Преподавание в начальных классах»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преподавание в начальных классах»

по программе углубленной подготовки

 

РАССМОТРЕНО

на заседании профильной цикловой комиссии

преподавание в начальных классах

протокол 28.08.2018 №1

Председатель___________/О.Ю. Малачинская/

 

 

Санкт-Петербург

2018

       Методические рекомендации по производственной практике «Полная неделя пробных уроков» ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования по программе углубленной подготовки разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 1353; учебного плана по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  «Преподавание в начальных классах» по программе углубленной подготовки, утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 192-о

Квалификация: учитель начальных классов

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1

Разработчики:

Малачинская О.Ю., преподаватель педагогики высшей квалификационной категории ГБПОУ некрасовского педколледжа №1, к.п.н, методист.

Рецензент: Шевелев Александр Николаевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и андрогогики СПб Академии постдипломного педагогического образования. Член Совета по образованию СПбСУ.

Пособие содержит методические советы и рекомендации по организации производственной практики на выпускном курсе. Рекомендации составлены в соответствии с содержанием «Педагогического дневника», с которым работают обучающиеся в период практики. Это значительно облегчит методисту организацию работы с дневником. В настоящем пособии методист найдет необходимую информацию по тем практическим заданиям, которые необходимо выполнить обучающимся, узнает алгоритм выполнения этих заданий, правильно спланирует самостоятельную работу студента.

Пособие предназначено администрации, учителям школ, всем преподавателям, организующим производственную практику выпускных курсах по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» «Полная неделя пробных уроков» ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования.


Пояснительная записка

       Согласно п.7.13 ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по программе углубленной подготовки практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с

будущей профессиональной деятельностью.  

       Дневник по практике «Полная неделя пробных уроков» разработан на основе рабочей программы учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01. «Преподавание по программам начального общего образования» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. №1353, учебного плана по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» по программе углубленной подготовки, утвержденного приказом директора от от 31.08.2018 № 192-о.

        Цель практики: создание условий, приближенных к реальным, благоприятных для формирования профессиональных компетенций будущих учителей

Задачи практики. В завершении практики Вам предстоит получить опыт:

· изучения календарно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы;

· определения цели и задач планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;

· проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

· наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем производственной практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

· ведения учебной документации.

В процессе практики Вам нужно учиться:

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- вести диалог с учителем по вопросам организации урочной деятельности;

- анализировать организацию уроков.

Продолжительность производственной практики: 1 неделя (36 часов). 

Производственная практика реализуется в рамках освоения следующих общих[1] и профессиональных[2] компетенций:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

По итогам практики выставляется дифференцированный зачет. Для его получения необходимо сдать методисту следующую отчетную документацию:

1) педагогический дневник (печатный вариант дневника по практике сдается в учебную часть, как документ, подтверждающий освоение задач практики);

2) портфолио с документами:

       Общие сведения.

1. Титульный лист

- Наименование образовательного учреждения

- Информация об авторе портфолио

2. Сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, с определением его цели и задач

3. Наименование профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

4. Перечень наименований ПК и ОК, формируемых в процессе освоения профессионального модуля.

Обязательные документы:

1. Аттестационный лист по производственной практике «Полная неделя пробных уроков».

2. Характеристика с практики «Полная неделя пробных уроков».

3. Отчет о прохождении практики «Полная неделя пробных уроков».

4. Конспекты всех проведенных уроков:

· Русский язык (или Обучение грамоте)

· Литературное чтение

· Математика

· Окружающий мир

· Изобразительное искусство

· Технология

· Музыка (по желанию)

· Физическая культура (по желанию)

5. Заполненные карты оценки уроков учителем.

6. Самоанализы уроков по предложенной схеме в технологической карте урока. Оценка их учителем.

7. А нализы 3 просмотренных уроков своих однокурсниц. Оценка их методистом.

8. Диагностические карты проведенных уроков. Оценка их методистом.

9. Задания для осуществления педагогического контроля по темам проведенных уроков с разными уровнями дифференциации заданий (для учеников, имеющих трудности в обучении, для одаренных детей). Образцы выполнения этих заданий детьми. Оценка их методистом.

Содержание практики

Дата Содержание практики Кол-во часов
Дни 1-2 1. Конференция «Цели, задачи и основное содержание практики «Полная неделя пробных уроков». 2. Проведение собеседования с администрацией ОУ и учителем класса по вопросам организации урочной деятельности в классе. Заполнение визитной карточки СОШ. Заполнение общих сведений о классе. 3. Знакомство с КТП, программой обучения данного класса. Заполнение расписания уроков данного класса. Составление графика проведения уроков. 4. Получение консультации у учителя по проведению уроков. 5. Разработка конспектов уроков, заполнение технологических карт уроков.     12 часов
 Дни 3-4    1. Составление диагностических  карт планируемых уроков.  2. Составление заданий для осуществления педагогического контроля по темам планируемых уроков с разными уровнями дифференциации заданий (для учеников, имеющих трудности в обучении, для одаренных детей). Оформление образцов выполнения этих заданий детьми. 3. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
 Дни 5-6 1. Проведение уроков / наблюдение уроков. 2. Проведение самоанализа проведенного урока с руководителем педагогической практики, учителем. 3. Проведение анализа просмотренных уроков сокурсников с руководителем педагогической практики, учителем. 4. Описание 10 приемов обучения, которые вы наблюдали на просмотренных уроков. 5. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
  Дни 7-8     1. Проведение уроков / наблюдение уроков. 2. Проведение самоанализа проведенного урока с руководителем педагогической практики, учителем. 3. Проведение анализа просмотренных уроков сокурсников с руководителем педагогической практики, учителем. 4. Описание 10 приемов обучения, которые вы наблюдали на просмотренных уроков. 5. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
Дни 9-10 1. Проведение уроков / наблюдение уроков. 2. Проведение самоанализа проведенного урока с руководителем педагогической практики, учителем. 3. Проведение анализа просмотренных уроков сокурсников с руководителем педагогической практики, учителем. 4. Описание 10 приемов обучения, которые вы наблюдали на просмотренных уроков. 5. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
Дни 11-12 1. Оформление отчетной документации по практике: ü Аттестационный лист по производственной практике «Полная неделя пробных уроков». ü Характеристика с практики «Полная неделя пробных уроков». ü Отчет о прохождении практики «Полная неделя пробных уроков». 2. Самоанализ профессиональной деятельности. 3. Рефлексия по итогам практики «Полная неделя пробных уроков» и аттестация. 4. Итоговая портфолио-конференция  по итогам практики по теме «Полная неделя пробных уроков: проблемы и возможности».     12 часов

Содержание работы:

ДНИ 1-2.

                                          

Содержание:

1. Конференция «Цели, задачи и основное содержание практики «Полная неделя пробных уроков» .

2. Проведение собеседования с администрацией ОУ и учителем класса по вопросам организации урочной деятельности в классе. Заполнение визитной карточки СОШ. Заполнение общих сведений о классе.

3. Знакомство с КТП, программой обучения данного класса. Заполнение расписания уроков данного класса. Составление графика проведения уроков.

4. Получение консультации у учителя по проведению уроков.

5. Разработка конспектов уроков, заполнение технологических карт уроков.

 

Задание 3. Познакомьтесь с КТП, программой обучения данного класса. Заполните расписание уроков данного класса. Составьте график проведения уроков.

Методисту необходимо организовать встречу обучающихся классными руководителями класса.

Для выполнения этого задания необходимо изучить расписание  уроков.

В этот день обучающиеся берут полную консультацию об уроках у учителя.

ДНИ 3-4.

Содержание:

1. Составление диагностических  карт планируемых уроков. 

2. Составление заданий для осуществления педагогического контроля по темам планируемых уроков с разными уровнями дифференциации заданий (для учеников, имеющих трудности в обучении, для одаренных детей). Оформление образцов выполнения этих заданий детьми.

3. Оформление необходимой документации для портфолио.

 

ВАЖНО!

Необходимо обратить внимание обучающихся на критерии оценивания заданий.

Задание 1. Разработайте технологические карты уроков (возможные варианты предметов: математика, русский язык, физическая культура, изобразительное искусство, технология, окружающий мир, литературное чтение, музыка, физическая культура) по определенному УМК. (Приложение 1).

Методист может напомнить о целеполагании, о типах уроков, о метапредметных результатах.

Типы уроков по ФГОС

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

· Мотивационный этап.

· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

· Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

· Первичное закрепление нового знания.

· Самостоятельная работа и проверка по эталону.

· Включение в систему знаний и умений.

· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

· Мотивационный этап.

· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

· Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

· Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

· Обобщение выявленных затруднений.

· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

· Включение в систему знаний и умений.

· Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

· Самоопределение.

· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

· Постановка учебной задачи, целей урока.

· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

· Реализация выбранного проекта.

· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

· Этап рефлексии деятельности.

Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

· Мотивационный этап.

· Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

· Фиксирование локальных затруднений.

· Создание плана по решению проблемы.

· Реализация на практике выбранного плана.

· Обобщение видов затруднений.

· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

· Решение задач творческого уровня.

· Рефлексия деятельности.

Таблица целеполагания

Цели должны быть конкретны, измеримы, достижимы, уместны, согласованы во времени.

Цели обращены к обучающимся, формулируются в категориях деятельности с учетом стандартов деятельности.

 

Уровень цели Ключевые слова и фразы.
1 . Знание (эта категория означает запоминание и воспроизведение) Перечислите, сформулируйте, докажите, опишите, назови­те, установите, соотнесите.
2. Понимание (показателями спо­собности понимать может слу­жить преобразование материала, интерпретация, предположение) Интерпретируйте словесный материал в схемы, графики; преобразуйте словесный материал в математические вы­ражения, схемы, таблицы. Обоснуйте, выявите, выделите, определите; суммируйте, объясните смысл, покажите взаимосвязь.
3. Применение (умение использо­вать изученный материал в кон­кретных условиях и новых ситуа­циях) Продемонстрируйте, примените, выберите вариант, вос­пользуйтесь, решите, смоделируйте, спрогнозируйте, сформируйте.  
4. Анализ (Эта категория означает умение разбить материал на со­ставляющие так, чтобы ясно вы­ступала его структура) Оцените, проанализируйте, найдите ошибки в логике рас­суждений, сделайте предположение, объясните причины, сравните, объясните как и почему, классифицируйте.
5. Синтез (эта категория обозна­чает умение комбинировать эле­менты, чтобы получить целое, об­ладающее новизной) Творческая работа, сочинение, план решения, проблемы, план эксперимента. Предположите, придумайте, установите причины, предпо­ложите закономерности, сделайте вывод, обобщите.
6. Оценка (умение оценивать зна­чение того или иного материала) Оцените: логику построения материала, соответствие вы­водов имеющимся данным, установите критерии, выбери­те лучший вариант, выберите лучшее, интересное реше­ние. Выскажите свое мнение, обсудите за и против.

Коммуникативные

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

 

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине.  3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.  

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.  

4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.          

Задание 2.

Часть А. Заполните диагностическую карту к планируемым урокам по выбранным темам: укажите предметный результат, проверяемый каждым заданием в уроке. (Приложение 2).

Педагогического контроля

Критерии Баллы Фактич. баллы
Содержание заданий итогового контроля деятельности младших школьников на уроке по данной теме соответствует цели и задача урока. 1  
Содержание заданий итогового контроля деятельности младших школьников на уроке по данной теме соответствует требованиям дифференциации обучения для отдельных обучающихся (для учеников, имеющих трудности в обучении, для одаренных детей). 2  
Разработано оптимальное количество заданий по заданной теме и обнаруживается их смысловое единство 1  
Представлено грамотное оформление образца выполнения заданий детьми. 1  
ИТОГО: 5  

 


 ДНИ 5-10.

                              

Задание 1. (в зависимости от расписания планируемых уроков)

Проведите запланированные уроки, предложите оценить проведенные уроки учителю или методисту по карте оценки. (Приложение 3). Проведите и оформите самоанализ проведенных уроков. (в технологической карте урока)

Посетите уроки своих сокурсниц. Проведите и оформите анализ просмотренных уроков в свободной форме на листах А4. (Образец оформления смотри в Приложении 4).


Карта оценки анализа урока

Критерии Баллы Факт. кол. баллов
Глубина и точность анализа урока. 1  
Обоснованность и аргументированность выводов в процессе анализа 1  
Сформулированы предложения по совершенствованию и коррекции урока. 1  
Точное использование научной терминологии при анализе. 1  
ИТОГО: 4  

 


ДНИ 11-12.

Содержание:

1. Оформление отчетной документации по практике:

ü Аттестационный лист по производственной практике «Полная неделя пробных уроков».

ü Характеристика с практики «Полная неделя пробных уроков».

ü Отчет о прохождении практики «Полная неделя пробных уроков».

2. Самоанализ профессиональной деятельности.

3. Рефлексия по итогам практики «Полная неделя пробных уроков» и аттестация.

4. Итоговая портфолио-конференция  по итогам практики по теме «Полная неделя пробных уроков: проблемы и возможности».


Задание 1.

Получить

ü Аттестационный лист по производственной практике «Полная неделя пробных уроков».

ü Характеристику с практики «Полная неделя пробных уроков».

Составить отчет о прохождении практики «Полная неделя пробных уроков».

Задание 2.

 2.1. Когда-то А.М Горький сказал: «…уж и маленькая победа над собой делает человека намного сильней». Какими своими педагогическими победами можете гордиться вы? Написать эссе.

 


Структура эссе

1. Титульный лист.

2. Введение (суть и обоснование выбора данной темы).

3. Основная часть:

- тезис, аргументы.

- тезис, аргументы.

4. Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме).

Критерии оценки эссе:

Уровень достижений Основная презентация Объяснения, аргументация
Образцовый (4 балла) - Обеспечивает ясное и обстоятельное введение и обоснование - Отвечает на вопрос - Представляет логичные аргументы - Использует приемлемый стиль и грамматику - Демонстрирует точное и полное понимание вопроса - Использует разнообразную аргументацию, примеры и данные, подкрепляющие выводы.
Качественный (3 балла) - Достаточно качественное, но менее обстоятельное (1-2 ошибки) - Менее детально, но достаточно точно - Использует только один аргумент и пример, который подкрепляет вывод
Адекватный (2 балла) - Не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится - Аргументирует до определённой степени релевантно* - Некоторые аргументы вполне логичны. - Использует адекватный стиль и грамматику (более 2-х ошибок) - Демонстрирует минимальное понимание вопроса. Использует незначительное число возможных идей в поддержку своей аргументации
Нуждается в улучшении (1 балл) - Не отвечает на вопрос - Не даёт релевантных аргументов - Не демонстрирует логики и последовательности - Не находит приемлемого стиля и грамматики - Не демонстрирует понимания вопроса - Не приводит доказательств, подтверждающих ответ на вопрос
Нет ответа (0 баллов)

*релевантность -  степень соответствия запроса полученным результатам.

Пример: Вы запрашиваете в каком-либо источнике информацию. Ваш ответ будет тем более точен, чем выше степень релевантности (точности!) Вашего запроса.

Задание 4. Примите участие в портфолио-конференции.

 

 




Группа - «Проведение урока»

       Задание: Изучить экспертные оценки проведенных уроков, сформулировать основные проблемы, затруднения, испытывающие обучающимися. Предложить пути решения этих проблем. Оценить портфолио каждого студента (оценочный лист).

Примерный алгоритм выступления:

  1. Мы изучили ……. количество экспертных оценок уроков.
  2. Максимальный балл имеют по урокам …… количество студентов: (перечислить ФИО)
  3. Низкий уровень проведения уроков был отмечен у ______ количества студентов.
  4. Не испытывают затруднения при _____________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Наибольшие затруднения студенты испытывают ….. Это говорит о ……
  6. Основными проблемами в проведении уроков мы считаем
  7. Решение проблемы мы видим в ______________________________________


Группа - «Аналитики»

       Задание: Изучить проведенные анализы уроков и самоанализы. Сформулировать основные проблемы, затруднения, испытывающие обучающимися при анализе и самоанализе уроков. Оценить портфолио каждого студента (оценочный лист).

Примерный алгоритм выступления:

  1. Мы изучили …
  2. На наш взгляд… (дать оценку).
  3. Анализ урока на достаточно высоком профессиональном уровне (глубокий и точный, обоснованный, ) провели _____________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отмечается низкий уровень проведения анализа, несформированность соответствующей компетенции у ______________студентов.
  5. Основные проблемы при проведении анализа и самоанализа урока мы видим ______________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. В качестве предложений по совершенствованию и коррекции своего урока называют _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. В качестве предложений по совершенствованию и коррекции урока своего товарища называют _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


[1] Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

[2] Профессиональная компетенции (ПК) – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности


Преподавание в начальных классах»

по программе углубленной подготовки

 

РАССМОТРЕНО

на заседании профильной цикловой комиссии

преподавание в начальных классах

протокол 28.08.2018 №1

Председатель___________/О.Ю. Малачинская/

 

 

Санкт-Петербург

2018

       Методические рекомендации по производственной практике «Полная неделя пробных уроков» ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования по программе углубленной подготовки разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 1353; учебного плана по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  «Преподавание в начальных классах» по программе углубленной подготовки, утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 192-о

Квалификация: учитель начальных классов

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1

Разработчики:

Малачинская О.Ю., преподаватель педагогики высшей квалификационной категории ГБПОУ некрасовского педколледжа №1, к.п.н, методист.

Рецензент: Шевелев Александр Николаевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и андрогогики СПб Академии постдипломного педагогического образования. Член Совета по образованию СПбСУ.

Пособие содержит методические советы и рекомендации по организации производственной практики на выпускном курсе. Рекомендации составлены в соответствии с содержанием «Педагогического дневника», с которым работают обучающиеся в период практики. Это значительно облегчит методисту организацию работы с дневником. В настоящем пособии методист найдет необходимую информацию по тем практическим заданиям, которые необходимо выполнить обучающимся, узнает алгоритм выполнения этих заданий, правильно спланирует самостоятельную работу студента.

Пособие предназначено администрации, учителям школ, всем преподавателям, организующим производственную практику выпускных курсах по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» «Полная неделя пробных уроков» ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования.


Пояснительная записка

       Согласно п.7.13 ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по программе углубленной подготовки практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с

будущей профессиональной деятельностью.  

       Дневник по практике «Полная неделя пробных уроков» разработан на основе рабочей программы учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01. «Преподавание по программам начального общего образования» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. №1353, учебного плана по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» по программе углубленной подготовки, утвержденного приказом директора от от 31.08.2018 № 192-о.

        Цель практики: создание условий, приближенных к реальным, благоприятных для формирования профессиональных компетенций будущих учителей

Задачи практики. В завершении практики Вам предстоит получить опыт:

· изучения календарно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы;

· определения цели и задач планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;

· проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

· наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем производственной практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

· ведения учебной документации.

В процессе практики Вам нужно учиться:

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- вести диалог с учителем по вопросам организации урочной деятельности;

- анализировать организацию уроков.

Продолжительность производственной практики: 1 неделя (36 часов). 

Производственная практика реализуется в рамках освоения следующих общих[1] и профессиональных[2] компетенций:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

По итогам практики выставляется дифференцированный зачет. Для его получения необходимо сдать методисту следующую отчетную документацию:

1) педагогический дневник (печатный вариант дневника по практике сдается в учебную часть, как документ, подтверждающий освоение задач практики);

2) портфолио с документами:

       Общие сведения.

1. Титульный лист

- Наименование образовательного учреждения

- Информация об авторе портфолио

2. Сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, с определением его цели и задач

3. Наименование профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

4. Перечень наименований ПК и ОК, формируемых в процессе освоения профессионального модуля.

Обязательные документы:

1. Аттестационный лист по производственной практике «Полная неделя пробных уроков».

2. Характеристика с практики «Полная неделя пробных уроков».

3. Отчет о прохождении практики «Полная неделя пробных уроков».

4. Конспекты всех проведенных уроков:

· Русский язык (или Обучение грамоте)

· Литературное чтение

· Математика

· Окружающий мир

· Изобразительное искусство

· Технология

· Музыка (по желанию)

· Физическая культура (по желанию)

5. Заполненные карты оценки уроков учителем.

6. Самоанализы уроков по предложенной схеме в технологической карте урока. Оценка их учителем.

7. А нализы 3 просмотренных уроков своих однокурсниц. Оценка их методистом.

8. Диагностические карты проведенных уроков. Оценка их методистом.

9. Задания для осуществления педагогического контроля по темам проведенных уроков с разными уровнями дифференциации заданий (для учеников, имеющих трудности в обучении, для одаренных детей). Образцы выполнения этих заданий детьми. Оценка их методистом.

Содержание практики

Дата Содержание практики Кол-во часов
Дни 1-2 1. Конференция «Цели, задачи и основное содержание практики «Полная неделя пробных уроков». 2. Проведение собеседования с администрацией ОУ и учителем класса по вопросам организации урочной деятельности в классе. Заполнение визитной карточки СОШ. Заполнение общих сведений о классе. 3. Знакомство с КТП, программой обучения данного класса. Заполнение расписания уроков данного класса. Составление графика проведения уроков. 4. Получение консультации у учителя по проведению уроков. 5. Разработка конспектов уроков, заполнение технологических карт уроков.     12 часов
 Дни 3-4    1. Составление диагностических  карт планируемых уроков.  2. Составление заданий для осуществления педагогического контроля по темам планируемых уроков с разными уровнями дифференциации заданий (для учеников, имеющих трудности в обучении, для одаренных детей). Оформление образцов выполнения этих заданий детьми. 3. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
 Дни 5-6 1. Проведение уроков / наблюдение уроков. 2. Проведение самоанализа проведенного урока с руководителем педагогической практики, учителем. 3. Проведение анализа просмотренных уроков сокурсников с руководителем педагогической практики, учителем. 4. Описание 10 приемов обучения, которые вы наблюдали на просмотренных уроков. 5. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
  Дни 7-8     1. Проведение уроков / наблюдение уроков. 2. Проведение самоанализа проведенного урока с руководителем педагогической практики, учителем. 3. Проведение анализа просмотренных уроков сокурсников с руководителем педагогической практики, учителем. 4. Описание 10 приемов обучения, которые вы наблюдали на просмотренных уроков. 5. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
Дни 9-10 1. Проведение уроков / наблюдение уроков. 2. Проведение самоанализа проведенного урока с руководителем педагогической практики, учителем. 3. Проведение анализа просмотренных уроков сокурсников с руководителем педагогической практики, учителем. 4. Описание 10 приемов обучения, которые вы наблюдали на просмотренных уроков. 5. Оформление необходимой документации для портфолио.     12 часов
Дни 11-12 1. Оформление отчетной документации по практике: ü Аттестационный лист по производственной практике «Полная неделя пробных уроков». ü Характеристика с практики «Полная неделя пробных уроков». ü Отчет о прохождении практики «Полная неделя пробных уроков». 2. Самоанализ профессиональной деятельности. 3. Рефлексия по итогам практики «Полная неделя пробных уроков» и аттестация. 4. Итоговая портфолио-конференция  по итогам практики по теме «Полная неделя пробных уроков: проблемы и возможности».     12 часов

Содержание работы:

ДНИ 1-2.

                                          

Содержание:

1. Конференция «Цели, задачи и основное содержание практики «Полная неделя пробных уроков» .

2. Проведение собеседования с администрацией ОУ и учителем класса по вопросам организации урочной деятельности в классе. Заполнение визитной карточки СОШ. Заполнение общих сведений о классе.

3. Знакомство с КТП, программой обучения данного класса. Заполнение расписания уроков данного класса. Составление графика проведения уроков.

4. Получение консультации у учителя по проведению уроков.

5. Разработка конспектов уроков, заполнение технологических карт уроков.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.