Список тем учебного курса по социологии
1. Предмет социологии…………………………………………………С. 4
2. История социологической мысли…………………………..........С. 13
3. Теоретическая и эмпирическая социология……………………С. 24
4. Социальная структура общества…………………………………С. 42
5. Социология трудовых форм социальной жизни………………С. 55
6. Социология труда……………………………………………..........С. 62
7. Социология бытодосуговых форм социальной жизни….........С. 72
8. Гендерсоциология……………………………………………..........С. 77
9. Социология семьи……………………………………………..........С. 86
10. Этносоциология…………………………………………………….С. 94
11. Топосоциология……………………………………………………С. 102
12. Социология личности……………………………………………С. 110
13. Социальная культура…………………………………………… C. 119
14. Социология экономической жизни… ……………………… ….. C.126
15. Социология политической жизни………………………………С. 134
16. Социология духовной жизни……………………………………С. 140
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Наука, изучающая социальную жизнь общества.
Методы и структура социологии, её функции.
Схема № 1.
Объект Предмет
социологии социологии
Социальная Знание о
жизнь социальной
общества жизни общества
То, что изучает То, что социология
социология знает о социальной жизни
Схема № 2.
Структура общества СЖ
СЖ – социальная жизнь
ПЖ |
ИЖ |
ПЖ – политическая жизнь
ДЖ – духовная жизнь
ЭЖ |
Таблица № 1. Уровни и состав социологической науки
| Объекты социологического познания | ||
Теоретическая социология | Общая социологическая теория, познающая социальную жизнь | Мароуровень познания социальной жизни | Социум |
Частные социологические тории, изучающие разновидности социальной жизни | Мезоуровень изучения социальной жизни | Общность | |
Эмпирическая социология | Конкретные социологические исследования, проводимые с целью постижения разных проявлений социальной жизни и для выяснения как её влияния на все стороны общества, так и последних на социальную жизнь | Мироуровень исследования социальной жизни | Личность |
Прикладная социология | Конкретные социологические исследования, проводимые с целью преобразования социальной жизни и зависимой от неё жизнедеятельности всего общества |
Схема № 3. Историческое время, изучаемое социологией
Прошлое Настоящее Будущее
Общая социологическая теория
Частные социоло-
гические теории
Эмпиричес
кая социо
логия
Вопросы
1. Что является предметом социологии?
2. В чем различие объекта и предмета социологической науки?
3. Каковы методы социологического познания?
4. Для чего инженеру надо знать социологию?
5. Что такое социальная жизнь?
ТЕМА 2
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. Основные направления социологической мысли.
2. Социология в дореволюционной России.
3. Эмпирическая и теоретическая социология в XX веке.
4. Современные течения западной социологии
Социология была заявлена как наука в 30-е годы XIX века. Для этого появилось серьезное основание: становление капитализма – общества широко использовавшего достижения естественных и технических наук и нуждавшегося в рациональном осмыслении происходивших в нем процессов. Однако научных знаний об этом не было. Постичь особенности общества, происходивших в нём процессов издавна стремились многие мыслители (философы, экономисты, историки). В трудах Платона, Аристотеля, Гоббса, Вико, Гегеля, Сен-Симона и других были изложены плоды их умозрительных суждений. Им недоставало широко использовавшихся в познании естественных процессов наблюдений, опытов, экспериментов. В преодолении этой ограниченности тогдашнего обществознания состояла важнейшая задача нарождавшейся социологии.
Уже в глубокой древности были отмечены отличия общества от природы, выявлены наиболее характерные его части, стороны, тем самым осуществлена, по существу, первичная его структуризация. В пору существования рабства главными в жизни людей признавались их политические занятия, существование общества не мыслилось без религиозной, художественной, экономической деятельности. Со временем постижением каждой из них стали заниматься складывавшиеся специальные науки – искусствознание, экономика и др.
Так что к концу XIX века утвердилось представление о неполном обществе. Но оно было воспринято как целостное появившейся для его изучения наукой социологией. Не потому ли понятия «социальное» и «общественное» рассматривались как синонимичные. Фактически социология имела дело лишь с социальной жизнью. Однако официального признания это не получило. Исключительное значение для вычленения в обществе социальной жизни как одной из основных его частей имела разработка системного метода познания в науке, начавшаяся в том же XIX веке и получившая развитие в следующем. С тех пор ведется, в частности отечественными учёными, большая работа по онтологии и эпистемологии социальной жизни – выяснению того, что она представляет собой, особенностей метода её познания, а также значения места и роли её в обществе. Социология становится теорией социальной жизни.
Следует подчеркнуть, что разработка определения социальной жизни велась одновременно с экспликацией понятия «общество». Уточнение последнего позволило лучше охарактеризовать особенности важнейшей его части, которую многие социологи посчитали предметом своей науки.
История социологии – это стремление многих ученых познать (ответить на вопросы):
1) Что такое общество, важнейшей частью которого является социальная жизнь?
2) Каковы методы изучения социальной действительности?
3) Каковы основные этапы (стадии) и тенденции социальной эволюции?
4) Что является источником, причиной изменений общественного и социального мира?
5) Что собой представляет социальная структура общества?
6) Что является побудительной силой социальных действий людей?
Эти вопросы касаются главных параметров социальной жизни. В поисках ответов на них складывались представления об обществе и предмете социологии, особенностях метода ее познания. Для решения этих вопросов использовались разные пути, разные теоретико-методологические принципы. Наиболее характерные из них составили три основных направления социологической мысли, которые рассмотрены ниже
1 Начало социологии положили работы французского философа О. Конта (1798-1857 гг.), в которых в 1838 г. появился сам термин «социология»[3] и обоснование новой науки. Он справедливо считал, что добиться достоверных знаний об обществе можно только в том случае, если они будут опытными. Конт полагал, что в основе социологического познания должны лежать 3 принципа: 1) эмпиризм – единственным источником знаний является опыт; 2) физикализм – самыми совершенными понятиями являются понятия физики (поэтому с помощью их следует изучать общество[4]); 3) позитивизм – объектом социологии являются только факты (он недооценивал роль теоретического знания в их обобщении). Свою концепцию Конт назвал позитивистской – концепцией положительного знания, способствующего развитию человечества в направлении его позитивного состояния. Он считал, что появление позитивного знания обусловлено эволюцией человечества, которое в истории проходит 3 стадии своего умственного развития: теологическую – фиктивного мышления, метафизическую – отвлеченного познания, позитивную – научного сознания. К последнему относятся такие отрасли знания как математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.
Сторонники позитивизма после Конта стремились интерпретировать (истолковывать) общество, объяснять механизм его функционирования и развития, прибегая к помощи (используя достижения) разных естественных наук. В зависимости от особенностей редукционизма – сведения общественного к какому-нибудь проявлению природного - в социологии появились: биологическое (организмическое) и натуралистическое течения, социально-психологическая, социально-механистическая, географическая школы. Все они опирались на методы и средства познания своих наук.
Видным представителем биологического течения был Г. Спенсер (1820-1903 гг.), исходивший в понимании общества из признания его как живого организма. Он полагал, что земледелие и промышленность выполняют функцию питания, торговля – функцию кровообращения, армия – это кожный покров, транспорт – сосудистая система и т.п. У него социальный организм состоял из трех главных систем – регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной.
По Спенсеру общество – результат эволюции природы (он основывал свои взгляды на трудах Ч. Дарвина, русского ученого К. Бэра). Суть ее он видел в переходе общества от гомогенности к гетерогенности, в росте его внутренней дифференциации. При этом он отличал социальную надорганизмическую эволюцию от организмической (биологической, животной, психической) и неорганизмической (развитие Земли, Вселенной). Первую он связывал с объединенными действиями масс людей, но не отдельных индивидов.
Спенсер выделил несколько типов общества, различия их степенью интеграции: простые – военные, сложные – индустриальные. В первых индивиды существуют для блага государства, во вторых, напротив, государство служит благу индивидов. Социальное развитие идет от первых обществ ко вторым.
Он впервые ввел в обществознание такие понятия как система, функции, структура, институты.
К концу XIX в. под влиянием успехов психологической науки сформировалось психологическое течение в социологии. Психологизация социологии выражалась в том, что особенности поведения людей объяснялись их разными желаниями – от половых до эстетических. Психика людей рассматривалась как главная движущая сила и поступков отдельных людей, и социальной эволюции.
Представители позитивистских течений в социологии полагали, что социальное – это одна из форм единого природного мира и потому его познание должно вестись такими методами, которые используются в естественных науках. Задача же исследователя состоит в том, чтобы максимально точно отразить наблюдаемые социальные явления (факты). Эмпирически добытая информация должна быть строгой, допускающий ее выражение в количественных показателях и верифицируемой (опытно проверяемой). Позитивисты впадали в объективизм – абсолютизировали значение объекта исследования.
В конце XIX века как реакция на стремление объяснять общество в русле лишь позитивистской социологии – посредством использования естественных наук, биологии, психологии – возникло антипозитивистское направление. Видными представителями его стали В. Дильтей, В. Виндельбант, Г. Риккерт. Они разграничивали общество и природу, считали, что те качественно различаются и, как следствие этого, нуждаются в разных методах познания. Постижение явлений природы состоит в их объяснении, в подведении их под более общее понятия. Постижение социальных, социокультурных явлений заключается в уяснении их значения. Основу его составляет процедура понимания смысла человеческих действий. Важная роль в ней отводится ученому, с личными способностями которого во многом связывается получение положительного результата исследования. Таким образом, антипозитивисты впадают в субъективизм: отводят решающую роль в познании исследователю.
Большое влияние на развитие социологии, начиная с середины XIX в., оказал марксизм, который, по существу, составил особое направление социологической мысли. К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) разработали концепцию материалистического понимания истории. В ней решающая роль в детерминации общественного прогресса отводится экономическому фактору - способу производства материальных и духовных благ. Он характеризуется определенной степенью эффективности используемых людьми средств производства и объективно складывающимися при этом их отношениями по поводу этих средств – экономическими отношениями. Последние оказывают решающее влияние на все другие отношения между людьми в обществе. Вместе с тем Маркс и Энгельс подчеркивали, что люди, «вооруженные» знаниями и идеями, сами делают свою историю и значение экономического фактора нередко следует принимать во внимание лишь в последнем счете.
Маркс выделил несколько способов производства и соответствующих им типов общества (социально-экономических формаций), сделал фундаментальный анализ капитализма. Он и Энгельс рассматривали общество системно, прослеживая взаимосвязь экономического базиса, политической надстройки и форм общественного сознания. Они полагали, что общество – это продукт взаимодействия людей, находящихся между собой в определенных связях, важную роль в которых играют их классовые отношения.
Центральное место в трудах Маркса отводится личности, ее месту и роли в жизни общества. Для него свободный индивид является целью и средством осуществления подлинно гуманного (коммунистического) общества. Поэтому общественная история людей – это история их индивидуального развития. Важное значение для социологии имеет марксистская методология – диалектический метод и системный анализ.
В своих работах (не усеченных и не вульгаризировано толкуемых) основоположники марксизма и многие их последователи в значительной мере избежали крайностей позитивистского и антипозитивистского направлений в социологии. Социологи марксисткой ориентации рассматривают социальное как особую форму материи, обладающую надприродными свойствами (природное является лишь ее фундаментальным основанием). По разному решается ими сегодня вопрос о предмете социологии – что она должна изучать: все общество или его часть? Важным принципом процедур социологического исследования считается обеспечение объективности получаемой информации. Это не исключает ее идейной интерпретации и, следовательно, достаточно активной социальной позиции ученого.
Важный вклад в разработку социологии в конце XIX – начале XX века внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер. С их именами связано окончательное превращение ее в самостоятельную науку. Этому способствовало развитие ими онтологической и эпистемологической сторон социологии, т.е. уточнение понимания того, что она изучает (что представляет собой то, что она изучает) и метода ее познания. Э. Дюркгейм (1857–1917 гг.) выступил против натуралистической и психологической редукции в социологии. Главную задачу социологии он видел в познании социальной реальности, ее специфики и автономности, основу которой составляют социальные факты. Они отличаются от физических, биологических, психических фактов действительности и представляют собой коллективные представления (идеи, верования). Он считал их столь же реальными как действия отдельных индивидов, осуществленные на их основе. Следствием коллективного сознания людей является их солидарность, без которой нет общественного порядка и разделения труда. При этом Дюркгейм считал, что социальное надо познавать социальным. Надо социальное объяснять из него самого. К обществу он подходил как социальному организму, в котором различные органы выполняют разные функции, обеспечивающие разделение труда. При этом последнее служит главным образом укреплению социальной солидарности.
М. Вебер (1864–1920 гг.) считал, что люди действуют осмысленно и потому социология должна быть понимающей наукой – понимающей смысл, вкладываемый индивидами в свои действия. Особенность же социального действия в том, что оно всегда направлено на другого (других) и осуществляется как ожидание субъектом ответного действия от того, на кого направлено его действие. Вебер предложил типологию социальных действий, критерием которых является степень их целенаправленности – осознанности индивидом целей своих поступков. Причем, чем менее рациональны действия, тем менее они понятны. Он считал, что рациональность социальных действий представляет главное в чем выражается исторической прогресс. Вебер дал характеристику капитализма с точки зрения особенностей его культуры, т.е. способа и формы поведения в нем людей. Такую особенность он видел в рациональности всех их поступков, прежде всего в сфере трудовой деятельности.
Позитивизм, антипозитивизм и марксизм были в XIX в. основными направлениями (или парадигмами) социологического мышления. С тех пор разработка предмета и метода социологии ведется преимущественно в их русле или представляет собой ту или иную их комбинацию.
2 В России, как и на Западе, социологическая мысль развивалась в тесной связи с другими науками. Собственно социологические теории появились только в начале XX века. Особенностью русской социологии является то, что она стала выразителем взглядов разных классов и политических сил, активно использовалась в идейной борьбе и для объяснения возможных (и желаемых) вариантов общественного развития. С этим связана еще одна ее особенность: многие исследования осуществлялись с целью их практического применения.
Видное место, начиная с 60-х годов XIX в., принадлежало сторонникам позитивизма. Они рассматривали социологию как естественную науку и использовали для ее разработки сведения из других наук. Появилась географическая школа, ярким ее представителем был Л.И. Мечников, деливший историю цивилизации на три фазы – речную, морскую и океаническую, обративший внимание на значение для общественной жизни экологического фактора – видел источник исторической эволюции во взаимодействии способных к кооперации людей с окружающей средой; органическая (П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин) – разрабатывавщая представления об обществе на основе аналогии его с биологическим организмом; психологическая, которую представляли Н.И. Кареев, Е.В Де-Роберти, Л.И. Петражицкий. Они признавали реально существующими только психические процессы, видели задачи социологии исключительно в постижении психологических взаимодействий отдельных людей. Общественные законы они трактовали как продукты разума и воли людей. Принцип психологизации истории Кареев считал основанием социологии.
Но почве критики натурализма в социологии появились работы антипозитивистского содержания (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев). Их авторы полагали, что социальный мир психологичен, представляет собой зависящее от психики людей их взаимодействие. Но для понимания его знаний одной психологии недостаточно, необходима разработка специальных методов исследования действий (поступков) людей, учитывающих использование ими знаний, идей, моральных ценностей.
Заметным явлением стала субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), недооценивавшая законы общественного развития, абсолютизировавшая роль в истории критически мыслящей личности (элитной интеллигенции). Создатели ее считали, что социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов, а с целеполагающими и этническими мотиваторами человеческой деятельности. Они проводили разницу между природой общества и природой личности и справедливо отмечали, что мерилом прогресса общества является развитие личности. Развитие человеческой индивидуальности – цель исторического прогресса.
С конца XIXв. в русской социологии получили распространение марксистские взгляды. С ними выступили представители как ортодоксального Г.В. Плеханов (1856–1918 гг.), В.И. Ленин (1870–1924 гг.), так и «легального» марксизма (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев). И те и другие использовали марксистскую теорию для анализа происходивших тогда в России экономических и социальных процессов, для обоснования своих версий предстоящих в ней изменений.
Выдающимся представителем русской социологии в начале XX в. был М.М. Ковалевский (1851–1916 гг.), который понимал социологию как науку об организации и эволюции общества и для понимания которого использовал сравнительно-исторический метод. Он полагал, что социология имеет дело с действиями экономических, психологических, географических факторов и видел свою задачу в интегративном их познании, в преодолении односторонности социологических школ. Сущность социального прогресса ученый рассматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, групп, народов.
Наиболее полно идеи позитивистской социологии выразил в своих работах крупнейший русский (с 20-х годов американский) ученый П.А. Сорокин (1889–1968 гг.). Он рассматривал социальное как область взаимодействия людей. Ему принадлежит заслуга в разработке понятий социальной стратификации и социальной мобильности. Он показал, что деление на страты (слои) имеет место во всяком обществе, что естественным его следствием является перемещение людей и групп на новые для них социальные позиции.
3 В первые десятилетия XX в. западная социология большое внимание уделила познанию общества посредством изучения социальных взаимодействий индивидов, того как они своей деятельностью и общением изменяют его. В связи с этим появились анализы и типологии малых социальных групп, трактовки механизмов межличностных интеракций. Наиболее видными представителями микросоциологии были Г. Кули и Дж. Мид. В работах первого дана характеристика «первичных» групп и их роли в процессе социализации и эволюции общества. К ним он относит семью, детские игровые группы, производственные и учебные группы. Они первичны, поскольку существуют в любом обществе и представляют собой естественные образования. На базе их существуют вторичные группы (классы, нации, партии). Это крупные группы, в них индивиды выступают лишь как носители определенных функций, а отношения между ними безличны. Для поведения личности важное значение имеет ее самосознание (то, что она думает о себе) и общественное сознание (то, что о ней думают в группе и о ее группе).
Дж. Мид считал, что эволюция общества представляет собой процесс коммуникативного взаимодействия людей между собой и их с разными предметами. Особенность его в том, что оно осуществляется с помощью символов, представленных прежде всего в языке. Посредством последнего происходит передача социально значимой информации. В этом процессе каждый индивид развивает и свое социальное «я». Он не разделял «я» и общество и рассматривал их как две структуры одной социальной действительности.
В 20-е годы получила бурное развитие эмпирическая социология. Это было обусловлено запросами продолжающейся индустриализации и урбанизации общества и достижениями самой социологической науки, перешедшей к использованию новых методов и технологий исследований, связанных со сбором и анализом конкретных социологических фактов, новых способов обработки полученной информации – ее квантификации, т.е. количественного выражения для удобства обсчета. Росту популярности эмпирической социологии способствовало проведение в конце 20-х годов эксперимента на заводах в Хоторне близ Чикаго, целью которого был поиск новых форм взаимоотношений между работниками. Он позволил стабилизировать обстановку на предприятиях, повысить эффективность труда.
Увлечение эмпирической социологией сдерживало разработку социологической теории. Ее дальнейшее развитие произошло в середине века и связано с работами двух американских ученых Т. Парсонса (1902–1979 гг.) и Р. Мертона (род. в 1910 г.). Первый является автором теории социального действия и структурно-функционального анализа. Согласно предложенной им теории любое социальное действие предполагает наличие осуществляющего его лица (актора, деятеля), конкретной ситуации, в которой происходит действие, и условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний, т.е. зависимости индивидуального действия от принятых в обществе жизненных ценностей и правил поведения. Вместе с тем ученый допускал известную свободу действий актора в связи с субъективным определением им ситуации.
Парсонс придавал большое значение ориентациям деятеля на объект и классифицировал их на четыре группы. Деятель выделяет объекты, различающиеся: по их месту и свойствам (познавательная, когнитивная ориентация); по их положительному и отрицательному значению для актора (катектическая ориентация); с точки зрения первоочередности удовлетворения своих потребностей и, наконец, в связи с теми изменениями, которые могут произойти в ситуации в случае того или иного действия субъекта. Центральное место в теории Парсонса занимает понятие «система действия». Под ней он понимал различные уровни взаимосвязанной между собой социальной реальности. Ученый выделял 4-е системы: социальную, культуру, личность, организм. Их нормальное функционирование возможно, если они решают проблемы своей адаптации, интеграции, воспроизведения структуры и целедостижения. Решению сложных вопросов теории социального действия служит разработанный ученым структурно-функциональный анализ.
Главной заслугой Р. Мертона является создание теорий функционального анализа и среднего уровня, которые способствовали преодолению существовавшего тогда разрыва между теоретической и эмпирической социологией. Он исходил из того, что одно и то же явление может иметь много функций, но точно также одна функция может выполняться разными явлениями. Главное, чтобы объекты анализа представляли собой типизированные (повторяющиеся) явления, например, социальные процессы, культурные стандарты, социальные структуры. Мертон ввел понятия дисфункции (она приводила к неблагоприятным последствиям), явной и латентной функций (имели осознанные и неосознанные последствия).
В послевоенные десятилетия в западной социологии были предприняты большие усилия для выработки такой общесоциологической теории, которая смогла бы соперничать с марксистской. Здесь можно отметить концепцию «стадий экономического роста» У. Ростоу, выделившего в истории человечества 5 этапов, различающихся уровнем технического развития, полагавшего, что все изменения в обществе являются результатом воздействия на него только техники, и теорию социокультурной динамики П.А.Сорокина, который рассматривал исторический процесс как возникновение и смену 3-х типов культур: чувственной, рациональной (умозрительной) и идеалистической, каждая из которых служит постижению человеком истины – главной цели его деятельности.
С 70-х годов в наиболее промышленно развитых капиталистических странах начался переход к качественно новому постиндустриальному (информационному) обществу. Западная социология предприняла усилия для его теоретического осмысления. В работах Д. Белла, О. Тофлера, А. Турена, Д. Нэсбита, Р. Тиболда был сделан анализ обозначившихся в обществе радикальных изменений и попытка спрогнозировать их последствия. Они обратили внимание на то, что вытеснение в промышленности живого труда наукоемкой техникой (самодействующими машинами), вследствие чего работник не участвует непосредственно в изготовлении продукта, и широкое распространение услуговой деятельности, имеющей дело с удовлетворением разных индивидуальных потребностей людей, ослабляет действие основополагающего для капитализма закона стоимости.
Превращение производства знаний в главную сферу общественной деятельности создает серьезные трудности для владения ими собственностью (сохранения и передачи по наследству). Тем самым осложняются условия для существования частной собственности и рыночных отношений. По этим причинам изменяется и социальная структура общества, основу которой начинают составлять не классы, а ситусы – группы, занятые производством и использованием различных профессиональных знаний.
4 В последней трети XX в. в западной социологии получили распространение новые теории. Их появление связано с отмеченным выше переходом к информационному обществу, для познания которого понадобились принципиально новые подходы. Этим обусловлено стремление придать им парадигмальное значение. Вместе с тем в них многое свидетельствует о их преемственности классической социологии, об использовании и совершенствовании принципов (положений) основных ее направлений. Большую популярность в это время получили теории конфликтов, символического интеракционизма, этнометодологии, теория обмена.
Первая разрабатывается на основе работ Л. Козера и Р. Дарендорфа, теоретиков Франкфуртской школы, которые в свою очередь восприняли определенные положения марксизма. Она исходит из социальной неоднородности общества, из наличия в нем групп с разными интересами, вследствие чего в нем всегда существуют условия для возникновения конфликтов. Главными причинами их являются, однако, не экономические, а растущие идейные расхождения в обществе, борьба в нем за власть, стремление людей к повышению своего статуса и т.д. Конфликты являются естественным состоянием общества, стимулом его развития. Но задача состоит в том, чтобы не допускать их перерастания в социальные потрясения.
Положения (тезисы) символического интеракционизма были сформулированы еще в 20-е годы Д. Мидом, позднее его последователи, особенно Г. Блумер, придали им законченную форму. Поведение людей является социальным в том смысле (потому), что они руководствуются в своих действиях символами, которые представляют собой значения, придаваемые людьми предметам, действиям, событиям. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни общества. Символы являются средствами, с помощью которых происходят взаимодействия (интеракции) между людьми. Осуществление интеракций связано с необходимостью каждым его участником интерпретировать намерения других.
Теория обмена (видными ее разработчиками являются Р. Хоманс и П. Блау) понимает социальные действия людей как обмен между ними различными благами, в котором они стремятся к присвоению качеств, характерных свойств друг друга, причем с наибольшей выгодой для себя. Обменные акты рассматриваются как элементы социальных действий, которые лежат в основе всей общественной жизни. Теория обмена основывается на учете зависимости действий людей (групп) от испытываемых от них чувств. Это ограничивает возможность ее применения в макросоциологических процессах.
На исходе века обозначилось стремление к преодолению различий между разными социологическими теориями, к выработке нового видения существенно изменяющегося общества и использованию в социологии последних достижений разных наук. В наибольшей мере это нашло отражение в работах таких крупных современных социологов как Э. Гидденс, П. Бурдье, П. Штомпка. Вместе с тем, продолжают разрабатываться разные направления социологического познания социальной реальности, в частности, культурные (Ст. Холл) и культуральные (Дж. Александер). У первого культуры зависят от классов, рас, полов, у второго – они автономны.
В заключение отметим, что более чем полуторовековая история социологии характеризуется упорным трудом обществоведов по ее экспликации – по углублению и уточнению знаний о предметном поле и особенностях метода познания данной науки, по обновлению интерпретации используемых в ней понятий. Важное место в нём заняло выяснение сущности социальной жизни, её роли в обществе. Весомый вклад в эту работу внесли не только западные, но и российские (советские) ученые. Их взгляды, тезисы учтены нами при изложении тем учебного пособия.
Основные понятия темы:
Направления социологической мысли – позитивистское, антипозитивистское, марксистское. Классическая социология. Редукционизм. Социологические школы – географическая, психологическая, организмическая, бихевиоризм. Русская социология. Западная социология XX века – теория конфликтов, символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология.
Схема № 1.
И время их появления
2
40-е гг. 60-е гг. 80-е гг. 1
XIX век 3
1. Позитивистское
2. Марксистское
3. Антипозитивистское
Таблица № 1.
Вопросы
1. Усилиями каких преимущественно ученых социология превратилась в самостоятельную науку?
2. Чьим именем нынче названо Российское социологическое общество?
3. Чем объяснить, что социологи стремились познавать общество (социальную жизнь) с позиций других наук?
4. Какой социолог понимал социальное действие как «ожидание – ожидания – ожидания»?
5. Укажите, создателями социологической теории какого общества являются Д. Белл, Р. Арон, А. Турен, У. Ростоу:
- индустриального;
- постиндустриального.
ТЕМА 3
Специфика социальной жизни.
Эмпирическая социология.
СЖ – социальная жизнь
Д – духовная среда
МП – материальное производство
ДП – духовное производство
П |
Схема № 3. Общество и окружающая его среда.
Таблица № 1.
Формы жизни общества
Социетальные |
Социальная
И её разновидности
Гендерная
Этническая
Семейная
Поселенческая
Трудовая
Досуговая
Бытовая
Таблица № 2.
Основные страты, их количественные показатели
Доход | Власть | Образование | Престиж |
Размер | Объем | Уровень | Степень |
Схема № 4.
Социальные взаимоотношения
S |
Цд |
S' |
социальных
взаимоотношений
Цд – ценности
духовные
Схема № 5.
Социальная деятельность
S – субъект деятельности
Цд |
R – результат деятельности
Цд – ценности духовные
S |
О |
R |
(орудия труда)
Цм |
Вопросы
1. Чем социальная стратификация отличается от социальной дифференциации?
2. Что такое референтные социальные группы?
3. Что такое «социальное пространство»?
4. Существует ли направленность исторического процесса, изменений в социальной жизни общества?
5. Ниже приведены определения общества, сделанные двумя крупными социологами: Г. Зиммелем и К. Марксом.
Г. Зиммель: «Общество означает просто взаимосвязь общающихся».
К. Маркс: «Общество есть продукт взаимодействия людей».
Как Вы считаете, в чем их разница, насколько важна она для понимания сути общества?
ТЕМА 4
Таблица № 1. Основные группы социальной структуры общества
До перестройки · рабочие · крестьяне-колхозники · служащие · интеллигенция – специалисты (в том числе управленцы) · чиновники · горожане и селяне |
В настоящее время · Буржуазия (промышленники, банкиры, коммерсанты) · наемные работники (частных, акционерных и государственных предприятий) · высший класс · средний класс · низший класс · андеркласс · чиновники · горожане и селяне |
Схема № 1.
S |
S – ранжированный социальный статус
Социальная
Стратификация
0 X
Социальный состав
Таблица № 2.
Основные компоненты социальной структуры
Статусные группы |
Социальные общности |
Социумы |
Социально-социетальные образования |
Статусные группы |
Социальные институты |
Этнические |
гендерные |
поселенческие |
Семейные |
Трудовые |
Бытовые |
Досуговые |
Таблица № 3.
Доход | Престиж | Власть | Образование |
Социальные страты Социальные общности
Схема № 2.
Основные социальные группы населения нашей страны (в %)
Специа- листы |
Бедные и мелкие хозяева |
62
Пролетарии и полупролетарии |
рабочие |
Зажиточные и мелкие хозяева |
Колхо зники |
13,0
18,4
1995 г.
рабочие
крестьяне
интеллигенция
2,4 высшие чиновники, мелкая и средняя буржуазия
крупная буржуазия, 19,7 14,5
помещики
39,8
24,8
1,3 крупная буржуазия
Схема № 3.
Каналы социальной мобильности
в советском обществе в современном обществе
5 6 7 8 7 8 9 10
2 4 6
3
3 5 4
1 1 2
Вопросы
1. Какие группы населения относятся к так называемым «новым русским»?
2. Можно ли советскую и нынешнюю бюрократию рассматривать как класс?
3. В чем отличие в тенденциях изменения социальной структуры дореформенного и пореформенного общества нашей страны?
4. Кто составляет «средний» класс в России?
5. Укажите в приведенном списке маргинальные группы: безработные, учителя, беженцы, торговцы.
ТЕМА 5
Схема № 1.
«Стороны» трудовой деятельности
Экономическая |
Технологическая |
Социальная |
Технологическая – участие работников в процессе изготовления материальных благ;
Экономическая – взаимоотношения работников в связи с разным отношением их к собственности на средства производства;
Социальная – взаимоотношения работников по поводу возникающих на предприятии различных проблем.
Схема № 2.
Таблица №1. Основные профессионально-трудовые общности.
производственные | торговые | строительные | транспортные | Услуговые | научные | художественные | управленческие |
Вопросы
1. Чем трудовая общность людей отличается от производственной группы?
2. Покажите влияние социальных свойств людей на их трудовые взаимоотношения.
3. Укажите основные области профессионально-трудовой деятельности в обществе.
4. Укажите главные вопросы (проблемы), составляющие содержание трудовых отношений в современной России.
5. Каковы отличия экономических отношений людей от их отношений по поводу труда?
ТЕМА 6
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Таблица № 1.
Тип технологии Система: орудие труда - работник
Доиндуст- Ручное произ- Работник (РБ) Связь работника
риальная водство (Р) Р РБ занимает- с орудием труда
технология ся непос- непрерывная
редствен-
ным изго- товлением Дискретная
Индуст- Машинизи- продукта
риальная рованное М РБ
технология произ-во (М)
Постиндуст- Автоматизи- А Работник не занимается
риальная рованное непосредственным из-
(наукоемкая) производство РБ готовлением продукта
технология (А)
Схема № 1.
Содержание, характер труда и факторы их детерминации
СТ |
НТП |
СП |
ХТ |
СТ - содержание труда
ХТ - характер труда
НТП - научно-технический прогресс
СП - социальный прогресс
Таблица № 2.
Основные социальные аспекты (проблемы) труда
Мотивация труда | Трудовая адаптация | Рестрикционизм | Профессиональная мобильность | Трудовые интеракции | Трудовые конфликты | Удовлетворенность трудом | Отношение к труду |
Таблица № 3. Мотивы отношения к работе, занимающие первые места
До реформы
ü Содержание труда
ü Зарплата
ü Социальные льготы
ü Условия труда
Сегодня
ü Зарплата
ü Возможность приработка
(дполонительного дохода)
ü Условия труда
Вопросы
1. В чём различие функционального содержания и социального характера труда?
2. Какие существуют мотиваторы труда? Каким из них нынче отдается предпочтение в нашей стране и почему?
3. Решает ли высокая оплата работы проблему отчуждения труда? Обоснуйте ответ.
4. В чем различие православной и протестантской этики труда?
5. В чем различие творческого и репродуктивного труда?
ТЕМА 7
Ч.
24 часа
Таблица № 1.
Труд в сфере работы, быта и досуга современного общества
Работа | труд на чужих |
Быт | труд на своих |
Досуг | труд на себя |
Вопросы
1. Когда говорят «свободное время», то имеют в виду время, свободное от чего?
2. К какой разновидности социальной жизни относятся заочное обучение и занятие людей самообразованием?
3. В чем состоят проблемы бытодосуговой жизни в современной России?
4. В чем смысл досуговой формы жизни людей?
5. Одни люди полагают, что главное в жизни – это работать, другие – жить. Ваш комментарий.
ТЕМА 8
ГЕНДЕРСОЦИОЛОГИЯ
Схема № 1.
Гендерные общности
2007 г.
Возрастные группы населения
Схема № 2.
Возрастные группы населения
Пожилые
Вопросы
1. В чем смысл феминистского движения?
2. В чем проявляется маскулинизация современных женщин?
3. Что такое инфантильность? Каковы ее причины?
4. В чем причины конфликта поколений?
5. Каковы причины и особенности демографического кризиса в постсоветской России?
ТЕМА 9
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Таблица № 1.
Виды современной семьи
Моногамная | Полигамная | |
Патриархальная | Матриархальная | Эгалитарная |
Гомогенная | Гетерогенная |
|
Нуклеарная | Расширенная | |
Полная | Неполная | |
Репродуктивная | Ориентационная | |
Единобрачная | Повторная | |
Линеальная | Стержневая | |
Патрилокальная | Матрилокальная | |
Патрилинеарная | Матрилинеарная | |
Авторитарная | Демократичная |
Схема № 3.
Тесть |
Свекровь |
Свекор |
Теща |
Шурин |
Деверь |
М Ж |
Ж |
М |
Сноха |
Своячница |
Свояк |
Сношеница |
Зять |
Золовка |
Вопросы
1. Какая разница между семьей и браком?
2. Какую семью называют эгалитарной?
3. В чем состоят трансляционная и рекреационная функции семьи?
4. При заключении брака муж взял фамилию жены. Какой стала семья: матриархальной, патриархальной?
5. Укажите основные причины малодетности семьи в России.
ТЕМА 10
ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ
Схема № 4.
1 |
2 |
3 |
3 |
(на примере русских)
1. Суперэтнос – славяне
2. Этнос – русские
3. Субэтносы – поморы, казаки, пустозеры, мезенцы, пошехоны, заонежцы, кержаки и др.
Вопросы
1. В чем разница понятий «нация» и «национальность»?
2. Что приоритетнее, на Ваш взгляд, права нации или права человека?
3. Немец русского происхождения. Кто он по национальности?
4. Может ли у человека быть две национальности (подобно тому, как во многих станах существует двойное гражданство)?
5. В Перми есть храмы пяти конфессий (кстати, как называются их богомольные здания). Представители каких проживающих в городе наций исповедуют эти религии?
ТЕМА 11
ТОПОСОЦИОЛОГИЯ
Схема № 1.
Город (Г) Село (С)
Д В Среда
С П – природная
Д В В – вещная
Г Д – духовная
П
П
Схема № 2.
Схема № 3.
Город – гетеросоциальная общность
Её составляют:
1
3 1 - Этнические
6
2 8 4 2 - Демографические
5 7 3 - Религиозные
4 - Экономические
7 – Досуговые 5 Профессионально-трудовые
8 – Политические 6 - Бытовые
и другие группы населения
Вопросы
1. Что такое «маятниковая» миграция?
2. Если человек проживает в деревне, а работает в городе – кто он: горожанин или селянин?
3. В чем различие между девиантным и делинквентным поведением горожан?
4. Принято считать, что деревня является хранительницей традиций народной жизни. Индустриализация и урбанизация привели к значительному сокращению сельского населения. Существует ли вследствие этого угроза утраты связи с традициями народной жизни? Дайте аргументированный ответ.
5. Укажите в приведенном списке городов пять самых больших по числу жителей после Москвы и Санкт-Петербурга: Челябинск, Пермь, Нижний Новгород, Краснодар, Саратов, Новосибирск, Омск, Самара, Красноярск, Казань, Волгоград, Екатеринбург, Хабаровск, Уфа, Воронеж.
ТЕМА 12
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности
Схема № 1. Личность
П |
О |
Л |
П – природа
О – общество
Л - личность
1 2
1. Общество
2. Группа 3
3. Личность
Вопросы
1. Охарактеризуйте личность как объект и субъект социальных процессов.
2. Что такое диспозиция личности?
3. В чем различие между конформистской, индивидуалистской и коллективистской личностью?
4. Может ли быть личность индивидуальностью?
5. Приведите примеры высокого и низкого статусов личности.
ТЕМА 13
СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Понятие культуры.
Основные понятия темы
Современные концепции культуры: технологическая, ценностная, как способ жизни этноса, страны. Культура как искусная, умелая деятельность. Черты культуры: субъектность, предикативность, парадигмальность. Культура и воплощённая культура (процессуальная и результативная). Уровни культуры, культурная среда. Общественные и социальные факторы детерминации культуры. Социокультурная дифференциация. Субкультурные и культуросоциальные группы. Социальная культура – это культура социальных взаимоотношений людей и их социальной деятельности. Черты социальной культуры. Стабильность, традиционность, цивилизационность. Социологический аспект культуры. Социокультурные типы.
Схема № 1. Таблица № 1.
Культура и воплощённая культура. Культура и субкультуры.
Культура общества | |||
городская | сельская | профессиональные | этнические |
Культура – Воплощённая
способ культура –
совершенного плоды,
исполнения результаты
человеком образцового
деятельности исполнения
человеком
деятельности
Таблица № 2.
Субкультурные группы – социальные объединения людей, имеющие общую культуру | Культуросоциальные группы – социально неоднородные объединения людей, обладающие общей культурой |
Национальные | Сторонники той или иной моды |
Городская | Любители какого-то течения в искусстве |
Сельская | |
Профессиональные | Болельщики спортивной команды |
Семейные | |
Бытовые |
Таблица № 3.
Культура.
субъектна | является умением человека что-либо искусно делать |
предикативна | существует только как свойство (признак) действия субъекта или созданной им вещи |
парадигмальна | является образцовым исполнением человеком деятельности и её результатов |
исторична | изменяется во времени; каждому типу общества соответствует своя культура |
корпоративна | осуществляется в соответствии с принятыми обществом, группой правилами, стандартами |
всеобща | является показателем любых совершенно исполненных человеком действий |
инвариантна | всегда и везде является образцом выполнения человеком своих действий |
Вопросы.
1. Может ли быть личная культура?
2. В чём состоит культура бизнесмена?
3. Какое значение имеют для культуры навыки и стандарты деятельности?
4. К каким субкультурам Вы себя относите?
5. Какой из социальных культур Вам недостаёт?
ТЕМА 14
Таблица № 1. Основные проявления экономической жизнедеятельности людей.
Производство материальных и духовных благ как стоимостей | Деятельность, обеспечивающая функционирование производства (менеджерская, финансовая, бухгалтерская, коммерческая) | Экономические (по поводу собственности на средства производства) взаимоотношения между людьми | Деятельность, состоящая в решении экономическими средствами социальных проблем |
Таблица № 2. Экономические группы современного населения.
Различающиеся по отношению Различающиеся ролью “в жиз-
к собственности: ни” капитала:
- предприниматели; - промышленники;
- наемные работники; - банкиры;
- акционеры - коммерсанты
Различающиеся связью с разными Различающиеся размерами:
формами собственности:
- частной; - дохода;
- государственной; - имущества;
- акционерной; - сбережений (вкладов)
- смешанной
Таблица № 3. Место России по ВВП среди других стран.
Страны мира | ВВП за 2005 г., в $ млрд. | Рост ВВП за 2006 г., в % | ВВП за 2006 г., в $ млрд. | ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, в $тыс. |
США | 12 455 | 2,2 | 12 729 | 42,8 |
Япония | 4506 | 2 | 4596 | 31,4 |
Германия | 2782 | 2,1 | 2840 | 29,9 |
Китай | 2229 | 10,6 | 2467 | 7,3 |
Великобритания | 2193 | 2,7 | 2252 | 32,9 |
Франция | 2110 | 2 | 2152 | 30,7 |
Италия | 1723 | 2 | 1758 | 29,6 |
Индия | 785 | 8,3 | 851 | 3,8 |
Россия | 764 | 6,9 | 817 | 11,7 |
Бразилия | 794 | 3,2 | 820 | 9,0 |
Украина | 82 | 7 | 87 | 7,2 |
Казахстан | 56 | 10,6 | 62 | 9,4 |
Белоруссия | 30 | 9,9 | 32 | 8,7 |
Эстония | 13 | 11 | 15 | 18,0 |
Диаграмма № 1.
|
|
Таблица № 4.
США
Россия
Бедными считаются, имеющие личный доход менее $700
Бедных по американским критериям
Таблица № 5.
Имеющих в России среднюю зарплату (16 т. руб.) и больше | 26,6% населения |
Получающих меньше средней зарплаты | 73,4% (3/4 населения) |
Таблица № 6. Таблица № 7.
Дециальные (10%) Квантильные (20%)
группы населения России группы населения России
и их доходы за 5 лет и их доходы за 10 лет
(2003–2007) (1998 – 2007)
У верхних 5-ти | +150% | |
от 10% до 37,6% | –15-17% | |
–30% | ||
У нижних 5-ти | –150% | |
от 5,2% до 6,5% | ||
–200% | ||
Вопросы
1. В чем различие экономических страт и классов?
2. Что такое пауперизация населения? Какие группы современного российского общества оказались вовлеченными в процесс пауперизации?
3. Какие социальные группы советского общества стали основными источниками формирования российского предпринимательства?
4. Укажите, какие из приведенных статусов являются экономическими: фермер, бедняк, коммерсант, сутенер, охранник, киллер безработный, бармен, акционер, люмпен, вахтер, домовладелец, банкир.
5. Что такое латентная безработица? Есть ли она в нашей стране?
ТЕМА 15
Основные понятия темы.
Политическая жизнь общества. Власть. Политический режим. Субъекты политики. Политические акторы. Субъекты политики. Значение социального для политики. Зависимость социальной жизни от политики.
Таблица № 1. Основные проявления политической жизни людей
Создание материальных и духовных благ политического назначения | Прямые политические действия | Косвенные политические действия | Политические (по поводу власти) взаимоотношения между людьми | Деятельность людей, состоящая в решении политическими средствами социальных проблем |
Таблица № 2. Духовная и материальная деятельность политического назначения.
Программы | Униформа | |
Манифесты | Флаги | |
Уставы | Эмблемы | |
Политическая литература, газеты, журналы | Значки | |
Политические песни | ||
Транспаранты | ||
Лозунги | ||
Растяжки |
Схема № 3.
Прямое участие Решение проблем
людей в связанных с
политике овладением
властью
Косвенное Решение политическими
Участие средствами социальных,
людей в экономических и других
политике проблем
Вопросы.
1. Что представляет собой политическая жизнь?
2. Почему требование бюджетников повысить зарплату является косвенным политическим действием?
3. Может ли быть субъектом политики отдельный человек?
4. Приведите пример зависимости политического актора от его социальных особенностей?
5. Покажите зависимость социальной активности людей от их политической зрелости.
ТЕМА 16
СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Таблица № 1. Основные виды духовной жизнедеятельности общества.
Создание духовных благ и исполнительское творчество | Потребление (восприятие) духовных благ | Духовно-идеологическое (по поводу знаний и идей) взаимодействие между людьми | Деятельность, состоящая в решении духовно-идеологическими средствами социальных проблем |
Таблица № 2.
Вопросы
1. Какой духовной деятельностью занимается подавляющая часть населения?
2. В чем причины того, что сегодня значительная часть населения ориентирована на религию?
3. Приведите примеры культуросоциальных групп населения.
4. В чем принципиальное отличие действий людей в духовной сфере от их действий в экономической сфере?
5. Почему интеллигенция рассматривается как изотерическая группа?
Задания по социологии.
В обязанности студента входит до сдачи экзамена по социологии выполнение одного из учебных заданий. Они представляют собой: контрольные работы, тесты, логические упражнения, эссе и вопросы. Студент выполняет контрольную работу или эссе, либо даёт ответы на один вариант тестов или 10 логических упражнений или 15 вопросов. Задание подаётся на кафедру в письменном (печатном) виде. Его титульный лист оформляется как у курсовой работы с указанием фамилии студента, индекса специальности и учебной группы.
Контрольная работа.
Она включают в себя введение, текст, разбитый по вопросам, заключение.
Эссе.
Это размышления автора на определённую тему, исходя из её личного понимания или своего опыта (наблюдений, действий и их осмысления).
Тест.
Это вопрос, на который дано несколько вариантов ответа, но из них только один (или несколько – это оговаривается) является правильным. Его (их) и надо указать.
Логические упражнения.
Это задачи на сообразительность.
Вопросы.
Все они требуют развёрнутых аргументированных ответов.
Контрольные работы.
1. Субкультуры современной России.
2. Девиантное поведение.
3. Средний класс.
4. Типы и формы социальной стратификации.
5. Социальная структура Перми.
6. Миграция в Россию.
7. Структура сельского населения России.
8. Формы отчуждения на современном российском предприятии.
9. Нетрадиционные формы семьи.
10. Трудовые и производственные взаимоотношения работников.
11. Каналы мобильности в современном российском обществе.
12. Казачество как русский субэтнос.
13. Интеллигенция современной России.
14. Роль науки, искусства, религии в социальной жизни людей.
15. Личность и индивидуальность человека.
Эссе.
1. Что, на Ваш взгляд ущемляет достоинства людей как работников?
2. Моя профессия: плюсы и минусы.
3. Моё видение проблемы нетрадиционных браков.
4. Какую социализацию можно считать удачной?
5. Моё видение проблемы нестабильности семьи.
6. Что, на Ваш взгляд, надо сделать для улучшения национального устройства российского государства?
7. Чего, по Вашему мнению, недостаёт для того, чтобы работа была в радость?
8. Принято говорить о женской эмансипации, а нет ли нужды в мужской?
9. Как Вы считаете, жить стоит ради того, чтобы «быть» или «иметь»?
10. Моя семья: социологическая характеристика.
Тесты.
Первый вариант.
1. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социетальные формы:
o Демографическая;
o Экономическая;
o Семейная;
o Политическая;
o Профессионально-трудовая;
o Духовно-идеологическая.
2. Благодаря каким «силам» происходит объединение (сцепление) людей в социальные группы, общности? Благодаря (дайте 1 ответ):
o Общему для них образованию;
o Общему уровню жизни;
o Общим для них интересам.
3. Выделите достигаемый статус в позициях людей в обществе:
o Чуваш;
o Старик;
o Мужчина;
o Узник;
o Больной;
o Сквернослов;
o Чиновник;
o Студент;
o Отец.
4. Нуклеарная семья – это:
o Супружеская пара, проживающая совместно с детьми, не состоящими в браке;
o Семья без отца;
o Семья, в которой есть дедушка и бабушка;
o Семья, в которой несколько братьев и сестёр;
o Деревенская семья.
5. Выезд из России в Германию – это (подчеркните):
o Миграция;
o Иммиграция;
o Эмиграция;
o Географическая мобильность.
6. Укажите основной признак, отличающий интеллигенцию от других социальных групп:
o Хорошее воспитание;
o Одарённость;
o Профессиональная компетенция;
o Творческая работа;
o Умственная деятельность;
o Высокое образование.
7. Рестрикционизм – это (дайте 1 ответ):
o Работа не на себя;
o Плохая работа;
o Работа не по специальности;
o Саботаж работы;
o Задержка оплаты труда.
8. Укажите реальные (+) и номинальные (√)группы.
o Пассажиры автобуса
o Покупатели стирального порошка «Дося»
o Многодетные семьи
o Русские
o Молодёжь
o Учителя
o Горожане
9. В чём особенности семьи:
o Номинальной_________________________________________________________
o Фиктивной___________________________________________________________
o Неполной____________________________________________________________
o Гомогенной__________________________________________________________
o Матрилокальной______________________________________________________
10. Кем являются: социальной общностью, социальной группой, стратой:
o Жители Перми ___________________________________________
o Коми-пермяки ___________________________________________
o «Новые русские» Перми ___________________________________
o Футбольная команда «Амкар» ______________________________
o Пермские нищие _________________________________________
o Артисты драмтеатра _______________________________________
o Трамвайщики Перми ______________________________________
o Старшеклассники города ___________________________________
11. Что такое пауперизация (дайте 1 ответ):
o Радостное настроение;
o Запой;
o Охлаждение к работе;
o Обнищание;
o Отчуждение от труда.
12. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социальные формы:
o Демографическая;
o Экономическая;
o Семейная;
o Политическая;
o Профессионально-трудовая;
o Духовно-идеологическая.
13. Выделите прирождённые статусы людей:
o Немец;
o Мужчина;
o Домосед;
o Больной;
o Сквернослов;
o Обыватель;
o Прохожий;
o Путник;
o Принц;
o Дочь.
14. Соедините понятия с их определениями стрелками.
Геноцид – Любовь к своей нации и недооценка роли других народов
Национализм – Чувство любви к своей родине
Шовинизм – Стремление к отделению и образованию самостоятельного государства
Апартеид – Идеология превосходства своей нации
Сепаратизм – Политика ограничения прав национальных меньшинств
Патриотизм – Политика уничтожения какой-либо этнической (расовой) группы
15. Какой признак точнее выражает суть классов? (дайте 1 ответ)
o Богатые и бедные;
o Группы разного профессионального труда;
o Управляющие и управляемые;
o Группы, различающиеся по их отношению к средствам производства;
o Группы с разными доходами;
o Группы с разным престижем;
o Объединения людей;
o Группы со своими идейными представлениями.
Второй вариант.
1. Выделите приписываемый статус людей:
o Депутат;
o Украинец;
o Обыватель;
o Новобранец;
o Больной;
o Заключённый;
o Тёща.
2. Выделите стратификационные признаки групп, общностей:
o Наличие общих интересов членов группы;
o Уровень их образования;
o Размер получаемого ими дохода;
o Внутренняя конфликтность.
3. Социальный характер труда работника указывает на его особенности в связи с разделением труда на (дайте 3 ответа):
Управленческий – Исполнительский
Лёгкий – Тяжёлый
Умственный – Физический
Сложный – Простой
В помещении – На открытом месте
С перерывами – Без перерывов
4. Коллективистский тип личности предполагает:
o Поглощение личного интереса общественным;
o Заботу личности о себе;
o Единство интересов группы, личности и общества;
o Стремление личности быть не хуже других.
5. Укажите главный признак, характеризующий сущность личности. Это человек:
o Способный;
o Физически развитый;
o Соответствующий требованиям общества;
o Умеющий работать;
o Образованный;
o Воспитанный;
o Семейный;
o Непохожий на других;
o Обладающий социальными чертами;
o С чувством собственного достоинства.
6. К каким этническим группам относятся указанные ниже народы:
Финно-угорские Чуваши
Тюркоязычные Якуты, Эвенки
Тунгусо-манчжурские Мордва, Мари
7. Укажите основной признак культуры человека:
o Опрятно одетый;
o Много знающий;
o Всюду успевающий;
o Искусно действующий;
o Стремящийся быть первым;
o Пользующийся всеобщим вниманием.
8. Какая из перечисленных ниже позиций является наилучшим примером предписанного статуса?
o Дантист;
o Жених;
o Обвиняемый;
o Женщина;
o Отец.
9. Результатом процесса социализации является:
o Формирование личности;
o Формирование темперамента;
o Получение образования;
o Формирование роли;
o Формирование статуса.
10. Достигаемым называется статус, который:
o Достаётся через личные усилия и конкуренцию;
o Достаётся при рождении;
o Навязывается обществом вне заслуг и усилий личности.
11. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Такая форма брака называется
o Групповой брак;
o Полиандрия;
o Полигиния;
o Эндогамия.
12. Харизма – это:
o вариант этнических предрассудков;
o форма религии;
o форма легитимации власти;
o ролевой конфликт;
o то же самое, что и дискриминация.
13. Группа, с которой мы себя идентифицируем, хотя и не являемся её членами, – это:
o Внутренняя группа;
o Внешняя группа;
o Позитивная референтная группа;
o Негативная референтная группа;
o Маргинальная группа.
14. Люди, собравшиеся вокруг места уличного происшествия – это:
o Аудитория;
o Публика;
o Толпа;
o Социальная организация;
o Социальное движение.
15. Переход из одного социального слоя в другой – это:
o Профессиональная мобильность;
o Вертикальная мобильность;
o Горизонтальная мобильность;
o Миграция;
o Урбанизация.
Третий вариант.
1. Классовая принадлежность индивида определяется:
· Его национальностью
· Местом жительства (город – деревня)
· Его связью с собственностью
· Членством в политической партии
· Деньгами
2. При заключении брака будущий муж согласился взять фамилию жены. Как правильнее будет называть такую молодую семью?
· Патриархальной
· Матриархальной
· Ни тем, ни другим
3. Социальная стратификация указывает на (дайте только 1 ответ):
· Межгосударственные отношения
· Этническую напряженность
· Межличностные отношения в семье
· Иерархическое неравенство в обществе
4. Какие социальные образования играют приоритетную роль в социальной структуре современной России:
· Бюрократия
· Рабочий класс
· Класс предпринимателей (буржуазия)
· Священнослужители
· «Средний класс»
5. Функциональное содержание труда – это:
· Связь работника со средствами труда
· Профессия работника
· Размер его заработной платы
· Гигиенические условия труда
· Сложность труда
6. К маргинальным группам относятся:
· Межэтнические семьи
· Супруги, находящиеся в состоянии развода
· Путешественники
· Гастарбайтеры
· Многодетные семьи
7. Номинальная группа – это:
· Футбольная команда
· Протестующие автомобилисты
· Владельцы собак
· Молодые люди, ожидающие автобус
8. Выделите приписываемый статус людей:
· Депутат;
· Украинец;
· Обыватель;
· Новобранец;
· Больной;
· Заключённый;
· Тёща.
9. Укажите реальные (+) и номинальные (√)группы.
· Жильцы дома
· Рабочие завода
· Неплательщики за квартиру
· Посетители театра
· Участники авторалли
· Очередь за товаром
· Воинская часть
· Детсадовская группа
10. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социальные формы:
· Демографическая;
· Экономическая;
· Семейная;
· Политическая;
· Профессионально-трудовая;
· Духовно-идеологическая.
11. Выделите достигаемый статус в позициях людей в обществе:
· Чуваш;
· Старик;
· Мужчина;
· Узник;
· Больной;
· Сквернослов;
· Чиновник;
· Студент;
· Отец.
12. Укажите основной признак, отличающий интеллигенцию от других социальных групп:
· Хорошее воспитание;
· Одарённость;
· Профессиональная компетенция;
· Творческая работа;
· Умственная деятельность;
· Высокое образование.
13. Выделите прирождённые статусы людей:
· Немец;
· Мужчина;
· Домосед;
· Больной;
· Сквернослов;
· Обыватель;
· Прохожий;
· Путник;
· Принц;
· Дочь.
14. Хорошим примером эгалитарных социальных отношений является:
· Отцовство;
· Дружба;
· Воинская служба;
· Консультация и адвокатская защита.
15. Группа «бритоголовых» – это:
· первичная группа;
· контркультура;
· конформисты;
· этническое меньшинство.
Логические упражнения.
1. Вам попала в тексте такая фраза: «Инбридинг стал следствием табу на инцест». Объясните смысл.
2. Есть выражение: «Что ни город, то свой норов». Чем этот «норов» определяется? Что играет ведущую роль в его передаче от одного поколения горожан к другому?
3. В западной социологии для обозначения экономической стратификации широко используются такие понятия как: высший класс, средний класс, рабочий класс. В чем недостаток данной классификации населения?
4. Какому из приведенных ниже суждений автора следует верить:
1) При социализме существует наемный труд и в роли работодателя выступает государство.
2) При социализме нет ни рынка труда, ни наемных работников.
(А.И. Кравченко. Социология. Справочное пособие. М., 1996, с.168, 202).
5. Можно ли считать переселение с первого этажа на шестой мобильностью? Аргументируйте ответ.
6. Вставьте в текст цифры, обозначающие пропущенные в нём слова: 1) адаптация, 2) менталитет, 3) мотивация, 4) рестрикционизм.
Проблема … стала предметом обсуждения в администрации предприятия. Мнения выступавших были разными. Одни видели причину в недостаточно продуманной системе …рабочих к производству, другие – в слабой … поступающих на работу. нашлись такие, кто посчитал, что всё дело в отсутствии у многих работников профессионального ….
7. Согласно взглядам видного американского социолога 20-х годов Томаса: «Социология не просто объясняет нам то, что происходит в обществе она, в известном смысле, творит социальную реальность». Прокомментируйте текст.
8. Ниже приведены два суждения о причинах социального неравенства. Дайте им обоснованную оценку.
«Общество – это часть живой природы. Как и во всей живой природе, в человеческих существах существует доминирование неравенства, состязательность, и это есть жизнь общества. Социальное равенство – это утопия и социальная смерть общества». (Директор института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков).
«Социальные отношения в примитивных обществах показывают, что человек не является генетически подготовленным к этой психологии доминирования и подчинения. Анализ исторического общества, с его 5-6-тью тысячами лет эксплуатации большинства господствующим меньшинством, демонстрирует с полной очевидностью, что психология доминирования и подчинения является следствием адаптации к социальному порядку, а вовсе не его причиной. Для апологетов социального порядка, основанного на власти элиты, разумеется, очень удобно верить, будто социальная структура есть результат врожденной необходимости человека, а потому является естественной и неизбежной. Уравнительное общество примитивных групп показывает, что это не так». (Видный американский социолог Э. Фромм).
Цитировано по: «Наш современник», 1997, № 1, с. 224-225.
9. Верно ли суждение: «Как мы будем думать и действовать, таким и будет наше будущее»? (Д.э.н. Е. Мельникова «Век», 1997, № 13, с 10).
Дайте аргументированный ответ.
10. Объект социологической науки объективен. Но и предмет социологической науки объективен. В чем разница в объективности объекта и предмета социологии?
В опросы
1. В чем заслуга К. Маркса в создании социологической науки?
2. Какие два крупнейших на Западе социолога изучали русский язык?
3. В чем основное различие во взглядах К. Маркса и М. Вебера на возникновение капитализма?
4. К. Маркса и Р. Дарендорфа обычно относят к представителям конфликтной социологии. В чем разница в их взглядах на социальные и общественные конфликты?
5. Изучает ли социология отдельную личность?
6. Как правильно сказать: «потребление культуры» или «культура потребления»?
7. В чем отличие формационного подхода к анализу общества от цивилизационного?
8. Каковы основные особенности эволюционного и революционного изменения общества?
9. Укажите в списке лица с приписанным и достигаемым статусами:
10. а) пермяк, б) принц, в) депутат, г) директор, д) лекарь, е) зять, ж) дама, з) белорус, и) киллер, к) внук, л) нувориш.
11. Охарактеризуйте классовый и статусный подходы к анализу социальной структуры общества. В чем их достоинства и недостатки?
12. Как Вы считаете, какие статусы человека – предписанные или достигаемые – приведены ниже: домосед, больной, сквернослов, обыватель, прохожий, путник?
13. Какие группы нашего населения относятся к высокостатусным?
14. Какие гетеросоциальные общности Вы можете назвать?
15. Назовите субкультурные группы населения, дайте их характеристики?
16. В чем состоит угроза профессионально-трудовым общностям от складывающегося информационного общества?
17. Правильно ли определение работы, быта и досуга как времени разного труда людей? Обоснуйте ответ.
18. Чем объясняется разное отношение людей к своей деятельности на работе, в быту и на досуге?
19. Что имеется в виду под гендерными особенностями людей?
20. Наблюдается размывание границ половозрастных общностей. Каковы положительные и отрицательные моменты этого явления?
21. Кто относится к дальним родственникам?
22. Чем отличаются друг от друга нуклеарная и расширенная семья? Каковы причины того, что одна из них вытеснила другую?
23. Какие слои городского населения относятся к люмпенам?
24. Что в большей мере, на Ваш взгляд, «выдает» статус индивида: одежда, речь, друзья, манеры поведения, личные вещи, походка? Ранжируйте признаки.
25. Приведите примеры несовпадения статусных рангов человека.
26. Покажите связь статусов и культуры людей?
27. В чем главное различие участия в духовной жизни интеллигенции и других социальных групп населения?
28. Покажите значение для людей науки, искусства, религии.
29. Какие этнические признаки являются в настоящее время наиболее значимыми?
30. Являются россияне единой нацией?
31. Зависит ли социальный статус человека от его этнической принадлежности?
32. Что такое этноцентризм? В чём он проявляется?
33. Лидер в семье – анахронизм или реальность?
34. Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением?
35. Чем различается труд на государственном, акционерном и частном предприятиях?
36. Достаточно ли хорошей зарплаты для удовлетворённости трудом?
37. В какой мере социология является наукой об обществе?
38. Что изучается социология?
39. В чём отличие реальных групп от номинальных?
40. Укажите референтную вам группу.
41. Совместимы ли призвания человека к науке, искусству и религии?
42. В чём различие классовой, статусной и стратификационной дифференциации современного российского общества?
43. В чём различие между деятельностью людей и их взаимоотношениями?
44. Следствием какой дифференциации является средний класс: классовой, статусной, стратификационной?
45. В чём проявляется и чем обусловлен общественный прогресс?
46. Кто является личностью?
47. Что может быть альтернативой культуре?
48. Укажите на какие группы подразделяется современное русское крестьянство?
49. В чём различие между обществом и социумом?
50. Между людьми много различий, какие из них не справедливы, мешают им?
Сдано в печать «___»__________ 2009 г. Формат 60х90/16. Объем _____ Заказ _____
Тираж экз.
Компьютерная верстка: Смольников С.Н.
[1] Следует различать предмет науки и предмет социологического исследования. См. тема 3, п. 7.
[2] Близкие мысли о специфике объекта познания социологии можно встретить в трудах таких выдающихся русских ученых как П.А.Сорокин и Н.И.Кареев. Первый считал, что социология «изучает наиболее общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия» (Система социологии. Петроград, 1920, Т.1, С.22). Второй отмечал, что социология изучает характер совершающихся в обществе процессов вне зависимостей от времени и места их происхождения, т.е. то в обществе, что исторически сохраняется. (Общие основы социологии. Петроград, 1919, С. 8).
[3] Хотя еще раньше термин «социология» использовал А. Сен-Симон.
[4] О. Конт сначала называл предложенную им науку социальной физикой.
[5] Эти изменения в производительных силах становятся возможными лишь при наличии у людей необходимых для них знаний и технико-технологических средств.
[6] Всё, что касается содержания той или иной производственной деятельности, функций, связанных с её выполнением, то это изучается «технологическими» науками.
[7] Здесь мы обозначили магистральный путь исторического изменения труда, опустив сопутствующие ему зигзаги и проблемы.
[8] Другое дело, что даже для простого воспроизводство надо рожать больше.
[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1, С. 242.
[10] Напомним, что совершенными и тем самым культурными действия человека становятся только в результате следования его предписывающим образцовое выполнение этих действий стандартам.
[11] В задачи эмпирической социологии входит изучение особенностей культуры, зависящих и от общественных характеристик субъекта деятельности.
Список тем учебного курса по социологии
1. Предмет социологии…………………………………………………С. 4
2. История социологической мысли…………………………..........С. 13
3. Теоретическая и эмпирическая социология……………………С. 24
4. Социальная структура общества…………………………………С. 42
5. Социология трудовых форм социальной жизни………………С. 55
6. Социология труда……………………………………………..........С. 62
7. Социология бытодосуговых форм социальной жизни….........С. 72
8. Гендерсоциология……………………………………………..........С. 77
9. Социология семьи……………………………………………..........С. 86
10. Этносоциология…………………………………………………….С. 94
11. Топосоциология……………………………………………………С. 102
12. Социология личности……………………………………………С. 110
13. Социальная культура…………………………………………… C. 119
14. Социология экономической жизни… ……………………… ….. C.126
15. Социология политической жизни………………………………С. 134
16. Социология духовной жизни……………………………………С. 140
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 443.