(в % к числу опрошенных)
Не одобряют | Одобряют | ||
1991 | 12,0 | 1991 | 67,0 |
2006 | 71,8 | 2006 | 17,6 |
Источник: «Социс» 2007, №4, с. 36.
На протяжении 1990-х – 2000-х гг. доля сожалевших об этом практически не менялась, составляя около 60% опрошенного населения. Характерно и то, что абсолютное большинство молодых россиян (78%) в 2005 г. выразили полное согласие с суждением президента В.В. Путина о том, что распад СССР стал великой геополитической катастрофой XX века. (источник: ВОМ 2007, №3, с. 40, 43).
Происходящий ныне в России преобразовательный процесс часто рассматривается как её модернизация – осовременивание, усовершенствование, в том числе и политическое, касающееся перестройки её политического режима. Политическая модернизация считается гарантом обновления всего общества, осуществления в нём индустриализации, информатизации, существенных изменений в социальной жизни. В России такая модернизация характеризуется прежде всего переходом от авторитарного и тоталитарного политического режима к демократическому. Происходит она в стране сложно, т.к. в ней участвуют силы, по-разному понимающие демократию.
4 Инициируемый в России «сверху» переход страны к рыночному обществу – капитализму происходит в обстановке противоборства разных социально-политических сил. Одни из них выступают за его ускорение, другие – за его существенную корректировку или даже против него. Часто считают, что к первым относятся адаптировавшиеся (приспособившиеся) к трансформации общества, а ко вторым – неадаптировавшиеся к ней. Это далеко не так, хотя бы потому, что основную часть неадаптировавшихся составляют работники предприятий и отраслей производства, которые оказались невостребованными рыночной экономикой. А среди них нет единства: есть и ее сторонники (сознательно принявшие ее) и ее противники (сознательно не принявшие ее). Остальные относятся к тем, кто без достаточного понимания происходящего, участвуют в процессе преобразований.
Участвующие в них политические силы включают в себя и консервативно- и радикально настроенные политические объединения людей – как сдержанных в своих политических действиях, так и готовых к участию в любых формах политической борьбы. Формы (способы) политического участия тех и других, как правило, идеологически обоснованы. Нишу между ними занимают те, кто не разделяет указанных крайностей, и исходит в своем политическом поведении из так называемой философии здравого смысла. Такое членение политических сил нельзя рассматривать как разделение их на «правых», «левых» и «центристов», как это делается в отношении партий (основу такой классификации составляет идейная ориентация на определенный общественный строй).
Особенностью политических процессов в России является их недостаточная зрелость: политическая деятельность еще не во всем отвечает своему назначению. В жизни общества много проблем, решение которых возможно только (или главным образом) политическими средствами (изменение социальной направленности курса реформ, совершенствование демократии и другие). Однако объектом серьезных политических действий они не стали. Основной целью участия в политике является власть, борьба за которую для многих партий стала самоцельной (вхождение во власть используется для того, чтобы обеспечить себе какие-то привилегии). Все это говорит о том, что политическая деятельность еще не заняла подобающего ей в демократическом обществе места.
Отличительной чертой политических процессов в стране является их преимущественная элитарность – участие в них главным образом верхов общества (элит, партий, их лидеров). Широкие слои населения остаются в стороне от их политических акций, активной поддержки им не оказывая. Это говорит о верхушечности политических процессов. Хотя давно известно, что политическое реформирование жизни общества может быть успешным только тогда, когда оно осуществляется и в интересах народа, и при массовой вовлеченности его в процесс преобразования общества.
Большей активностью отмечены политические процессы в регионах России. Здесь борьба за местную власть тоже обусловлена прежде всего происходящими в стране экономическими переменами. Ее ведут разные группы владельцев собственности, региональные экономические элиты. Им власть нужна для продолжения передела собственности на средства производства, на сырьевые и денежные ресурсы. Борьбу они ведут и с федеральной властью, зачастую принимающую жесткие формы. Примером крайнего обострения такой борьбы является затянувшаяся на годы и вылившаяся в две войны ситуация в Чеченской республике, где федеральные власти вынуждены с помощью армии восстанавливать конституционный порядок. Чеченские сепаратисты, стремясь привлечь на свою сторону народ, всячески разжигали националистические настроения.
Последние играют в политической жизни и самостоятельную роль. Во многих автономиях на Северном Кавказе и в отдельных в Поволжье и на Дальнем Востоке национальные проблемы, связанные с притязаниями республик на большую самостоятельность (суверенность), на территории сопредельных автономий, на выход из состава Федерации заняли ведущее место в их политической жизни. Для решения их широко используются местные законы, нарушающие Конституцию России, мнение электората на выборах и референдумах, различные акции публичного неповиновения государственной власти. Конфедеративные и сепаратистские устремления национальных элит ослабляют Федерацию, создают реальную угрозу ее существованию.
Хотя состав участников политических событий весьма плюралистичный, а их действия довольно разнохарактерные, в целом политическая жизнь в стране не отличается многообразием: основной формой политического участия являются выборы Президента, органов региональной и федеральной власти, и в связи с этим противоборство партий и электоратов в избирательных кампаниях. В ходе их проявились политические ориентации населения. Они оказались разными не только в зависимости от социального положения избирателей, но и от их материального положения в том или ином регионе. Там, где оно остается плохим (вследствие преимущественной занятости людей в сельскохозяйственном производстве и бюджетной сфере), голоса отдаются оппозиционным партиям. А в благополучных регионах (прежде всего в Москве и там, где добывается сырье) – т.н. партии власти. В выборах значительная часть избирателей участвует конъюнктурно, руководствуясь популистскими обещаниями партий и не думая всерьез о завтрашнем дне.
В других формах массовых политических действий (митинги, демонстрации, пикеты) население активно себя не проявляет, хотя причин для выражения недовольства региональной и федеральной властью у него достаточно. То, как протекают политические процессы в стране, во многом зависит и от особенностей политического сознания населения, которое характеризуют низкая политическая образованность людей, позволяющая заниматься их манипулированием; психологизация политического сознания большей части народа, доминирование в нём чувств, настроений над разумом; доверие политическому популизму (необоснованным обещаниям лидеров) и изощренным (грязным) избирательным технологиям. Причины политической пассивности народа разные: сказывается неразвитость российской демократии, отсутствие у населения опыта участия в публичных политических акциях, а главное – незавершенность процесса формирования новой социальной структуры общества. Но самоотстраненность большинства народа от политики – явление ненормальное и может быть использовано в своих интересах радикально настроенными как ультра-левыми реваншистами, так и ультра-правыми реформаторами.
Схема № 1.
Революция и реформа.
ВЛАСТЬ
р
е
р ф Исходит
е о от власти
в р
Исходит о м
от народа л а
ю
ц
и
я
НАРОД
Схема № 2.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.