Социальные проблемы труда в период перехода страны к рынку и капитализму
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    1 Труд является наиболее отвечающей сущности человека формой его социальной активности. Он занимает в жизни людей главное место. Труду они обязаны своему выделению из животного состояния. Благодаря ему возникло человеческое общество. Труд представляет собой взаимодействие людей с окружающей их природной и созданной ими вещной средой. Благодаря ему у них имеются возможности для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Под влиянием труда развиваются и сами люди.

    Для большинства людей труд – это работа по специальности, их основное жизненное призвание. В этом случае он удовлетворяет их потребность в нем. С трудом связаны многие годы жизни людей. Профессионально-трудовые достижения являются главными в оценке каждого человека. Имея их в виду, говорят о том, что человек трудом красит свое место в жизни.

    Итак, труд служит удовлетворению многочисленных потребностей людей, является средством их развития, главной сферой их жизненной активности. Но труд бывает разный, различается и в технологическом, и в социальном отношении. Труд осуществляется с помощью используемых людьми орудий труда. Труд – главным образом орудийная деятельность. Именно различиями в применяемых орудиях труда обусловлено разделение труда по профессиям и специальностям, прежде всего связанным с производством необходимых для жизни вещей, продуктов. Вместе с тем от орудий труда, их технического совершенства зависят технологические особенности труда и как следствие этого разная степень свободы работников в производственном процессе. Последняя выражается в незапрограммированном, творческом участии их в работе.

    Важной чертой труда является культура или совершенное, искусное осуществление работником трудовой деятельности. Достигается это умелым, мастерским выполнением им своей работы, осуществлением её в соответствии с принятыми в обществе стандартами. Для культуры труда требуется навык его выполнения. Брак и допускаемые работником ошибки указывают на его профессиональное бескультурье.

Важнейшее различие труда в социальном плане состоит в разной степени отчуждения от него работников. Оно является следствием принуждения людей к труду, эксплуатации, ущемления их человеческого достоинства. В наибольшей степени это характерно для общества, основанного на частной собственности – рабовладельческого, феодального, капиталистического. В условиях социализма существуют общественная и групповые формы принуждения к труду, претворяется принцип: «кто не работает – тот не ест», но такое принуждение в значительной степени преодолевается тем, что работники трудятся и на себя.

    История человечества показывает, что каждая ступень его поступательного развития ознаменовалась прогрессивным изменением труда – возрастанием степени его технологической и социальной свободы. Первая (технологическая свобода) проявлялась в использовании таких орудий труда, каждый новый тип которых (ручные орудия, машины, автоматы) связан с уменьшением применения физических сил работников и возрастанием их умственных усилий. Следствием этих изменений становилось превращение трудовой деятельности все больше в самодеятельность.[7] Вторая (социальная свобода) проявлялась в смягчении эксплуатации работников со стороны хозяев средств и орудий труда, в ослаблении форм понуждения людей к работе (от насильственного принуждения до добровольного найма).

    Нынче к существенным сдвигам в труде работников ведет, в частности, широкое использование компьютеров и интернета. Появляются возможности перейти к определенным видам работы на дому. С этим связано повышение комфортности труда, рост его производительности. Но сколько бы не улучшались условия работы, не повышалась её привлекательность, она не может стать для них развлечением.

 

    2 Социология изучает в труде его социальный аспект. Он включает в себя рассмотрение условий, содержания, характера, социальной обусловленности труда и связанного с ними трудового поведения работника. Условия труда – это обстановка на рынке труда в стране, в регионах, на отдельных предприятиях, характеризующаяся спросом и предложением на рабочую силу. К условиям труда относятся размер зарплаты, своевременная ее выдача, санитарная обстановка, техника безопасности, дизайн и др.

    Содержание труда – это то, что делает работник, какую он выполняет работу в связи с использованием определенных орудий труда. Оно указывает на то, какие при этом работнику приходится выполнять функции, операции, какова содержательность его работы. Последняя обычно связывается с ее сложностью, требующей от работника больших умственных усилий, творческого, инициативного отношения к делу. Содержание труда – это труд работника в связи с местом и ролью его в функциональном разделении труда, характеризующимся использованием им одного из трёх основных типов орудий труда: ручных орудий, машин или автоматов, и степенью его удовлетворённости такой работой. В содержании труда находит выражение отношение работника к работе.

    Особенность России в том, что в ней применяются все исторические типы технологий. Причем еще в середине 80-х годов (с тех пор положение мало изменилось) преобладал ручной труд – вручную работали 40% занятых в промышленности, 50% – в строительстве, 75% - в сельском хозяйстве. На предприятиях и стройках работники низкой квалификации (1-2 разряды) составляли 20%, средней (3-4 разряды) – 53%, высокой (5-6 разряды) – 27%. О преобладании доиндустриальной технологии свидетельствовало то, что только 6% работников были связаны с автоматизированным производством. Советский союз в то время на много отстал с использованием наукоемких технологий от западных стран и Японии.

    С учетом существующих в России технологий можно предложить группировку рабочих по функциональному содержанию труда из 5 категорий:

o рабочие, управляющие машинами – станочники, операторы;

o рабочие, в ручную дополняющие действия машин – подсобники;

o рабочие, задающие машинам определенные параметры действий – наладчики;

o рабочие, восстанавливающие способность машин к действиям – ремонтники.

    К ним можно добавить рабочих, в ручную выполняющих действия машин, – конвейерщиков. Они составляли до 1/3 всех занятых в промышленности.

    При такой структуре рабочей силы России трудно рассчитывать на успехи в подъеме своего хозяйства.

    Существует два пути совершенствования содержания труда: механизация и автоматизация производства. Первая осуществляется посредством все большого применения различных машин, механизмов. Она ведет к сокращению доли ручного труда, усложнению его технологии, повышению технической квалификации работников. Совершенствование содержания труда приводит к его облегчению, создает условия для большей удовлетворенности им и тем самым способствует ослаблению отчуждения работника от работы.

    Вторая осуществляется посредством перехода к использованию различных автоматов, роботехники, наукоемких агрегатов. В таком производстве работник освобождается от непосредственного участия в изготовлении продукта, перестает быть придатком машины. Тем самым он становится основным агентом производства и занимается его всесторонним (научным, инженерным, менеджерским) обслуживанием. Это ведет к полной ликвидации ручного физического труда и связанных с ним категории рабочих (станочников, конвейерщиков, подсобников). Важнейшим результатом автоматизации производства является усложнение содержания труда, превращение его в творческий (причём работники вынуждены так проявлять себя на работе). Их труд объективно (не только по их субъективному желанию) становится творческим. Тем самым появляется важное условие для повышения технологической свободы работников.

    Характер труда указывает на то, чем труд является для работников в связи с определенным местом их в общественном производстве. Это место различается: 1) отношением людей к собственности на орудия и средства труда (владеют они ими или нет); 2) их участием в физическом или умственном труде; 3) занятием управленческим или исполнительским трудом. Различия эти обусловлены особенностями существующего в стране общества, происходящими в нем социетальными процессами. Характер труда – это труд работника в связи с положением его в общественном разделении труда, представляющем собой трансформацию существующих в стране производственных отношений.

    Важнейшим выражением характера труда работников является их отношение к своей работе. История показывает, что оно проявляется трояко: в отношении к работе как к необходимости, как к обязанности и как к потребности. Первая указывает на то, что работники вынуждены трудиться, выполнять какую-то работу не по доброй воле. Этому дается идейное обоснование: труд – это наказание людям за их первогрех. Но причина лежит, все же, в экономических особенностях общества: труд является необходимостью прежде всего для работника, находящегося в рабской, феодальной, капиталистической зависимости. В последнем случае это относится прежде всего к тем, кто нанимается на работу не по своей охоте или делает ее, не получая удовлетворения. Вынужденным (ради повышения зарплаты) был выбор работы значительной частью людей при социализме. Сегодня он таковым является у большинства работающих. Материальные интересы работников далеко потеснили желание их делать интересную работу, которая соответствует полученной специальности и, как говорят, «приходится им по душе».

    Работа как обязанность имеет давнее обоснование. Еще древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) в своей книге «Труды и дни» писал: «Вечным законом бессмертных положено людям трудиться». В современных условиях обязанность трудиться часто закрепляться в Конституции страны; так, например, было при советской власти. Труд на общество рассматривался тогда как первейшая гражданская обязанность. Такое отношение людей к труду зависело от понимания ими его общественной важности. Уклонение от работы порицалось и наказывалось. Нынче труд не является конституционной обязанностью, и такое отношение к нему перестало быть превалирующим в обществе. Обоснование обязанности каждому человеку трудиться дается и некоторыми религиями, например, протестантской.

    Труд для работников является потребностью, когда их привлекает сама работа, ее содержание. В этом случае они бескорыстны в своем отношении к работе, она интересует их как объект приложения своих способностей, а не извлечения какой-то выгоды. Хотя материальное благополучие имеет для них немаловажное значение, они полностью отдают себя любимому делу. Чаще всего так относятся к своему труду работники высокой квалификации, люди творческих профессий: ученые, художники, артисты, бизнесмены, те из них, кого считают мастерами своего дела. Они были во все времена, немало их и сегодня. Но нынче обществу их нужно гораздо больше и прежде всего в сферах научной и производственной деятельности.

    Рассчитывать, что отношение к труду как к потребности станет следствием массового энтузиазма или высокого гражданского долга работников сегодня не приходится. Выход в совершенствовании технической базы хозяйства страны, в дальнейшем осуществлении всесторонней механизации и особенно автоматизации производства. В результате последней преодолеваются существенные различия между физическим и умственным трудом, происходит превращение труда в творческий и серьезные изменения в моральном сознании работников.

    Автоматизация высвобождает работников из процесса непосредственного участия в изготовлении продукции. Они занимаются научной, конструкторской, инженерной работой по обслуживанию и развитию предприятий. Это все творческий труд, для которого характерна высокая степень самоорганизации, самоконтроля, самодисциплины каждого работника, т.е. ответственность его перед самим собой и теми с кем он работает, осознание им значения коллективности, т.е. органичности связи личного и группового (общественного) интересов.

    Тем самым появляется реальная возможность сделать так, чтобы труд для всех работников стал потребностью, чтобы работа стала полем их самореализации. Это приведет к радикальному изменению роли труда в жизни людей – к превращению его в самодеятельый желательный вариант изменения места труда в жизни работника, исторически наиболее перспективный для него. Окончательное появление указанного типа работника мыслится путём осуществления не только технологических, но и экономических перемен, смены общественных условий жизни. Пока же в стране, вследствие ее технологической отсталости, доминирует индивидуалистский тип работника, для которого характерно преобладание в отношении к труду личного интереса.

    Социально обусловленный труд – это труд работника в связи с его этническими, половыми, возрастными и семейными особенностями, свидетельствующий, в частности, о зависимости труда от социальной характеристики работника. Особенностью этих трудовых действий работника является связь его с социальной жизнью общества. Социально обусловленный труд представляет собой ту часть социальной стороны производства, в которой реализуют себя все социальные признаки работника.

    В социологии большое место занимает анализ трудового поведения человека, выяснение его многоаспектного отношения к работе, тех проблем, которые в связи с трудовой деятельностью возникают. Труд находится в зависимости от социальных свойств работников. На работу оказывают влияние их половозрастные, семейные, национальные и другие особенности. От них зависит сам процесс трудовой деятельности и взаимоотношения в нем работников. Ими нередко вызвана проблема их социальной несовместимости и необходимости комплектования социально-однородных бригад или формирования их с учетом положительных возможностей социально-психологических качеств отдельных работников. Ими могут быть их возрастные (жизненный опыт), этнические особенности, образованность, высокая профессиональная квалификация.

    В большой мере труд работника зависит от внутренних и внешних побуждений его к работе, т.е. от мотивов и стимулов труда. Первые являются выражением присущих ему социальных интересов, ценностных ориентаций, установок. К основным мотиваторам труда относят: достижение работником поставленной цели (например, желанного денежного вознаграждения) и удовлетворенность им содержанием своей работы. Последняя зависит и от содержания, и от характера его труда – от той технической и социальной свободы, которой он обладает в процессе трудовой деятельности. Вторые (стимулы) являются результатом усвоения (принятия) работником побуждающих его к эффективному труду факторов. Ими являются разные материальные и моральные поощрения. Например, в фирмах «Форд», «Дженерал Моторс» и других материальные поощрения за повышение работником качества продукции, производительности труда, экономию сырья достигают 1/3 его заработка и даются в виде дорогих подарков, туристических путевок, приглашений на публичные мероприятия и праздники.

    Как показывают опросы в России, сейчас для работников предпочтительнее ориентация на труд как источник материального благосостояния. Работа интересна прежде всего с точки зрения размера ее оплаты (свыше 70% опрошенных). Зарплата является главным мотиватором отношения людей к труду, главным критерием получения от него удовлетворения. Ориентация на интересную работу, на удовлетворение от такой работы высоко не котируется. Характерно, что различия в трудовой мотивации связаны с существующей в обществе социально-экономической и профессионально-квалификационной дифференциацией. Так, ориентированы на труд как источник материального благополучия прежде всего те респонденты (их свыше половины), жизненный уровень которых ниже или в районе черты бедности, а также рабочие низкой квалификации. И ,напротив, среди ориентированных на интересную работу значительно больше респондентов, живущих в достатке, рабочих высокой квалификации и специалистов.

 

    3 В труде рабочих, служащих, ИТР, вследствие отмеченных выше особенностей их работы существует много проблем. Они связаны с самим производственным процессом и имеют частное и общественное значение. К числу первых относятся проблемы с профессиональной и социальной адаптацией работника – приспособлением его к новым условиям труда на предприятии, к тем людям, с которыми ему приходится работать. Особую сложность представляет постижение им социально-экономических особенностей современного производства, обусловленных требованиями рыночного хозяйства. Они касаются прежде всего его положения в качестве наемного работника, который по контракту продает свои способности выполнять какую-то работу и профессиональная карьера которого (при всех оговорках) зависит от работодателя. Как в этих условиях противиться произволу хозяина или администрации в отношении себя, как отстаивать свое человеческое достоинство и не потерять при этом работу?

    Эти вопросы осложняют адаптацию работника к предприятию, отражаются на его отношении к работе. Для очень многих работа становится делом сугубо функциональным (труд только ради денег), не приносит им полного удовлетворения. Между тем его могут доставить: содержание труда, хороший социально-психологический климат на предприятии, его современное техническое оснащение, возможность продвигаться по службе, льготное получение жилья. Но такая мотивация труда нынче, по существу, отсутствует.

    Важнейшим негативным следствием этого является нежелание работников действовать инициативно, трудиться охотно, заинтересованно. Более того, широко распространенным явлением стал рестрикционизм – плохая работа, работа с прохладцей. Она проявляется в нерадивом отношении работника к своим обязанностям и потому ведет к плохому качеству изготовляемой им продукции, к низкой производительности его труда. Проблема эта давняя и причины у нее разные. Не так давно ее связывали с уравниловкой в оплате труда, с отсутствием эффективного механизма материального стимулирования работников. Сегодня сохранение рестрикционизма связывают с живучестью дурных традиций. При этом, однако, упускают, что на феномен плохой работы серьезно обратили внимание еще сто лет назад и с тех пор пытаются решить эту проблему, прибегая к разным научным ее интерпретациям и рекомендациям. Одни, в частности Ф. Тейлор, исходили из того, что человек по природе своей ленив, и потому в качестве единственного стимула улучшения его работы предлагали использовать денежное вознаграждения. Другие (Э.Мэйо) придавали решающее значение улучшению условий труда, позволяющих раскрыться личным качествам работников, помогающих производственным группам стать коллективами. Третьи (Д.Макгрегор) считают, что труд естествен для человека. Но он будет проявлять инициативу и стараться работать, если его интересы будут совпадать с целями предприятия. Для этого надо создать самоуправляемые производственные группы, дать возможность их представителям участвовать вместе с менеджерами в решении вопросов по управлению фирмы.

    Одна из причин рестрикционизма в России в том, что труд для значительной части людей потерял свою ценность, они перестали его уважать. Труд, особенно в молодежной среде, не числится среди основных жизненных ценностей. Молодые считают непрестижным работать на производстве. Причин этому много, в том числе крайне низкая зарплата (в 4–5 раз ниже оплаты труда на Западе). В немалой степени падению престижа труда способствует постоянное внушение молодым людям, что главной их целью должна быть подготовка к тому, чтобы выгоднее себя продать. Это является выражением антигуманного отношения к труду, такого взгляда на него, согласно которому он является только источником дохода. В этом случае труд отчуждается от человека, не является для него главной сферой его самореализации. Индивид относится к работе функционально: его интересует только ее оплата, а не она сама, не возможность получить удовлетворение от самого трудового процесса. Последнее появится только тогда, когда работа позволит работнику проявлять себя инициативно, творчески, когда ее оплата не будет унижать его человеческого достоинства. Следствием этого станет радикальное изменение отношения работника к труду. Поэтому проблема гуманизации труда является сегодня для нашего общества одной из самых актуальных.

Общей для страны проблемой является недостаточно высокая культура труда значительной части россиян, т.е. неумение их хорошо работать. Это выражается в плохом качестве производимой продукции и предоставляемых услуг и как следствие – в их низкой конкурентной способности. Причины бескультурья многообразны: от низкой оплаты труда до плохой профессиональной выучки, от поиска работниками якобы наиболее экономного решения до надежды их на русское «авось».

Весьма острой для общества проблемой является односторонняя профессионализация людей труда, заинтересованность предпринимателей (работодателей) лишь в способности работника к той или иной работе. Профессиональное образование в России нацелено на обеспечение бизнеса прежде всего квалифицированной рабочей силой. Между тем в век НТР и перехода к постиндустриальному обществу современное производство может успешно развиваться только усилиями рабочих и ИТР, имеющих широкую интеллектуальную подготовку. Именно эти люди в состоянии обо всём в мире иметь осмысленное мнение. Одно из двух: либо к делу подготовки кадров следует подходить с точки зрения общества, либо с позиций ограниченного классового интереса.

Основные понятия темы:

    Условия труда. Функциональное содержание труда. Социальный характер труда. Ручной труд. Механизированный труд. Труд в системе автоматизированного производства. Основные категории рабочих: станочники, подсобники, ремонтники, наладчики, конвейерщики. Научно-технический прогресс. Общественный прогресс. Механизация. Автоматизация. Труд по необходимости. Труд по обязанности. Труд по потребности. Сложный и простой труд. Управленческий и исполнительский труд. Умственный и физический труд. Отчуждение труда. Гуманизация труда. Технологическая, экономическая и социальная стороны труда. Социальные проблемы труда. Трудовой коллектив. Рестрикционизм. Социально-психологический климат на предприятии. Социальная и профессиональная адаптация. Трудовая мотивация. Стимулы труда (материальные, моральные). Удовлетворенность трудом.

 

Таблица № 1.

              Тип технологии                     Система: орудие труда - работник

 

           

Доиндуст-   Ручное произ-                       Работник (РБ) Связь работника

       риальная          водство (Р)    Р     РБ   занимает-   с орудием труда

       технология                                                         ся непос-     непрерывная

                                                                                         редствен-       

                                                                                     ным изго-                                                                                                               товлением        Дискретная

       Индуст-        Машинизи-                            продукта

       риальная           рованное      М РБ                           

       технология       произ-во (М)                

 


       Постиндуст-    Автоматизи-    А            Работник не занимается

       риальная      рованное                              непосредственным из-

       (наукоемкая)   производство            РБ готовлением продукта  

       технология           (А) 

 


Схема № 1.

 

Содержание, характер труда и факторы их детерминации

СТ
НТП
СП
ХТ

 

 


                                  

 

 

                       

 

СТ - содержание труда

ХТ - характер труда

НТП - научно-технический прогресс

СП - социальный прогресс


Таблица № 2.

Основные социальные аспекты (проблемы) труда

 

Мотивация труда Трудовая адаптация Рестрикционизм Профессиональная мобильность Трудовые интеракции Трудовые конфликты Удовлетворенность трудом Отношение к труду

Таблица № 3. Мотивы отношения к работе, занимающие первые места

 


                  До реформы    

                       

ü Содержание труда

ü Зарплата

ü Социальные льготы

ü Условия труда

 

 




Сегодня

 

ü Зарплата

ü Возможность приработка       

(дполонительного дохода)

ü Условия труда

 



Вопросы

 

1. В чём различие функционального содержания и социального характера труда?

2. Какие существуют мотиваторы труда? Каким из них нынче отдается предпочтение в нашей стране и почему? 

3. Решает ли высокая оплата работы проблему отчуждения труда? Обоснуйте ответ.

4. В чем различие православной и протестантской этики труда?

5. В чем различие творческого и репродуктивного труда?

ТЕМА 7

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.