В.В. Курс истории теоретической социологии. – М.: Наукова думка, 1995.

41. Рущенко И.П. Социология. Курс лекций. Учеб. пособие для вузов. – Харьков, 1996.

42. Саакян. А.П. Экономика и социология труда. – СПб, 2002.

43. Семашко А.Н. Социология искусства: Учеб. пособие. – М.: Миллениум. 2004.

44. Смелзер Н. Социология. – М: Феникс, 1994.

45. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб: ЗХГЫ, 2000.

46. Социология семьи. Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.

47. Социология труда и управления: Терминологический словарь-справочник / Под ред. В.А. Полторак. – К., 1993.

48. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлова,                        Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

49. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. – Донецк Донбасс, 1999.

50. Черныш Н.И. Общественное сознание молодежи. – Львов, 1990.

51. Черныш Н.И. Социология: Конспект лекций. – К., 1990.

52. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах запада. – М.: СПб.: Университетская книга, 2001.

53. Элиас Н. Общество индивидов. – М. Праксис, 2001.

54. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998.

55. Якодкина А.Г. Социальная инфраструктура и политика. – К., 2000.

 

Электронные информационные ресурсы:

1. История социологии. Учебник. – М.: Высшее Образование и Наука, 2007. – 448 с – http://www.for-stydents.ru

2. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – («концепции», «фундаментальный учебник»). – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. – 308 с – http://sferaznaniy.ru

3. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/   М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с: ил – http://www.for-stydents.ru

4. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. – М.: Юрайт, 2014. – 584 с. http://window.edu.ru

5. Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. – М.: Юрайт, 2014. – 636 с. http://window.edu.ru

6. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с. – http://sferaznaniy.ru

7. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.: ил. – http://studentam.net

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной

Форм обучения

 

 

Технический редактор Пасько Л.С.

 

 

Подписано к печати 18.05.2017. Формат 60×84/16. Бумага офисная. Гарн. Times New Roman. Печать на ксероксе Услов. печ. л. 1,8. Тираж 30 экз. Заказ №
  Донецкий институт железнодорожного транспорта   Напечатано в типографии ДОНИЖТ   283018, г. Донецк – 18, ул.Горная, 6.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО

   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                            Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Е.А. Шелехов

СОЦИОЛОГИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной

Форм обучения

 

 

Донецк – 2017

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Е.А. Шелехов

Дата: 2018-12-28, просмотров: 433.