Состав политической культуры личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ЗНАНИЯ

Информирующие о политических событиях Публицистические Научные ИДЕИ Осмысление политики не только как сущей, но и как должной ЖЕЛАНИЯ Потребность заниматься политикой НАВЫКИ ДЕЙСТВИЙ Умение действовать в политической жизни в соответствии с принятыми в обществе требованиями ДЕЙСТВИЯ Способ совершенного исполнения деятельности и общения в политике

 

Схема №3.

Характерные особенности российской политики
Аполитичность
Сакральность власти
Апартизм
Деидеологизм
Функционализм

 

Основные понятия:

Политическая культура (ПК). Корпоративность ПК. Особенности российской ПК: аполитичность, апартизм и др. Социокультурный аспект политики.

 

Вопросы.

1. Что такое политическая культура?

2. Каковы характерные особенности политической культуры населения России?

3. Что такое корпоративность в политической культуре?

4. Зачем человеку политическая культура?

5. Чем надо обладать для того, что быть культурным в политике?

6. Можно ли быть культурным человеком без признания таковым другими людьми?

7. Что такое апартизм?

8. Ваше отношение к признанию власти сакральной.

Тема № 14

Личность и политика

1. Политическая социализация.

Политическое участие личности.

Политическое лидерство.

1 Политика осуществляется социальными общностями, группами, каждая из которых состоит из отдельных индивидов, личностей. Последние, за исключением крупных политических деятелей, редко играют самостоятельную роль в политике. Надо учитывать и то, что отдельный человек ограничен в возможностях политического участия, особенно в формах прямого политического действия.

Личность в политике – это человек не только политически образованный, знающий, но и активно действующий. Сознательное (мотивированное) участие индивида в политике обусловлено пониманием им ее значения для него. Оно приходит в процессе его политической социализации, превращения его в полноценную, отвечающую требованиям политики личность, способную к публичным политическим действиям и выполнению своих гражданских обязанностей.

       Политическая социализация происходит как стихийно, так и сознательно, при участии разных социальных и политических институтов и с использованием различных средств (см. схему № 1). В первом случае основную роль в ней играет политическая действительность, в условиях которой живет человек. Не зря говорят, что ничто так не просвещает человека политически как сама жизнь. Во втором случае, прежде всего семья. Она сильна тем, что в ней политические взгляды (оценки, ориентации) старших естественно передаются младшим в процессе родительского воспитания. Важно и то, каким книгам, теле- и- радиопередачам, газетам отдается предпочтение в семье. Специфична в политической социализации роль искусства, т.к. восприятие его связано с переживанием информации, имеющей политический смысл.

       Особое значение для политической социализации человека имеет образование. Здесь сохраняет значение мысль В.И. Ленина о том, что неграмотный человек находится вне политики. Имеется в виду, что чем образованнее человек, чем он просвещеннее, чем полнее его знания о жизни, тем сознательнее его участие в политике. В противном случае он обречен на стихийное участие в ней, либо его будут использовать в своих корыстных политических интересах другие люди.

       Начиная со школы, человек приобщается к теоретическим знаниям о политике. Его образованию особенно способствует изучение политологии, чтение специальной литературы о политике. Большое значение для роста его политической зрелости имеет личное участие в разных формах политической жизни. Процесс политической социализации начинается с юных лет и продолжается, можно сказать, всю жизнь. Политика подвижна. И это требует от человека приведения своих знаний, своего опыта участия в политике в соответствие с происходящими в ней изменениями. Целью политической социализации является формирование у личности политической культуры.

       Обязательным для политической зрелости личности является знание ею Конституции страны, в частности, политических прав человека. В Конституции РФ к ним прежде всего относятся: право избирать и быть избранным в ораны государственной власти и местного самоуправления, право участия в референдумах; право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования.

 

2 Все люди так или иначе принимают участие в политической жизни (хотя не все признают это – существует расхожее суждение: «Я политикой не занимаюсь»). Степень участия в ней зависит от их политического потенциала – от способностей и возможностей участвовать в политике в связи с имеющимися у них субъективными (культура) и объективными (деньги, связи) ресурсами. От них зависит политическая активность человека. Можно выделить четыре ее формы: 1) косвенное участие в политике; 2) участие в ней в качестве единомышленника; 3) партийного функционера, и 4) наконец, лидера. Каждая из четырех форм характеризуется разной ролью личности в политической жизни. Так, функционер является, как правило, членом партии, выполняет ее поручения, активно участвует во всех организуемых ею мероприятиях. А единомышленник всего лишь разделяет взгляды партии (ее лидера), голосует за ее кандидатов на выборах и редко участвует в проводимых публичных акциях. Партийная деятельность требует от личности убежденности – верности, преданности избранной идее (идеалу), немалых духовных и физических сил для отстаивания своих взглядов, для борьбы за их практическое воплощение.

Участие человека в политике различается и по характеру его взаимоотношений с другими людьми, то есть по его политическому поведению. Оно может быть конформистским, когда он осуществляет свои политические действия в согласии и совместно с группой, другими людьми, разделяя их интересы, взгляды, цели. Но оно может быть и нонконформистским, когда такого согласия нет, и он действует самостоятельно, обособленно от других, исходя из личных политических взглядов. Наконец, человек может повести себя экстремистски – действовать вопреки интересам группы, других людей, проявляя своим политическим поведением враждебность к ним.

Важным показателем характера (способа) участия людей в политике является выделение среди них тех, кто адекватен существующей власти, политическому режиму – соответствует, отвечает их требованиям, и тех, кто не адекватен. Такая группировка людей складывается в процесс адаптации (приспособления) каждой личности к данному политическому режиму в результате реализации ее политического потенциала. В силу разности его у людей (и по содержанию, и по уровню развития) они либо адаптируются, либо не адаптируются, не принимают существующей власти. Такие процессы особенно характерны для трансформирующегося (переходного) общества. Например, для современной России. Однако разбивка происходит не только по признаку принятия или непринятия новой власти. Разность политических потенциалов людей проявляется также в том, что одни из них адаптируются, а другие оказываются адаптированными, стихийно вовлеченными в процесс приспособления к власти. Наконец нельзя упускать из виду и ту группу, которая сознательно не принимает новой власти.

Следует еще раз отметить, что для большинства людей политика не является первостепенным занятием. Однако отчужденность, самоустраненность от нее указывает на недостаточную политическую социализированность человека, на его гражданскую неполноценность. Жить в современном обществе, игнорируя политику, просто невозможно. Поэтому политическая незрелость человека создает для него трудности в его общественной жизни.

Занятие человека политикой, тем более активное его участие в ней зависит не только от него самого, но и от благоприятных внешних условий и факторов. Среди них очень важным является наличие в стране такого политического режима, который законодательно обеспечивает политические свободы, права и обязанности населения. Круг их может быть разным и зависит в современном мире от степени демократичности режима. Существенным фактором является также уровень материального благосостояния населения. Чем выше он, чем больше людей в обществе относится к «среднему классу», тем сильнее склонны они к толерантным (терпимым) формам политических действий против власти.

Следует еще раз отметить, что отдельный человек не является субъектом политики тем более (как нередко утверждается) главным субъектом политики (особый случай – деятельность политических лидеров). Но политика осуществляется людьми, и каждый из них участвует в ней, руководствуясь и какими-то своими мотивами, интересами. При этом он решает посредством участия в политике какие-то личные проблемы экономического, материального, социального порядка; выражает свое отношение к происходящим в стране политическим процессам; вносит свою лепту в то, как они протекают; реализует, занимаясь политикой, стремление повысить свой социальный статус.

В любом случае возможности и степень политического участия человека обусловлены уровнем развития его политического потенциала.

 

3 Обладать политическим потенциалом особенно важно людям, профессионально занимающимся политикой, партийным функционерам. Некоторые из них являются лидерами – политическими деятелями, пользующимися высокой репутацией, играющими в политике особенно заметную роль, имеющими своих последователей, ведущих их за собой.

Людей привлекают к лидерам политические идеи, с которыми они выступают, то, как они отстаивают их, добиваются претворения в жизнь. Содержание идей лидера является главной причиной объединения вокруг него единомышленников. Но этого недостаточно. Лидер, связанный с публичной деятельностью, зависит от обратной связи со своими единомышленниками и должен корректировать свое поведение с учетом их ожиданий. Он всегда на виду у людей и потому, как принято считать, должен обладать и определенными личными качествами. Ему важно быть перед людьми честным, энергичным, инициативным, уверенным в себе, дружелюбным, остроумным, общительным, обладающим чувством юмора.

Существует не бесспорное мнение, что политические лидеры – это люди особого психологического склада, что последний для них является главным. Но очевидно другое – то, что все политические лидеры должны обладать рядом обязательных для них качеств. К ним, в частности, относятся: 1) компетенция – политический профессионализм; 2) политическое чутье – политика – не только наука, но и искусство; 3) инновационность – способность к выдвижению новых политических идей; 4) способность к аккумулированию и выражению интересов своих сторонников; 5) ораторское мастерство. Признаки эти у каждого политического лидера проявляются по-своему, создают его неповторимый облик.

Политический лидер – это человек, который пользуется авторитетом у своих сторонников. Его он добивается таким личным участием в политической жизни, которое служит для других примером, показывает незаурядные способности этого человека.

Имеются разные типологии политических лидеров. Так, согласно критериям, предложенным М.Вебером, политических руководителей делят на традиционных, легальных и харизматических, в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть. Традиционные лидеры опираются на не вызывающие сомнения традиции; легальные – на законы, по которым они избраны; харизматические лидеры – на боговдохновенность (харизму) – на одаряемые богом, природой способности. Так считают они сами и их сторонники.

Широкой известностью пользуется также «образная» типология лидеров, в которой выделяются: «знаменосцы» – лидеры самостоятельные, со своими взглядами на политическую жизнь, способные увлечь за собой своих сторонников; «служители» –лидеры, действующие от имени группы, видящие смысл своей деятельности в выражении интересов своих сторонников; и наконец «торговцы» – лидеры, которые стремятся заручиться поддержкой людей, чутко улавливают их интересы, готовые пойти на какие-то уступки с тем, чтобы не потерять своего лидирующего положения.

Следует отметить и такой тип политических лидеров, отличительной чертой которых является популизм – стремление работать на публику, производить на нее впечатление. Для таких политических деятелей характерно позерство. Популистское поведение сродни показухе. Они много обещают, но мало что делают.

На каждом этапе политической жизни, при изменении характера политических отношений появляется потребность в новых политических лидерах. Обычно это находит выражение в том, что в их поведении сильнее других проявляется один из указанных выше их признаков. Он становится как бы определяющим в их политических поступках. Так, в России последних двадцати лет наблюдаются две разновидности политических лидеров. Если в 90-е годы это были прежде всего люди слова, мастера ораторского искусства, то сейчас – все больше появляется людей дела, обладающих способностями к практическим действиям.

Лидера нет без его сторонников, без тех, кто ему доверяет и за ним идет. Следовательно лидер зависит от выбора его людьми. Без них он просто не состоится. Но от его последователей во многом зависит и то, что он собой представляет, как себя ведет. При этом особенно большое влияние на него оказывает его ближайшее окружение (команда). Здесь применимо выражение «свита делает короля» (лидера).

       В современной России проблема лидерства занимает особое место. В стране существует много партий, идет острая политическая борьба за власть и, вместе с тем, наблюдается явная нехватка ярких политических деятелей. Список их весьма ограничен – Явлинский, Зюганов, Жириновский, Путин, Глазьев, Хакамада, Миронов. Они разные. У них есть положительные и отрицательные черты. Поэтому их сторонники, при всей верности им, ждут от них чего-то большего: высокой эрудиции, государственной мудрости, воспитанности. Особенно велики их претензии к тем, кто претендует на пост Президента. Это связано с тем, что он является первым лицом в государстве. Поэтому привлечение молодых людей к политической деятельности и формирование из них зрелых политических лидеров остается одной из серьезных задач политических сил России, всего общества.

 

Схема № 1.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.