1 Взаимодействия политических субъектов друг с другом и с властью (государством) растянуты во времени, состоят из череды их политических действий. И тем самым представляют собой процессы, принимающие в условиях того или иного политического режима разные формы участия людей в политике. Все политические процессы ведут к каким-то подвижкам, изменениям в политической жизни общества (группы, личности). Что и как изменяется в ней, в решающей мере зависит от конфликтов, с разрешением которых, как правило, связаны эти политические процессы.
Политические процессы по своей природе конфликтны, так как представляют собой столкновения разных, в том числе противоположных, интересов, взглядов, действий участников политических взаимодействий. Причиной конфликтов служат, прежде всего, противоречия (зачастую очень острые и даже непримиримые) между классами, этническими общностями людей. В них выражаются также разногласия между теми или иными социальными образованиями и государственной властью по разным жизненным (экономическим, социальным, политическим) проблемам. Являются они следствием противоречий и между группами населения или отдельными людьми по тем политическим вопросам, по которым у них разные мнения. Степень разобщенности при политических конфликтах может быть разной: от размежевания до активного противостояния и противоборства. Возникновение, развитие и разрешение политического конфликта являются этапами протекания политического процесса.
Политические конфликты играют разную роль в жизни общества. К ним нельзя подходить лишь с заведомо негативной оценкой. В своем большинстве они необходимы, и их появление и разрешение служат интересам общества. Такие конфликты имеют конструктивное значение. Но существуют конфликты, оказывающие деструктивное влияние на политическую жизнь. Конфликты большей частью происходят стихийно. Но они могут быть и подконтрольными, или ими можно даже управлять, препятствуя их разрастанию, ослабляя их разрушительные действия, изменяя характер взаимодействия сторон. Чтобы избежать разрушительных последствий конфликтов, особенно тех, которые не имеют антагонистического характера, применяются разные приемы (технологии) их регулирования: согласительные комиссии, комитеты, посредничество третьей стороны и тому подобное.
Обычно выделяют следующие стадии разрешения политического конфликта: вскрытие конфликта, его анализ, поиски путей и способов его разрешения, активные и целеустремленные действия по нейтрализации или разрешению конфликта.
Конфликты классифицируют по разным основаниям и выделяют: внешнеполитические и внутриполитические, долговременные и кратковременные, происходящие по правилам или не считаясь с ними, антагонистические (исключающие примирение) и неантагонистические. Не менее важными являются конфликты, различающиеся своими масштабами; субъектами, участвующими в них (классы, группы, элиты, партии); характером протекания (революция, реформа, заговор, путч); объектами столкновения конфликтующих сторон (сама власть, аспекты осуществляемой ею политики и т.д.). Всем конфликтам присущи четыре основные параметра: причина, острота, длительность, последствия.
2 Особую роль среди конфликтов играют те, разрешение которых приводит к смене политической власти или к каким-либо переменам в ней. Такие конфликты протекают в виде политических революций или реформ. Первые исходят от общества (народа), вторые – от правящей власти (см. схему № 1). Революция приводит к радикальным изменениям политического режима, к его замене, а реформа – к его модернизации. Но значение политической революции не только в том, что в результате ее меняется власть, но и в том, что новая власть становится инструментом осуществления социально-экономических преобразований, перевода всего общества в новое качественное состояние (см. схему № 2). Однако далеко не каждая политическая революция приступает к решению этих задач, перерастает в социальную революцию. Это подтверждают, в частности, те революции, которые произошли в начале XX века в России. Реформированию может подвергаться не только власть, отдельные её органы, но те или иные сферы общественной жизни.
У революций и реформ могут быть антиподы – контрреволюции и антиреформы. История свидетельствует, что они не способствуют развитию общества, а его тормозят.
Революции различаются по их содержанию, по результатам происшедших в ходе их изменений, по социальному субъекту, возглавившему процесс политических (и социальных) преобразований. Такими революциями в Новое время являются: буржуазные, буржуазно-демократические, социалистические. Оценивать значение революций можно с помощью разных показателей (критериев). Важнейшие из них – повышение материального благосостояния народа; углубление гуманистических принципов жизни; утверждение и рост демократии.
Исключительно большое значение для политических революций и реформ имеют способы и средства их осуществления. От них зависит их человеческая цена – во что они обходятся народам. Утверждение о том, что цель политической борьбы оправдывает применение любых средств, не выдерживает критики. Его следует рассматривать как анахронизм. Хотя не надо упускать того обстоятельства, что революция не может происходить без принуждения одними людьми других. Установление новой власти и переделка всего строя жизни общества, когда одни что-то теряют, а другие приобретают, объективно принимает форму насилия. Насилие – атрибутивное свойство всякой революции безотносительно к тому, как она осуществляется: мирно или с применением оружия. В связи с этим сложнейшей проблемой стало обоснование целесообразности осуществления революции, ее необратимости в данное время.
3 Страной многих и без преувеличения эпохальных по своему значению революций и реформ стала в XX столетии Россия. На протяжении века в ней произошли четыре революции (1905 г., Февральская 1917 г., Октябрьская 1917 г., 1991-1993 гг.) и были осуществлены многие реформы (Столыпинская, Преобразование органов государственной власти в 20-ые годы и при Хрущеве, Перестройка). Они разные по своему содержанию и последствиям для судеб страны.
Революция 1905 года была, по существу, политической (см. схему № 3). Следствием ее явился царский Манифест, узаконивший в стране конституционную монархию, ограничивший самодержавную власть органом всесословного представительства – Государственной Думой. Впервые за многовековую историю страны представители непривилегированных сословий стали принимать участие (хотя и весьма ограниченное) в разработке государственной политики. В стране появились свобода слова, печати, собраний, союзов. Революция отвечала интересам прежде всего буржуазии, которая получила доступ к власти и стала использовать ее для развития в стране капитализма.
В феврале 1917 года было покончено с царевластием, Россия стала республикой. Все ее взрослые жители перестали быть подданными царя и стали гражданами, имеющими равные политические права. Революция способствовала демократизации жизни общества – возросла роль народного представительства в органах власти. Наряду с Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, ставшими вместе с Временным правительством второй властью в стране, ширилась сеть фабрично-заводских и солдатских комитетов, профессиональных союзов. Народ стал активно использовать свободу слова, печати, собраний (см. схему № 3). Революция не изменила экономический строй в стране, но политические позиции дворянства, а затем и буржуазии, серьезно ослабли.
Октябрьская революция 1917 года привела не только к смене власти, которая перешла к органам народного представительства – Советам, но и положила начало радикальным изменениям всего строя общественной жизни в России (см. схему № 3). В нашей стране впервые в истории человечества началось строительство социализма. Результаты его оказали влияние на судьбы всего мира. Можно и нужно искать причины (факторы и факты), прервавшие движение страны по социалистическому пути. Но ясно и то, что был накоплен имеющий непреходящее значение положительный опыт, который частично уже востребуется и находит себе применение в современной России.
События, происшедшие в стране в 1991-1993 годах, чаще квалифицируются как реформы политического и экономического строя. Однако по своим радикальным последствиям их правильнее будет отнести к революции. Коренным образом изменилась политика сменившейся государственной власти, ее целью стал переход страны к рыночной экономике, основанной на частной собственности, и капитализация всей жизни общества. Результатами перемен воспользовалась очень ограниченная часть населения. А цена преобразований оказалась для народа непомерно высокой. Тем самым указанные события имеют контрреволюционные черты. Об этом говорит и то, что осуществляемый властью курс либеральных преобразований был ею во многом навязан народу, и тот в своем большинстве негативно отнесся к нему. На это указывают проводимые в стране опросы населения. Они, в частности, показали, что нынешние реформы проводятся не в интересах молодёжи. Так считают 47% людей старшего поколения и 35% – молодого (положительно относятся к ним 19% первых и 29% вторых). (источник: институт социологии РАН) В целом в стране 35% опрошенных россиян считают, что реформы сейчас надо продолжать, а высказались против 22%, затруднились ответить – 43% (источник: ВОМ 2007, №3, с. 81). Негативным является и отношение россиян к распаду СССР.
Таблица №1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.